Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Методы психологии




 

Психология, употребляет целую систему общих и частных методов, или методик. Помимо основных методов, которые применяют в психологии, используется и ряд вспомогательных методик. Прежде чем перейти к рассмотрению методов необходимо отметить те принципы, которыми принято руководствоваться при проведении психологических исследований[12].

1. Принцип единства внутреннего и внешнего: психика и сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений.

2. Принцип взаимозависимости психического и физического: психологические явления правомерно анализировать с учетом связанных с ними физиологических процессов, но не отождествлять их.

3. Принцип историзма: методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека, поскольку сознание и образ мыслей людей определяются социально-культурным опытом.

4. Принцип индивидуализации исследования и обобщения его результатов.

Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей, поэтому необходимо проводить анализ индивидуальных особенностей различных личностей, избегая оперирования среднестатистическими показателями. Однако, по мнению С.Л.Рубинштейна, задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного человека, а в том, чтобы от единичного перейти к выявлению всеобщего и существенного, т.е. закономерностей.

 

5. Генетический принцип: психологические закономерности раскрываются лишь в процессе развития.

6. Принцип анализа продуктов деятельности: необходимо изучение продуктов умственной деятельности и творчества человека в исследовании мышления, воображения, но не путем механической регистрации результатов, а через раскрытие психологического содержания результатов исследования. Поскольку один и тот же внешний результат может объясняться различными психологическими фактами в зависимости от конкретной ситуации, необходимо рассматривать конкретную личность в конкретной ситуации.

 

В течение периода развития экспериментальной психологии сложился целый ряд различных классификаций методов психологического исследования (например, классификация по Б.Г.Ананьеву). Приведем в пример лишь один из вариантов, который, на наш взгляд, носит наиболее общий характер[13] (рис.1, 2).

Рис. 1. Методы психологического исследования

Рис. 2. Методы психологического исследования (продолжение)

 

Основными методами исследования в психологии являются наблюдение и эксперимент, которыеобрели в данной науке специфические формы.

Внешнее наблюдение может быть включенным (если исследователь является участником деятельности вместе с испытуемыми) и невключенным (если наблюдение ведется со стороны).

Кроме того, наблюдение может быть сплошным, если наблюдается ситуация в целом, и выборочным, если исследователя интересует конкретная личность или аспект личности.

Тестирование, как разновидность лабораторного эксперимента (и стандартизированные, и нестандартизированные тесты), в зависимости от области исследования могут быть подразделены на ряд групп: тесты способностей, тесты достижения, тесты профпригодности и пр.

Анализ продуктов деятельности предполагает такие разновидности методов как контент-анализ, графологический анализ, а также проективные методики (методика неоконченных предложений, рисуночные методики, тест Роршарха, методика ТАТ и др.)

Помимо перечисленных существуют методы моделирования, составления психологической характеристики и вспомогательные методы.

Методика любого психологического исследования опирается на систему конкретных правил и предполагает определенную структуру действий:

1) формулирование цели и задач исследования;

2) выдвижение гипотезы;

3) выбор экспериментального приема и соответствующего материала;

4) выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых;

5) определение содержания серий эксперимента;

6) статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.