Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Сознание и психика




Вопросы темы:

1. Происхождение и функции психики.

2. Структура психической реальности.

3. Психика и организм.

4. Сознание, его структура и свойства.

Цели и задачи изученияданной темы: сформировать системные представления о психической реальности и сознании человека, выяснить соотношение сознания и бессознательного в психике.

В результате успешного изучения темы Вы:

узнаете:

· о происхождении, свойствах, структуре, функциях психики человека;

· о соотношении психики и сознания, сознания и бессознательного;

· о структуре и свойствах сознания;

· о специфике самосознания и его роли в формировании личности и деятельности человека;

и приобретете следующие профессиональные компетенции:

· умение взаимодействовать с людьми с учетом представлений о структуре и свойствах психики человека;

· анализ деятельности и мотивов поведения людей, на основе знаний о психических процессах и бессознательной сфере человека.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Психика - форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности.

Психическая реальность - опыт, переживания, включающие в себя все, что кажется человеку реальным или содержащим в себе силу реальности.

Тропизмы - изменения направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей.

Таксисы - инстинктивная форма пространственной ориентации животных, в соответствии с которой они начинают двигаться либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы).

Инстинкты совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Рефлекс – стереотипнаяответная реакция организма, вызванная воздействием факторов внешней или внутренней среды на анализатор.

Поведение - целенаправленная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Психические явления - субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта, отражающие содержание психики человека.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие ориентировку человека при взаимодействии с окружающей действительностью и регулирующие его деятельность.

Познавательные (когнитивные) процессы – процессы переработки информации, в основе которых лежит формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними

Эмоциональные процессы - психофизиологические процессы, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания.

Волевые процессы - психофизиологические процессы, заключающиеся в способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Психические состояния - временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности.

Психические свойства личности – типичные для конкретного человека особенности его психики.

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности.

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Поле сознания - содержание индивидуального сознания в определенный момент, в соответствии с актуальными побудителями его активности.

Фокус сознания – область максимальной концентрации сознания.

Для изучения темы:

Прочитайте:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996

Обратите внимание на:

· неразрывную связь сознания и бессознательного при осуществлении деятельности человека;

· на взаимную обусловленность психических явлений;

· на адаптационную роль психических процессов и функции познавательных, эмоциональных и волевых процессов при взаимодействии личности с окружающим миром;

· на зависимость фокуса сознания от концентрации внимания, что дает возможность отождествлять фокус внимания с фокусом сознания;

· на существенные отличия сознания человека от сознания животных;

· на роль самосознания в развитии личности и человеческого общества в целом.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Как связаны между собой психика и сознание человека?

2. В чем отличие психики человека от психики животных?

3. Что объединяет психику человека с психикой высших животных?

4. Какое влияние оказывает бессознательное на выполнение человеком разнообразной деятельности?

5. В чем проявляется взаимообусловленность психических явлений? Какую помощь в организации профессиональной деятельности может оказать понимание этого факта?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.