Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальная культура Беларуси ХХ – начала ХХІ вв




Белорусская музыкальная культура XX век – время начала нового этапа в развитии профессиональной белорусской музыки. Это время подлинного расцвета белорусской культуры и образования.

В 1918-19 годах были открыты музыкальные школы и консерватории, позже преобразованные в музыкальные техникумы. Особое место в их числе занимал Минский музтехникум(ныне училище имени М. Глинки). На базе его оперных и балетных классов в 1933 году был открыт Театр оперы и балета.

1928 – образуется государственный академический симфонический оркестр;

1930 – начинает деятельность Государственный оркестр имени И. Жиновича

1932 – консерватория Белорусская академия музыки;

1932 – организуется Белорусский союз композиторов;

1937 – организуется белорусская госуарственная филармония;

1939 – организуется государственная хоровая капелла имени Г. Ширмы;

1951 – организуется государственный академический народный хор имени г. Цитовича;

1958 – организуется государственный оркестр радио и телевидения;

1971 – открывается Белорусский государственный музыкальный театр;

80-е годы – организуются эстрадные коллективы, «Песняры», «Сябры», «Верасы».

Фолькрок – Палац, Крама.

Этнорок – Троица.

Чистый голос – классический вокальный мужской коллектив и др.

Формирование белорусской композиторской школы прошло следующие этапы:

Первый этап (20-40-е гг.). Формирование национальной композиторской школы. Начальная ступень развития профессиональной музыки в Беларуси связана с социальной, политической обстановкой в те годы.

Революции 1905,1907 и 1917 годов явились толчком к возрастающей волне национального самосознания. Широко распространяется идея «белорусизации» культуры, происходит внедрениебелорусского языка в учебники, газеты, журналы. Обновляется и обстановка, в которой теперь звучит музыка. Возникает множество музыкальных кружков, обществ, самодеятельных хоров, частных музыкальных школ и училищ. Организовываются «вечеринки», на которых читаются стихи и звучат народные песни и танцы.

1932 год – открытие Белорусской государственной консерватории в Минске. Первые ее выпускники-композиторы: А. Богатырев, М. Крошнер, П. Подковыров, В. Оловников, Л. Абелиович.

Музыкальное искусство этого периода ориентировано на русскую классику.

Основные черты в музыке:

· преобладание общественного над личным;

· оптимистичность;

· склонность к программности;

· опора на национальный мелодический материал.

Основные жанры:

опера, симфония, камерно-инструментальная, хоровая и сольная песня, обработки народных песен.

Появление национальной композиторской школы в лице этих композиторов является признаком роста культурного самосознания Беларуси.

Второй этап (кон.40-нач. 60-х гг.). Период закрепления достигнутого профессионального уровня.

Великая отечественная война прервала стремительное восхождение и укрепление композиторской школы Беларуси. В 1941 году консерватория закрылась, а возобновила работу только через 11 лет.

Несмотря на всю тревожность военной обстановки, музыкальная жизнь в Беларуси продолжала существовать. Силами белорусских артистов в Москве в 1942 году был дан концерт, составленный из фрагментов национальных белорусских опер.

В творчестве белорусских композиторов в этом периоде на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага.

Произведения, посвященные этой теме: кантата «Белорусским партизанам» Богатырева, симфония-баллада «В суровые дни» Аладова, 5 симфония Золотарева и др. Эти произведения призывали к борьбе с захватчиками, воспитывали мужество, патриотизм и вселяли веру в победу.

После успешного окончания войны, общественная жизнь, как и культурная, стала возобновляться. Ожили концертные залы, театры, музыкальные учебные заведения.

Активизировалась деятельность союза композиторов, куда теперь вошли молодые выпускники консерватории – Г. Вагнер, Э. Тырманд, Ю. Семеняко, Е. Глебов, Д. Смольский.

Расширяется диапазон жанров – появился жанр инструментального концерты для цимбал, контрабаса.

Основные темы в музыке:

1. дальнейшее развитие темы Великой Отечественной войны;

2. тема мирного труда народа;

3. тема борьбы за мир и дружбу между народами;

4. тема прославления белорусского народа.

В 1950-х большое внимание в музыке сосредоточено на отображении современных сюжетов и образов, связанных с жизнью и бытом простого человека.

Третий этап (1960-70-е гг.). Усиление творческой активности композиторов. Это время обновления традиций белорусской музыки. Черты нового:

· усиление внимания к современным темам, внимание к личности человека;

· обогащение музыкального языка;

· взаимодействие жанров;

· внимание к народному музыкальному творчеству.

Плодотворное развитие белорусской музыки 60-70-х гг. – результат не только обращений к современной тематике, но и влияние лучших традиций мировой многонациональной музыки.

Вместе с тем, этот период не лишен противоречий. Развитие культуры происходило в обстановке культа личности, идеологического засилья в обществе. Это накладывало печать на творческие процессы в искусстве. Такие условия ограничивали деятельность композиторов, препятствовали реализации их творческих возможностей в полной мере. Но, несмотря на это, перед деятельностью музыкального искусства были поставлены ответственные задачи по дальнейшему развитию музыкальной культуры, развитию творческой индивидуальности.

Четвертый этап (1980-90-е гг.). Сохранение и развитие предшествующих традиций.

Много интересного было создано композиторами в этот период. Конец 20 столетия – это появление новых талантливых имен композиторов – выпускников Белорусской академии музыки (так с 1995 г. стала называться Белорусская консерватория).

Среди них – А. Бондаренко, В. Копытько, В. Кузнецов, Л. Мурашко, Е. Поплавский, В. Солтан и др.

Черты развития в жанрах:

опера: активизация в этой области (С.Кортес «Визит дамы», Д.Смольский «Франциск Скорина», Е.Глебов «Мастер и Маргарита»). Появление нового жанра – опера-притча (В. Мулявин «Про долю») и музыкального спектакля (В.Мулявин «Во весь голос»), рок-оперы («Масфан» В.Курьяна), поп-оперы («Максим» И.Паливоды) и др.

кантатно-ораториальный: обогащение сочинениями на стародавний сюжет («Куранты» В.Копытько, на стихи анонимного автора 18 века или «Франциск» Литвиновского на текст Ф. Скарины «Из библии»).

хоровая музыка: обращение как к текстам современников (Я.Колас, М.Богданович) так и к народным текстам, возрождение церковной, духовной музыки (сочинения Равенского и др.).

симфония: главенствующее место в творчестве белорусских композиторов. Ее особенности – глубокое содержание, своеобразные выразительные средства и техника письма, философская трактовка. («Плач перепелки» с участием хора В.Кондрусевича).

произведения для народных инструментов: широкое распространение в творчестве Е. Глебова, Г. Гореловой, Д. Смольского, В. Помозова, В. Копытько и др.

Развиваются и иные симфонические жанры – поэма, сюита, эскиз.

ЭДДИ РОЗНЕР – талантли­вый инструменталист, аранжиров­щик, композитор и дирижер. Он ро­дился 26 мая 1910 г. в Берлине. В этом городе он закончил Высшую музыкальную школу по классу скрипки. Рознер был отличным скрипачом, однако, будучи студен­том, освоил и трубу. С этим инст­рументом в дальнейшем и была свя­зана его музыкальная карьера. Он работал в оркестрах, с которыми объездил всю Европу. Его труба обладала мягким звуком, красивым тембром, он эффектно использовал широкий набор джазовых приемов звукоизвлечения и умело «ра­ботал на публику». Рознер уже тогда заявлял о себе как яркий шоумен. После того как в середине 1930-х гг. он перебрался в Польшу, у него появился свой оркестр, который исполнял не слад­кую танцевальную музыку, а ритмичную музыку свинга. Во вре­мя гастролей во Франции в 1938 г. фирма «Columbia» сделала записи известных джазовых композиций в исполнении оркестра Рознера.

Осенью 1939 г., вскоре после начала Второй мировой войны, Рознер оказался в Белостоке. Его пригласил Юрий Бельзацкий, которому поручили подобрать музыкантов для Государственного джаз-оркестра. Появление такого коллектива стало возможным лишь благодаря решению, согласно которому в каждой советской республике в обязательном порядке должен быть свой джаз-ор­кестр.

Официальной датой рождения оркестра стало 1 января 1940 г. Первые концерты джаз-оркестра, которым уже руководил Эдди Рознер, состоялись в Минске в апреле 1940 г. Бельзацкий стал музыкальным руководителем оркестра: сочинял пьесы, пи­сал аранжировки, репетировал с оркестром и дирижировал им на концертах. После успешных выступлений в Минске оркестр по­лучает возможность увеличить состав (появляется струнная груп­па и кордебалет) и приобретает первоклассную аппаратуру. Госу­дарственный джаз-оркестр становится гастролирующим коллек­тивом.

Выступления оркестра вызывают всеобщий интерес. Они предлагают публике звучание, которое практически отсутствова­ло на советской эстраде. В то время преобладали: эстрадные кол­лективы, которые исполняли теа-джаз. Выступления таких орке­стров в большей степени напоминали театрализованные представ­ления, где музыке отводилась второстепенная роль. Оркестры в основном выполняли аккомпанирующую роль. Появление оркест­ра, звучание которого было ориентировано на американские свинговые биг-бэнды, явилось откровением. Это не означает, что ор­кестр отказался от элементов театрализации. Они были в доста­точном объеме представлены в репертуаре. Однако основу их выступлений составляла, прежде всего, музыка джаза. И в цент­ре внимания аудитории всегда находилась фигура Эдди Рознера. Его исполнительское мастерство, элегантность и артистизм по­коряли публику. Инструментальный джаз в исполнении Государ­ственного джаз-оркестра способствовал широкому распростра­нению джазовой музыки. Им подражали многие коллективы со­ветского джаза.

С началом Великой Отечественной войны оркестр отправля­ется на Восток. Они много гастролируют и в военные годы. Ме­няется состав оркестра: часть исполнителей уходит на фронт, им на смену приходят новые музыканты. Несмотря на появление новых исполнителей, оркестр не останавливается в своем про­фессиональном развитии.

В 1944—1945 гг. они делают серию за­писей своих лучших композиций. Среди них самые яркие пьесы из репертуара оркестра: «Караван», «Сент-Луис блюз», а также популярные песни «Зачем», «На полянке», «Парень-паренек»,«Мандолина, гитара и бас» и др. Однако уже в следующем году в СССР начинается кампания по ликвидации джаза. Расформиро­вываются многие джазовые коллективы, и в 1947 г. прекращает свою деятельность Государственный джаз-оркестр. В дальней­шем Рознер возглавлял оркестры в Магадане, а затем в Москве. В его московском оркестре играли лучшие джазовые музыканты тех лет.

В начале 1970-х гг., когда стали распадаться многие эст­радные коллективы, оставляет свой оркестр и Рознер. Произош­ло то, что случилось с американскими биг-бэндами четверть века назад. Они не смогли выдержать конкуренции с гитарными ан­самблями.

В 1972 г. он возвращается в Западный Берлин, где про­должает выступать с небольшими оркестрами. Умер Эдди Роз­нер 8 августа 1976 г.

Государственный джаз-оркестр и Эдди Рознер оказали огром­ное влияние на становление белорусского джаза. Их музыка со­ответствовала лучшим традициям свинговых биг-бэндов. Для многих музыкантов работа в этом оркестре стала отличной джа­зовой школой. Они учились у Эдди Рознера, чью исполнительс­кую манеру отличало умение великолепно свинговать и импрови­зировать. Он стоял у истоков формирования школы белорусского джазового исполнительства.

 

Мулявин и «Песняры»

История ансамбля «Песняры» связана с именем его созда­теля и руководителя ВЛАДИМИРА МУЛЯВИНА (1941-2003, вокал, гитара). Он был автором многих песен, писал аранжировки и определял музыкальную концепцию ансамбля. Прежде чем появились «Песняры», в 1968 г. В. Мулявин сформировал ансамбль «Лявоны». Они исполняли разнообразный музыкальный матери­ал (песни, романсы, инструментальные композиции), подражали «The Beatles» и находились в поиске собственного стиля. Вскоре ансамбль меняет название на «Песняры» и в качестве основы своего творчества выбирает белорусский фольклор. Обработки белорусских народных песен становятся преобладающими в репертуаре ансамбля.

Осенью 1970 г. они становятся лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Этот успех способство­вал стремительному росту их карьеры.

Основу «Песняров» составляли: Леонид Тышко (род. 1945, бас-гитара), Валерий Яшкин (1940 – 1997, клавишные), Владислав Мисевич (род. 1945, флейта, саксофон), Александр Демешко (1947 – 2006, ударные), Валерий Мулявин (1938 – 1973, гитара, труба), Валентин Бадьяров (скрипка, гитара). Вскоре к ним присоединились Леонид Борткевич (род. 1949, вокал) и Анатолий Кашепаров (род. 1950, вокал).

Долгие годы вокальный саунд «Песняров» определяли В. Мулявин, Л. Боргкевич и А. Кашепаров. Отличительной его особенностью было тембровое сочетание голосов и одинаковая манера исполнения (подача звука, артикуляция, интонирование), что позволяло голосам сливаться не только друг с другом, но и с инструментами. В. Мулявин вводит в состав народные инст­рументы (лиру, жалейку, дудки, цимбалы), которые вместе с элек- трогитарами, духовыми и ударными способствуют созданию ори- гинального саунда «Песняров». Они объединили народные пес- ни с современными ритмами. В их исполнении белорусская на­родная песня зазвучала свежо и оригинально.

В 1971 г. «Песняры» записывают свой первый альбом. Его основу составляют обработки белорусских народных песен: «KaciyЯсь канюшыну», «А у полi вярба», «Ой, рана на 1вана» и др. В альбом вошли песни В. Мулявина «Александрына» и «Бела­русь», а также «Ты мне вясною прысшлася», которую написал Ю. Семеняко. В двух последующих альбомах коллектива эта схе­ма сохранена: обработки народных песен («На што бабе агарод», «Хлопец пашэньку пахае» и др.), песни В. Мулявина («Завушнщы», «Крик птицы» и др.), а также песни профессиональных компози­торов. Они записывают композиции И. Лученка («Алеся», «Спадчына» и др.), А. Пахмутовой («Беловежская пуща» и др.), Б. Мокроусова («Вологда»).

МИХАИЛ ФИНБЕРГ родился 21 февраля 1947 г. в Мозыре. Он учился в музыкальной школе по классу скрипки, однако в дальней­шем увлекся духовыми инструментами. Минскую консерваторию он закончил по классу тромбона. В течение нескольких лет М. Финберг работал в оркестре Белорусского телевидения и радио, а в 1970 г. возглавил Минский оркестр цирка. Оркестр не только сопровождал представления, но и вел активную концертную деятельность. Под руководством М. Финберга коллектив принимал участие в авторских концертах белорусских композиторов и много записывался. За достаточно короткий срок оркестр добился значительных творческих успехов и стал лучшим в системе Союзцирка.

В 1987 г. М. Финберг становится художественным руководителем Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки. Главным направлением деятельности оркестра определяется развитие и популяризация национального эстрадного искусства. В сопровождении оркестра проходят авторские вечера белорусских композиторов (Игоря Лученка, Валерия Иванова, Владимира Будника, Эдуарда Зарицкого, Леонида Захлевного и др.), создаются программы на стихи классиков белорусской литературы (Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Владимира Короткевича и др.). Большое внимание уделяется инструментальной и джазовой музыке. В репертуаре оркестра произве­дения классического и современного джаза. Как правило, оркестр исполняет крупные по форме джазовые композиции. В разные годы были подготовлены концертные программы, посвященные памяти Д. Эллингтона, К. Бейси, Д. Рейнхардта, Э. Рознера. Коллек­тив постоянно работает над новыми программами, с которыми выступает не только перед белорусской, но и зарубежной аудиторией.

Еще одним важным направлением деятельности М. Финберга является организация и проведение национальных и международных фестивалей. Оркестр является одним из основателей международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Среди других наиболее известных проектов: Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно, фестиваль белорусских эстрадных оркестров, детский фестиваль «Спяваем з аркестрам», фестивали камерной музыки в Несвиже, я Заслав-ле, международный фестиваль джазовой музыки и др. Многие из этих проектов стали традиционными.

Джазовые традиции, заложенные Эдди Рознером в Государственном джаз-оркестре, нашли продолжение в деятельности оркестров Госцирка, Гостелерадио и особенно в Национальном концертном оркестре Беларуси под управлением Михаила Финберга. Он постоянно стремится к поиску и открытию новых имен и вместе с музыкантами оркестра вносит значительный вклад в развитие белорусской эстрадной и джазовой музыки.

В этих коллективах в разное время работали музыканты, кото­рым принадлежит весомая роль в развитии белорусского джаза. Это пианисты Анатолий Гилевич (1940 – 1999) и Аркадий Эскин (1939 – 2006), трубач Валерий Щерица (род. 1947), сасофонист Игорь Сафонов, а также ансамбли «Ренессанс», «Apple Tea» и многие другие.

 

«Сябры»

Популярности вокально-инструментального ансамбля «СЯБРЫ» также предшествовали успешные выступления на различных фестивалях и конкурсах. История ансамбля берет свое начало с эстрадного ансамбля Гомельской филармонии. В 1974 г. он был реорганизован в вокально-инструментальный ансамбль «Сябры» и его руководителем становится АНАТОЛИЙ ЯРМОЛЕНКО (род. 1947, вокал). Уже в следующем году «Сябры» - дипломанты Белорусского конкурса артистов эстрады, а в 1977 г. – лауреаты Всесоюзного конкурса. Большая роль в становления коллекти­ва принадлежит Валентину Бадьярову, а также Николаю Сацура, который написал большую часть песен и аранжировок ансамбля.

В начале 1980-х гг. «Сябры» записывают свою первую пластинку и получают широкую известность с песней О. Иванова «Алеся».

В дальнейшем «Сябры» много гастролируют, выступают на пре­стижных концертных площадках и продолжают записывать хиты: «Гуляць дык гуляць» (муз. Валерия Иванова), «Шумще бярозы» (муз. Эдуарда Ханка), «Полька беларуская» (муз. Игоря Лученка), «Пiце пiва, мужыкi» (муз. Николая Сацуры), «Каханая» (муз. Валерия Иванова) и др.

 

«Верасы»

Среди вокально-инструментальных ансамблей лауреатом становится минский ансамбль «ВЕРАСЫ», которым руководил ВАСИЛИЙ РАИНЧИК (род. 1950, клавишные).

Вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» был создан в начале 1970-х гг. при Белорусской государственной филармонии. После успешного выступления на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады начинается активная гастрольная и фестивальная деятельность ансамбля. Они становятся лауреатами Международных фестивалей в Финляндии и Болгарии, записывают пластинки, много и успешно гастролируют. В эти годы основу репертуара ансамбля составляют политические и патриотические песни.

В дальнейшем «Верасы» расширяют тематику песен. Появляются танцевальные, развлекательные, лирические композиции. Среди наиболее известных «Малиновка», «Я у бабушки живу» (муз. Эдуарда Ханка), «Раз ды разок» (муз. Валерия Иванова), «Караван», «Музыка для всех», «Любви прощальный бал» (муз. Василия Ра-инчика) и др.

Длительное время в составе «Верасов» выступали Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. После победы на конкурсе «Песня-88» с песней «Счастливый случай» (муз. Эдуарда Ханка) они создают вокальный дуэт и выступают самостоятельно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.