Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ряде стран действует федеральная бюджетная система. Для нее присущ демократизм в использовании государственных средств




Бюджетное устройство - это способ организации и принципы построе- ния бюджета, его структура и взаимосвязь между его составными частями.

Обычно бюджетное устройство увязывает между собой разные виды бюджетов.
При этом каждая страна привносит свою специфику. На рисунке 28.1 показано
примерное бюджетное устройство.

Главным звеном всей бюджетной системы является государственный бюд-
жет.
Это - денежные ресурсы, находящиеся в централизованном распоряжении
государства. Финансы государственных предприятий не входят в общий бюджет.
Они используются по усмотрению самих предприятий.

Государственный бюджет составляется правительством, а принимается и ут-
верждается высшими законодательными органами. Обычно государство ведет стро-

гий Учет своих средств. Их поступление в использование заранее планируются. По-
этому бюджет называют еще основным финансовым планом страны.

 

Государственный бюджет России имеет многоуровневый характер. Он состоит из Федерального бюджета, бюджетов регионов и местных бюджетов. Свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета вышестоящего уровня называют консолидированным бюджетом. Например, консолидированным бюджетомгорода считается общая сумма бюджетных средств районов города и городскогобюджета. Консолидированный бюджет России складывается из совокупных бюдже-тов республик, краев и областей и федерального бюджета, вместе взятых.

Применяются различные способы организации государственного бюджета. Всоветских условиях преобладал тоталитарный подход к бюджетному процессу. Онзаключался в жесткой централизации финансов. Бюджет всецело находился в рукахверхнего эшелона власти, который распоряжался им по своему усмотрению.

 

При федеральной системе государственный бюджет строится на соблюдении
Ряда принципов. Принцип единства бюджета означает, что все виды и уровни бюд-жетных средств связаны между собой.

Принцип бюджетного единства находит свое осуществление в совместном уча-
стии центра и регионов в формировании бюджетов всех уровней. В каждом случае
составлению бюджетов предшествуют разработка планов и прогнозов развития,
выясняется то, на что и сколько нужно денег. Параллельно просчитываются ожи-
даемые доходы данного бюджетного звена. После экспертизы проект бюджета пе-
редается на рассмотрение более высокой инстанции. Таким путем достигается со-
гласование бюджетных позиций.

Принцип самостоятельности бюджетов состоит в том, что, хотя каждое бюджет-
ное звено является составной частью общего государственного бюджета, тем не менее
оно выступает автономно. Территориальные и местные органы власти располагают
обособленными денежными ресурсами. Они сами формируют и утверждают свои бюджеты, имеют собственные, заранее определенные источники доходов. На их счета поступают отчисления из общего государственного бюджета. Кроме того, доходы местного бюджета пополняются за счет местных налогов и различных сборов.

Бюджетная самостоятельность выражена в возможности определять порядок и
направления использования финансовых ресурсов. Вместе с тем она предполагает
полную ответственность за правильное и эффективное использование государст-
венных средств.

Принцип разграничения компетенции представительных и исполнительных ор-
ганов власти
в бюджетном процессе вносит четкость в регулирование государст-
венного бюджета. К ведению каждого отдельного исполнительного органа власти
относятся составление проекта бюджета, а после утверждения бюджета - его ис-
полнение, а также контроль за использованием выделенных ассигнований. По пору-
чению правительства непосредственно бюджетными вопросами занимается госу-
дарственное казначейство или Министерство финансов.

К ведению представительного органа власти подпадает рассмотрение проекта
соответствующего бюджета, утверждение бюджета, контроль за его реализацией,
обсуждение и принятие отчета о его исполнении. Федеральный бюджет России
принимается и контролируется высшей законодательной властью - Федеральным
Собранием.

Принцип гласности по вопросам, связанным с бюджетом, заключается в ин-
формировании широкой общественности о бюджетном процессе. В частности, пуб-
ликации в средствах массовой информации подлежат сведения о формировании и
утверждении бюджета, использовании бюджетных средств, исполнении бюджета.
Это делается для того, чтобы повысить уровень бюджетной работы.

28.2. Доходы и расходы Государственного бюджета

О состоянии Государственного бюджета используется принятая бюджетная
классификация,
под которой понимается перечень составных частей бюджета, рас-
чет бюджетообразующих показателей ведется по общепризнанной методике.

В конечном счете бюджет выглядит как роспись государственных доходов и
расходов (рис. 28.2). В доходной части предусматриваются сумма и источники поступлений денежных средств. Основная масса доходов образуется за счет налогов, сборов, пошлин, платежей в казну. Важное значение имеют доходы от коммерче­ского использования государственной собственности. Они выступают в виде средств, поступающих от сдачи в аренду государственного имущества, дивидендов по акциям, принадлежащих государству, поступлений от реализации бесхозного и конфискованного имущества. Доходы могут пополняться путем использования за­емных средст

Доходная часть бюджетов территорий состоит из закрепленных и регулирующих
доходов.
Закрепленные доходы представляют собой поступления постоянного ха-
рактера. Они образуют основную массу бюджетных средств и формируются за счет
гарантированных источников.

Регулирующие доходы служат дополнением к закрепленным доходам. Они
применяются для сбалансирования бюджетов, могут меняться по объему. Их объем
рассчитывается на предстоящий бюджетный год в зависимости от возникших по-
требностей.

Доходы Российского государственного бюджета образуются в основном за счет
экспорта энергоресурсов. Нефтегазовые доходы составляют 13% ВВП при общих

доходах бюджета в 23% ВВП. Доля нефтегазовых доходов в общих доходах Феде-
рального бюджета доходит до 58%, а иногда и выше (рис. 28.3).

Зависимость государственного бюджета от нефтедолларов нельзя считать нормальной. Она свидетельствует о нерациональной структуре экономики, неравномерном развитии ее отраслей, что нарушает необходимую равновесность и несет угрозы для экономической безопасности страны.

Расходная часть государственного бюджета отражает характер использованияресурсов. Она показывает, на какие цели идут средства налогоплательщиков.

Самые значительные бюджетные средства расходуются на оборону, националь-
ную безопасность и государственное управление. Заметное место занимают расхо-
ды на нужды национального хозяйства, обеспечение благосостояния населения,
финансирование социально-культурных, научно-технических и экономических це-
левых программ, имеющих важное народно-хозяйственное значение (новейшие
технологии, охрана окружающей среды, дорожное и жилищное строительство и
др.). Часть средств используется в виде дотаций, субсидий, субвенций. Напомним,
что дотация является своеобразной доплатой. Ее может получить из бюджета пред-
приятия, у которого затраты производства не покрываются собственными дохода-
ми. В отличие от этого субсидией называется пособие, представляемое государст-
вом отдельным предпринимательским структурам. Субсидия может выдана в целях
поддержания данного вида деятельности, или выпуска социально-значимых това-
ров, поощрений, инвестиций, импорта особо значимых машин и технологий, стиму-
лирования экспортного производства. Что касается субвенций, то они являются де-
нежным пособием местным органам власти для проведения определенного меро-
приятия. Она подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.
Субсидии и субвенции могут предоставляться бюджетным учреждениям.

Бюджетные расходы могут применяться как компенсационные доплаты. Прак-
тикуются, например, компенсации в размере 50% стоимости тарифа перевозок гру-зов в районы Крайнего Севера. Компенсируются льготные кредиты, выдаваемые
по поручению государства коммерческими банками отдельным предприятиям и
организациям. Такого рода льготы являются либо адаптационными, способствую-
щими финансовому оздоровлению предприятий, либо стимулирующими, вызы-
вающими усиление экономической заинтересованности предприятий в применении
новой техники, в выполнении государственного заказа или государственной про-
граммы.

Чтобы получить более предметное представление о бюджетных расходах, приведем данные государственного бюджета России на 2007 год (рис. 28.3).

Расходы бюджета подразделяются на текущие расходы и расходы развития. К
бюджету текущих расходов относятся повседневные затраты на содержание госу-
дарственных учреждений здравоохранения и управления. Бюджет развития со-
ставляют ассигнования на инновации в целях внедрения научных и технических
разработок в производство и инвестиции в порядке долгосрочных капитальных
вложений в народное хозяйство. Расходы на развитие достигают 20 и более процен-
тов от общих бюджетных затрат.

Расходы государственного бюджета оказывают непосредственное влияние на
объемы национального производства и занятость населения. Они обладают мульти-
пликационным, т. е. умножающим эффектом. Рост расходов ведет к увеличению
Доходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.