Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французская кинематография




Европейский и советский довоенный кинематограф

Франция – родина кинематографа, изобретенного братьями Луи и Огюстом Люмьер (см. Немое кино). Программа братьев Люмьер состояла из коротеньких документальных и видовых фильмов и одной комической сценки – «Политый поливальщик». Отсутствие фабулы, звука, цвета, неустойчивость прыгающего изображения – все это не помешало зрителям этих лент испытать подлинное потрясение. «Мы сидели с открытыми ртами и остолбенелые от удивления, пораженные донельзя», свидетельствовал впоследствии Ж. Мельес, первый использовавший возможности движущегося изображения для создания популярного зрелища, разработавший такие его жанры, как фильм-погоня и сказочное представление с превращениями и исчезновениями людей и предметов (феерия). Постепенно совершенствовалась техника киносъемок и кинопроекции, строились первые съемочные павильоны и большие кинотеатры. Французское кино вырабатывало необходимый ему «язык», т. е. совокупность выразительных средств для передачи художественного содержания; одновременно оно осваивало богатства, заключенные в национальных культурных традициях. То одна, то другая из этих задач выступала на первый план.

Так, в 20-е гг. было много экспериментов, делались попытки не только показать внешний мир, но и отобразить мысли, мечтания, внутренний мир человека. В этом направлении работали Л. Деллюк, Ж-Дюлак, Ж. Эпштейн и некоторые другие режиссеры. Были кинематографисты, стремившиеся к решению преимущественно формальных задач – к созданию на экране «чистого движения», «музыки для глаз», «монтажных симфоний» и т. п.

Экспериментальные поиски 20-х гг. принято обозначать термином «авангард».

В 30-е гг. наряду с коммерческой, развлекательной продукцией появилось немало фильмов реалистических, отмеченных глубокой разработкой жизненных и социальных конфликтов, высокой изобразительной культурой, умением создавать особое настроение, поэтическую «атмосферу».

Ярко выраженным личным видением мира отличалось творчество Жана Виго (1905–1934). В его фильме «Ноль за поведение» (1933) жестокая и бессмысленная система воспитания в школе-интернате изображалась как выражение общей системы социального подавления личности. Другой его фильм – «Аталанта» (1934) – лирическое повествование о жизни маленького экипажа самоходной баржи, плавающей по рекам и каналам Франции.

В творчестве режиссера Рене Клера тонко сочетались ироническая фантазия и социальная сатира. Его лучшие работы этого периода – «Под крышами Парижа», «Свободу нам!», «Последний миллиардер». Этот последний фильм едко высмеивал нелепости капиталистической экономики, буржуазного парламентаризма, личной диктатуры. Успехи французского кино в 30-е гг. были связаны с ростом социальной активности народа, размахом демократического движения, борьбой против угрозы фашизма. В эти годы достиг расцвета талант Жана Ренуара (1894–1979). Его наиболее значительный фильм – «Великая иллюзия» (1937) – рассказ о побеге из лагеря для военнопленных двух французских офицеров во время первой мировой войны. В этом фильме глубокий реалистический анализ характеров был направлен на выявление общих социально-исторических закономерностей; выступая против национальной розни и расовой ненависти, фильм предупреждал об опасности возникновения новой войны.

Главную роль в фильме сыграл Жан Габен (1904 – 1976), создавший в эти годы на экране образ трагического героя, человека из народа, сильного, мужественного, готового к борьбе и гибели в противоборстве силам зла.

Трагические мотивы во французском кино конца 30-х гг. были связаны с наступлением фашизма в Европе и с ощущением, что Франция не готова к схватке с ним. В иносказательной, метафорической форме эти предчувствия получили выражение в фильмах Марселя Карне (р. 1909) (по сценариям Ж. Превера) «Набережная туманов» (1938) и «День начинается» (1939).

После поражения Франции во второй мировой войне и ее оккупации гитлеровской Германией подавляющее большинство деятелей французского кино заняли позицию, враждебную нацистам, многие участвовали в подпольной антифашистской борьбе. Идеи национального достоинства, гуманизма, духовной независимости, неподчинения силам зла в завуалированной форме проводились во многих фильмах. Как апофеоз французского духа и французской культуры, выстоявших в годы национального унижения, был воспринят фильм Карне и Превера «Дети райка». Законченный в 1944 г., он вышел на экраны уже освобожденной Франции – в 1945 г.

В первые же месяцы после освобождения страны режиссер Рене Клеман (р. 1913) снял фильм «Битва на рельсах», где воспел мужество французских железнодорожников, боровшихся против оккупантов.

Однако национальный подъем, связанный с победой над фашизмом, продлился недолго: социального обновления не произошло, и послевоенная реальность оказалась совсем не такой, как мечталось французам в глухую ночь оккупации.

На экране также стали преобладать мотивы растерянности и тоски, выражавшие разочарование в том пути, по которому пошло развитие страны.

Контрастом к этим настроениям стало мажорное, исполненное молодого задора творчество замечательного актера Жерара Филипа (1922–1959) в таких фильмах, как «Фанфан-Тюльпан» (1952) режиссера Кристиана-Жака и экранная трилогия Клера – «Красота дьявола» (1949), «Ночные красавицы» (1952), «Большие маневры» (1955). Новыми красками обогатили французскую комедийную традицию актер и режиссер Ж. Тати и его ученик П. Этекс. В число ведущих французских режиссеров выдвинулись Ж. Беккер, Р. Брессон, А. Ж. Клузо, Ж. П. Ле Шануа. В целом же французское кино переживало застой, вращалось в кругу одних и тех же тем и мотивов, коммерция явным образом преобладала над искусством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.