Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии. 1. 2 приветствие с упоминанием автора и адресата послания и благословением




Глава 1

1.2 Приветствие с упоминанием автора и адресата послания и благословением.

1 Апостол Иисуса Христа. Человек, посланный Иисусом Христом свидетельствовать о Нем. Это выражение обычно использует Павел, когда говорит о себе в начале посланий.

Бога, Спасителя нашего. Бог, давший завет благодати, является Спасителем людей (2,3; 4,10; Тит. 1,3; 3,4).

Иисуса Христа, надежды нашей. Иисус - основа надежды христиан, поскольку Он - Посредник завета благодати (2,5; 4,10; 6,17).

2 истинному сыну. Павел видит в Тимофее своего духовного сына (ст. 18; Флп. 2,22; 2 Тим. 1,2; 2,1; см. Введение: Время и обстоятельства написания).

благодать, милость, мир. Словом "благодать" Павел обычно заменяет традиционные формы приветствия (ср. Иак. 1,1). Для него характерно добавление еврейского приветствия "мир" (евр.: "шалом"), означающего здоровье, полноту жизни. Здесь и в 2 Тим. 1,2 Павел добавляет также слово "милость".

3-7 Павел переходит к основной части послания. Его цель - научить Тимофея, как тому надлежит действовать, представляя Павла в Ефесе (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Павел начинает с проблемы ложного учения в Ефесе.

3 не учили иному. Предметом конфликта в Ефесе является ложное учение (4,1.2; 6,3; 2 Тим. 2,18).

4 баснями. См. 4,7; 2 Тим. 4,4. В Тит. 1,14 Павел говорит об "иудейских баснях", возможно, имея в виду такого рода легенды о ветхозаветных патриархах, какие встречаются во многих еврейских апокрифических сочинениях.

родословиями бесконечными. Возможно, речь идет о получивших затем распространение в гностицизме рассуждениях о происхождении мира и о бесчисленных духовных существах, якобы участвовавших в его сотворении (Тит. 3,9).

5 любовь. Эта заповедь высвечивает тесную связь между христианской верой и практическими делами (ср. Гал. 5,6).

7 законоучителями. Учителями закона Моисеева.

8 закон добр. См. Рим. 7,7-12; Гал. 3,19-25.

10 здравому учению. См. 3,9; 4,6; 6,3; 2 Тим. 1,13.14; 2,2; 4,3; Тит. 1,9.13; 2,1.2.

11 по славному благовестию. Т.е. Евангелию Иисуса Христа.

12-17 Павел раскрывает значение благодати, даруемой Богом грешникам через Иисуса Христа.

13 хулитель и гонитель и обидчик. До своего обращения Павел был гонителем Церкви и, следовательно, врагом Христа (Деян. 8,3; 9,1-5; 22,4.5; 26,9-11; Гал. 1,13; Флп. 3,6).

потому, что так поступал по неведению, в неверии. Бог даровал Павлу не то, чего он заслуживал, а то, в чем он нуждался (ср. Деян. 3,17-20).

15 Верно и всякого принятия достойно слово. В Новом Завете это выражение встречается только в пастырских посланиях (3,1; 4,9; 2 Тим. 2,11; Тит. 3,8).

я первый. Т.е. духовно возродившись во Христе, Павел с тех пор все сильнее ощущает свою природную греховность.

16 к жизни вечной. Бог дарует всем верующим во Христа жизнь вечную, т.е. не просто бесконечную жизнь, но жизнь во всей ее полноте (4,8; 6,12.19; 2 Тим. 1,1.10; Тит. 1,2; 3,7).

18 с бывшими о тебе пророчествами. Эти слова относятся к событию, упоминаемому также в 4,14 и в 2 Тим. 1,6 (ср. 2 Тим. 2,2), когда несколько пресвитеров вместе с Павлом возложили руки на Тимофея. В тот момент Тимофей получил духовный дар вместе со словами пророчества о его служении (ср. Деян. 13,1-3).

20 Именей и Александр. Именей вновь упоминается в 2 Тим. 2,17.18 как один из тех, которые "отступили от истины". Не ясно, есть ли какая-нибудь связь между Александром, фигурирующим в данном стихе, Александром, упоминаемым в Деян. 19,33.34, и Александром, о котором говорится в 2 Тим. 4,14.15.

я предал сатане. Вероятно, подразумевается исключение этих мужей из числа членов церкви и, следовательно, возвращение их в мир - царство сатаны (Ин. 12,31; 14,30; 16,11; 2 Кор. 4,4; Еф. 2,2). Павел использует подобное выражение также в 1 Кор. 5,5 (ср. Мф. 18,17).

чтобы они научились не богохульствовать. Цель такого изгнания - дисциплинарная (2 Тим. 2,25.26; Тит. 3,10).

Глава 2

1-15 Павел переходит к ряду наставлений, касающихся молитвы и почитания Бога, вероятно, в ответ на искаженные представления, распространяемые лжеучителями. В противоположность ограниченному подходу иудеев (ст. 7; ср. 1,7) Павел говорит о тех, за кого христиане должны молиться.

1 за всех человеков. Как видно из последующих слов ("за царей и за всех начальствующих"), это выражение не означает буквально "каждого человека", но, скорее, его надо понимать как "все категории людей".

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись. Это не означает, что существует воля Божия на спасение каждого человека (т.е., что Бог спасает каждого). Смысл этих слов может означать, во-первых, что в безграничном милосердии Своем Бог не хочет погибели нечестивых грешников, и, во-вторых, что Бог хочет, чтобы были спасены люди всех родов и званий (см. ком. к ст. 1), таким образом, Бог находит избранных Своих везде, не ограничиваясь какой-то определенной категорий людей.

5 един Бог. Фундаментальное положение иудейской и христианской религий (Втор. 6,4; ср. Рим. 3,30; 1 Кор. 8,6; Гал. 3,20; Еф. 4,6).

един и посредник между Богом и человеками. Есть Тот, Кто выступает Посредником между Богом и людьми и примиряет их. См. статью "Посредническое служение Христа".

человек Христос Иисус. Здесь Павел сосредоточивает внимание на человеческой природе Христа, возможно, потому, что лжеучители отрицали, что Христос был поистине Человеком. Полнота человеческой природы Христа существенно важна для Его роли Посредника в исполнении завета благодати.

6 предавший Себя для искупления. Своей смертью на кресте Христос заплатил цену, необходимую для избавления людей от их грехов (Мф. 20,28; Мк. 10,45; 1 Пет. 1,18.19; Тит. 2,14). Таким образом, Он есть "един посредник" (ст. 5).

всех. Хотя значение смерти Христа безгранично по своей ценности, принесение Им Себя в жертву на кресте имело особый смысл для спасения избранных. Тот факт, что не все спасены, говорит, что Христос умер для спасения избранных. Таким образом, "всех" в данном стихе может относиться либо ко "всем родам людей" (т.е. спасение не ограничивается этническими рамками), либо к непреходящей ценности совершившейся жертвы Христовой. См. статью "Предопределенное искупление".

7 проповедником. См. 2 Тим. 1,11.

истину говорю во Христе, не лгу. Возможно, лжеучители подвергали сомнению призвание и миссию Павла.

8 мужи. В 1 Кор. 11,5 Павел исходит из того, что и женщины участвуют в молитве, при богослужении. Здесь же он рассматривает специфическую проблему, существовавшую в Ефесе.

на всяком месте. Эти слова, вероятно, относятся к общему богослужению.

воздевая чистые руки. Об этой форме молитвы см. Пс. 62,5; 140,2.

без гнева и сомнения. Необходимый душевный настрой во время молитвы (1,5).

9 со стыдливостью... многоценною одеждою. Павла заботят не сами одежды и драгоценные украшения, но состояние души тех, кто носит их (1 Пет. 3,3.4).

11 в безмолвии. Как явствует из 1 Кор. 11,5, Павел не запрещает женщинам молиться вслух, когда они участвуют в богослужениях. Скорее, Павел призывает к молчанию особого рода - в знак уважения к авторитету мужчин, поставленных учить и руководить в церкви (ст. 12).

со всякою покорностью. Эти слова не обязательно относятся только к нижестоящим, иногда Павел применяет их к женам (1 Кор. 14,34; Еф. 5,22; Кол. 3,18; Тит. 2,5), мужьям и женам (Еф. 5,21), детям (1 Тим. 3,4), рабам (Тит. 2,9), пророкам (1 Кор. 14,32), христианам (Рим. 13,1.5; 1 Кор. 16,16; Тит. 3,1), церкви (Еф. 5,24) и даже к Самому Христу (1 Кор. 15,28).

12 не позволяю. Здесь Павел использует свой апостольский авторитет, ограничивая право женщин на определенные виды деятельности, связанной с властными и учительными функциями.

властвовать над. В оригинале употреблено редко встречающееся греческое слово, которое означает, по-видимому, определенный уровень судебной или исполнительной власти. В Новом Завете оно встречается только здесь. Возможно, под влиянием лжеучителей некоторые из женщин заняли руководящие позиции внутри церкви, что Павел запрещал (ср. 1 Кор. 14,34).

в безмолвии. См. ком. к ст. 11.

13 Павел обращается к истории сотворения человека (Быт. 2,7.21.22), чтобы показать, что его запрещение не является нововведением. Он использует подобный же аргумент в 1 Кор. 11,8.9, но затем смягчает его в ст. 11 и 12.

14 Павел вновь обращается к книге Бытие, на этот раз к истории грехопадения (Быт. 3,1-6). Его аргументация может показаться предвзятой, так как и Адам, и Ева - оба согрешили. Но аргумент Павла, что именно Ева была "обманута" змеем, - реакция на то, что лжеучителям в Ефесе удалось привлечь на свою сторону, прежде всего, некоторых женщин (5,11-15; 2 Тим. 3,6.7). В других же посланиях Павел безоговорочно возлагает ответственность за грехопадение на Адама (Рим. 5,12-19; 1 Кор. 15,21.22).

15 спасется. Вероятно, это не означает буквально: "будет спасена". Павел использует слово, означающее "избавление от греха", и тем самым противопоставляет впадению в грех через обман (ст. 14) спасение от этого греха.

через чадородие. Интерпретация этих слов "через рождение Младенца" (Иисуса) при всей ее привлекательности в теологическом аспекте крайне сомнительна. Павел явно еще раз обращается к книге Бытие, на этот раз к словам Бога о деторождении, сказанным Еве после грехопадения (Быт. 3,16).

если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Эта формула показывает, что Павел не считает деторождение достаточным условием спасения, потому что это противоречило бы доктрине об оправдании верою. Скорее, смысл этих слов в том, что тем женщинам в Ефесе, которые поддались обману лжеучителей, следует вспомнить о своем предназначении и особенно позаботиться о своем внутреннем духовном состоянии (1,5.19; 2,8-10).

Глава 3

1-13 Павел обращается к теме руководства в церкви.

1 Верно слово. См. ком. к 1,15.

епископства. Словом "епископ" обозначается служитель, которому доверено общее руководство церковью (ст. 5; Флп. 1,1). Это слово употребляется наравне со словами "пресвитер", "блюститель" (Деян. 20,17.28; Тит. 1,5-7).

2 непорочен. Обобщающая характеристика качеств, необходимых епископу. Слово это не означает "без греха", каковому условию никто не мог бы соответствовать. Важнейшее значение Павел придает тому, чтобы епископы имели хорошую репутацию среди нехристианского окружения (ст. 7). О качествах, необходимых епископам, см. Тит. 1,6-9.

одной жены муж. Это выражение (ст. 12; 5,9; Тит. 1,6) можно понимать по-разному: 1) как запрещение полигамии; 2) как запрещение вступать в новый брак после развода при отсутствии оснований, четко указанных в Библии; 3) как осуждение супружеской неверности. Если учитывать широко распространенную в античном мире аморальность, то последнее, по-видимому, в наибольшей степени соответствует мысли Павла.

учителей. Т.е. умеющий наставлять христиан в истинном учении.

6 не подпал осуждению с диаволом. Т.е. не имея склонности к еретическим измышлениям.

8 Диаконы. Обязанности диакона четко не определены в этом отрывке. Церковь обычно понимала их служение согласно Деян. 6,1-6.

9 таинство. Букв.: "тайна". Павел использует это слово везде, где говорит об откровении евангельских истин (ст. 16; Рим. 14,24-26; 1 Кор. 2,7; 4,1; Еф. 1,9; 3,3-9; 6,19; Кол. 1,26.27; 2,2; 4,3).

10 И таких надобно прежде испытывать. Вероятно, речь идет не об особом испытательном сроке, но, скорее, о тщательном изучении поведения и проверке преданности истинному учению.

если беспорочны. Букв.: "если они безупречны". См. ком. к 3,2.

11 жены их должны быть. Дословно: "женщины должны быть". Этот стих получил несколько истолкований: 1) жены диаконов (и, что также подразумевается, епископов); 2) женщины - помощницы диаконов; 3) женщины-диакониссы. Последние две версии более вероятны. Контрастность этой вставки, очевидно, отражает обеспокоенность Павла тем, что женщины оказались в особенной степени под влиянием лжеучителей (2,14; 5,15).

12 муж одной жены. См. ком. к ст. 2.

14-16 Павел называет причину написания данного послания (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

15 столп и утверждение. Т.е. "служащие поддержкой". Павел стремится подчеркнуть, вновь полемизируя с лжеучителями, что истина благовестия обретается и сохраняется в Церкви Божией (2 Тим. 2,19).

16 благочестия тайна. См. ком. к 3,9. Далее следует, возможно, фрагмент из раннехристианского гимна.

Бог явился во плоти. Указание на воплощение Христа, в котором подразумевается Его предсуществование.

оправдал Себя в Духе. Указание на воскресение Христово (Рим. 1,4).

показал Себя Ангелам... вознесся во славе. Указание на вознесение и прославление Христа (Деян. 1,10.11).

Глава 4

1 Дух же ясно говорит. Предположительно, имеется в виду особое откровение, данное Святым Духом кому-то, возможно, самому Павлу (Деян. 20,22-31; ср. 21,11).

в последние времена. Здесь не имеется в виду период, непосредственно предшествующий Второму пришествию Христа. Скорее, в контексте всего Нового Завета, это - эра, начавшаяся Первым пришествием Христа и завершаемая Вторым (Деян. 2,17; 1 Пет. 1,20; 1 Ин. 2,18; ср. 2 Тим. 3,1; Евр. 1,2).

отступят некоторые... учениям бесовским. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Указания на лжеучителей, которые появились внутри самой церкви.

3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу. Лжеучители насаждали аскетический образ жизни (ср. Кол. 2,20-23). Некоторые гностики утверждали, что, поскольку материальный мир есть зло, духовный человек должен бежать от него.

4 всякое творение Божие хорошо. В противоположность лжеучителям христианин принимает изначальное благо Божиего творения (Быт. 1).

6 - 5,2 Павел продолжает давать лично Тимофею ряд указаний относительно его служения.

7 Негодных же и бабьих басен. См. ком. к 1,4.

упражняй себя в благочестии. Т.е. "совершенствуйся в благочестивой жизни".

9 См. ком. к 1,15.

10 Спаситель всех человеков. Призыв к раскаянию и спасению распространяется на всех людей (Мф. 11,28). См. статью "Предопределенное искупление".

наипаче верных. Спасение - Божий дар, предназначенный тем, кто поверил во Христа (Мф. 22,14; Рим. 8,30).

12 Никто да не пренебрегает. Это указание, а также ст. 14 могут означать, что Тимофей был робок и застенчив. Кроме того, некоторые в Ефесской церкви могли не признавать его авторитет (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

юностью твоею. Тимофею, вероятно, было немногим более тридцати, он был моложе многих христиан в Ефесе.

но будь образцом... в чистоте. Тимофей должен утвердить свой авторитет примером благочестивой жизни (Тит. 2,7).

13 Доколе не приду. См. 3,14.15; Введение: Время и обстоятельства написания.

14 о пребывающем в тебе даровании. См. ком. к 1,18.

15 успех твой. Т.е. достижения Тимофея в духовной жизни и в служении.

16 в себя и в учение. Т.е. необходимо сопоставлять свою веру и свою жизнь с истинным учением Иисуса Христа.

спасешь. Спасение дарует только Бог (1,1; 2,3; 4,10), но Он хочет, чтобы спасение приходило через верных Ему людей.

Обращение человека к вере еще не является завершением спасения. Вера дает человеку оправдание и уверенность в спасении. Но с веры также начинается длящийся всю жизнь процесс освящения, который завершается только с концом земной жизни христианина.

себя. Освящение - от Бога, но оно требует деятельного соучастия самого христианина (Флп. 2,12).

Глава 5

1 Старца не укоряй. Т.е. Тимофей не должен злоупотреблять своим авторитетом.

увещевай. Добрый служитель обращается к единоверцам с уважением, которое приличествует членам одной семьи в отношениях между собой.

3-16 Указание Павла находить действительно нуждающихся вдов и окружать их должной заботой служит отправной точкой для его последующих рассуждений о проблемах молодых вдов (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

3 почитай. Т.е. заботься о них.

истинных вдовиц. Дословно: "тех, кто действительно вдовы". Попечение о вдовах, которые часто терпели большую материальную нужду, было важным обязательством в ВЗ (Втор. 24,19-21; Ис. 1,17; Иер. 22,3) и составляло особую заботу ранней Церкви (ст. 16; Деян. 6,1; Иак. 1,27).

4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат. Истинной вдовой, очевидно, считалась вдова, не имеющая семьи и родственников, от которых могла бы получать поддержку (ст. 8,16).

5 надеется на Бога. Настоящая бедность часто приводит к праведной жизни в молитве и глубокой преданности Богу. Для таких вдов церковь должна быть видимой "рукою" Божией, дающей им необходимое.

6 умерла. Т.е. мертва духом.

9 Вдовица должна быть избираема. См. ком. к 5,4.

не менее, как шестидесятилетняя. Это выражение отражает социально-культурную установку относительно возможности для вдовы вступить в новый брак (ср. ст. 11-14).

бывшая женою одного мужа. См. ком. к 3,2.

10 если она воспитала детей. Для Павла важно не то, что вдова может еще сделать для церкви, но то, что она совершила в своей жизни.

умывала ноги святым. Выражение гостеприимства и радушия (ср. Ин. 13,4.5). Иисус наказывает Своим ученикам умывать ноги друг другу (Ин. 13,14.15), т.е. выражать смиренную любовь.

11 ибо они, впадая в роскошь в противность Христу. Дословно: "когда они живут чувственной жизнью противно Христу".

12 отвергли прежнюю веру. Вероятно, речь идет об отпадении от Христа (ст. 11,15).

13 говорят, чего не должно. Под этим могут подразумеваться еретические взгляды (ст. 15; 1,3; 4,7).

14 рождали детей. См. ком. к 2,15.

17-25 Павел вновь рассматривает две параллельные темы: как оказывать должную честь пресвитерам и как обращаться с теми, кто согрешил.

17 пресвитерам. См. ком. к 3,1.

сугубую честь. Имеется в виду одновременно и честь, оказываемая положению пресвитеров, и денежное вознаграждение им (ст. 18).

особенно... учении. Эта фраза указывает на существование двух типов пресвитеров: только руководящих церковью и тех, кто с руководством соединял особое служение учителя.

18 Ибо Писание говорит. Тот факт, что Павел, говоря "Писание", одновременно цитирует и Втор. 25,4, и слова Христа (Лк. 10,7), указывает, что христианские Писания очень быстро обретали такую же авторитетность, что и ВЗ (2 Пет. 3,15.16).

20 Согрешающих. Согрешающих пресвитеров (некоторые из них, очевидно, впали в ересь).

21 избранными Ангелами. Теми ангелами, которые будут свидетельствовать на Страшном суде (ср. Мф. 25,31; Откр. 14,10).

22 Рук ни на кого не возлагай поспешно... в чужих грехах. Участие в рукоположении заведомо недостойного пастыря означало молчаливое одобрение его грехов, а следовательно, и участие в них.

Храни себя чистым. См. 4,12.16.

23 Впредь пей не одну воду. Практика принципиального воздержания от вина, возможно, отражала аскетические понятия лжеучителей. См. 4,3.4 и ком.

употребляй немного вина... недугов. Павел признает целебные свойства вина.

24 Грехи некоторых... впоследствии. Еще одно указание на важность тщательного отбора кандидатов на рукоположение.

Глава 6

1 Рабы, под игом находящиеся. См. Еф. 6,5-8; Кол. 3,22-25 и Тит. 2,9.10. учение. По-видимому, истинное учение противопоставляется здесь ереси, которая могла вызывать неповиновение среди рабов-христиан.

3-10 Павел, в последний раз возвращаясь к проблеме лжеучителей, особо отмечая их склонность к стяжательству, размышляет об отношении к материальным благам.

4 состязаниям и словопрениям. Страсть к спорам была одной из главных характеристик лжеучителей (1,4; 2 Тим. 2,14.23; Тит. 3,9).

5 благочестие служит для прибытка. Возможно, в основе стремления некоторых лжеучителей занять положение пресвитеров лежала алчность (ст. 10; Тит. 1,11).

6 довольным. Христиане должны довольствоваться имеющимся, потому что Христос дает им по их потребностям (2 Кор. 12,9.10; Флп. 4,11-13).

10 некоторые уклонились от веры. См. ком. к ст. 5.

11-16 Павел сопровождает обличения лжеучителей призывами, обращенными непосредственно к Тимофею, и заключает этот раздел прославлением Всевышнего.

12 Подвизайся добрым подвигом веры. Метафора, выражающая сущность христианской жизни (2 Тим. 4,7).

держись вечной жизни. Т.е. устремляйся к непреходящему и вечному (Флп. 3,12; 2 Тим. 4,8).

к которой ты и призван. К вечной жизни призывает Бог (Рим. 8,30).

исповедание перед многими свидетелями. Вероятно, эти слова относятся к крещению Тимофея. "Доброе исповедание" о том, что человек пришел к вере во Христа, естественно, приводит его к "доброму подвигу" - стремлению жить в верности Христу.

13 Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание. Эти слова могут подразумевать ответ, который Иисус дал Пилату (Мф. 27,11; Мк. 15,2; Лк. 23,3; Ин. 18,33-37; 19,8-11), но более вероятно, что здесь имеется в виду смерть Христа.

14 заповедь. Вероятно, имеются в виду наставления Павла Тимофею относительно его поведения и официальных обязанностей.

явления. Второго пришествия Христа (2 Тим. 4,1.8; Тит. 2,13).

15 Царь царствующих и Господь господствующих. См. Откр. 19,16; ср. Откр. 17,14.

17 нам... для наслаждения. См. ком. к 4,4.

19 собирая себе сокровище. См. Мф. 6,20.

доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. См. ком. к ст. 12.

20 преданное тебе. Т.е. истинное евангельское учение (1,10.11; ср. 2 Тим. 1,14).

лжеименного знания. Лжеучители особый упор делали на так называемое "знание" (греч.: "гнозис", производное от него - "гностицизм").

21 Благодать с тобою. Греческое слово, переведенное как "тобою", в оригинале имеет множественное число. Адресуя послание лично Тимофею, Павел благословляет не только его, но и всю ефесскую церковь (2 Тим. 4,22; Тит. 3,15).


Второе послание Тимофею апостола Павла




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.