Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная политика государства




Фискальная политика государства - политика в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Формы ее зависят от поставленных стратегических задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Дискреционная политика государства. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной (активной) фискальной политики и автоматической (пассивной). Они различаются характером использования прямых и косвенных финансовых методов.

Дискреционная фискальная политика - осуществляемое законодательным органом страны преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного чистого национального продукта при полной занятости и стимулировать экономический рост. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции), он действует с мультипликационным эффектом на ВНП. Естественно, при уменьшении государственных затрат сокращается объем ВНП.

Другая зависимость: увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств, в этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы также с мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку при уменьшении налогов лишь часть увеличившегося располагаемого дохода идет на потребление, т.е. увеличивает совокупный спрос, а оставшаяся часть идет на сбережения.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика на разных фазах цикла различна. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства, то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Инструментами дискреционной фискальной политики служат организация общественных работ, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

При проведении дискреционной фискальной политики возникает множество проблем. К ним можно отнести: наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику; административные задержки; пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение их может стоить парламентариям карьеры).

Политика встроенных стабилизаторов. Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Политика встроенных стабилизаторов - автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы - прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционнной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Из сказанного видно, какое большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. Поэтому одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относятся исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов. Однако правительства различных государств все активнее сотрудничают между собой в области налоговой политики, поскольку НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение оказывают большое воздействие на конкурентоспособность товаров разных стран между собой. Так как налоговые льготы могут сильно снизить издержки производства и обеспечить возможность продажи товара по демпинговым ценам, то международные организации, в частности Всемирная торговая организация, ограничивают налоговые льготы для стимулирования экспорта, что побуждает правительства искать другие пути повышения конкурентоспособности своего экспорта. Такой вид налогов, как импортные таможенные пошлины, широко используется для защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) национальных налоговых систем. Она наблюдается в ЕС, предполагается и в СНГ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.