Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало кинематографа в России. Рождение советского немого кино




Датой рождения советского кинематографа принято считать 27 августа 1919 г., когда В.И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение народного комиссариата посвящения». И хотя частные фирмы и акционерные общества существовали еще несколько лет после выхода декрета, судьба российского кино была предопределена: оно стало государственным.

Отныне и до конца 80-х гг. его деятельность планировалась. Финансировалась и контролировалась специальными организациями при советском правительстве. Кино было провозглашено средством пропаганды, воспитания и посвящения.

Наступила новая эпоха. Шла гражданская война, в стране была разруха. В таких условиях фильм должен был получать и разъяснять – агитировать.

Самый ранний жанр советского кино так и назывался – агитки. Это были короткометражные фильмы наподобие плакатов и листовок: «пролетарии всех стран объединяйтесь!». К названию-лозунгу сразу приделывался сюжет, часто наивный и всегда назидательный.

Первые творческие успехи советского кино связаны со знаменитыми дореволюционными кинематографистами, принявшими революцию.

Ивану Николаевичу Перестиани – в недавнем прошлом киноактеру, игравшему благородных пожилых героев, выпал первый громкий успех в качестве постановщика революционного фильма. Это была картина «Красные дьяволята» (1923 г.) – настоящий двухсерийный боевик. Кассовые сборы «красных дьяволят» превысили сумму, полученную за прокат всего киноимпорта. На долгие годы этот фильм стал культовым.

Революционный авангард набирал силу и завоевывал престиж. Его флагманом стал Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898 – 1948).

Наверное, во всем мировом кинорепертуаре нет кадра более известного, чем коляска с ребенком, которая катится вниз по лестнице под пулями карателей, среди мечущихся людей – в море, к неотвратимой гибели.

Смертельно раненная мать, падая, сама толкнула коляску. И вот детская коляска подскакивает со ступеньки на ступеньку прямо в волны – образ жертвы, чудовищной и бессмысленной. Эта сцена расстрела мирной толпы в Одессе во время первой русской революции (1905 – 1907 гг.) из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925г.)

Торжественная премьера картины состоялась в Москве, в Большом театре. Впервые в бархатном зале было натянуто полотно киноэкрана. Кадры матросского восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» потрясали силой страсти. В зале стояла напряженная тишина. Фильм, как все тогдашние картины был черно-белым, но в кульминационный момент на мачте мятежного корабля внезапно взвивался красный флаг. Его раскрашивали вручную в каждом экземпляре киноленты. За этим кадром следовал взрыв аплодисментов. Двадцатисемилетний постановщик картины наутро записал в своем дневнике фразу, некогда сказанную Байроном: «И проснулся знаменитым…».

Имя Эйзенштейна сразу вошло в число корифеев мирового кино, а «Броненосец «Потемкин» имеет самое большое количество международных призов и наград, до сих пор сохраняя титул «фильма номер один всех времен и народов».

Время идет. Революция победила, кончилась Гражданская война, жизнь понемногу налаживалась. Но быт оставался неустроенным, возникло множество новых, уже мирных, проблем и конфликтов. Два главных киноцентра в основном создавали фильмы на современную тематику: Москва с её кинофабриками «Совкино» и «Межрабпом-Русь» и Ленинград с его «Севзапкино». Главными врагами в этих картинах были буржуи-нэпманы. Их мещанские нравы и жадность высмеивались в веселых и остроумных комедиях.

Здесь среди первых оказался Борис Васильевич Барнет, обоятельнейшая фигура отечественного кино. Сын владельца небольшой типографии в Замоскворечье, он, как и многие другие его современники, пришел в кино непростым путем. Барнет учился в Первой студии Московского художественного театра у К.С. Станиславского, был профессиональным боксером и, наконец, попал в мастерскую Л.В. Кулешова при Госкиношколе.

В «Необычайных приключениях мистера Веста в стране большевиков» Барнет исполнил роль ковбоя Джедди – телохранителя, приехавшего в Москву с американцем. Обладая великолепными актерскими данными, он талантливо сыграл несколько небольших ролей и эпизодов, но душа тяготела к режиссуре. Совместно с постановщиком Ф.А. Оцепом он снял трехсерийную приключенческую ленту «Мисс Менд». Но самый большой интерес Бориса Барнета вызывала жизнь простых людей, их заботы и радости. И такой фильм – лирическая комедия «Девушка с коробкой» не замедлил появиться.

Итак, закончилось первое десятилетие жизни советского кино, бурные 20-е годы. Их значение для нового искусства огромно. Прежде всего начал регулярно увеличиваться выпуск отечественных художественных картин: если за сезон 1922/23 года было выпущено 12 кинолент, то в 1924/25-м их было уже 70, а в 1926/27 году – 122.

Советские фильмы активно вытесняли импортную продукцию. Фундамент советского кино был заложен. Молодые мастера революционного авангарда Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов приобрели международную известность, а Советский Союз вошел в число пяти великих кинодержав вместе с Америкой, Германией, Францией и Италией – лидерами кинопроизводства 20-х гг.

В 30-х гг. произошли изменения в киноискусстве, связанные с приходом звука. Изменились способы повествования, сюжеты, содержание фильмов.

Особенно ясно видны новизна и продолжение традиций советского авангарда 20-х гг. в картинах о революции и Гражданской войне.

Историко-революционная тема становилась главной в преддверии двадцатой годовщины Октября.

К 1937 г. появился большой цикл фильмов о героях революции. Если в немых кинокартинах («Броненосец «Потемкин») героем была революционная масса, то теперь кинокамера выделяла из толпы отдельного героя.

На экран вышли большевики-подпольщики, красные партизаны времен Гражданской войны, интеллигентны, принявшие новую власть, моряки Балтийского флота, крестьяне. Фильм «Чапаев» (1934 г.) Георгия Николаевича и Сергея Дмитриевича Васильевых – один из ключевых фильмов отечественного кино, его эмблема. Картина сразу завоевала всенародную любовь.

Первый русский игровой фильм – "Стенька Разин", вып. 15.10.1908, киноателье Александра Дранкова, постановщик В.Ромашков, сцен. Василий Гончаров - получивший отставку чиновник железнодорожного ведомства.

Актер непрофессионального театра (клуба) В.Ф.Ромашков больше фильмов не режиссирует. Как актер снялся у Евг. Червякова в фильме "Девушка с далекой реки» ("Бумажная лента", 1927), где сыграл небольшую роль ж\д сторожа, деда главной героини, затем были еще две роли (1929, 1932). Все фильмы с его актерским участием не сохранились. В разных источниках его называют по-разному: В.Ромашков и Б.Ромашков, что лишь подчеркивает его неизвестность в кино и театральной деятельности. Картина (224 м.) состоит из семи сцен, снятых одним ракурсом.

В роли Степана Разина снялся драматический актер Петербургского народного дома Е.Петров-Краевский, позже снявшийся в 19-ти бытовых драмах. Снимали фильм сам А.Дранков и Н.Козловский – впоследствии один из ведущих русских кинооператоров игрового, хроникального и мультипликационного кино (более 80-ти работ в игровом кино).

Первая русская кинокомедия – "Усердный денщик" (Ателье А.Дранкова, реж.Н.Филиппов, вып. 01.12.1908).

Первая русская цветная (раскрашенная от руки) художественная картина "Ухарь-купец" ("Бр.Пате"/Моск. отд., вып. 29.09.1909, сц. и реж. В.Гончаров).

Первый русский полнометражный игровой фильм – "Оборона Севастополя" ("Воскресший Севастополь", 2000 м., Т/Д Ханжонкова, вып. 09.12.1911, реж.: В.Гончаров, А.Ханжонков). Просмотр в Московской консерватории – 15.10.11."Крупнейший дореволюционный исторический фильм ("сверхбоевик"), постановка которого была осуществлена с "высочайшего соизволения" Николая II и под наблюдением специально выделенного консультанта – полковника М.Ляхова. Ставился на подлинных местах событий героической обороны Севастополя в 1854-1855 годах." – В.Вишневский.

Выпуск первого мультипликационного фильма – 31.12.1912 (в период 1911-1913 Владиславом Старевичем сделано семь фильмов). Работа над фильмами велась параллельно:"Прекрасная Люконида" ("Война рогачей и усачей"), "Месть кинематографического оператора", "Авиационная неделя насекомых" – все в 1912, "Четыре черта" – 1913 и др.).

Первые детские фильмы – "Веселые сценки из жизни животных" и "Рождество обитателей леса" (реж.В.Старевич, Т/Д А.Ханжонкова, объемная мультипликация, вып. 01.05.1912). Первый мультипликационно-игровой фильм – "Ночь перед Рождеством" (1913, реж. Владислав Старевич, в гл. роли Иван Мозжухин).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.