Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Виды и уровни межличностного общения




Межличностное общение очень многопланово и, в зависимости от целей, средств, условий протекания, направленности может проявляться в разнообразных видах и формах, которые показаны на рис. 22.

О в ербальном и невербальном общении уже упоминалось выше,поэтому рассмотримостальные виды коммуникаций.

По направленности выделяют прямое и косвенное общение.

Прямым называетсяобщение, при котором партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица».

Косвенным является общение, при котором действия партнеров направлены не на друг на друга, а на предметы окружающей среды или других людей. В этом случае информация друг от друга достигает партнеров, отражаясь в тех изменениях, которые они произвели своими действиями. Поэтому при косвенном общении субъект может не предполагать о том, с кем именно он пообщался.

Рис. 22. Классификация видов межличностного общения

 

Под непосредственном общении понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (неречевых).

Опосредованное общение – это «неполное» взаимодействие, осуществляемое с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему человеческого общения.

По содержанию виды общения подразделяются на:

· познавательное (цель - расширить информационный фонд партнера),

· убеждающое (цель – сделать партнера своим единомышленником),

· экспрессивное (цель – изменение эмоционального состояния партнера),

· суггестивное (цель – сформировать у партнера психоэмоциональный настрой

· для побуждения к необходимому действию),

· ритуальное (цель - оказать на сознание партнера глубокое устойчивое воздействие с целью изменить его ценностные ориентации, установки, поведение).

 

Цели общения часто бывают так сложны, что различные его виды переплетаются друг с другом. Например, коммуникация может быть одновременно и познавательной, и убеждающей, и экспрессивной.

По форме коммуникативного события выделяют переговоры, презентации, совещания и другие. Особенности данных видов общения связаны с их целями и методами организации, которые подробно описываются в литературе по практической психологии, управлению, менеджменту и пр.

Кроме перечисленных видов можно разделить общение на формальное и неформальное.

Формальное (на уровне социальных ролей) диктуется исполняемой ролью, в зависимости от места, которое занимает партнер в обществе. Из формальных можно выделить деловые и светские коммуникации. Деловые коммуникации направлены на достижение какой-то предметной договоренности. У деловых коммуникаций (в отличие, например, от светских) всегда есть цель, связанная с бизнесом. Светские коммуникации способствуют созданию благоприятного имиджа, а также позволяют установить первичный контакт между партнерами.

Под неформальным подразумевается общение двух конкретных личностей, обладающих индивидуальными качествами, которые проявляются в процессе общения.

Важно отметить, что на успешность формального общения влияет характер неформального общения (например, когда складываются определенные человеческие отношения между партнерами по бизнесу). В то же время, существует и обратное влияние.

Особенности организации общения в сочетании с целями являются факторами, влияющими на избираемый партнерами уровень общения.

Уровни общения: императивный (примитивный); манипулятивный; формальный; гуманистический; игровой; деловой; духовный.

Императивный (примитивный) уровень общения отличается от других односторонним характером, поскольку реакция партнера не актуальна для инициатора взаимодействия. Подобный характер общения встречается, например, в общении руководителя с подчиненными. Издание распоряжений, указаний, инструкций также можно отнести к императивному уровню общения, что считается вполне правомерным в рамках формальных отношений.

Признаками данного уровня являются:

1) монологическая форма коммуникаций (когда говорит только один партнер);

2) открытое стремление к подчинению партнера своей цели.

Манипулятивный уровень, также как и примитивный, предполагает неравенство в общении, поскольку один из партнеров является манипулятором, другой – жертвой манипуляции. Однако, в отличии от императивного, манипулятивное связано со стремлением манипулятора облегчить, ускорить достижение своей цели, в связи с чем и вынужден прибегать к обману.

Характерными признаками манипуляции являются:

1) диалоговая форма коммуникаций;

2) стремление подчинить партнера своей цели;

3) сокрытие истинной цели взаимодействия;

4) иллюзия свободы выбора у жертвы манипуляции

 

Манипулятивные техники широко используются в современных технологиях создания рекламы, в процессе продажи услуг или продукции потребителям.

Формальый уровень общения используется в случае, когда общественные рамки слишком жестко ограничивают сценарий возможного взаимодействия, а также когда взаимодействие нежелательно или безразлично одному из партнеров.

Признаками формального уровня общения являются:

1) диалоговая форма коммуникации;

2) отсутствие интереса к личности партнера;

3) отсутствие стремления к дальнейшему сотрудничеству.

Гуманистический уровень коммуникаций обусловлен естественной потребностью людей в общении и предполагает уважение к личности партнера.

Гуманистический уровень коммуникаций обнаруживает следующие признаки:

1) диалоговую форму коммуникаций;

2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

3) деликатность;

4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

5) готовность к активному взаимодействию с партнером

 

Важно отметить, что безоценочное восприятие партнерами друг друга предполагает уважение к личности собеседника независимо от совпадения с представлениями и оценками каждого из них.

На базе описанного уровня коммуникаций формируются еще два уровня коммуникативного взаимодействия: игровой и деловой.

Игровой уровень коммуникации способствует снятию психического напряжения, связанного со значительными физическими и психологическими нагрузками. Существенными чертами игрового уровня коммуникаций являются:

1) диалоговая форма коммуникаций;

2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

3) деликатность;

4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

5) готовность к активному эмоциональному взаимодействию с партнером;

6) искренний интерес к своеобразию партнера

Деловой уровень отличается от предыдущего только повышенной концентрацией партнеров на обсуждении деловых проблем (научных, производственных, финансовых и др.). В этом случае эмоциональный фон связан не с интересом к индивидуальности партнера, а со вниманием к информации, которую он сообщает.

Признаки делового уровня общения:

1) диалоговая форма коммуникаций;

2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

3) деликатность;

4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

5) готовность к активному взаимодействию с партнером;

6) искренний интерес к обсуждаемой проблеме и информации, сообщаемой партнером.

Духовный уровень коммуникаций в бизнесе встречается в настоящее время крайне редко. Однако в том случае, когда личность партнера воспринимается с глубоким уважением, как носитель идеи, духовного начала, можно говорить подобном уровне общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 7884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.