Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика пропорций и тенденции совершенствования отраслевой структуры




 

Установление научно-обоснованных пропорций в развитии от­раслей машиностроения позволяет повысить темпы развития на­родного хозяйства на базе научно-технического прогресса и дос­тичь максимально возможной экономии общественного труда.

Машиностроение отличается разветвленной отраслевой струк­турой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в народном хозяйстве предполагает созда­ние такой его структуры, которая отвечала бы задачам и сущности расширенного воспроизводства, всемерного повышения эко­номической эффективности производства.

Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностро­ительном производстве, путем обеспечения пропорциональнос­ти между отраслями в соответствии с уровнем развития произ­водительных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При том предусматрива­ется преимущественное развитие отраслей и производств, обес­печивающих научно-технический прогресс.

Объективной закономерностью развития советского машино­строения являлось опережение темпов его отраслей по сравне­нию с темпами развития отраслей — потребителей его продук­ции. Так, за 1950—1990 гг. прирост продукции машинострое­ния в 2 раза превосходил отрасли группы «А», т.е. тяжелую промышленность страны.

Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело от­разился на машиностроении. Здесь произошел значительный спад производства большинства видов машиностроительной продук­ции.

Ниже представлена динамика производства в промышленно­сти и машиностроении (таблица 4).

Таблица 4.

Индексы промышленного производства (1990 г. = 100)

               
Вся промышленность 75            
в том числе:              
машиностроение и металлообработка 77            
машиностроение 75            

 

Эти данные свидетельствуют о том, что за указанный период снижение производства в машиностроении было больше чем в промышленности в целом. Это крайне негативное явление, по­скольку машиностроение является структурообразующей отрас­лью в народном хозяйстве страны. Опережающие темпы разви­тия машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях потребителях, заменять машины, еже­годно выбывающие вследствие износа, повышать уровень меха­низации и автоматизации производства, с тем, чтобы облегчить труд и повысить его производительность.

Чем выше темпы развития отраслей народного хозяйства и глубже процессы механизации и автоматизации производства, тем более возрастает необходимость ускорить темпы роста ма­шиностроения.

Изменения в отраслевой структуре машиностроения взаимо­связаны с развитием и изменением его производственных свя­зей. Производственные связи могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и постав­ках изделий производственного потребления — орудий и пред­метов труда — одними отраслями промышленности другим или внутри отрасли отдельными предприятиями в порядке как снаб­жения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, по поставке готовых машин, оборудования, приборов, а также от­дельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Межотрас­левые и внутриотраслевые связи отражают взаимоотношения, машиностроения с отраслями народного хозяйства и промыш­ленности, а также взаимоотношения отраслей внутри машино­строения.

Уровень межотраслевых производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машинострое­ния, промышленности и народного хозяйства в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов труда.

Машиностроение определяет производственный потенциал Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функциони­рование жизненно важных комплексов отраслей промышленно­сти и секторов экономики (топливно-энергетического комплек­са, оборонных отраслей, строительной индустрии) и наполнение потребительского рынка.

По итогам четырех лет (1999—2002 гг.) общий объем производства продукции ма­шиностроения и металлообработки вырос на 51,4 %. Высокими темпами росло производство в отраслях металлургического ма­шиностроения, подъемно-транспортного, химического и нефтя­ного, транспортного и сельскохозяйственного, железнодорожно­го машиностроения и станкостроения.

Росту производства способствовало повышение спроса со сто­роны отраслей топливно-энергетического комплекса, химичес­кой и нефтехимической промышленности, строительно-дорож­ного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и других потребителей машин и оборудования. Этому же способствовала и ценовая конкурентоспособность отечественной техники на внут­реннем рынке (аналогичная импортная продукция в 2—5 раз до­роже) и импортозамещение, подкрепленное переходом на вы­пуск новых видов приборов, техники и машин.

На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертифи­кации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества.

В ближайшей перспективе (2004-2010 гг.) намечены прогрес­сивные структурные сдвиги не только между отраслями маши­ностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разрабо­таны ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения.

Так, для развития автомобильной промышленности предус­мотрено:

- принятие программы «Развитие автомобильной промышлен­ности на период до 2005 г.», реализация которой обеспечит удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков за счет отечественного производства легковых автомобилей;

- принятие дополнительных мер по привлечению инвестиций и реализации проектов производства автомобильных компо­нентов, что позволяет увеличить в дальнейшем объем произ­водства и продаж прогрессивных видов автомобильной техни­ки и организовать дополнительно рабочие места;

- организация федерального научно-исследовательского цент­ра по автомобилестроению, что позволит объединить научные кадры, исследовательскую и испытательскую базы научных организаций и повысить эффективность работы отраслевой науки.

Для реформирования и развития станкостроительной и инст­рументальной промышленности — реализация федеральной це­левой программы «Реформирование и развитие станкостроитель­ной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.», что позврлит создать мобильную структуру эффектив­ных предприятий, сформировать ядро действующих предприя­тий по выпуску действительно конкурентоспособного оборудо­вания с переходом на комплектную поставку оборудования с монтажом, наладкой и сервисным обслуживанием.

Для стабилизации развития энергетического машинострое­ния и реализации энергетической стратегии России с целью обеспечения энергетической независимости страны: разработка и принятие «Стратегии развития энергетического машиностро­ения России до 2010 г.».

Для стабилизации развития тракторного и сельскохозяйствен­ного машиностроения:

• утверждение «Стратегии развития тракторного и сельскохо­зяйственного машиностроения»;

• организация научно-технического центра тракторного и сель­скохозяйственного машиностроения, в состав которого пред­лагается включить научно-исследовательские институты, име­ющие в своем акционерном капитале доли государственной собственности.

Подобные программы были разработаны и в других отраслях машиностроения, что будет способствовать совершенствованию его отраслевой структуры, увеличению объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции.

Все эти программы являются составной частью стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г. Помимо вышеперечисленных стратегий и концепций сюда вошли стратегии развития строительно-дорожного и коммуналь­ного машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения, а также отрасли приборостроения.

Промышленно развитые государства располагают довольно ограниченным арсеналом средств, позволяющих в современных ус­ловиях успешно конкурировать с развивающимися странами. Од­ним из них стало развитие наукоемких производств, следствием которого является повышение производительности труда для со­хранения высокого уровня заработной платы рабочих и большие доходы инвесторов на основе совершенствования уже существую­щей и создания новой технологии.

Другим средством является использование преимуществ меж­дународного разделения труда с помощью переноса производствен­ных операций за рубеж. Такая интернационализация производства основана на взаимном дополнении факторов производства в раз­вивающихся и промышленно развитых странах. При этом произ­водство, основанное на неквалифицированном труде, размеща­ется в районах с низкой заработной платой, где существует избы­ток неквалифицированной рабочей силы, а более сложные опе­рации осуществляются в развитых странах с избытком квалифицированной рабочей силы, технологических и научных ресурсов.

Нельзя считать, что процесс передачи некоторых производственных операций за рубеж, когда одна из сторон в основном предоставляет рабочую силу, а другая берет на себя расходы по прочим производственным издержкам, замещает традиционный обмен сырьевых товаров на продукцию обрабатывающей промыш­ленности или экспорт так называемых «новых индустриальных стран» на импорт ими капитала и технологии. Эта дополнитель­ная внутриотраслевая торговля считается сравнительно новым видом отношений с постоянно изменяющимся международным разделением труда.

В современных условиях динамично меняющихся производствен­ных пропорций обычно выделяют две группы отраслей:

- традиционные — применяют распространенную технологию производства сравнительно простых в производственном отноше­нии продуктов;

- высокотехнологические — используют быстро развивающуюся технологию изготовления новейших наукоемких изделий, темпы морального старения которых высоки.

Традиционные отрасли, как правило, включают в себя произ­водства со сравнительно трудоемкой технологией. В большинстве развивающихся стран уровень оплаты труда низок, а средние из­держки на создание производственных мощностей для изготовле­ния морально устаревающих товаров относительно невелики, по­этому именно традиционные обеспечивают расширение экспорта промышленной продукции из этих стран.

По мере того как изделия морально устаревают и технология их изготовле­ния получает все большее распространение, высокотехническая продукция постепенно становится традиционным товаром и ее производство переводится за рубеж, где местные условия объек­тивно способствуют выпуску товаров с повышенным уровнем кон­курентоспособности.

По существу крупносерийный выпуск товаров для последую­щего реэкспорта в страну базирования монополии или на рынки третьих государств представляет собой качественно новую черту современного промышленного производства. Зарубежные мощно­сти крупнейших корпораций можно рассматривать как систему производства, основная цель которой — сохранение конкурен­тоспособности их продукции на рынках промышленно развитых стран, после того как эта продукция достигла последней стадии своего жизненного цикла. Другими словами, фирмы, разработав­шие данную продукцию, могут продолжать ее экономически вы­годное производство, постепенно перенося часть его, главным образом сборочные операции, в развивающиеся страны.

Для эффективного осуществления такой стратегии фирмы долж­ны иметь дополнительные преимущества, позволяющие снизить общие издержки, например более легкий доступ к необходимому капиталу, отлаженную сбытовую сеть, хорошо организованное управление или опережение в области технологии с учетом того, что конкурирующие с ними на внутреннем рынке компании, выпускающие стандартную продукцию, могут организовать про­изводство с такими же, а вероятно, и с меньшими издержками.

Под влиянием возрастающей конкуренции со стороны импор­тируемых товаров начала развиваться вертикальная интеграция на международном уровне в производстве некоторых традиционных товаров (например, продукции текстильной и легкой промыш­ленности, радиоприемников, телевизоров и автомобилей). Для вы­сокотехнологичных отраслей электронной промышленности, про­дукцию которых нельзя отнести к традиционной, зарубежное про­изводство играет еще более важную роль. Только полупроводни­ковые приборы составляют около 40 % стоимости всех комплек­тующих изделий, импортируемых в США. За рубежом осуществ­ляется сборка более 80 % этих приборов, включаемых в общий объем производства продукции американской полупроводнико­вой промышленности.

Решение вопроса об организации производства за рубежом в значительной степени зависит от технических характеристик това­ра. Именно они определяют величину транспортных издержек, воз­можность отделения трудоемких операций от других стадий произ­водственного процесса, а также капиталоемкость сборочных опе­раций. Незначительная масса (при высокой стоимости) продукции электронной и легкой промышленности снижает значение величи­ны транспортных издержек как одного из факторов, препятствую­щих развитию торговли. Производственные процессы в этих отрас­лях легко разделяются на отдельные стадии (изготовление компо­нентов, сборка, технический контроль, упаковка), что не требует обязательной территориальной близости соответствующих предпри­ятий. Производство продукции данных отраслей, кроме того, не требует значительных капиталовложений. Однако для его обеспече­ния в случае применения трудоемкой технологии требуется боль­шое количество неквалифицированной рабочей силы.

В индустриально развитых странах отраслевая структура харак­теризуется снижением доли в валовом национальном продукте (ВНП) отраслей сельского хозяйства и капиталоемких отраслей промышленности (металлургия, тяжелое машиностроение). Вмес­те с тем повышается доля наукоемких отраслей (приборострое­ние, электроника, атомная энергетика), а также сферы услуг.

В России отраслевая структура в течение длительного времени была достаточно стабильна, хотя и не являлась оптимальной. Наи­большая напряженность в структуре взаимосвязей отраслей ма­шиностроительного комплекса, формирующих направление эко­номического роста, складывалась по основным межотраслевым ресурсам, к которым в первую очередь относятся топливо и энер­гия, поступающие в сырьевые отрасли промышленности, а также современные конструкционные материалы, идущие в машино­строение и строительство. В результате снижаются темпы роста фон­дообразующих отраслей, что при прочих равных условиях предоп­ределяет замедление выбытия морально устаревшей техники, со­здает предпосылки к ухудшению соотношения между фондосберегающей и фондоемкой формами научно-технического прогресса (НТП) и сокращению интенсивных источников развития. Кро­ме того, замедление процесса перевооружения функционирую­щего производственного аппарата не позволяет в широких мас­штабах внедрить материало- и энергосберегающие технологии. Это вызывает дополнительную потребность в природных ресурсах, способствует ускорению динамики экстенсивных факторов, а при невозможности сделать это, в свою очередь, отрицательно влияет на темпы роста фондообразующих отраслей.

Сложившиеся взаимосвязи отраслей добычи и первичной пе­реработки природных ресурсов с машиностроением быстро изме­нить невозможно, так как для этого требуются коренные преоб­разования в структуре производственных капитальных вложений. Средством достижения качественно более высокого уровня эф­фективности машиностроения в переходный период является ак­тивизация инвестиционной политики, позволяющая развивать и создавать отрасли (например, микроэлектроника, вычислитель­ная техника и др.), являющиеся выражением современной науч­но-технической революции (НТР).

Чтобы осуществлять прогрессивные изменения в отраслевой структуре машиностроения, каждый субъект рынка должен фор­мировать научно обоснованную программу развития и быть гото­вым к изменению своего производственного и коммерческого профиля, к диверсификации производства, учитывать изменения рыночной конъюнктуры, формы и методы экономического госу­дарственного регулирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.