Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс – М., 2002




Йейтс, Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс – СПб, 1997.

Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая – М., 1997.

Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия – М., 1994.

Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис – М., 1976.

Рождественский, Ю. В.Теория риторики / Ю. В. Рождественский – М., 1997.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн – Т.1. – М., 1989.

Соболева, А. К. Теодор Фивег и его книга «Топика и юриспруденция: к вопросу об основном методе исследований в праве» / А. К. Соболева // Риторика. – №1. – М., 1997 а.

Соболева, А. К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права / А. К. Соболева // Риторика. – №1. – М., 1997 б.

Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо – М., 1996.

Тарасов, Е. Ф. К построению теории речевой коммуникации / Е. Ф. Тарасов // Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М., 1979.

Цицерон, М. Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон – М., 1972.

 

Руководство-памятка по изучению

тематических обзоров учебного пособия

Одно из достижений такой современной парариторической дисциплины, как когнитивная психология, заключается в том, что выработаны достаточно эффективные методы, позволяющие читать и запоминать учебно-научный текст. Ключевая идея этих приемов состоит в том, что важно идентифицировать основные положения каждой части подобного текста и пытаться понять, как они организованы. Так, все самые главные моменты текущего курса отражены в названиях разделов, параграфов и подпараграфов. Оптимальному же запоминанию и усвоению материала помогут вопросы для самопроверки, терминологический глоссарий и, кроме того, предлагаемые для выработки определенных умений и навыков тренинги и практикумы.

Дополнительно каждому студенту можно использовать следующий метод, который создаст самые благоприятные условия для запоминания теоретического материала:

1 шаг: Просмотрите раздел. Прочитайте заголовки параграфов и подпараграфов, чтобы получить общее представление о содержании раздела и количестве материала, посвященного каждой теме.

Затем для каждой самостоятельной части книги проделайте следующие шаги:

2 шаг: Сформулируйте вопрос для изучения. На основе заголовка раздела задайте себе вопрос, на который вы попробуете ответить при чтении текста. Например, в параграфе «Риторическая мнемоника» вы можете спросить себя: «Какое значение искусство запоминания имеет для риторики?» или «Что может дать информация из этого параграфа для развития мнемонического умения?». Это сделает чтение раздела более целенаправленным.

3 шаг: Прочитайте параграф (подпараграф), чтобы понять его и ответить на поставленный вопрос. Попытайтесь связать прочитанное с ситуациями из вашей жизни. Например, при осмыслении параграфа «Риторическая мнемоника» вы можете вспомнить и проанализировать случаи, когда плохо / хорошо сформированная в памяти мнемосхема текста воспрепятствовала / помогла реализации вашей риторической способности.

4 шаг: По окончании чтения той или иной части учебного текста спросите себя, действительно ли название параграфа или подпараграфа отражает основную идею, как вы ее поняли и почему эта идея главная. Иногда вам может понадобиться повторное чтение некоторых фрагментов, а также обращение к словарю терминов.

Освоение раздела следует заканчивать обзором пройденного материала:

5 шаг: Просмотрите текст, обращая внимание на основные формулировки. Попробуйте ответить на поставленные ранее вопросы (см. 2 шаг), а также на те проблемные суждения, которые находятся в конце раздела / параграфа (см. вопросы для самопроверки).

Таким образом, запоминание текста может быть улучшено, если текст многократно читают, вопрошая себя, выясняя значение незнакомых слов и заставляя себя отвечать на вопросы, предлагаемые составителем тематического раздела.

 

 

РАЗДЕЛ 1.

Риторика как дисциплина

 

§ 1.1. К предварительному определению дисциплины (этапы становления риторической проблематики). Риторика (греч. ρ̀ητορική «ораторское искусство») – одна из самых древних гуманитарных дисциплин. Её облик исторически и этнически изменчив. Как отметил один из французских теоретиков и историков риторики В. Флореску, за свое 25-вековое существование она определялась сотнями формул. Из этих формул одни составляют ядро классических (в нашем понимании – типичных для той или иной исторически состоявшейся эпохи) риторик, другие можно назвать неориторическими (принадлежащими современной риторике). Можно выделить несколько главных групп определений, характеризующих этапы становления риторической проблематики.

Первая группа определений (условно называемая греческой) трактует риторику как «искусство убеждения». Платон приписывает это определение Горгию, иногда авторство связывается с Исократом. Так или иначе, в греческой античности и в более поздние времена эта трактовка являлась если не единственной, то центральной у Платона, Исократа, Аристотеля и других философов и риторов. Ядром древнегреческой риторики является понятие убеждения. Точные границы этой категории установить достаточно сложно. Однако вполне возможно указать направления, в соответствии с которыми формировалось представление об убеждении, а именно: логос, этос, пафос. Логос предусматривал участие в процессе воздействия средств, апеллирующих к разуму (эти средства, по мысли Аристотеля, «заключаются в действительном или кажущемся доказывании… когда оратор выводит действительную или кажущуюся истину из доводов, которые оказываются в наличии для каждого данного вопроса» [Аристотель 1978: 19-20]). Понятие этоса отсылало к средствам убеждения, контролирующим настроения аудитории (коммуникация оказывается окрашенной «аргументами к этосу» тогда, когда адресат «приходит в возбуждение под влиянием речи, потому что мы выносим различные решения под влиянием удовольствия и неудовольствия, любви или ненависти <наводимых оратором>» [Там же: 20]. Категория пафоса выделяла систему средств убеждения, обусловленных «характером говорящего»; иными словами, было установлено, что влиятельность адресанта усиливается в том случае, если речь «произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему» [Там же: 19]. Таким образом, речь, воздействующая на слушающего, оказывается объектом, культивируемым греческой риторикой.

Вторая группа определений принадлежит римской цивилизации, причем самой удачной до сих пор считается дефиниция Квинтилиана: риторика – ars bene dicendi, т.е. «искусство говорить хорошо». Bene здесь означает оптимизацию речи со стороны результата коммуникации и с точки зрения ее эстетической характеристики. С этого времени риторика начинает свое движение в сторону усиления интереса к литературно-языковому (стилистическому) компоненту текста.

Третья группа, характерная для средневековья и начального периода Возрождения, трактует риторику как ars ornandi – «искусство украшения (речи)». Возникновение этого третьего «типа» риторики является результатом пересмотра античных представлений о единстве мысли и слова, а также фактом последовательного ограничения состава риторических разделов, включавших первоначально и способы формирования мысли. По удачному сравнению немецкого философа Г.-Г. Гадамера, ограничение предмета риторики, происходящее при орнаменталистском понимании искусства убеждения, аналогично сужению объема основного риторического понятия метафоры: если у Аристотеля метафора была средством познания (осмысления нового через уже известное), то со временем она стала рассматриваться прежде всего как элемент украшения речи.

Появление четвертой группы определений можно условно отнести к XVI-XIX векам, когда в силу массового развития книгопечатания было обращено особое внимание на воздействующий эффект письма. Риторика в этой ситуации выдвинула тезис о правомерности «науки о всякой предложенной материи красно писать» (М. В. Ломоносов). Однако еще показательнее то, что пользу от риторики стали видеть в тех предпосылках, которые она создавала для ars bene legendi – «искусства хорошо читать», т.е. знания о способах создания речи помогали постигать и оценивать публичные выступления, длинные диспуты и в особенности письменные тексты (Ф. Меланхтон).

Пятая группа создает представление о своеобразии современной риторики. Во всей пестроте подходов, которыми характеризуется неориторика, можно разглядеть одно весьма существенное ее качество: понятие убеждения, проецируясь на все коммуникативное событие, описывает производимые речами изменения как такие, которые зависят от совместных усилий партнеров по общению. Отсюда: риторика – это дисциплина о диалогичности воздействия, о «борьбе за согласие» (О. Розентшток-Хюсси), т.е. о том, без чего не возможен монолог (ср. высказывание О. Розентштока-Хюсси «Мы говорим лишь потому, что мы должны слушать») и что пытается имитировать массовая опосредствованная коммуникация.

Каждый из этапов становления риторической проблематики позволяет по-особому взглянуть на изучаемый предмет. Соответственно возможность разнообразных трактовок риторики объясняется составом самой доктрины, стремящейся во всей полноте или же с акцентом на отдельных вопросах передать сложность феномена эффективного общения. Вместе с тем, в основании всех этапов развития риторики находится одна общая тенденция – все начинается с осознания результативности речевого действия и переходит к идее культивирования правил порождения и понимания продуктивной речи, к созданию риторического искусства. Другими словами, содержанием риторики выступают концепции, осмысливающие феномен речевого общения в аспекте эффективности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.