Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономической мысли




Основные направления современной

Рассмотренное нами ранее возникновение экономической теории, ее направлений и школ имеет непосредственное отношение к основным направлениям современной экономической мысли.

Среди них обычно выделяют неоклассическое, кейнсианское и институционально-социальное.

Неоклас-сическое направление. А. Маршалл

Истоками первого из них, наряду с экономическими воззрениями классиков, являются теории маржинализма (от фр. marginal – предельный), австрийской школы политэкономии (К. Менгер, Е. Бем-Баверк), кембриджской школы Дж.Б. Кларка (1847-1938 гг.) и др.

Эти и ряд других теорий слились в неоклассическое направление, основателем которого признан А. Маршалл. В 1890 г. была опубликована его книга "Принципы политической экономии". Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков - удовлетворение потребностей человека. А. Маршалл и его сторонники, в отличие от классической школы, основное внимание сосредоточили не на производстве товаров, а на их потреблении и полезности. Стоимость, трактовавшаяся классиками как определяемая затратами труда, неоклассиками рассматривается как субъективная, определяемая предельной полезностью. В рамках неоклассической концепции получила развитие, созданная ранее, теория трех факторов Ж.Б. Сэя (1762-1832 гг.), в соответствии с которой источниками стоимости являются труд, капитал и земля, дополненные таким фактором, как предпринимательская способность (Дж.Б. Кларк).

Неоклассическое направление характеризуется внеисторическим подходом к анализу экономических процессов, а также использованием методологии предельных величин, воспринятых от маржиналистов.

Исходя из этой методологии, А. Маршалл предложил теорию цены, в которой ключевую роль играет равновесная цена (складывающаяся при равновесии спроса и предложения). Само ценообразование, в его трактовке цены, опирается на теорию производительных издержек и положения австрийской школы предельной полезности (Е. Бем-Баверк (1851-1914 гг.), К. Менгер (1840-1921 гг.).

Предельные величины

В связи с принципиальным значением, которое имеют предельные величины для дальнейшего изложения курса, коротко остановимся на их характеристике.

Идея "предельной полезности" (ее автором является У. Джевонс (1835-1882 гг.)) состоит в том, что при ценообразовании, наряду с затратами, важную роль играет поведение потребителя, который оценивает степень субъективной полезности каждого блага. При этом по мере увеличения количества предлагаемого блага добавочная полезность каждой его дополнительной порции снижается, поскольку удовлетворяет все менее значимые потребности.

В результате складывается предельная полезность под которой понимают наименьшую полезность. Цена товара, в соответствии с этой теорией, должна соответствовать его предельной полезности.

Принцип предельной полезности послужил отправным в формировании концепции предельных величин. Она предусматривает учет затрат и результатов (полезности) как в сфере обращения, так и в сфере производства, ориентируя на минимизацию затрат и получение максимума полезности в различных областях деятельности.

В рамках концепции предельных величин и неоклассического направления важное место занимает теория предельной производительности. Эта теория основывается на законе убывающей производительности (отдачи) суть которого состоит в том, что последовательное увеличение затрат одного из факторов производства (например, труда) при неизменности других имеет своим результатом уменьшение прироста полезного эффекта в расчете на единицу затрат. В этой связи оптимальный вариант развития производства должен исходить из согласования, взаимодействия всех факторов и их сочетания, а инвестиции – осуществляться до того предела, когда получаемая выгода сравняется с затратами.

В целом же наиболее общими положениями неоклассиков, используемыми при формировании экономической политики государств, являются следующие:

1. Рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. 2. Двигателем экономики служит свободная конкуренция, которая составляет главный механизм в рыночном равновесии. 3. Центральное место в общественной структуре занимают предприниматели, деятельность которых определяет ход экономического развития. 4. Вмешательство государства в экономические процессы признается не только излишним, но и вредным.

Важный вклад в развитие неоклассического направления в последующие годы внесен такими исследователями, как Л. Мизес (1881-1973 гг.), М. Фридмен (1912 г.), Ф. Хайек (1899-1992 гг.), из которых два последних являются лауреатами Нобелевской премии.

Монетаризм и неолибе-рализм

С 70-х годов ХХ в., когда одним из центральных экономических вопросов в США и других странах стала инфляция, широкое распространение получила теория монетаризма (М. Фридмен), активно использовавшаяся в выработке экономического курса, который получил название "рейганомика". Центральным в этой теории является утверждение о том, что рыночное хозяйство – саморегулирующаяся система, в которой регулирование возможно лишь посредством денег. Главным регулятором в этой сфере служат "денежные импульсы", денежная эмиссия. Между динамикой денежной массы и национального дохода существует тесная зависимость: денежная масса влияет на величину расходов потребителей, ведет к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен, ведущему к увеличению предложения. Поскольку это влияние денежной массы происходит с временным лагом (опозданием), денежная политика должна быть долговременной. В этой политике М.Фридмен предлагает использовать "денежное правило". Суть его состоит в том, что для обеспечения соответствия между спросом на деньги и их предложением, рост денежной массы (чтобы обеспечивать устойчивость цен) должен соответствовать темпам роста ВВП.

Принцип рыночного саморегулирования экономики отстаивается и представителями такого направления экономической мысли как неолиберализм.

В этой связи они развивают идею о приоритетном значении свободы субъектов экономики. Что касается государства, то его задача, по их мнению, состоит в обеспечении условий свободного развития рыночных отношений, конкуренции.

К неолибералам относят Ф. Хайека, чикагскую школу (Милтон Фридмен); фрайбургскую школу (В. Ойкен, 1891-1950 гг., Л. Эрхард 1897-1977 гг.) и ряд экономистов более позднего времени.

Кейнсианство

Другим из важнейших направлений экономической мысли современности, занимавшим главное положение в 30-60 гг., является кейнсианство, которое возникло в 30-х годах ХХ века и названо по имени его основоположника, выдающегося английского экономиста и государственного деятеля Дж.М. Кейнса (1883-1946 гг.).

Его возникновение обусловлено ростом экономического обобществления, выражающегося в росте концентрации и централизации производства, в условиях которого рыночная экономика не может развиваться без активного регулирования со стороны государства. Но непосредственным толчком к утверждению кейнсианства в качестве доминирующего направления экономической теории, положенного в основу ряда правительственных программ, послужила "великая депрессия" 1929-1933 гг. и поиски выхода из нее, особенно активизировавшиеся в 30-х гг. В 1936 г. была опубликована главная работа Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Концепцию Кейнса называют теорией эффективного спроса. Ее суть состоит в том, чтобы:

1. Активизировать совокупный спрос, стимулируя его.

2. Решающее значение придавать стимулированию инвестиций.

3. Государству активно воздействовать на спрос и инвестиции, регулируя уровень процента за предоставляемые кредиты или осуществляя капиталовложения в общественные работы и другие сферы.

Главная идея Дж.М. Кейнса состоит в необходимости государственного регулирования рыночной экономики. Поскольку, по Кейнсу, доходы не равны спросу, государственное вмешательство должно способствовать тому, чтобы уравновесить спрос и предложение.

Совокупный спрос – реальный объем товаров и услуг, которые готовы купить при данном уровне цен потребители, предприятия и государство, тормозится, считал Кейнс, двумя факторами.

Первый из них – психология потребителей, в соответствии с чем, у них с ростом доходов возрастает склонность к сбережениям. Второй - снижение эффективности капитальных вложений, поскольку с их увеличением (в соответствии с законом убывающей производительности капитала) норма прибыли понижается. И если она сильно отличается от нормы процента, то у потенциальных инвесторов снижается склонность к производственным капиталовложениям. Поэтому инструментами государственного регулирования должны быть снижение процента за кредит, увеличение государственных расходов на капиталовложения и закупки товаров, а также повышение эффективности капитальных вложений. При этом Дж.М. Кейнс главную роль отводил увеличению расходов государства.

Все это должно стимулировать инвестиции и вести к расширению платежеспособного спроса.

Кейнсианство, включая неокейнсианство, рассматривающее макроэкономические процессы в условиях экономического роста, занимало доминирующее положение в экономической теории и практике до начала 70-х годов, когда обнаружился кризис государственного регулирования, оказавшегося неспособным решить наиболее острые проблемы стран с рыночной экономикой. Вследствие этого в теории и правительственных программах ряда стран (США, Великобритания и др.) стали преобладать идеи неоклассиков, хотя и в модернизированном варианте.

Неоклассичес-кий синтез

В частности, широкое распространение получили идеи неоклассического синтеза (Дж. Хикс – 1904-1989 гг. и П. Самуэльсон – 1915 г.). Суть синтеза состоит в том, что в зависимости от состояния экономики его сторонниками предлагается использовать одновременно неокейнсианские рекомендации государственного регулирования и идеи неоклассиков, рекомендующих ограничение государственного регулирования экономики. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные методы. По мнению сторонников этой теории, рыночный механизм способен, в конечном счете, сам установить равновесие между спросом и предложением, потреблением и производством.

Институционально-социальное направление

В ряду важнейших направлений экономической мысли ХХ в. и современности видное место занимает институционализм. К числу его основоположников и разработчиков относятся Т. Веблен (1857-1929 гг.), У. Митчелл (1874-1946 гг.), Д. Гэлбрейт (1908 г.), Я. Тинберген (1920 г.), Г. Беккер и Дж. Бьюккенен. Сторонники институционализма считают, что экономическая наука должна заниматься не только экономическими отношениями, а учитывать все, что влияет на хозяйственную жизнь (правовые, социальные, психологические и политические факторы). В экономическом анализе нужно уделять главное внимание трансформации капиталистического общества. Рынок, считают они, это не нейтральная система распределения ресурсов, а механизм обогащения крупных предприятий, которые, опираясь на мощь государства, навязывают свою продукцию потребителям.

Против диктата предпринимателей, полагают институционалисты, нужны совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать государство и профсоюзы.

В работах представителей этого направления содержится утверждение о том, что в основе эволюции человеческого общества лежат изменения в технике и технологии производства.

В соответствии с этим ими разработаны такие концепции исторической трансформации общества, как индустриальное, постиндустриальное, информационное и технотронное общество, в рамках которых трансформируется и социальная структура общества, и связанные с ней процессы.

В последние десятилетия получила развитие такая его разновидность этого направления, как неоинституционализм. Предметом ее анализа явилась теория общественного выбора (Д. Бьюккенен, 1919 г. США) и экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, 1910 г., США) и др.

Марксистское направление в экономической теории

Большое место в истории мировой экономической науки занимает марксистская школа. Она в течение длительного времени служила государственной доктриной в СССР, странах Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, на Кубе. И в настоящее время она выполняет эту роль в таких странах как Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Вьетнам.

В соответствии с экономическим учением К. Маркса процесс общественного развития является поступательным и происходит посредством революционного разрешения противоречия между производительными силами и производственными отношениями; основным противоречием буржуазного общества является противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов, которое он выводит из двойственного характера товара и воплощенного в нем труда.

Трудовая теория стоимости К. Маркса служит в марксистской экономической концепции пониманию эксплуатации как присвоения неоплаченного труда наемных работников собственниками средств производства. Применительно к капиталистическому обществу она в учении К. Маркса стала основой теории прибавочной стоимости, прибыли и средней прибыли, а также вывода о неизбежности революционной смены капитализма социализмом.

Учение К. Маркса, при всей спорности ряда его положений, одно из глубоких направлений в экономической науке, которое носит ярко выраженную социальную направленность.

Современный подход к изучению экономической теории в высшей школе предполагает ознакомление студентов с ее основными направлениями и выработку собственной позиции, формирование теоретических суждений и оценок реальной действительности, определяющих практическую деятельность человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.