Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы финансового планирования




Содержание и задачи финансового планирования

Устойчивая работа предприятий (корпораций) в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля.

Преимущества планирования следующие:

♦ планирование обеспечивает использование благоприятных возможностей и условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;

♦ в результате планирования проясняются многие возникающие проблемы;

планирование стимулирует управленческую деятельность;

♦ обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпорации;

♦ руководство обеспечивается необходимой информацией;

♦ оптимизируется распределение ресурсов [1, С. 519].

Финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий по­ступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и дол­госрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков.

По определению Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование - это про­цесс, включающий:

♦ анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация;

♦ прогнозирование последствий принимаемых решений;

♦ обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план;

♦ оценку соответствия результатов, достигнутых корпорацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

Отметим также, что в основе прогнозирования - наиболее вероятные события и результаты. В процессе планирования специалисты должны предусмотреть не только оптимистический, но и пессимистический варианты развития событий.

Ф. Ли Ченг и Д. И. Финнерти финансовое планирование понимают как процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпо­рации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов.

Задачи финансового планирования заключаются:

1) в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информа­ции, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;

2) в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансирования и инвестициях;

3) в прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оператив­ных и долгосрочных решений;

4) в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;

5) в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и це­лей, установленных финансовым планом.

Западные корпорации используют три основные модели финансового анализа планирования и прогнозирования:

♦ систему алгебраических уравнений;

§ модель линейного программирования;

♦ экономическую модель (с использованием уравнений множественной ре­грессии).

Результатом применения моделей финансового планирования и прогнозиро­вания являются варианты финансовых отчетов (о прибылях и убытках, о доходах, и расходах, о движении денежных средств).

Кроме того, устанавливают прогнозные значения таких важных показателей, как курс акции (PPS), дивиденд на акцию (Dividend per Share, DPS) и прибыль на акцию {Earning per Share, EPS), и планируют новую эмиссию акций и корпоратив­ных облигаций.

В процессе финансового планирования западные финансисты часто использу­ют метод сценариев. Например, один сценарий может предусматривать высокие процентные ставки на кредиты и займы, приводящие к замедлению темпов роста национальной экономики и падению цен на товары и услуги. В основу второго сценария могут быть заложены нарастающий спад экономики страны, высока инфляция и слабая национальная валюта и др. [1, С. 520]

Бюджет – это оперативный финансовый план, составленный, как правило, на срок до одного года (месяц, квартал, полугодие), отражающий расходы и поступ­ления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпо­рации. В практике управления корпоративными финансами используют два вида бюджетов — операционные и финансовые.

Бюджетирование – это процесс разработки конкретных бюджетов в соответ­ствии с целями оперативного планирования (например, бюджета доходов и рас­ходов на предстоящий месяц или квартал).

Бюджетирование капитала – процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом корпорации - по источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, бюджет по ба­лансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов) на предстоящий квартал, полугодие, год; бюджет оборотных активов.

Бюджетный контроль – это текущий контроль над исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на произ­водство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана предприятия на предстоящий год.

В наличной смете (Cash Budget) отражают ожидаемое значение поступлений и выплат при различных сценариях будущего движения денежных средств. Аналогом данной сметы в российской практике слу­жит бюджет доходов и расходов. [1, С. 521]

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фон­дового рынка источников финансирования.

Данная цель подразумевает:

♦ обеспечение производственного, научно-технического и социального разви­тия корпорации прежде всего за счет собственных средств;

♦ увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и сни­жения издержек производства и обращения;

♦ обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса корпорации, особенно в период реализации крупномасштабных ин­вестиционных проектов. [1, с. 522]

Важнейшие объекты финансового планирования:

§ выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

♦ прибыль и ее распределение;

♦ фонды специального назначения и их использование;

♦ объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

♦ взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социаль­ного налога и т.д.

На начальном этапе планирования руководство корпорации может потребовать от каждого подразделения предста­вить три альтернативных бизнес-плана на ближайшие пять лет:

1. План агрессивного роста подразделения, включающий крупные капиталовло­жения на развитие новых видов продукции и освоение передовых технологий, увеличение доли уже освоенных рынков или проникновение на новые рынки.

2. План нормального развития, при котором подразделение корпорации раз­вивается в соответствии с изменениями на рынке сбыта, а не за счет актив­ного вытеснения конкурентов.

3. План снижения расходов и сужения специализации, в котором ставится за­дача минимизации капиталовложений, с учетом возможного падения объ­ема производства и продажи данного подразделения.

Возможен и четвертый вариант плана - реорганизация, продажа или ликвида­ция подразделения.

Основу финансовой стратегии компании составляет самофинансирование. Самофинансирование предусматривает использование прежде всего собственных источ­ников (чистой прибыли и амортизационных отчислений – более 50% от объема фи­нансовых ресурсов), а также привлеченных средств из соответствующих бюджетов, включая государственные.

Для составления финансовых планов используются следующие информаци­онные источники:

♦ договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и постав­щиками материальных ресурсов и услуг;

♦ результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1-5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

♦ прогнозные расчеты по реализации продукции или планы сбыта продукции исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньга и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала и продаж;

♦ экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (нало­говые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента минимальная месячная оплата труда и др.);

♦ принятая руководством компании учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других меро­приятий, обеспечивающих развитие корпорации.

 

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятель­ности в корпорации.

1. Принцип системного планирования подразумевает:

♦ существование совокупности элементов (подразделений);

♦ взаимосвязь этих элементов;

♦ наличие единого направления развития подразделений, входящих в си­стему, в соответствии с целями корпорации.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделе­ний становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы.

2. Принцип координации планов отдельных подразделений выражается в том, что

♦ нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими;

♦ всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отра­жены в планах других. [1, С. 523-524]

Следовательно, взаимосвязь и одновременность – ключевые особенности ко­ординации планирования в корпорации.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) компании становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что:

· процесс планирования осуществляют систематически в рамках установ­ленного цикла;

· разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок — план производства – план по маркетингу (сбыту) – план движения денежных средств).

В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредсказуемых изменений внутренней обстановки требует корректировки и уточнения планов корпорации.

5. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности. В соответствии с этим принципом допускается вероятность наступления непредвиденных обсто­ятельств, в связи с которыми корпорация будет вынуждена выйти за рамки пла­новой деятельности. Поэтому планы должны содержать так называемые резер­вы безопасности (производственных мощностей, ресурсов и т. п.).

6. Принцип точности предполагает, что корпоративные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внут­ренние и внешние условия деятельности компании.

Исходя из этих общих положений целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происхо­дить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сро­ками окупаемости следует финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов).

2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года. У корпорации должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обес­печить погашение первоочередных краткосрочных обязательств. При этом оборотные активы всегда выше краткосрочных пассивов, а собственные обо­ротные средства должны превышать наиболее срочные обязательства перед поставщиками материальных ценностей и услуг.[1, С. 525]

3. Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовую аренду – лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемные средства выгодно привлекать лишь в том случае, если они повышают рентабельность собственного капитала.

4. Принцип сбалансированности рисков. Особенно рисковые долгосрочные ин­вестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чист и прибыли, амортизационных отчислений и др.).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка. Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно дляфинансирования текущей и инвестиционной деятельности.

6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно вы­бирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (пре дельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска. [1, С. 526]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.