Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Дискуссионная модель обучения




Сценарные (с расписанными ролями и инструкциями).

Деловые и ролевые

Долговременные и кратковременные,

I. Деловые игры

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1. Составление плана игры.

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3. Подбор информации; средств обучения.

4. Разработка способов оценки результатов игры.

Постановка и проведение игры зависит, прежде всего, от тематики проводимого практического занятия.

 

Реализация игровых приёмов и ситуаций при аудиторной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

2. учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

3. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры могут быть самых разных видов:

4. такие виды игр как кроссворды, чайнворды, криптограммы и головоломки, стали весьма распространённой формой для выполнения домашнего задания.

Слово «дискуссия» происходит от латинского «discussion», что означает рассмотрение, исследование. Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного ее решения.

Дискуссия включает в себя три существенных взаимосвязанных компонента:

- познавательный;

- операционно-комуникативный;

- эмоционально-оценочный.

По ходу дискуссии от преподавателя требуется, чтобы его участие не сводилось к директивным репликам или высказыванию собственных суждений. Основное средство в руках преподавателя – вопросы. Умело поставленный вопрос позволяет получить от оппонента дополнительную информацию или уточнить его позицию и тем самым определить дальнейшую тактику ведения дискуссии.

Введением в дискуссию может стать яркий текст, сценка (импровизационная или подготовленная заранее), проблемный вопрос, демонстрация видеофрагмента (например, эпизод из художественного или учебного фильма). Таким образом, дискуссия ставит своей целью вовлечение обучающихся в обдумывание проблемы, в то, чтобы сделать тему личностно значимой.

Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости – инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого обучающегося на ту или иную историческую проблему.

На дискуссионных занятиях каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом обучающиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением.

Классификация семинаров-дискуссий:

Первый тип – это структурированная, или регламентированная дискуссия. На этом занятии учащиеся имеют четкий план, структуру и регламент обсуждения.

Другим типом дискуссии может являться дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря (движения, партии, слоя и др.).

Сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии.

Третий тип дискуссии – проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну – две недели обучающимся объявляется тема и модель анализа проблемы:

В ходе занятий обучающиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, ее истоки. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении обучающиеся в ходе спора намечают возможные попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации.

Существует также классификация дискуссий по формам проведения.

- Модель дискуссии «дебаты» на основе соперничающих команд. Эти команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.

- Модель дискуссии «вертушка», целью которой является вовлечение буквально всей группы в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению. Стулья для участников расставляются в два больших круга. Обучающиеся садятся друг напротив друга. Внутренний круг – неподвижный, внешний – подвижный. По сигналу педагога все обучающиеся внешнего круга пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером. Обучающиеся одновременно ведут в парах дискуссию. Встречаясь с новым партнером, они слышат новые доводы, аргументы, а, значит, и подбирают новые контраргументы. К концу круга обучающиеся, как правило, оттачивают свою систему аргументов, а также приобретают опыт общения с разными партерами.

- Целый ряд дискуссионных занятий может быть построен на основе работы ключевой группы сильных обучающихся и «аудитории». К ним относятся занятие по типу «круглого стола», где небольшая группа участников дискуссии обсуждает проблему, вся группа участвует в обмене мнениями.

- Более широкомасштабную дискуссию можно провести по типу «симпозиума», когда готовятся серьезные доклады с противоположными оценками проблемы, а вся группа следит за ходом выступлений и участвует в обсуждении. На этом занятии возможны и выступления содокладчиков. Существуют и другие формы дискуссий, различающиеся по принципу их организации: уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты и др.

- Дискуссия – «аквариум», когда обсуждение ведется в малом круге, а большой круг следит за ходом дискуссии и подводит итог.

Применение дискуссионной модели обучения, особенно в сочетании с другими активными приемами, дает положительный результат. Он состоит не только в приросте знаний и умений, но и в формировании качеств творчески мыслящей личности, лишенной догматизма, способной понять точку зрения оппонента, терпимой к оппоненту, привычной к многообразию мнений и с достоинством отстаивающей свои позиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.