Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие воли




Физиологические основы воли.

В основе волевых действий лежит деятельность коры головного мозга, приводящая к созданию очага оптимальной возбудимости. Очаг оптимальной возбудимости — это группа нервных клеток, находящихся в состоянии активности во время волевого акта.

Вся сознательная регуляция человеческого поведения осуществляется на основе деятельности второй сигнальной системы: происходит выбор места, времени и характера, способа, интенсивности действия при реализации полученной информации.

Огромное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры больших полушарий головного мозга, где происходит сравнение достигнутого результата с предварительно поставленной целью.

Поражение лобных долей приводит к апраксии - быстрой отвлекаемости, невозможностью сосредоточения в течении длительного времени на какой-либо деятельности (Об этом упоминалось выше, в разделе «Внимание»). Абулия -болезненное безволие - развива­ется чаще после энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм.

Важный вклад в механизм волевого регулирования вносит ретикулярная формация. Она является своеобразным фильтром, отбирающим важные импульсы, идущие к коре, и задерживающим другие, малозначимые. Ретикулярная формация является также своеобразным аккумулятором и пультом управления по энергетичес­кому снабжению коры.

П. К. Анохин выдвинул утверждение, что нервные процессы способны опережать внешние события, в результате чего человек (на основании прошлого опыта) предвидит возможные изменения и готовится к волевому действию. В момент события, в этом случае, восстанавливается вся система передачи импульсов, которая успела сформироваться в нервной системе человека в подобных ситуациях ранее.

 

Способность осознавать собственную систему ценностей и анализировать мотивы не является врожденной. У детей дошкольного возраста проблема выбора зачастую стоит особенно остро (поскольку ребенок не умеет регулировать свои импульсы). Поэтому волю, способность к саморегуляции необходимо формировать с ранних лет, помогая ребенку осознавать свои потребности, осуществлять выбор и брать за него ответственность. Упражняясь с детства в преодолении трудностей, человек учится находить свой путь в жизни и реализовывать потенциал собственной личности.

Потребности и мотивы как факторы волевого акта.

Выше были рассмотрены этапы формирования волевого действия. Напомним, что первый этап был связан с побуждениями, обусловленными актуальными потребностями.

Потребность – это один из побудительных факторов активности (поведения). Это состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития.

Потребность является не только регулятором поведения, но и определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры.

Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. Потребности способны возникать с появлением новых предметов и изменяться по мере их изменения, а также в процессе их потребления. В отличие от животных, человек способен сам создавать предметы потребностей Специфическими для человека являются также социальные потребности, порожденные развитием общества - потребность в труде, общении с др. Биологические потребности сохраняются у человека в преобразованном виде и не существуют совершенно изолированно от социальных. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее, более развиты потребности людей.

Существуют различные классификации потребностей, часть из которых мы приводим ниже[44].

1. В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности.

2. В зависимости от объекта потребностей: духовные, социальные (психические), материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов.

3. В зависимости от содержания: биологические (витальные) и информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности быстро насыщаемы. С момента насыщения потребность перестает активизировать деятельность человека (или животного). Например, если голод утолен в достаточной мере, то новая пища не является стимулом к проявлению активности до тех пор, пока ощущение голода не возникнет снова.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или слабонасыщаемыми, поскольку не связаны с физиологическими механизмами. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет обратную сторону - стремление поделиться информацией с другими людьми.

Одной из детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу[45]:

1) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);

2) потребность в безопасности (как физической, так и психологической);

3) потребность в принадлежности (стремление быть в обществе)

4) потребность в признании (авторитете, компетентности, одобрении, любви);

5) потребность в достижении (к этой категории можно отнести и когнитивные - познавательные, и эстетические потребности - в красоте, порядке, гармонии);

6) потребность в самореализации.

 

Наивысшей потребностью личности по теории А.Маслоу является потребность в самоактуализации.

Содержание потребности влияет на характер деятельности субъекта, а степень и направление активности деятельности определяются мотивом. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов более разнообразна и подвижна, чем потребность, определяющая содержание поведения.

Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать» [46].

В этой связи уместно напомнить о связи мотивации с волевыми процессами, которые реализуются и активизируются мотивационной сферой. А. Н. Леонтьев определяет мотив как «то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность»[47].

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие играют роль побудительных факторов (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся факторы среды. Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов. (А.Маслоу)

Интересно, что к теории мотивации А.Маслоу, ставшей популярной во всем мире, А. Н. Леонтьев отнесся весьма скептически. Ученый считает данную попытку построения иерархии потребностей неудачной, поскольку иерархические отношения между мотивами являются относительными и определяются конкретными условиями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

В отличие от целей, мотивы не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Таким образом, реализация мотива всегда связана и с эмоциональными процессами. Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего субъекта к другим людям, к окружению. Причем, чем ярче эмоциональный фон, тем интенсивнее волевые усилия по устранению несовпадения между желаемым и реальным состоянием.

Отношение эмоций к мотивации, в наиболее концентрированном виде передает формулировка С. Л. Рубинштейна, утверждающая, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность (то есть осуществить волевой акт). Эмоциональные переживания при этом являются лишь следствием возникших побуждений и достигнутых результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.