Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чем меньше ширина экологического стандарта почвенных организмов, т.е. чем они более стенобионтны, тем выше их диагностическая чувствительность!




 

Широта экологического стандарта почвы (по Соколову) – диапазон действия фактора (или факторов) в пределах которого возможно существование почвенных объектов.

Таким образом, широта экологического стандарта организмов, выбранных в качестве индикаторов, должна быть в рамках экологического диапазона почвы!

 

Содержание работы

 

Тематика раздела не входит в учебный план, поэтому студентам рекомендуется изучить основы почвенной биологии самостоятельно. Используя материалы практикума, современных информационных технологий и источники, указанные в списке литературы необходимо, во-первых, оформить контрольную работу, в которой должны быть представлены выполненное индивидуальное задание №1 по биодиагностике почв (схема описания предлагается далее) и, во-вторых, ответить на тестовые вопросы (задание №2).

Задание №1:

Предлагаемое задание направлено на: 1) систематизацию знаний по почвоведению; 2) приобретение навыков анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, почвенными свойствами и показателями; 3) изучение основ почвенной биологии, биодиагностики и индикации.

 

1. Определите индикаторы – водорослевые группировки, почвенные животные, микроорганизмы, растения, диагностирующие следующие типы почвообразовательного процесса: болотный, дерновый, солонцовый или типы почв, сформировавшиеся под влиянием данных процессов.

2. Определите индикаторы – водорослевые группировки, почвенные животные, микроорганизмы, растения, диагностирующие следующие типы почвообразовательного процесса: степной, подзолистый, осолодение или типы почв, сформировавшиеся под влиянием данных процессов.

3. Определите индикаторы – растения, водоросли, почвенные животные, диагностирующие реакцию среды – рН следующих типов почв: серая лесная, каштановая, подзолистая.

4. Определите индикаторы – почвенные животные, водоросли, диагностирующие обогащенность почвы кальцием. Почвы – чернозем обыкновенный, серая лесная, дерново-подзолистая.

5. Определите индикаторы – растения, водоросли, почвенные животные, микроорганизмы, диагностирующие обилие органических остатков и характер накопления гумуса в почвах. Почвы – подзолистая, чернозем оподзоленный, каштановая.

6. Определите индикаторы – почвенные водоросли, животные, диагностирующие гранулометрический состав почв: песчаный, суглинистый, глинистый. Почвы – чернозем обыкновенный, серая лесная, дерново-подзолистая.

7. Определите индикаторы – растения, водоросли и почвенные животные, диагностирующие степень гидроморфизма почв со среднестепным типом увлажнения - чернозем обыкновенный, влажностепным типом увлажнения – чернозем выщелоченный, серые лесные и влажнолуговым типом увлажнения – лугово-черноземные почвы.

8. Определите индикаторы – растения, водоросли, почвенные животные, диагностирующие реакцию среды – рН следующих типов почв: чернозем выщелоченный, чернозем южный, солодь.

9. Определите индикаторы – водоросли, микроорганизмы, растения, диагностирующие степень обеспеченности почв минеральным азотом. Отметьте типы водорослей и микроорганизмов, индицирующих конкретный микробиологический процесс превращения азота в почве.

10. По интенсивности выделения углекислого газа продиагностируйте типы и подтипы почв, генетически и режимно способные к обозначенной степени “дыхания”: 15,5 мг СО2 /10 г почвы/сут., 10,0 мг СО2 /10 г почвы/сут., 11,6 мг СО2 /10 г почвы/сут., 18,8 мг СО2 /10 г почвы/сут. Почвы: лугово-черноземная оподзоленная, чернозем выщелоченный, серая лесная слабооподзоленная, серая лесная сильнооподзоленная. Обоснуйте выбранные оценки. Почвенные образцы отобраны под древостоем березы.

12. По интенсивности выделения углекислого газа продиагностируйте типы и подтипы почв, генетически и режимно способные к обозначенной степени “дыхания”: 10,8 мг СО2 /10 г почвы/сут., 8,1 мг СО2 /10 г почвы/сут., 9,2 мг СО2 /10 г почвы/сут., 6,2 мг СО2 /10 г почвы/сут. Почвы: лугово-черноземная оподзоленная, чернозем выщелоченный, серая лесная слабооподзоленная, серая лесная сильнооподзоленная. Обоснуйте выбранные оценки. Почвенные образцы отобраны под пшеницей.

13. По активности фермента каталазы продиагностируйте типы и подтипы почв, генетически и режимно способные к обозначенной биологической активности: 3,4 О2, см3/г/мин., 13,9 О2, см3/г/мин., 6,6 О2, см3/г/мин., 30,4 О2, см3/г/мин. Почвы: лугово-черноземная оподзоленная, чернозем выщелоченный, серая лесная слабооподзоленная, серая лесная сильнооподзоленная. Обоснуйте выбранные оценки. Почвенные образцы отобраны под древостоем березы.

14. По активности фермента каталазы продиагностируйте типы и подтипы почв, генетически и режимно способные к обозначенной биологической активности: 1,2 О2, см3/г/мин., 11,6 О2, см3/г/мин., 4,4 О2, см3/г/мин., 15,2 О2, см3/г/мин. Почвы: лугово-черноземная оподзоленная, чернозем выщелоченный, серая лесная слабооподзоленная, серая лесная сильнооподзоленная. Обоснуйте выбранные оценки. Почвенные образцы отобраны под пшеницей.

15. По активности фермента инвертазы продиагностируйте типы и подтипы почв, генетически и режимно способные к обозначенной биологической активности: 56,2 мг глюкозы/г/сут., 6,9,6 мг глюкозы/г/сут., 4,4 мг глюкозы/г/сут., 15,9 мг глюкозы/г/сут. Почвы: чернозем выщелоченный, серая лесная, подзолистая. Обоснуйте выбранные оценки. Почвенные образцы отобраны под пшеницей.

 

Задание выдается преподавателем в начале второго семестра. Выполненную работу необходимо представить для проверки до конца учебного года.

Суть работы: определение соответствия экологических стандартов почв и экологических стандартов почвообитающих организмов с целью биодиагностики свойств, режимов, процессов и др.

Например, необходимо определить, какие индикаторы и, соответственно, вид индикатора (конкретное растение, почвенное животное, микроорганизм или водорослевая группировка) индицирует рН диагностируемых почв: подзолистой, чернозема обыкновенного, солонца.

Схема (образец) выполнения задания:

 

Постройте свою работу в соответствии с предлагаемой ниже принципиальной схемой научного исследования (Б.М. Кедров, 1973): функции → состав → структура объекта

 

 

(пример с фитоиндикатором – растением):

1) рассмотрите функции объекта и предмета исследования (например:

объект исследования или объект индикации – типы почв (подзолистая почва, чернозем, солонец),

предмет исследования – реакция среды;

индикатор – растительность;

функции объекта – плодородие, устойчивость экосистемы;

функции предмета – оптимальные условия роста и развития с.-х. культур.

Данная информация необходима для закрепления фундаментальных знаний о почве и развития способности к системному мышлению.

2) рассмотрите состав объекта и предмета исследования (под составом в данном случае следует понимать основные свойства и показатели почвы ее “экологический диапазон”, в т.ч. типичные значения рН),

например:

тип почвы (объект)подзолистая:

для нее характерны (типичны):

– невысокое содержание гумуса;

– фульватный тип гумуса;

– кислая реакция среды - рН;

– отсутствие в профиле карбонатов.

тип почвы (объект)чернозем:

– высокое содержание гумуса;

– гуматный тип гумуса;

– нейтральная реакция среды;

– присутствие в профиле карбонатов.

тип почвы (объект)солонец:

– невысокое содержание гумуса;

– гуматный тип гумуса;

– щелочная реакция среды;

– присутствие в профиле карбонатов.

Данная информация необходима для уяснения основополагающих свойств разных почв и выделения показателя, используемого для диагностики. В нашем конкретном случае это рН среды.

Так как в задании необходимо выявить растения-индикаторы рН, то следующим шагом в работе будет являться подбор фитоиндикаторов для соответствующей реакции среды тестируемых типов почв.

Например:

растения-индикаторы, тестирующие реакцию среды:

– кошачья лапка, клюква, голубика, ситник, вереск, сосновый бор на песках (интервал рН: 4-4,5);

– звездчатка злачная (мокрица), хвощ полевой, щавель, ландыш, подорожник (интервал рН: 5-5,5);

– шиповник, клевер, мать-и-мачеха, полевица обыкновенная, манжетка, пырей ползучий, клевер ползучий (интервал рН 5,5-6,5);

– лисохвост брюшистый, солерос, сорсазан, ковыль Лессинга, василек русский, бузина, горчица полевая, вьюнок полевой (интервал рН 7,5-8,3).

 

3) рассмотрите структуру диагностируемых объектов –связи и отношения между почвой и растением, т.е., исходя из сути задания, необходимо определить соответствие экологического стандарта почвы (ее свойств) и экологического стандарта организма-индикатора (например:

Растения индицирующие:

кислую реакцию среды подзолистой почвы: кошачья лапка, клюква, голубика, сосновый бор на песках, звездчатка злачная (мокрица), хвощ полевой, щавель, ландыш;

нейтральную реакцию среды чернозема: клевер, мать-и-мачеха, полевица обыкновенная, пырей ползучий;

щелочную реакцию среды солонца: солерос, сорсазан, ковыль Лессинга, василек русский, бузина, солодка, пырей удлиненный, овсяница высокая.

Для выполнения задания №1 используйте источники литературы следующих авторов:, Красильников Н.А., Раменский Л.Г. Викторов С.В., Гиляров М.С., Мишустин Е.Н., Емцев В.Т., Попова Э.П., Лубите Я.И., Таскина В.М., Хабиров И.К., Хазиев Ф.Х., Ермохин Ю.И., Груздева Л.П., Яскин А.А., Звягинцев Д.Г., Кирюшин В.И., Безкоровайная И.Н., а также информацию из интернета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.