Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И создание условий экономического роста




Углубление рыночной трансформации

Укрепление государственных начал

Среди мер, направленных на стабилизацию положения экономического развития одно из первых мест занимает формирование целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы.

Заметим, что еще в 1996 г. нобелевские лауреаты Д. Гэбрейт, Д. Норт, М. Поумер, Л. Турод, У. Шенерд, поддержанные большой группой российских академиков (Л. Абалкин, Г. Арбатов, О. Богомолов, В. Ивантер, Д. Львов, Н. Петраков, С. Шаталин, Н. Шмелев и др.) обращались к Президенту России Б.Н. Ельцину с настоятельным советом: отказаться государству от позиции постороннего наблюдателя, а играть, и весьма активно, надлежащую роль в организации рыночных отношений.

Активная роль государства отнюдь не означает возврата к прежней советской системе директивного планирования и управления. «Речь о том, – подчеркивает В.В. Путин, – чтобы сделать Российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития, создающим условия и механизм их достижения. Это, конечно, выходит за рамки расхожей формулы, сводящей роль государства в экономике к выработке правил игры и контролю над их соблюдением. Со временем мы, скорее всего, придем к этой формуле. Но сейчас ситуация требует от нас большей степени государственного воздействия на экономические и социальные процессы. Определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования, мы должны руководствоваться принципом «государство там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно». С этим связана система мер по формированию эффективной экономики страны.

Итоги 1999-2005 г.г. внушают вполне определенные надежды на оздоровление экономики России.

Валовой внутренний продукт за эти годы вырос на 47,6 %, промышленное производство увеличилось на 43,6 %. В 1999-2005 г. среднегодовые темпы прироста российского ВВП были в 2,7 раза выше, чем в странах – членах Организации Экономического Сотрудничества Развития (6,5% против 2,4% соответственно).

Свою роль здесь сыграло бурное замещение импорта, которое явилось живой реакцией на девальвацию рубля в 1998 г. Это как раз показывает, что рыночный механизм в России действует.

Однако задачи, которые еще предстоит решить весьма значительны, ибо несмотря на значительный рост ВВП, в 2005 г. в сопоставимых ценах его объем составил лишь 74,5% к уровню 1990 г.

На первое место в обеспечении динамичного экономического роста должно стать повышение инвестиционной активности. В 1999 г. впервые за все время реформ инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах возросли за год на 5,3%. Однако этот рост недостаточен. В 2005 г. их рост составил 10,0 %, а за период 2000-2005 гг. – 82,0%. На наш взгляд неотложными задачами по активизации инвестиционной деятельности являются:

- усиление роли государства в создании долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов;

- упрощение налогообложения и снижение налогового бремени на хозяйственную деятельность, связанную с инвестированием производства;

- восстановление утраченных источников сбережения, опора на внутренние источники накопления, которые стимулируются внутренним спросом и ускоренным развитием конкурентоспособной части реального сектора;

- восполнение нехватки ресурсов для накопления и инвестирования за счет развития новых систем государственного страхования и гарантирования (обеспеченных реальными ликвидными активами) взамен утраченных;

- поиск новых финансовых инструментов, «работающих» на снижение платежной напряженности реального сектора, повышение его ликвидности и обеспечение инвестиций в основной капитал.

Осуществление названных задач связано с совершенствованием законодательства, обеспечивающего стабильный правовой режим хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов.

Многое зависит от соответствующей государственной политики в области структуры экономики.

Структурные сдвиги в экономике

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

В России за годы реформ в структуре ВВП резко возросла доля услуг, что прежде всего отражает быстрое развитие в 90-е годы торговли, банков и других финансовых институтов. Если в 1990 г. в структуре производства ВВП, в текущих ценах, доля услуг составляла 32,6 %, то в 2003 г. – уже 53,0 %. За это же время доля производства товаров сократилась с 60,5 % до 35,1 %.

В промышленности с 1992 г. по 2004 г. удельный вес электроэнергетики, топливной промышленности, черной и цветной металлургии возрос с 36,7 % до 51,5 %. Вместе с тем, сократилась доля машиностроения и металлообработки. Производство станков с числовым программным управлением уменьшилось в 2004 г., по сравнению с 1990 г. в 83 раза, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения и металлообработки (комплектов) – в 278 раз, персональных ЭВМ – в 12 раз.

Большой урон понесла легкая промышленность. Ее удельный вес в общем производстве продукции промышленности сократился в 2002 г. по сравнению с 1992 г. в 3,1 раза. В 3,6 раза уменьшилось в 2004 г., по сравнению с 1990 г. производство тканей, в 14,7 раз – производство обуви. Зубных щеток и тех стали производить в 841 раз меньше. При этом импорт отнюдь не восполнил потерь производства. Импорт кожаной обуви, например, в 2004 г. был в 4,3 раза меньше, чем в 1990 г.

Правительство в настоящее время ставит задачу преодоления этих негативных тенденций, ориентации промышленной политики на развитие отраслей-лидеров научно-технического прогресса через стимулирование спроса на передовые технологии и наукоемкую продукцию; поддержку экспортной ориентации высокотехнологических производств; поддержку несырьевых отраслей, работающих преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса. Вместе с тем ставится и задача усиления экспортных возможностей отраслей топливно-энергетического и сырьевого комплекса.

Для мобилизации финансовых ресурсов необходимых для проведения этой политики, будут использованы те механизмы, которые давно известны в мировой практике. Их основу составляют целенаправленные кредитные и налоговые инструменты, предоставление разного рода льгот под государственные гарантии.

Аграрная политика

Как отмечает В.В. Путин «Возрождение России немыслимо без возрождения российского села, подъема сельского хозяйства Нужна аграрная политика, которая бы органично соединяла меры государственной поддержки и государственного регулирования с проведением рыночных реформ на селе и в отношениях собственности на землю».

Целям ускоренного и динамичного развития агропромышленного комплекса будет служить осуществление стратегии развития АПК и приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», предполагающего усиление его государственной поддержки.

Ускорение темпов роста агропромышленного комплекса намечается обеспечить путем:

- развития и эффективного использования ресурсного потенциала. Предполагается остановить тенденцию сокращения машинного парка в сельском хозяйстве и увеличить количество тракторов, зерноуборочных комбайнов, а также увеличить внесение минеральных удобрений;

- модернизации промыслового флота и береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса;

- улучшения рыночной сферы в агропромышленном комплексе и облегчения доступа производителей к рынкам готовой продукции и производственных ресурсов (земельных, финансовых, материально-технических, информационных);

- формирования и государственной поддержки экономически активных субъектов бизнеса в агропромышленном комплексе, улучшения воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве;

- стимулирования развития малых форм хозяйствования;

- создания условий для устойчивого развития сельских территорий;

- формирования профессионально подготовленного кадрового трудового ресурса;

- создания единой системы информационного обеспечения.

Одной из главных задач развития агропромышленного комплекса должно стать формирование эффективных направлений специализации производства продукции, соответствующих ресурсному потенциалу, местным условиям и структуре платежеспособного спроса. Решению этой задачи будет способствовать дифференциация государственной поддержки аграрного сектора.

При этом в регионах массового и эффективного сельскохозяйственного производства поддержка будет направлена прежде всего на повышение производства и расширение сбыта продукции, а в регионах депрессивного сельского хозяйства – на создание дополнительных источников доходов для сельского населения.

В Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном, Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском экономических районах особое внимание будет уделено повышению экономической эффективности производства продовольственного зерна и крупяных культур. В то же время в районах приоритетного развития животноводства (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Восточно-Сибирский) будет сокращаться малоэффективное производство продовольственного зерна.

В свеклосеющих регионах (Центрально-Черноземный район, Краснодарский край, Республика Башкортостан и др.) прогнозируется значительный рост производства сахарной свеклы; производство маслосемян возрастет незначительно. Во всех регионах будет обеспечено наполнение рынка овощной продукцией.

В животноводстве ожидается прекращение спада и возобновление роста производства продукции. Существенный прирост производства молока прогнозируется в Северо-Западном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Практически во всех регионах намечается устойчивый рост продукции птицеводства и свиноводства.

Рост валовой продукции сельского хозяйства прогнозируется во всех регионах Поволжского района, где администрациями регионов намечен комплекс мер по оказанию помощи сельхозпроизводителям в проведении посевных работ, сохранности поголовья скота и птицы.

Показатели развития пищевой промышленности в регионах прогнозируются в увязке с намечаемыми объемами производства сельскохозяйственной продукции, а также исходя из платежеспособного спроса в регионах и развивающихся межрегиональных связей. Практически во всех регионах ожидается возобновление роста производства продукции мясомолочной промышленности, существенным будет прирост растительного масла. Улучшится обеспечение отечественным сырьем и загрузка производственных мощностей предприятий сахарной промышленности.

Финансовая система

Финансовой политике в правительственной программе уделяется особое внимание. Она включает в себя повышение эффективности бюджета как важнейшего инструмента экономической политики государства; проведение налоговой реформы; ликвидацию платежей, полное устранение бартера и других квазиденежных форм расчетов; поддержания низкой инфляции и стабильного курса рубля; формирование цивилизованных финансовых и фондовых рынков, превращение их в инструмент аккумулирования инвестиционных ресурсов; реструктуризацию банковской системы, решение проблемы конвертируемости рубля.

Иностранные инвестиции

Правительством принимаются специальные меры по привлечению с целью ускорения развития экономики иностранных инвестиций.

В настоящее время иностранные инвестиции в экономику России ничтожно малы. В 2000-2004 гг. они составили всего 0,7 процента прямых иностранных вложений в мире. Причины такого положения заключаются:

- в нестабильной социально-экономической обстановке в России;

- в отсутствии ориентиров развития экономики;

- в отсутствии целевой политики привлечения иностранных инвестиций.

В настоящее время по инициативе Правительства соз­дан Консультативный совет по иностранным инвестициям. Это открытая общественная организация, ставящая целью содействие российскому правительству в создании благоприятного климата для иностранных инвестиций, для продвижения российской продукции и технологий на мировом рынке.

Нужно добавить, что Правительство России выступает за создание международного арбитража, который позволит цивилизованным путем решать возникающие разногласия между Россией и партнерами-инвесторами.

Правительство учло пожелания иностранных вкладчиков об уменьшении риска капиталовложений и с этой целью учредило централизованный залоговый фонд федерального имущества, а также аналогичные фонды субъектов РФ. Это дало уже положительные результаты. В 2004 г. прямые иностранные инвестиции были в 2,1 раза больше, чем в 2000 г. и продолжали увеличиваться.

Размеры иностранных инвестиций являются одним из показателей открытости экономики.

Формирование открытой экономики

Для развитой рыночной экономики характерно ее активное участие в международном разделении труда и использовании его преимуществ с целью повышения эффективности производства и удовлетворения покупательского спроса. На эти цели было направлено сокращение государственной регламентации внешнеэкономической деятельности. Основой нового механизма внешнеэкономической деятельности является ограничение использования нетарифных методов регулирования экспорта специфических товаров, а также товаров, поставляемых в рамках международных обязательств России, продажи государству части валютной выручки экспортерами и применение таможенных тарифов для финансовой стабилизации и защиты внутреннего рынка.

В настоящее время объем мирового экспорта оценивается примерно в 6 трлн. долл. Почти половина его приходится на торговлю промышленно развитых стран между собой. В 2004 г. внешнеторговый оборот России составил 278,0 млрд. долл., в т.ч. экспорт 183,2 млрд. долл., импорт 18,2 млрд. долл. Сопоставление мирового экспорта – 6 трлн. долл. и экспорта России говорит о слабом включении страны в мировые экономические связи. Структура экспорта не соответствует возможностям государства. Половина его приходится на энергоносители. А в целом доля топливно-сырьевых ресурсов в нем достигает 80% Доля машин и оборудования составляет всего 7,8%.

В структуре экспорта стран Европейского Союза энергетические продукты занимают всего 4 процента, а машины и транспортные средства – более 37 процентов.

Вместе с тем нужно отметить, что невысокий удельный вес России в мировой торговле определяется не только внутренними причинами, но и сохраняющимися во многих случаях по отношению к ней дискриминационными мерами со стороны промышленно развитых государств, как одного из способов недобросовестной конкурентной борьбы. Основание для установления этих дискриминационных мер давало определение России как «страны с государственной экономикой». Ущерб от этих дискриминационных мер составлял только в торговле со странами Европейского Союза примерно 3 млрд. долл. в год. Однако с признанием России страной с рыночной экономикой подобные действия продолжаются.

Из-за квотирования морских грузовых перевозок Россия недополучает более 3,5 млрд. долл. ежегодно. А существующие ограничения на российский экспорт космических услуг приводит к тому, что Россия практически не фигурирует на этом рынке. Отмена ограничений, по оценкам специалистов, позволяет нарастить экспорт до 5-6 млрд. долл. в год.

От 1 по 1,5 млрд. долл., по расчетам экономистов, потеряла Россия от введенных в 2002 г. США высоких таможенных пошлин на рынке стали.

Перевод России в разряд «стран с рыночной экономикой» позволит ей значительно укрепить свои позиции на мировом рынке. Например, сегодня общая доля России на мировом топливно-энергетическом рынке и рынке расщепляющихся материалов составляет всего 6-7%, тогда как потенциальные возможности позволяют экспортировать как минимум в три раза больше.

Необходимо значительно расширить экономические связи с США и Европейским Союзом.

Россия и Европейский Союз ныне выступают за юридическое закрепление отношений на основе свободы движения товаров, капиталов и услуг, то есть трех из четырех свобод, характерных для Европейского Союза. Окончательно не урегулирован лишь четвертый принцип – свобода передвижения рабочей силы.

Европейский Союз является важнейшим торговым партнером России. Доля ЕС во внешнеторговом обороте нашей страны составляет примерно 40 процентов. При этом, в течение нескольких последних лет торговый баланс неизменно сохраняется в пользу России и в 2000 году превысил 20 млрд. евро. Объем торговли между Россией и ЕС значительно превышает товарооборот между нашей страной с Японией и США вместе взятых. Около 60 процентов всех иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации также обеспечивается странами ЕС.

В рамках СНГ сейчас стоит такая же задача, какая решается в рамках Европейского Союза: формирование единого экономического пространства с соблюдением принципов свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Наиболее продвинутыми в этом направлении являются отношения России и Белоруссии.

На встрече президентов 11 стран СНГ в первых числах марта 2002 г. было принято решение о разработке нового проекта развития СНГ целью которого, по словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, должно стать создание международно признанного интеграционного объединения.

Важным шагом на пути к открытости российской экономики должно явиться ее вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Подходы к решению этого вопроса далеко не однозначны. Одни считают это вторым изданием шоковой терапии. Другие – основным условием вхождения России в мировой рынок. Как заметил в Послании к Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин, ВТО «не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО – это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет им пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, обречен. Стратегически абсолютно обречен».

Наша страна все еще «выключена» из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а к формированию правил ее не допущены. Это ведет к консервации российской экономики, к снижению ее конкурентоспособности.

Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать».

Главная лье задача заключается в том, как отмечается в президентском послании, «чтобы обеспечить достойный уровень жизни наших граждан».

Преобразования в социальной сфере

Рыночные преобразования в России привели к значительным изменениям в распределении и денежных доходах населения. В 1990 г. в денежных доходах населения 76,4% составляли поступления от оплаты труда. Доходы от собственности составляли 2,5%. В 2004 г. поступления от оплаты труда уменьшились до 64,9%. Доходы от собственности и предпринимательской деятельности возросли до 7,8 %. В последние годы доходы населения РФ растут.

Вместе с тем, по уровню потребления материальных благ населения Россия в 90-е годы оказалась отброшенной на 10-20 лет назад. Сводный индекс удовлетворения потребностей населения в товарах народного потребления в 1991 г. оценивался как 0,6, в том числе по товарам легкой промышленности – 0,5. Сегодня этот индекс составляет не более 0,4, в том числе по товарам легкой промышленности – 0,3. Доля заработной платы в ВВП снизилась за годы реформ с 50 % до 30 %.

Уровень почасовой заработной платы в России (промышленность - 1,7 долл. в 2004 г.), по оценкам, примерно в 15 раз ниже, чем в развитых странах мира. Даже с учетом более низких внутренних цен, разрыв чрезмерно велик (около 6 раз). При этом разрыв по производительности труда между Россией и ведущими странами значительно меньше - в 2-3 раза.

По расчетам бывшего Министерства труда слои сверхбогатых людей насчитывала около 3 млн. человек. Это 2% населения России. Наиболее многочисленный в недавнем прошлом средний слой населения составляет ныне лишь 10-15%.

«Простые бедные» – это 30-35%. «Самые бедные» – наиболее многочисленный слой населения, составляющий 40-45%.

Если ранее средний слой населения в основном составляли квалифицированные рабочие, интеллигенция, то ныне эти категории населения опустились на социальное дно. Это объясняет ту «утечку мозгов» из России, о которой говорилось ранее. Из страны за годы реформ эмигрировало более 100 тысяч ученых.

Опасной чертой ухудшения социального положения является то обстоятельство, что среди людей, живущих за чертой бедности высок удельный вес молодежи в возрасте от 16 до 30 лет. Это 29,2% общего числа этой категории населения. Сюда же примыкают и дети в возрасте от 7 до 15 лет (38,7% общего числа людей, живущих за чертой бедности). Именно отсюда уголовная преступность во многом вербует свои кадры.

Криминогенную обстановку усиливает и безработица. Зарубежный опыт говорит о том, что нет общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьируется в зависимости от изменения ситуации в экономике. В 1992 г. численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости составляла 577,7 тыс. человек. В 2004 г. – она возросла в РФ до 1920 тыс. человек. Но число зарегистрированных безработных составляет только 31,2 % от действительного числа безработных в стране. Это значит, что действительное число безработных составляло в 2004 г. около 6,1 млн. человек. Особенно быстро растет безработица среди лиц в возрасте 45-49 лет. За период с 1992 г. по 2002 г. она увеличилась в 2,3 раза, что, наряду с высоким удельным весом в числе безработных молодых людей в возрасте до 29 лет (39,1 %), свидетельствует о негативном состоянии рынка труда. Почти удвоилась за это время продолжительность поиска работы безработными.

С 1993 г. в стране наблюдается естественная убыль населения: со 148,3 млн. человек до 143,5 млн. на начало 2005 г. И это несмотря на прибытие в Россию за это время 5,84 млн. мигрантов. Выехало за эти годы из России 2,7 млн. человек.

Соотношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых слоев населения России в 2004 году составило, по официальным данным 1:14,8. Но уже при соотношении 1:10 возможен социальный взрыв. Разрыв не сокращается, а растет. Это дискредитирует рыночную экономику, развивающуюся в России, отвращает от нее значительную часть населения.

Таким образом, социальная цена реформ, проводимых в России, оказалась чрезвычайно высокой. Как отмечал первый Президент РФ Б.Н. Ельцин в Послании Федеральному собранию в феврале 1994 г.: «С одной стороны нельзя допустить срыва реформ, что лишь усилит переживаемые народом трудности. С другой стороны, нельзя превысить порог социального шока. Иначе готовность населения поддержать рыночную реформу вступит в острое противоречие со страхом быть ею раздавленными. Наибольшие опасения вызывают бедность, вопиющее неравенство и безработица». В Послании к Федеральному собранию 6 марта 1997 г. он был вынужден признать, что «исчерпаны все ресурсы людского терпения».

Основной целью социальной политики на современном этапе является повышение качества жизни населения. Для этого необходимо:

- создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества обеспечивать высокопроизводительным и эффективным трудом свое благосостояние и благополучие всего общества;

- поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан;

- усиление социальной поддержки, в первую очередь, слабозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующие годы и сокращения масштабов бедности;

- обеспечение основных социальных гарантий в области доходов населения и сохранения минимальных, не ниже действующих гарантий медицинского и социального обслуживания, образования и культурного развития;

- улучшение положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения (строительства) жилья;

- повышение занятости и сдерживание безработицы;

- адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

Большая часть этих задач входит в национальные проекты, реализуемые по предложению Президента РФ в области образования, здравоохранения, улучшения обеспеченности жильем и развития аграрной сферы хозяйства.

Для решения поставленных задач предполагается сосредоточить усилия на совершенствовании налогообложения; создания условий для роста оплаты труда путем поэтапного снятия ограничений на использование фонда потребления предприятий; расширении участия населения в финансировании социальных услуг путем трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии, выделяемые непосредственно гражданам; организации эффективной системы социально-экономической защиты работников наемного труда, включая механизмы своевременной выплаты заработной платы, формировании предпосылок для ее своевременной индексации в соответствии с ростом цен; оказании помощи в трудоустройстве высвобождаемых работников, их профориентации и переквалификации.

Осуществление этих мер, а также национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве будет служить главной цели, обозначенной в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 10 мая 2006 года – росту благосостояния людей, «сбережению народа», а следовательно будущему России.

 

Оглавление

К читателю 3

Раздел I. Общие основы экономической теории.

Тема I. Экономическая теория:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.