Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 4 страница. 40 одному из сих братьев Моих меньших




40 одному из сих братьев Моих меньших. Речь идет об учениках Христа (10,42; 12,48.49; 18,14), а не вообще о бедных и нуждающихся. Суд над народами определяется тем, как они относятся к христианам и, тем самым - к Евангелию (10,40-42). И это не потому только, что язычники могут слышать и веровать лишь через их, христиан, свидетельство (Рим., гл. 10), но и потому, что Христос отождествляет страдания учеников со Своими.

41 См. статью "Последний суд".

46 См. статью "Ад".

Глава 26

5 только не в праздник. Хотя старейшины хотели отложить казнь Иисуса до окончания Пасхи (Мк. 14,1 и ком.), Божия цель (ст. 2) была в том, чтобы казнь состоялась либо на праздник, либо накануне (см. ком. к 26,17).

6-13 Прямая параллель - у Марка (14,3-9); у Иоанна есть хронологические различия, и хотя некоторые детали не совпадают, ни одна из них не противоречит другой, так что, видимо, речь идет о том же событии. Иоанн говорит, что женщина помазала ноги Иисуса, но это может означать, что она вылила много мира, и оно пролилось даже на ноги. Лука же вспоминает другой случай (7,36-38), похожий на этот лишь внешне.

8 вознегодовали. Иоанн приводит лицемерное возражение Иуды (12,4.5). Матфей говорит, что другие ученики его поддержали.

11 нищих всегда имеете с собою. Бог постановил заботиться о бедных. Однако постановление не должно превалировать над Постановляющим - Иисусом. Бог также постановил чтить отца и мать, но почитание Сына Божиего поставлено над всем иным.

17 В первый же день опресночный. День приготовления к Пасхе, вероятно -14 нисана (первого месяца в иудейском календаре). Тем самым, Иисус отмечал Пасху в тот же вечер, которого начинался день Пасхи (15 нисана), а распят был после полудня в день Пасхи. По Иоанну же (18,28; 19,14.31) получается, что Иисус был распят 14 нисана, за день до Пасхи. Тогда Тайная Вечеря не была пасхальной трапезой (разве что Иисус ел Пасху на день раньше). Кальвин считал, что день приготовления ("опресненный") - это канун того дня, когда праздновали Пасху, и рассуждал так: поскольку 15 нисана приходилось на пятницу, иудеи, согласно какой-то традиции, соединили Пасху с обычной субботой и праздновали ее 16 нисана. Тогда Матфей (27,62) имеет в виду день приготовления, который соблюдали иудейские старейшины. Однако остается неясным, как могли ученики добиться, чтобы их агнца заклали раньше, чем полагалось; а Марк (14,12) определенно сообщает, что Иисус назначил праздновать Пасху в день, "когда закалали пасхального агнца". Как бы ни решалось это, Матфей ясно говорит здесь, что накануне распятия Иисус с учениками участвовал именно в пасхальной трапезе.

18 время Мое близко. Иисус снова подчеркивает, что все ужасные события, которые вскоре свершатся, будут развиваться всецело по Божией воле.

24 Сын Человеческий. См. ком. к 8,20.

как писано о Нем. Мученическая смерть Иисуса не была выдумкой досужих умов. И само событие, и сопутствующие обстоятельства, включая предательство друга (Пс. 40,10; 54,14.15), были предусмотрены Богом еще до сотворения мира. Но те, кто обрек Иисуса на смерть, не избавляются от личной ответственности за свои действия.

26-29 В ветхозаветные времена Пасха отмечалась в память исхода евреев из Египта. Иисус, преобразив Свою последнюю пасхальную трапезу в Вечерю Господню, показал единство Божиего спасения и откровения. Это вскрывает сущностное единство Ветхого и Нового Заветов, провозглашает истинное значение иудейской Пасхи - искупление ценой смерти Иисуса Христа.

26 сие есть Тело Мое. Эти неоднозначные слова, вызывающие столько споров, обычно приводят, чтобы подкрепить учение католиков о буквальном тождестве Тела и Крови хлебу и вину. Однако, как это понял Жан Кальвин и другие реформаторы, Христос явно имел в виду, что хлеб представляет Его Тело, ибо сказал эти слова, когда телесно был там, с учениками (буквальная индентификация Его тела с хлебом не могла бы прийти на ум ученикам). Тем не менее, хлеб и вино - не отвлеченные символы, они, посредством Духа Святого, зримо представляют Того, о Ком говорится в Евангелии (1 Кор. 10,16). См. статью "Вечеря Господня".

28 Кровь Моя Нового Завета. Важно ветхозаветное основание этого заявления Иисуса. Моисеев завет начинался с жертвоприношения (Исх. 4,28), точно так же и новый завет, предсказанный Иеремией (31,31-34; ср. Лк. 22,17-20; 1 Кор. 11,23-25), ознаменован крестной жертвой Христа - тем жертвоприношением, на которое и указывала Тайная Вечеря. См. статью "Священные установления".

31 поражу пастыря. В контексте Зах. 13,7 Яхве поражает пастыря - человека, близкого Богу, и "малые" рассеиваются, но потом восстанавливаются и становятся истинным народом Божиим. То что ученики покинули Иисуса, символизирует как отступление народов, так и спасение Богом остатка.

32 предварю вас в Галилее. См. 28,16.

34 прежде, нежели пропоет петух. Это не совпадает с Мк. 14,30.72, но противоречия здесь нет. Матфей дает более сжатый пересказ и не считает нужным уточнять, что петух пропоет дважды.

39 чаша. Слово это в Писании нередко означает чашу гнева Божия (напр., Пс. 74,8; Ис. 51,17.22; Иер. 25,15.16). Иисус ужасался перспективе испытать на Себе Божий гнев. Он должен был встретить смерть, зная, что Отец будет не с Ним, а против Него во гневе суда.

52 возврати меч твой в его место. Иисус не защищает Свое Царство мечом, подобно земным царям.

54-56 сбудутся Писания. Иисус знал, что предсказанное в Писаниях спасение ценой Его смерти должно быть исполнено (Лк. 22,37). Некоторые толкователи полагают, что Он еще имеет в виду Зах. 13,7, но вероятнее, что Он говорит о Своих страданиях, смерти, воскресении, сошествии Святого Духа и благовествовании по всему миру (Лк. 24,44-46).

59-61 По-видимому, синедриону было трудно найти лжесвидетелей. В конце концов действительные слова Иисуса были превратно истолкованы (Ин. 2,19), и их подтвердили два свидетеля. Часто замечают, что на этом суде допущено много процедурных нарушений, что свидетельствует об исключительно сильном желании иудейских вождей расправиться с Иисусом.

63 заклинаю Тебя. Поскольку Иисус молчит, Каиафа ставит вопрос так, чтобы вынудить Его ответить.

64 ты сказал. Иисус отвечает уклончиво, возможно потому, что первосвященник понимал роль Мессии совсем не так, как Иисус действительно ее исполнил. Таким же образом ответил Он на подобный вопрос Пилата (27,11).

отныне узрите. См. Дан. 7,13.14 и Пс. 109,1. Вероятно, Иисус говорит о том, как Он вознесется и сядет одесную Отца, что и начинается сейчас - с Его унижения и смерти. Иудейские вожди ничего не "узрели". Когда римские солдаты рассказали им о воскресении (28,11-15), а Стефан свидетельствовал, как очевидец, прославление Христа (Деян. 7,56), они так и не поняли, что Тот, Кого они убили, сказал о Себе правду.

69-75 О троекратном отречении Петра пишут все четыре евангелиста (Мк. 14,66-72; Лк. 22,54-62; Ин. 18,15-18.25-27), разнятся только детали. Однако расхождения эти не так уж велики и примирить их можно (напр., Иоанн мог поменять местами второй и третий ответы Петра). Нет необходимости пытаться согласовать рассказы таким образом, чтобы в результате получилось три отречения, чего Иисус не предсказывал.

Глава 27

3 раскаявшись. Иуда раскаялся, но не отвергся греха (см. ком. к 3,2).

4 Иудеи не могут выказать равнодушия - они ведь заплатили за "кровь невинную". Их попытка снять себя ответственность так же тщетна, как и Пилата (ст. 24).

9 реченное через... Иеремию. Почти дословно процитирован Зах. 11,12.13, но содержание также тесно связано и с Иер. 19,1-3, где предвещается, что будет пролита невинная кровь (Иер. 19,4), и описывается Тофет - место погребения невинно убиенных (19,11). В действиях Иуды и первосвященников Матфей видит исполнение судных пророчеств Захарии и Иеремии.

14 Молчание Иисуса исполняет пророчество Исайи (53,7).

24 смотрите вы. Означает "виноваты вы" (см. ст. 4: "смотри сам" - "виноват сам"),

25 кровь Его на нас. Пилат явно не желал выполнить то, на чем настаивала толпа. Но люди не побоялись заявить, что принимают на себя ответственность. Виновны иудеи, виновен Пилат, но решали не они - все было предопределено Богом (Деян. 4,28). Согласно Иезекиилю (18,20; ср. Деян. 2,23.39), дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах.

26 бив. Римляне бичевали с немыслимой жестокостью - в многопрядные бичи они вплетали кусочки костей. Нередко люди умирали от боли во время экзекуции.

27-31 См. Ис. 53,3.

28 багряницу. Видимо, плащ римского солдата. Матфей сообщает, что цвет плаща был алым, тогда как согласно Марку и Луке, он был багровым. Различие цветов часто является весьма субъективным (в русском Синодальном переводе в обоих случаях цвет багровый).

32-37 Распятие было медленной и мучительной казнью. Вероятно, к кресту обычно прибивали или привязывали запястья, а не ладони. Тело оседало, дышать было больно и тяжело. Казнимый пытался упереться ногами, но это вызывало нестерпимую боль. Продолжалось это, пока жертва не умирала от удушья. Иногда распятые агонизировали несколько дней.

34 с желчью. Слово это может означать любую горькую траву. Марк говорит о смирне (15,23); смирна, смешанная с вином, облегчала боль. Однако солдаты предложили Христу уксус с желчью не из сострадания, а из жестокости, как предсказано (Пс. 68,22).

35 делили одежды Его. Здесь исполняется пророчество из Пс. 21,19 (см. Ин. 19,23.24). Обстоятельства распятия Христа явились исполнением нескольких пророчеств Пс. 21.

37 Царь Иудейский. На табличке над головой обозначали преступление. Пилат хотел оскорбить иудейских старейшин, но ранняя церковь ясно различала горькую иронию в правде этих слов.

38 См. Ис. 53,12. Словом, переведенным как "разбойник", Иосиф Флавий обозначает "повстанца" или "мятежника". Разбойников обычно не распинали. Возможно, эти двое были товарищами Вараввы, как сказано у Марка (15,7).

40 Вновь насмешки. Иисус не сходит с креста, разрушая тем самым храм (Свое тело), чтобы "воздвигнуть" его Своим воскресением через три дня. Именно потому, что Он - Сын Божий, Он и не мог сойти с креста.

Сын Божий. См. ком. к 16,16.

45 От шестого же часа... до часа девятого. От полудня до трех часов дня.

46 для чего Ты Меня оставил? Пророчество Пс. 21,1 исполняется в этом отчаянном крике Иисуса; в нем - бездна страдания из-за оставленности Отцом. Лишь позже апостолы поняли, что Иисус претерпел проклятие суда Божия за человеческие грехи. Это было особенно тяжело Тому, Кто всю вечность пребывал у Отца в радости и любви.

В большинстве манускриптов "Эли", "Или" (евр.: "Бог мой"), а не "Элои" (арам.), но в нескольких лучших - "Элои" (как, напр., у Марка).

48.49 Исполнение пророчества, Пс. 68,22 (см. ком. к ст. 34).

51 завеса... раздралась. Завеса в храме отделяла Святое Святых от всего святилища в знак того, что к Богу нельзя приблизиться (Евр. 9,8). Своею смертью Иисус принес жертву на небесном алтаре (Евр. 9,12.24.25), открыв нам путь к Богу (Евр. 10,19.20). Небеса открылись новому, царственному священству во Христе (1 Пет. 2,9).

52 воскресли. Воскресение "многих святых", как описано здесь, произошло, когда разорвалась завеса, но фактически оно связано с воскресением, о котором говорится в ст. 53. Это воскресение является символическим первым исполнением пророчества Даниила (12,2). Не стоит предполагать, кто были эти "святые" и умерли они снова или вознеслись на небо.

54 воистину Он был Сын Божий. Независимо от того, понимали ли сотник и солдаты мессианское значение этого титула, слова их показывают, что законные наследники большей частью отвергли своего Мессию и признание досталось язычникам.

57 богатый человек. Только Матфей говорит, что Иосиф был богат. То, что он "положил Его в новом своем гробе", завершает исполнение пророчеств Исайи (53,9).

62-66 Матфей подготавливает здесь основание для 28,11-15.

62 день, который следует за пятницею. Суббота, день покоя.

Глава 28

6 См. статью "Воскресение Иисуса".

7 См. 26,32.

10 братьям Моим. Всем ученикам Иисуса (12,49.50; 25,40).

11-15 Самое явное и неоспоримое свидетельство не действует на тех, кто предпочел неверие. История об "украденном теле" ходила еще во времена Иустина Мученика: так пытались иудейские старейшины объяснить, почему могила оказалась пустой.

17 иные. По-гречески это слово означает "некоторые другие"; усомнились - употреблено редкое греческое слово, означающее, видимо, что-то вроде "не знали, что и подумать".

18 Теперь у Иисуса "всякая власть". Сын Человеческий предстал перед Ветхим днями и получил обетованную власть (Дан. 7,13.14). Начался конец истории, и он не завершится, пока Христос не придет на землю во славе (26,64). См. статью "Небесное царствование Иисуса".

19 Итак идите. Великое Напутствие проистекает из власти Христа. Поскольку началось новое время, Благая Весть должна быть проповедана по всему миру. Это повеление - основная причина для евангелизации и миссионерской деятельности.

научите. Слово это по-гречески означает и "научите", и "воспитайте". Делает учениками один только Бог, но Он посылает учителей и воспитателей к тем, кто услышал Его зов.

народы. По-гречески то же слово, что и "язычники". Благая Весть больше не обращена к одному лишь Израилю (ср. 10,5.6). Теперь исполнилось великое обетование, что в Аврааме благословятся все племена земные (Быт. 12,3).

крестя их. Здесь тех, кто становится учениками, крестят во имя Троицы. Имя - одно (не "во имена") и одно крещение; Отец, Сын и Дух Святой - один Бог. Ученики крещены в Его имя, ибо они верят в Него (предались Ему, доверились Отцу, Сыну и Святому Духу) и вступили в новый завет, который заключают с ними три Лица Троицы. См. статью "Священные установления".

20 уча их соблюдать. Ученики еще не научены чистой истине, они умеют только повиноваться. Конечно, для этого нужно знать, чему учил Иисус, т.е. знать истину. Учение и повиновение разъединить нельзя. См. статью "Миссия Церкви в мире".

Я с вами. Иисус был назван "Еммануил" ("с нами Бог") при рождении (1,23) и обещает быть нами до скончания века. Возложив на учеников служение учительства, Он обещал и Свое присутствие.


От Марка святое благовествование




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.