Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика политики 2 страница




Отсюда выражения — «экономические законы», «социальное зако­нодательство», «налоговое право» и т.д. Иначе говоря, правовая поли-ТИКа тесно взаимосвязана со всеми иными видами политики. Тем не ^ее я^Ред нами все же самостоятельное явление со своей специфи-Ли' целями, задачами, отличительными чертами. Понятие правовой литики богатое и многомерное, в известной степени конгломератив-от1! вполне автономное.

безопасность и проблемы ее обес-

Подробнее об этом см.: Дрейшев В.В. Нравов,я//п—эведение. 1998. № 2.


Тема 30. Правовая политика


2. Сущность и основные принципы правовой


политики



 


Раньше такому виду политики уделялось крайне незначительное
внимание, поэтому данное понятие — сравнительно новое в нащей
юридической науке, а стало быть, и малоизученное, нуждающееся в
серьезной теоретической разработке. Отдельные публикации по право-
вой политике, относящиеся к 70—80 годам, были привязаны к услови­
ям «развитого социализма»1.;

С тех пор многое изменилось и прежде всего изменилась роль само­го права. В наше время реальная жизнь потребовала по-новому взгля­нуть на проблему, продиктовала необходимость более полного обосно­вания и оценки правовой деятельности как обобщенной, специфичес­кой политики государства, особой ее ветви и сферы проявления.

В современной литературе справедливо отмечается, что «по своим признакам правовая политика явно входит в круг явлений, подлежа­щих исследованию в общей теории государства и права, однако анализ источников показывает, что на общетеоретическом уровне данный фе­номен почти не рассматривается»2. В этой связи следует всячески при­ветствовать инициативу журнала «Правоведение», организовавшего «круглый стол» по данной проблематике (Саратов, май 1997).

Содержание правовой политики обширно и богато, включает в себя множество компонентов: это и стратегия законодательства, и принци­пы правового регулирования, и конституционное строительство, и су­дебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствова­ние избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют законо­дательную, уголовную, исправительную, судебную, следственную, над­зорную, правоохранительную и др.

Четких и застывших границ правовой политики не существует. При
общей относительной стабильности эта политика все же меняется, в
ней могут появляться новые направления, по-другому расставляться
акценты, происходить «переоценка ценностей». Так, после вступления
России в Совет Европы ее отношение к смертной казни, пенитенциар­
ной системе и некоторым другим вопросам изменилось. Отменен из­
вестный Указ Президента РФ о борьбе с бандитизмом от 14 июня
--------- ' i '

1 См.: Крылов К.Д. Правовая политика в условиях развитого социализма. Социаль
но-психологический аспект. М, 1977; Куманин Е.В. Юридическая политика и развит
права в условиях зрелого социализма // Советское государство и право. 1983. № 3; Он* •
Юридическая политика: понятие и принципы // Правовая система социализма. Книга
М., 1986. '

2 Коробова АЛ. К вопросу о понятии правовой политики // Атриум. Вестник ме
дународной академии бизнеса и банковского дела. Серия «Юриспруденция». Толья
1995. №5. С. 10. ::


1994 г., находившийся в противоречии с рядом статей Конституции,
уголовно-процессуального кодекса, а также нормами международного
права. !

Надо j заметить, что в принципе любая разумная политика должна
быть правовой — в том смысле, что призвана соответствовать законам,
юридическим нормам, неизменно находиться в правовом поле, отве­
чать международным стандартам, идеям прав человека. В противном
сдучае она рано или поздно превращается в произвол, насилие, анти­
гуманные акции.. B.C. Соловьев предупреждал: «Если Россия не от­
кажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает
искренне и крепко духовной свободы и истины, — она никогда не
сможет иметь прочного успеха ни в каких делах: ни внешних, ни
внутренних»1.: I '

Сегодня эта мысль постепенно начинает овладевать умами россий­ских политиков, она сформулирована в одном из президентских доку­ментов'в качестве руководящего ориентира: «Россия знает, что такое право силы. Что такое сила права еще предстоит познать....Необходи­мо понять, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда1 право будет уважаться властью. Нет важнее задачи, чем утверж­дение, jb стране авторитета права. Десятилетиями, даже столетиями, в России существовало неуважение к закону не только со стороны граж­дан, но и власти. И сейчас ее представители нередко переступают через закон/'Именно поэтому пришла пора начать всемерное укрепление ме­ханизма, властвования в рамках права... Переступить грань, за которой произвол становится системой, — значит открыть прямую дорогу к установлению в России полицейского режима»2.

Таким образом, правовая политика — это политика, основанная на праве. С:другой стороны, само право во все времена использовалось в качестве важного инструмента политики, средства властвования, уп­равления. При этом им нередко и злоупотребляли, ставили на службу эгоистическим интересам, И.А. Ильин писал: «По своему объективно­му назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осущест­влении же оно слишком часто прикрывало собой ложь и насилие, тяга-ние и раздор, бунт и войну»3. Р. Иеринг также подчеркивал: «Ужасное °еззаконие может вершиться под видом права над самим правом»4. 1звестна кантовская мысль о том, что «право может служить как сред-

, Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч.: В 2 т. М.,

' ^;Т. i;c.24. :

Президентское Послание Федеральному Собранию 1995 г. // Российская газета.

Ильин ИЛ. О сущности правосознания. М., 1993. С. 225j И<™иш Р. Борьба за право. М., 1991. С. 225. \

17февр. ' ' '


 

Тема 30. Правовая политика

ством ограничения произвола, так и средством попрания свободы че_

ловека»'.

Это значит, что идеи права и законности при определенных обсто­ятельствах могут быть использованы властью отнюдь не для благих целей. Практика последнего времени подтверждает данную истину-жестокая война в Чечне ради «конституционного порядка»; кровавые события осени 1993 г. во имя торжества «неписаного права», понимае­мого как некий свод общих (абстрактных) принципов справедливости в трактовке самих инициаторов этих действий.

В последнем случае законы были отодвинуты в сторону, а на их место поставлены аморфные, не наполненные конкретным содержани­ем и воспринимаемые различными политическими субъектами по-раз­ному идеи новой демократии. Накануне этих событий в прессе всячес­ки развенчивалась «формальная конституционная законность» (не­правильная, плохая, чужая и не обязательная для соблюдения). Мель­кали выражения — «демократическое насилие», «демократура». Пре­зидента усиленно выталкивали из правового поля. Доходило до призы­вов: «Раздавите гадину!», «Бейте непокорных нардепов канделябра­ми!» Публиковались коллективные обращения с требованием: «Хватит говорить, надо действовать!» Создавался нужный фон2. В конце кон­цов, как пишет С. Кара-Мурза, «некрофильские желания и страсти были удовлетворены путем расстрела Дома Советов»3.

А после падения парламента обществу представили объяснения. «Да, были нарушены некоторые статьи Конституции, но тем не менее нельзя говорить о выходе власти из правового пространства, о право­нарушении (??), ибо действовавшая Конституция не соответствовала элементарным демократическим нормам»4. Такая логика сильно напо­минает историю с роспуском большевиками Учредительного Собра­ния в 1918 г. И вряд ли случившееся можно признать «приоритетным направлением» в российской правовой политике. При этом «народ без­молвствовал», хотя такое молчание, как говорил Цицерон, подобно

'

ИКу.,; ;,

Услужливые советники вложили в уста Президента слова, вошед­шие затем и в его первое Послание Федеральному Собранию: критери­ем правовой оценки любого политика, любрй организации, государе1" венного института должны стать «демократические ценности». К2" видим, не закон и даже не право (пусть и «неписаное»), а вообще $

1 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М, 1965. С. 140.

2 См.: Москва. Осень 93: хроника противостояния. М., 1994. С. 495—498.

3 Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. С. 39.

4 См.: Опять фикции принимаем за истины? // Известия. 1993. 20 марта; Не г*"
дарственный переворот, а выход из конституционного тупика // Известия. 1993. 1 °^'


2. Сущность и основные принципы правовой политики 655

критерий. Однако демократия, свобода, гуманизм, спра-едливость — это хотя и высокие, но тем не менее весьма абстрактные зыбкие понятия, которые различные политические субъекты напол­няют «своим» содержанием, придают им «нужное» значение.

Вооруженный тезисом о «демократических ценностях», заручив-сь поддержкой радикально настроенной элиты, Президент и пошел на штурм «нехорошего» парламента. А ведь на референдуме 25 апреля 1993 г, большинство населения высказалось против досрочного прекра­щения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета рСФСР. Воля народа была выражена ясно. Однако возобладали прямо противоположные идеи, призванные оправдать переворот.

Правда, когда «пыль улеглась», появилось немало прямо противо­положных оценок — и у нас, и за рубежом. В.Н. Кудрявцев: «Деятель­ность Съезда народных депутатов и Верховного Совета была прекра­щена вопреки тексту Конституции. И здесь сразу возник острый поли­тический вопрос о расхождении закона и права. Можно ли юридически оправдать действия Президента и Правительства? Новая теория бы­стро нашла выход: Конституция — это «плохой закон» и есть некое хорошее, подлинное право, которое стоит выше всяких законов. Понят­но, что политическая ситуация в сентябре — октябре 1993 г. была экс­тремальной, обе стороны прибегли к силе... Но вопрос не в этом, а в том, допустимо ли в такой ситуации ссылаться на «интуитивное», «выс­шее», «справедливое» право, которое не выражено и не закреплено нигде, и к тому же противопоставлять его имевшимся законам. Дума­ется, что такие ссылки недопустимы....Если сегодня можно отложить в сторону Конституцию, то завтра — Уголовный кодекс»1.

Аналогично мнение Ю.А. Тихомирова: «В период пика конституци­онного кризиса оправданием указа о поэтапной конституционной ре-Форме стали аргументы типа — «ответа на юридический произвол». Появились утверждения, что идея правового государства становится опасной, когда соблюдается только его формальная сторона. Народ — высший, источник права, и законы не должны ему противоречить. Но Т0гда как определить меру соответствия? Не путем же «исторического с°крушения»! Есть юридические инструменты признания актов и дей-ствий незаконными, есть процедуры разрешения коллизий. Указ от сентября 1993 г. еще раз продемонстрировал, какова реальная точка счета предпринимаемых действий — конституционная законность ^^Целесообразность....Оценка законов, всех юридических актов ста-

.V.-J „Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. '-"•^. 4-5.


 

Тема 30. Правовая политика

новится произвольно-субъективным делом. Законодательству нац0 сится тяжелый удар, разрушается единая база общеобязательности Всем дается легальный повод игнорировать законы, у граждан вновь формируются мотивы правового нигилизма»1.

Известна позиция Конституционного Суда в его прежнем составе-он признал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» от 21 сентября 1993 г. неконституционным. Опасность противопоставле­ния права и закона в том и состоит, что с помощью этой теории можно оправдать любые противозаконные действия, объявив закон «неправо­вым». И потом («после драки») несогласные с этим могут сколько угодно доказывать, что это не так.

Кто бы мог подумать, что безобидная, на первый взгляд, концепция об '«упречных» законах и «непогрешимом», «подлинном» праве («де. мократических ценностях») будет использована в острейшей полити­ческой схватке для обоснования одной из конфликтующих сторон своей «правоты». Выдвинутая как вполне корректная научная кон­струкция, указанная идея постепенно приспосабливалась к политичес­ким веяниям, трансформировалась в слишком жесткое и неоправдан­ное противопоставление права и закона, что объективно дало в руки облеченных высокой властью лиц такой желанный и необходимый тео­ретический «козырь».

В нашей истории уже были периоды, когда определенные теоре­тико-идеологические постулаты при их проведении в жизнь оборачи­вались недобрыми делами и огромными нравственными потерями. Это не должно повториться. Право нельзя трактовать слишком вольно. В противном случае оно, как пишет известный французский юрист П. Сандевуар, «становится совокупностью «норм доброй воли», ко­торые можно соблюдать или игнорировать в соответствии с личным

желанием»2.

В абстрактно-академическом плане различение права и закона без-! обидно, тем более, что эти понятия действительно не совпадают. Нона практике их излишнее отдаление друг от друга, разрыв, возвеличива­ние одного и умаление другого неизбежно порождают негативные пос­ледствия. «Все рассуждения, — пишет С.В. Поленина, — связанные0 противопоставлением закона, «писаного права» естественному, свобо­де, справедливости, ведут лишь к дестабилизации обстановки. К со*" лению, немалую лепту в подрыв законности внесли и отдельные пр6'1 ставители юридической науки, пытавшиеся с позиций различен"

1 Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия: класть и правопорядок // Госуда1

право. 1994. № 1.С. 3-6.

2 Сандевуар II. Введение в право / Пер. с фр. М, 1994. С. 306.


2. Сущность и основные принципы правовой политики 657

Оава и закона обосновать легитимность не имевшего опоры в Консти-Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г.

При этом само собой разумеется, что массовые нарушения закон-ости, произвол властей, коррупцию, рост преступности и другие по-10бные; аномалии нельзя напрямую связывать с той общей и в целом -онструктивной дискуссией о праве, которая длительное время ведется в отечественной и зарубежной литературе. Речь в данном случае идет о другом — об объективных последствиях одного из контекстов этой дискуссии. О попытках политиков использовать некоторые выводы и позиции ученых для достижения собственных целей, извлечь из опре-^еленных теоретических трактовок свою выгоду в борьбе между собой.

Аргументы в пользу более высокой миссии права по сравнению с
законом, некогда сыгравшие позитивную роль в теории, на практике
дискредитировали себя. Допущенный перекос необходимо исправлять,.
так как дальнейшее развенчание законов становится все более и более
опасной тенденцией. Сегодня важно не принижение законов, не умале­
ние их как якобы второстепенных и необязательных, а настойчивое
формирование представлений о них как выразителях и носителях под­
линно правовых идей и ценностей, хотя несовершенные или неудачные
законы, разумеется, могут быть. Нужно не противопоставление естест-
венных.прав человека и законов, а их органическое соединение и взаи­
модействие.!

«Нет сомнения, — считает А.И. Экимов, — что взятая сама по себе идея правового закона заслуживает положительной оценки, ибо вопло­щает наивысшие моральные требования к нему. Но есть одна внешне «незначительная» деталь, которая ломает всю эту конструкцию. Она касается вопроса о том, кто вправе судить: является ли тот или иной закон правовым или неправовым. Убедительный ответ на этот вопрос науке так и не удалось найти. Отсутствие такого ответа и есть та сторо­на данной теории, которая делает ее утопической»2.

Добавим — не просто утопической, а практически рискованной,
если она. берется на вооружение своекорыстными прагматиками, ис-
"ользующими ее в своих целях, или даже недобросовестными гражда­
нами, ибо «опасность ее как раз состоит в том, что игнорировать закон
П°Д флагом «истинного права» будут все те, кому мешают правопоря­
док и законность, демократия и гуманизм»3. ;

' f/оленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 10.. ЭкшювА.И. Политические интересы и юридическая наука// Государство и право.;';."••№!2. С. 7;см. также: МатузовН.М. Личность, политика, право//Теория политики ! ""'ji'e вопросы). Саратов, 1994. С. 15.

^|0 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и.законности // Государство и право. 1994.! ""• С. 6. ••



Тема 30. Правовая политика


 


. 2. Сущность и основные принципы правовой политики



 


Это лишний раз подтвердила Чечня, где пришлось с помощью сидь, (пример заразителен!) восстанавливать ту самую «формальную коа. ституционную законность», которая еще недавно отрицалась. Тогда она мешала, сковывала, была неудобной и ненужной, а теперь срочц0 понадобилась. В возникшей ситуации уже не соблюдались и новые законы, новая Конституция. Предпринимались усилия по наведению порядка на иной основе. Но тщетно. Джинн беспредела неосторожно был выпущен из бутылки и загнать его обратно сейчас весьма трудно если вообще возможно.

В Указе № 1400 так и говорилось: «Существует более высокая цен-ность, нежели формальное следование противоречивым нормам, из­данным законодательной властью». В этом и заключался выпуск джин­на..Однако известно, что в законодательных нормах как раз и закреп­ляются высшие ценности и идеалы. Не может быть «надзаконной» или «внезаконной» демократии.

Как видим, искушение пойти против закона стоит очень дорого. Сегодня для всех очевидно, что коллизию надо было разрешать в рам­ках права, через право, посредством права, не противополагаемому за­кону, гуманизму, нравственности, справедливости, Конституции. Плюр — искусство компромисса, диалога, взаимоуступок, учета инте­ресов страны, поиск общего знаменателя.

Пути и механизмы снятия любых конфликтов, даже самых острых, должны быть правовыми, а не силовыми. Это единственно возможная и продуктивная в наше время правовая политика. Альтернативы ей нет. Жизнь показала —. «демократическая целесообразность» ничуть не лучше всякой иной, а действия вне правового поля рискованны, как и действия на минном поле.

Характерны в этом отношении высказывания одного из конститу­ционных судей: «Россия должна развиваться по праву, то есть в рамках «флажков», за которыми следит судья. Иначе с каждым приходом но­вого правителя — «флажки» прочь, игра смазывается, устанавливаются свои правила по принципу «я так хочу». Разве общество пойдет за своими вождями, тем более трудной дорогой, если вожди создают для себя иные правила, чем для остальных?»1 Подгонка права под полити­ческую ситуацию недопустима и опасна.

Позже В.Д. Зорькин признавался: «От меня требовали «широкого» понимания права, подразумевая под этим признание действий Ельцина соответствующими «духу», а не букве Конституции». На что глав3 высшей судебной власти еще в разгар конституционного кризиса в декабре 1992 г., когда шли пока словесные баталии между Президенте»1

1 Зорькин В. Жить по праву // Советская Россия. 1996. 15 окт.


руководством Верховного Совета, заявил: «Не умеете эту Конститу-ю соблюдать, вам и новая не поможет»1. Так оно и произошло, исто-ия все расставляет по своим местам.

Б-Н. Ельцин в своей книге «Записки президента» сам пишет о том, ЧТО Указ № 1400 он издал «вопреки уговорам многих». Значит, были все-таки в окружении Президента люди, которые понимали опасность! неправомерность замышляемой акции. Автор «Записок» откровенно признается, что еще в июне во время конституционного совещания «у меня возникло непреодолимое желание разогнать всю эту компанию». Как видим, столь ответственное и рискованное решение принималось в значительной мере под влиянием эмоций и личных мотивов, стрем­ления «проучить» оппонентов, преподать им урок.

Однако ломка «через колено» — не всегда самый верный способ улаживания конфликтов. Тем более что речь шла о депутатах, которые поддерживали своего лидера (Б.Н. Ельцина) во всех его начинаниях (принятие Декларации о суверенитете России, одобрение Беловежских соглашений, запрет КПСС и т.д.). Поэтому по большому счету общест­ву все же до сих пор неясно, во имя чего, ради какой высокой цели надо было прибегать к силовым приемам с далеко идущими нравственными, правовыми и иными последствиями.

У же; в наши дни, на закате «эры» Ельцина, пресса отмечает: «Вре­менами мятущийся, он (Ельцин. — Н.М.) принимал страшные реше­ния, не' разбирая грани между президентским долгом, ошибкой и пре­ступлением»2. При всем разнообразии оценок сентябрьско-октябрь-ских событий 1993 г. антиконституционность указов и действий Пре­зидента очевидна. Забвение принципов правового государства — тяже­лая расплата за неумение и нежелание предотвращать юридические конфликты и конституционные кризисы.

Среди причин роспуска парламента выдвигалось то, что он якобы мешал проведению необходимых преобразований, однако эта причина, по существу, отпала, ибо многое из того, за что выступал бывший Вер­ховный Совет, нашло затем отражение в первом президентском Посла­нии Федеральному Собранию (корректировка реформ,! придание им °ольшей социальной направленности, соизмерение скорости происхо-• ящего в экономике с реальной платой за это, усиление государствен-"°г° Регулирования, борьба с коррупцией и т.д.)- В наши дни такая

Рректировка стала еще более очевидной, и она практически прово-

Д1'тся. t'•••••.:• ^ > •.....,.,; :

1 Г о !

га .,"•' Вишневский Б. Экс-председатель Конституционного Суда // Независимая

2 19Э8.31 марта. ••. \
См.: Федотов М. Ельцин уходит. В историю // Известия. 1998. 24 июля.



Тема 30. Правовая политика


2. Сущность и основные принципы правовой политики



 


Таким образом, как бы исчезло самое главное основание, ради кото рого осуществлялась вся акция. А неэтичность и антипрезидентскце выпады со стороны отдельных депутатов и руководителей Верховного Совета все же недостаточный повод для разгона последнего. Этот пере. ворот, по мнению многих, не только не способствовал продвижению реформ, а существенно затормозил их. Основной причиной роспус^ парламента было нежелание Президента делиться властью, стремление стать единоличным и бесконтрольным «хозяином».

Попытки утвердить демократию вне права, законности и норматив­
ного порядка недопустимы и порочны в своей основе, ибо это означало
бы рецидив необольшевизма или даже просто большевизма. Между
тем правовая политика современной России оказалась во многом пре­
емницей старых методов — упование на силу, секретность актов, прямо
затрагивающих интересы и права граждан, кулуарное решение важней­
ших проблем, война компроматов, отсутствие контроля за правящей
номенклатурой, возврат к привилегиям, массовые нарушения прав че­
ловека, выходы на неконституционное поле деятельности, волевые
рефлексы, амбициозный зуд («врезать», «дать сдачи») и т.д.
: Не вызывают положительных эмоций и бросаемые на ходу первым
должностным лицом государства фразы: «Как я сказал, так и будет»;
«Мне в этой стране судить, что конституционно, а что нет»; «Госдума -
ноль», «Надо давнуть»; «Я — боец!» и др.'Право здесь отступает на
второй или третий план. Во многом это связано с известными особен­
ностями характера Президента (безмерная властность, авторитар­
ность, самолюбие, тщеславие, ревность, импульсивность, непредсказу­
емость). Названные черты нередко определяют непонятные, а то и
странные поступки, действия, «рокировки» на политическом Олимпе.
«Все затмевающая, маниакальная жажда власти» (Я.П. Рябов) к добру
не приводит. Учитывая указанные качества главы государства, опреде­
ленные круги, органы печати нередко подзуживают его, подталкивают
(провоцируют) на «решительные действия», заявляя, что лучшие
черты натуры Президента проявляются в экстремальных ситуациях.
Он зачастую их и создает. I

Предельной правовой напряженностью характеризуются отноше­ния между властью и населением. Страна находится в состоянии внут­ренней гражданской войны, конфронтации, междоусобиц, противо­стояния. Накал страстей достиг предела. В президентском Послания Федеральному Собранию 1998 г. указывается, что «сейчас Россия по­хожа на пружину, сжатую до отказа и готовую распрямиться с ог

ной силой»1.

Российская газета. 1998. 24 февр.:


По данным директора Института социологии и парламентаризма и Бетанели, «многие решения президента и правительства вызывают сегодня личный протест у 44% граждан РФ. И хотя терпения россий-скому; народу не занимать, общество постепенно подходит к onaqnoft черте социально-психологического взрыва. Каждый шестой россиянин /17%') предрасположен к участию в различных акциях протес-та...Опасный симптом заключается в том, что у части сограждан сфор-ллровалась психологическая установка на незаконные, противоправ­ные действия — захват предприятий, организаций, учреждений, пере­крытие автомобильных и железных дорог, стихийные бунты»1.

В этих условиях правовая политика должна быть особенно взве­шенной, продуманной и дальновидной. Однако многие меры и дейст­вия властей основаны не на праве, а на политической или прагматичес­кой целесообразности, сиюминутной выгоде, диктуются складываю­щейся обстановкой. Как и раньше, «если закон мешает политике, его откладывают в сторону». Генеральный прокурор РФ констатирует: «По ряду позиций в России политика идет впереди права. Иными словами, политическая целесообразность подменяет законность»2.

Противопоставление законности и целесообразности — застарелая болезнь; советской, а затем российской власти. Если нужно, находятся оправдания неправовым формам реагирования на ситуацию, лукавым доводам и аргументам. Очень часто политическая сторона вопроса не совпадает, с правовой и тогда предпочтение безоговорочно отдается первой,„;а не второй. •,.••'

К сожалению, тенденция, о которой идет речь, не обошла стороной даже Конституционный Суд. Особенно это проявилось в «чеченском деле», По мнению, например, упоминавшегося выше Ю.Х. Калмыкова, бывшегочминистра юстиции, депутата Госдумы, выступавшего в про­цессе в, качестве представителя парламентской стороны, «Суд при рас­смотрении данного дела решал не столько вопросы права, сколько по­литической целесообразности. С самого начала был виден односторон­ний подход....Надо было спасать Президента. Выработанная,в. течение многих десятилетий в условиях партийной диктатуры психология не­погрешимости первого лица оказалась очень живучей»3.

2 Народ как всегда умнее политиков //Известия. 1998. 23 ям». .s Российская газета. 1997. 19 сент. Калмыков Ю.Х. Повороты судьбы. Воспоминания. М, 1996. С. 106, 152-153.

В конечном счете итоговое постановление КС относительно право­мерности президентских указов и правительственных достановлений, положивших начало чеченской войне,;оказалось прежде всего полити-не юридическим. Впрочем, оно не было единогласным —



Тема 30. Правовая политика


2. Сущность и основные принципы правовой политики



 


шесть высоких судей заявили о своем особом мнении, особой позит» (Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В.Д. Зорькин, В.О. Лучин, Т.Г. Морщакова Б.С. Эбзеев).

К слову сказать, Конституционный Суд мог бы играть более актив ную роль в формировании и проведении российской правовой полити­ки, в совершенствовании юридической системы, служить образцом не­укоснительной приверженности праву, законности. Но, к сожалению его статус под предлогом «невмешательства в политику» сильно при­нижен, он не может по собственной инициативе рассмотреть ни один вопрос, если даже этот вопрос касается вопиющего и массового нару­шения прав человека. Заметна его ангажированность президентской властью. Об этом лишний раз говорит решение Конституционного Суда о праве Президента три раза подряд представлять одну и ту асе кандидатуру на пост Председателя Правительства. Из смысла ста­тьи 111 Конституции, которую толковал высокий Суд, этого не выте­кает. Такой вывод Суда справедливо был назван в прессе «осечкой»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.