Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XXIIi. Правовой режим экологически неблагополучных территорий 3 страница




Закон допускает возможность ограничения или даже запреще­ния деятельности индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, при отсутствии технической или иной возможности обеспечить без-

548 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

опасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

Для обеспечения экологически корректного обращения с отхо­дами применяются такие организационно-правовые меры, как:

• лицензирование;

• нормирование;

• учет и отчетность;

• ведение государственного кадастра;

• контроль (государственный, производственный и обществен­ный);

• юридическая ответственность.

Применяются также меры экономического регулирования об­ращения с отходами.

В соответствии с законодательством только на основании ли­цензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся, в частности, любая дея­тельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов; и др.

Конкретные требования о лицензировании деятельности в данной сфере устанавливаются рядом подзаконных актов, основ­ным из которых является Положение о лицензировании деятель­ности по обращению с опасными отходами, утвержденное Прави­тельством РФ от 20 мая 1999 г.

Лицензия (разрешение) на осуществление деятельности по об­ращению с отходами выдается Министерством природных ресур­сов РФ и его территориальными органами в порядке, установлен­ном вышеуказанным Положением о лицензировании деятельнос­ти по обращению с опасными отходами.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением природоохранной деятельности в Россий­ской Федерации. Оно стало развиваться с принятием Закона об отходах производства и потребления. Закон предусматривает два вида нормативов — образования отходов и лимиты на их разме­щение.

Норматив образования отходов определяет установленное ко­личество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

(объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно до­пустимое количество отходов конкретного вида, которые разре­шается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической об­становки данной территории.

Конкретные требования, касающиеся этих нормативов, опре­деляются Правилами разработки и утверждения нормативов об­разования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Правила устанавливают разные подходы к разработке проек­тов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами. В обеих ситуациях проекты нор­мативов образования отходов и лимитов на размещение конкрет­ного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юри­дическими лицами. Эта работа ведется на основании методичес­ких указаний Министерства природных ресурсов РФ.

В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представля­ются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. Что касается осуществляемой деятельности по обращению с отходами, то разработка проектов нормативов и представление их на утверждение проводятся в сроки, определен­ные Министерством природных ресурсов РФ. Представленные проекты нормативов утверждаются соответствующим территори­альным органом Министерства природных ресурсов РФ. В месяч­ный срок эти органы принимают решение об утверждении лими­тов на размещение отходов или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение раз­ный и зависит как от видов деятельности, при которой образуют­ся отходы, места ее осуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливают­ся сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения инди­видуальными предпринимателями и юридическими лицами не­изменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанав­ливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно. Лимиты на

•ь.

550 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

размещение опасных отходов для индивидуальных предпринима­телей и юридических лиц устанавливаются на срок действия ли­цензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Важную роль в информационном обеспечении корректного об­ращения с отходами играют учет и отчетность в области обраще­ния с отходами, паспортизация опасных отходов и государствен­ный кадастр отходов.

На индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Законом возложена обязанность вести учет образовавшихся, ис­пользованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Поря­док такого учета устанавливают специально уполномоченные фе­деральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок ста­тистического учета в области обращения с отходами — специаль­но уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Материалы учета сохраняются субъектами, осуществляющими деятельность в области обраще­ния с отходами, в течение срока, определенного специально упол­номоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Эти субъекты обязаны представлять отчеты о своей деятель­ности по обращению с отходами. Порядок и сроки их представле­ния определяются специально уполномоченным федеральным ор­ганом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отхода­ми. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, со­ставе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкрет­ных объектах их размещения, технологиях их использования и обезвреживания.

На основании предоставляемой индивидуальными предприни­мателями и юридическими лицами, осуществляющими деятель­ность в области обращения с отходами, информации Министерст­во природных ресурсов РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут го­сударственный кадастр отходов. Государственный кадастр от­ходов ведется по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и вклю­чает федеральный классификационный каталог отходов, государ-

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

ственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отхо­дов различных видов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов и прове­дения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.

Меры экономического регулирования обращения с отходами включают программы в области обращения с отходами, плату за размещение отходов, меры экономического стимулирования дея­тельности в области обращения с отходами.

Закон предусматривает разработку программ в области обра­щения с отходами на федеральном и региональном уровнях. Такие программы разрабатываются в целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезврежи­ванию и размещению. При этом учитывается состояние окружаю­щей природной среды, а также уровень социально-экономическо­го развития территорий. Ответственными за разработку программ являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Реализация программ фи­нансируется в соответствии с законодательством РФ и законода­тельством субъектов Федерации.

Плата за размещение отходов является важнейшим элемен­том экономического механизма охраны окружающей среды и раз­новидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц, в процессе деятельности которых образуются твер­дые отходы. Регулируется взимание платы Законами об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, На­логовым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы за разме­щение отходов различаются с учетом экологической обстановки на той или другой территории. Дифференцированные ставки платы устанавливаются органами исполнительной власти субъек­тов РФ по согласованию со специально уполномоченными феде­ральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Законом об отходах производства и потребления предусмотре­ны меры экономического стимулирования деятельности в облас­ти обращения с отходами. Экономическое стимулирование дея­тельности в данной сфере осуществляется посредством:

• понижения размера платы за размещение отходов индиви­дуальным предпринимателям и юридическим лицам, осущест­вляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы,

т

552 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение ко­личества отходов;

• применения ускоренной амортизации основных производст­венных фондов, связанных с осуществлением деятельности в об­ласти обращения с отходами.

В области обращения с отходами потенциально важную роль играет государственный, производственный и общественный контроль, т.е. проверка исполнения требований по обращению с отходами. Государственный контроль за деятельностью в облас­ти обращения с отходами проводят специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обраще­ния с отходами и органы исполнительной власти субъектов РФ. Производственный контроль проводят юридические лица, осу­ществляющие деятельность в области обращения с отходами. Они же его организуют. Порядок осуществления производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со спе­циально уполномоченными федеральными органами исполни­тельной власти в области обращения с отходами. Общественный контроль осуществляют граждане или общественные объедине­ния.

За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответ­ственность, а юридические лица — административную и (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законода­тельством РФ.

3.2. Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Под радиоактивными отходами понимаются ядерные мате­риалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Разновидностью радиоактивных отходов является, к примеру, отработавшее ядерное топливо.

Некоторые общие положения, касающиеся радиоактивных от­ходов, предусмотренные Законами об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, излагались в данной главе выше. Иные требования об обращении с этой разновид­ностью отходов установлены Законом об использовании атомной энергии, хотя обращение с радиоактивными отходами не отнесе­но в этом Законе к регулируемым в нем видам деятельности в области использования атомной энергии (ст. 4). В Государствен-

|

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

ной Думе идет обсуждение специального Федерального закона «О радиоактивных отходах». Поэтому на современном этапе весь­ма полезны действующие в этой сфере подзаконные акты.

В контексте ст. 71 Конституции РФ, отнесшей расщепляю­щиеся материалы к исключительному ведению Российской Феде­рации, радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, находятся в федеральной собственности. На собственников ядер­ных установок, радиационных источников, радиоактивных отхо­дов Законом возложена обязанность осуществления контроля за их сохранностью и надлежащим использованием. Другими слова­ми, собственник обеспечивает экологически корректное обраще­ние с ними.

Государственная политика в области обращения с радиоактив­ными отходами основана на необходимости комплексного реше­ния проблем нормирования их получения, образования, исполь­зования, физической защиты, сбора, регистрации и учета, транспортирования и хранения.

В законодательстве предусмотрены как общие требования по обращению с радиоактивными отходами, так и конкретные меры.

Закон об использовании атомной энергии установил важные требования о хранении и переработке радиоактивных отходов. Должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в облас­ти использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к пере­работке или захоронению. Временное технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях повышения безопасности и снижения затрат при последую­щем обращении с ними и их переработка в целях извлечения из них ценных компонентов осуществляются в соответствии с зако­нодательством РФ. Переработка отработавшего ядерного топлива в целях извлечения из него ценных компонентов должна осу­ществляться в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 48 Закона при хранении или при захоронении ра­диоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изо­ляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих по­колений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использо­вания атомной энергии пределов. Хранение или захоронение таких отходов допускается только в специально предназначенных

554 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

для этого пунктах хранения. Их хранение или захоронение долж­но предусматриваться проектной или технической документа­цией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной тех­нологии. Порядок организации, сбора и захоронения радиоактив­ных отходов, а также органы, осуществляющие данную деятель­ность, определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

В действующем законодательстве предусмотрен также сле­дующий ряд организационно-правовых мер, призванных обеспе­чивать безопасное обращение с радиоактивными отходами:

• программы по обращению с радиоактивными отходами;

• лицензирование деятельности по обращению с радиоактив­ными отходами;

• учет и контроль за радиоактивными отходами;

• юридическая ответственность.

С учетом сложности практического решения проблем обраще­ния с радиоактивными отходами с социальной, экономической, экологической и технической точек зрения существенное значе­ние имеет формирование и реализация программ по обращению с радиоактивными отходами. Решение этих задач отнесено Зако­ном к компетенции органов управления использованием атомной энергии. На современном этапе в Российской Федерации реализу­ется Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактив­ными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996—2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 г.1

Обращение с радиоактивными отходами допускается лишь в разрешительном порядке. Лицензионные виды деятельности в области обращения с радиоактивными отходами определены По­ложением о лицензировании деятельности в области использова­ния атомной энергии, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 14 июля 1997 г. К ним относятся:

• размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплу­атации хранилищ радиоактивных отходов;

• обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;

• проектирование и конструирование хранилищ радиоактив­ных отходов;

• конструирование и изготовление оборудования для храни­лищ радиоактивных отходов;

СЗ РФ. 1995. № 44. Ст. 4184.

 

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

• проведение экспертизы проектной, конструкторской, техно­логической документации и документов, обосновывающих обес­печение ядерной и радиационной безопасности хранилищ радио­активных отходов, деятельности по обращению с радиоактивны­ми отходами.

Государственный учет и контроль радиоактивных отходов по действующему законодательству отнесены к основным мерам ре­гулирования обращения с такими отходами. Эти меры регулиру­ются в Законе одновременно. Согласно ст. 22 радиоактивные ве­щества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и,ведомствен-ном уровнях для определения наличного количества этих матери­алов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставле­ния органам государственной власти, органам управления ис­пользованием атомной энергии и органам государственного регу­лирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.

Порядок организации системы государственного учета и кон­троля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющие государственный учет и контроль ядер­ных материалов и государственный учет и контроль радиоактив­ных веществ и радиоактивных отходов, определяются Правилами организации системы государственного учета и контроля радио­активных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными по­становлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. № 1298.

Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 г. «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивны­ми отходами и отработавшими ядерными материалами, их утили­зация и захоронение на 1996—2005 годы» предусмотрено ведение государственного кадастра радиоактивных отходов. Вместе с го­сударственным учетом радиоактивных отходов кадастры имеют большое значение в информационном обеспечении корректного обращения с радиоактивными отходами.

Законодательством регулируется дисциплинарная, админи­стративная, уголовная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований об обращении с радиоактивными отхо­дами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.