КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: 5. Бюджетное право и Бюджетный процесс
Центральное место бюджетного права в системе институтов финансового права обусловлено значимостью общественных отношений, попадающих в сферу его регулирования. Осуществление финансовой деятельности государства (муниципальных образований) непосредственно связано с формированием бюджета, а также с процессом распределения и использования публичных денежных фондов. В научной литературе категория «бюджет» используется в нескольких значениях. Во-первых, бюджет как фонд денежных средств, за счет которых покрываются государственные (муниципальные) расходы; во-вторых, бюджет — финансовый план государства, смета или роспись его доходов и расходов, сбалансированных друг с другом2; в-третьих, бюджет как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом. Действующее бюджетное законодательство определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 1 БК к бюджетным относятся следующие виды правоотношений: отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетную систему и бюджетное устройство в Российской Федерации, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс. Отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, являются правоотношениями по исполнению бюджета и представляют собой сложную конструкцию, включающую в себя комплекс более мелких однопорядковых отношений. Исполнение бюджета разбивается на два основных направления, соответствующие двум частям экономической категории бюджета, — сбор доходов и финансирование расходных направлений. М. И. Пискотин отмечал, что исполнить бюджет — значит обеспечить своевременное поступление предусмотренных им доходов по каждому источнику и осуществление всех запланированных расходов. Ежегодный закон о бюджете определяет основные источники доходов государства на предстоящий год, однако непосредственный сбор доходов бюджета осуществляется в рамках других правоотношений — налоговых, правоотношений по реализации или использованию государственного имущества, правоотношений по поводу уплаты сборов и пошлин, правоотношений, возникающих в связи с взысканием в доход государства (муниципальных образований) сумм штрафов, и т. д. Границы правоотношения по исполнению доходной части бюджета, отделяющие его от правоотношений по сбору доходов, определены в ст. 40 БК и в ст. 45 НК. В соответствии с положениями указанных статей налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства; 4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с действующим законодательством решения о зачете сумм из лишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; 5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с действующим законодательством. Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет. Таким образом, в процессе сбора различных доходов в бюджет участвуют следующие субъекты: с одной стороны, кредитные организации (коммерческие банки), ведущие счета физических и юридических лиц — налогоплательщиков; органы местного самоуправления и организации связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, принимающие от плательщиков наличные денежные средства для перечисления их в бюджет; территориальные отделения Банка России, осуществляющие перевод денежных средств на счета Федерального казначейства. С другой стороны, выступают государственные органы в лице Федерального казначейства, аккумулирующие денежные средства, поступающие в доход бюджета.
Бюджетные правоотношения по аккумулированию доходов имеют сложный характер. Данный вид правоотношений не может быть рассмотрен в отрыве от налоговых, и иных отношений, связанных с непосредственным сбором обязательных платежей с физических и юридических лиц. Учитывая это, вероятно, можно говорить о бюджетных отношениях в широком и узком смысле слова. По мнению М. И. Пискотина, в широком смысле бюджетное право охватывает все нормы и институты, регулирующие государственные доходы и расходы. Налоговое право и другие институты, регулирующие государственные доходы, охватываются бюджетным правом не целиком, а лишь постольку, поскольку они определяют характер, состав, объем доходов государственного бюджета и порядок поступления в него. Что же касается норм, регулирующих проведение налогообложения, определяющих круг плательщиков, размеры, порядок исчисления, сроки уплаты по разного рода платежам в бюджет, то все они, естественно, не входят в бюджетное право. Н. И. Химичева отмечает, что бюджетное право представляет собой центральный раздел (подотрасль) Особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью. Выполняя обязанность уплатить законно установленный налог, налогоплательщик одновременно вносит свою лепту в формирование доходной базы государственного бюджета и способствует выполнению финансового плана, утвержденного соответствующим законом о бюджете. Налогоплательщики, уклоняющиеся от выполнения возложенной на них налоговой повинности, привлекаются к ответственности за нарушение налоговой дисциплины. Действующее законодательство предусматривает возможность привлечения нарушителей налогового законодательства к административной, финансовой и уголовной ответственности. Плательщики несут ответственность только за неисполнение налогового обязательства. Доказательством выполнения налогового обязательства является документ, подтверждающий передачу денежных средств в обслуживающий банк или иное уполномоченное учреждение.
Трансформация налога в налоговый доход соответствующего бюджета происходит в тот момент, когда налогоплательщик предъявил в банк поручение на уплату налога. Д. Комягин справедливо отмечает возникающую в связи с этим законодательную коллизию. В соответствии со ст. 40 БК налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, а денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет. Кредитные организации, осуществляющие переводы поступающих от плательщиков денежных средств на счета Федерального казначейства, являются посредниками в цепочке взаимоотношений плательщиков и органов государственной власти, в связи с чем являются участниками двух групп правоотношений: с одной стороны, налоговых (когда принимают денежные средства от плательщиков или принимают к исполнению платежные поручения на списание средств со счета), с другой стороны, бюджетных (когда осуществляют переводы денежных средств плательщиков на счета Федерального казначейства). Правоотношения, связанные с исполнением расходной части бюджета, могут быть разделены на два вида. Первая группа — это правоотношения, возникающие непосредственно между федеральными органами исполнительной власти и бюджетополучателями. В частности, речь идет о целевом финансировании отдельных групп получателей. Во вторую группу отношений входят правоотношения по распределению финансов между распорядителями бюджетных средств с целью их последующей передачи непосредственным бюджетополучателям. Формула соотношения бюджетного права с институтом государственных расходов была определена М. И. Пискотиным, по мнению которого бюджетное право охватывает лишь нормы, устанавливающие направления бюджетных расходов, их разграничение между различными звеньями бюджетной системы, отнесение финансирования тех или иных расходов и мероприятий на государственный бюджет. Регулирование же непосредственного использования бюджетных ассигнований входит в сферу других правовых институтов2. В теории финансового права сложилось мнение, согласно которому правоотношения по бюджетному финансированию составляют институт государственных расходов1. Субъектами такого рода правоотношений являются, с одной стороны, бюджетополучатели, составляющие смету расходов и доходов, а с другой — распорядители бюджетных средств, осуществляющие непосредственное финансирование деятельности подведомственных им бюджетополучателей. Таким образом, разделение правоотношений по исполнению расходной части бюджета и правоотношений, возникающих в сфере бюджетного финансирования, носит исключительно теоретический характер, поскольку на практике исполнение бюджета по расходам означает не только закрепление основных расходных направлений в нормативном акте, но и получение реальных средств конкретными адресатами.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |