Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная конкуренция




Конкурентной среды.

Отрасль, фирма, предприятие в различных типах

Рыночная конъюнктура и конкурентоспособность продукции.

 

Конкурентоспособность выпускаемого предприятием продукта, а также соответствующая доля этого продукта на рынке и объем продаж являются не фиксированными, а изменяющимися величинами. Причиной этих изменений является непрерывно меняющаяся конъюнктура товарного рынка.

Под конъюнктурой понимают сложившиеся на конкретном рынке условия (экономические, социальные, законодательные, научно-технические, конкурентные и т.д.), которые определяют в конечном счете соотношение спроса и предложения, объема продаж и цены продукции.

Основными факторами конъюнктуры, влияющими на измене­ние конкурентоспособности товара фирмы и объема продаж, яв­ляются:

- изменение предпочтений потребителя, которые вызывают из­менение состава существенно значимых для него характеристик, предпочтительность для покупателя каждой из характеристик (ai), идеальные (желаемые) значения характеристик (Piжел);

- изменение числа потребителей, влияющее на общий объем спроса;

- появление новых конкурентов, которое вызывает изменение долей рынка для каждого из конкурирующих товаров;

- появление новых технологий изготовления, новых конструк­тивных решений, которые изменяют технические и экономичес­кие характеристики конкурирующих товаров, а, следовательно, и их конкурентоспособность;

- инфляция и изменение курса национальной валюты, влияю­щие на экономические характеристики товара;

- изменение доходов покупателей, определяющее уровень цен равновесия рынка и общий объем спроса.

Таким образом, предприятие вынуждено постоянно отслежи­вать изменения конъюнктуры рынка, изменение значений конку­рентоспособности товаров-конкурентов, доли рынка и объемов продаж в интересах управления конкурентоспособностью своего продукта и достижения своих целей на рынке.

 

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько типов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и воз­можностей продавцов (покупателей) в цене и объеме про­даж (покупок). Поэтому в экономической теории выделяют четыре типа рыночной структуры: "совершенная конкурен­ция", "монополия", "монополистическая конкуренция", "оли­гополия".

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких про­давцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок сво­бодной конкуренции".

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юриди­ческие условия) с уже существующими продавцами присту­пить к производству продукции. С другой стороны, про­давцы могут свободно и покинуть рынок, что подразуме­вает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продав­цов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

- большое количество мелких продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт однороден у всех производите­лей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

- полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значе­нии, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" струк­туру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существу­ющие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике име­ются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько ве­лико и они достаточно "малы", что за редким исключением, ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохо­зяйственной продукции. Причем товары на этих рынках всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - "биржевой" - формы организации (товар­ная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли - стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижений этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность тру­да, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлага­емой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет диффе­ренциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всес­торонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удов­летворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.