Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и воспитание в исламском мире




Период с VII-XIVвв. – рассвет науки и образования в исламской или мусульманской (от арабского «муслим» - послушный, покорный) культуре.

Семья – важный инструмент исламского воспитания. Отец нес ответственность за воспитание детей перед аллахом, общиной и своим домом. Любое проявление невоспитанности детей расценивалось как недостойный поступок отца. Основные качества воспитания: покорность, скромность и истинная вера. Воспитание мальчиков и девочек раздельное (две половины дома – мужская и женская). Девочек готовили к выполнению домашних обязанностей и к замужеству. Ислам ограничивал число жен четырьмя, уравнивая их в правах.

Два уровня образования: первый – частные религиозные школы начального обучения. Занятия в мечетях или в доме. Учились 6 дней в неделю (кроме пятницы). Содержание: арабская грамота (тексты Корана), чтение и заучивание, переписывание текстов. Обучение начиналось с 6 лет. Детям феодалов нанимали домашних учителей. Образование включало чтение, письмо, счет, литературу, этику, историю, физические военные упражнения.

Второй (высший) уровень – платное образование в специальных учебных заведениях или на дому. Два цикла предметов: 1 – религиозные дисциплины, в том числе, арабская филология и риторика; 2 – каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и др.

В VIII- нач. IX вв. появились Дома мудрости – в них собирались крупные ученые для дискуссий.

В XI-XIIвв. - новые учебные заведения – медресе – это частные учебные заведения, существовавшие на средства богатых дарителей. Содержание образования - религиозное и светское: мусульманская теология, арабский язык, грамматика, право, философия, математика, астрономия, география и др.

Медресе – средняя школа повышенного типа – готовила служителей культа ислама (муля и учителей для мектебов); а школа высокого типа выпускала судей, богословов, поэтов, философов и др.

Исламский просветитель,«владыка наук», советник правителей Востока – Абу – Али – Хусейн ибн Абдаллах Сина – известен миру (в латинской транскрипции) как Авиценна (980-1037гг) – ученый, врач, педагог, Везир, создатель энциклопедического труда «Книга исцелений». Путь к всеобщему воспитанию и развитию видел в средствах музыки, поэзии и философии. В организации занятий поощрял дух свободного, открытого, здорового соревнования между учениками. Общее развитие должно предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению.

Идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы.

Массовое приобщение детей к школе было глубокой традицией в странах Ближнего Востока на обширной территории Арабского халифата (с VII до начала XVII века).

К IX в. окончательно сложилась многоступенчатая система образования:

Начальная школа с 6 лет (Куттаба) при мечети или в самой мечети Школы: Мектебе, медресе - повышенного типа Университеты с общежитиями, аудиториями и спортивными сооружениями
Элементарные навыки чтения и письма; Изучение Корана – священной книги мусульман (чтение и правописание текстов и заучивание наизусть). Трудовое воспитание. Учителя (муаллимы, факихи) люди низкого сословия Религиозное образование дополнялось светским (математика, астрономия, география, фармолкология, арабский язык, право). Учителя: муиды – высокообразованные люди. Студенты изучали Коран, законы шариата, грамматику, риторику, историю, этнографию, географию, логику, математику, астрономию и химию. Слушали лекции, участвовали в диспутах

 

История школьного образования в Турции, Иране, Азербайджане и других

Странах Ближнего Востока ведет отсчет от появления и распространения ислама на их территории.

Так, в Турции принятие Ислама сопровождалось появлением – Мектебе для детей младшего возраста и Медресе для подростков и юношей. Эти учебные заведения просуществовали в Турции до начала XX века. Обучение шло на арабском и фарси (персидский язык).

В 1277г. был издан специальный указ: обучение детей стало вестись на турецком языке.

Содержание образования в Медресе состояло из четырех частей: религия и право, язык и литература, философия; естественные науки. В разделе «Религия и право» изучались предметы: чтение Корана, толкование изречений Мухаммада (основателя ислама от 570-632 г.г.), риторика. В разделе «Язык и литература» изучали предметы: литература на рабском и фарси, синтаксис, грамматика, ораторское искусство, стихосложение, искусство диспута, история языка. В разделе «Философия» - философия, педагогика. В разделе «Естественные науки» - медицина, хирургия, арифметика, алгебра, геометрия, естествознание.

Это содержание образования доказывает, что на Востоке подрастающее поколение обучалось не только религии.

Медресе содержались за счет налогов с населения и государственной помощи.

Помимо мектебе и медресе молодое и старшее поколение получало знание в «Домах науки», библиотеках и книжных лавках.

В воспитании молодых поколений большую роль сыграл турецкий мыслитель Джалалледдин Руми (1207-1273г.г.), которого любил, считал своим учителем и перед которым преклонялся весь Ближний и Средний Восток. Вся концепция Руми пронизана гуманностью по отношению к каждому человеку, независимо от религиозной, национальной и социальной принадлежности. Обращаясь к учителям, Руми наставлял: «… если ребенок неправильно написал букву или слово, нельзя его одергивать. Надо весьма осторожно, отечески исправлять ошибку и показывать, как следует писать правильно. Даже если он не выражает особых способностей к учению - все равно любой ребенок сможет познакомится со звездами, с окружающим его миром. Особенно хорошо развивается ребенок, если его будут учить танцам, игре на музыкальных инструментах».

Педагогические идеи Руми изложены в его сборниках стихов и знаменательных притчах «Маснави», «Поэме о скрытом смысле», «Диван Шамса Табризского». Например, притча Руми о пожаре. Речь идет о том, что неумение ученика смирить свои дурные наклонности приводит к разжиганию в нем неуемного «пожара» страстей. Себелюбие, жестокость и иные дурные качества могут привести к «пожару», который может сжечь, уничтожить человека как личность.

В другой притче «О Воре и больном» речь идет о том, что «больной» - это тот человек, который откладывает свое образование и не может взяться за ум в течение своей жизни, а спохватывается лишь тогда, когда («вор») смерть уносит его жизнь.

Пять веков (XV-XX в.в.) просуществовала Османская империя, в состав которой входили весь Балканский полуостров, значительные территории на севере Африки, Месопотамия. Эпоху Османской империи называют «эпохой медресе» - резкое увеличение количества медресе, оттеснение религии на второй план, обогащение учебных планов предметами естественно-научного цикла.

Начиная с XVIIв. создавались средние учебные заведения с профессиональным уклоном (рангом выше медресе) – медицинские организуемые при больницах. Начало XVIII в. называют в Турции «эпохой тюльпанов» - это время сближения с Европой, время расцвета образования и просвещения. Впервые турецкие – юноши (159 человек) направлены в учебные заведения Вены, Парижа и Лондона.

Аналогично европейским странам в 1869г. в Турции принят Закон об образовании: обучение на родном языке; отмена физических наказаний учащихся; расширение содержания начального образования.

В Османской империи сложилось парадоксальное и уникальное для истории педагогики - воспитание янычар.

Первым шагом был отбор мальчиков для янычарского корпуса из покоренных народов балкинских стран. Каждые 3-5 лет рекруты султана отбирали здоровых, сильных и красивых мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет (≈ до 300) из самых знатных и благородных семей. Не брали единственного сына в семье, детей-сирот: не брали из турецких семей; не брали детей евреев и армян. Набор шел в Болгарии, Албании, Словакии, Сербии, Боснии, Герцеговине и иных местах проживания христианских народов.

Следующий шаг – семейное воспитание этих мальчиков в самых различных слоях турецких семей – знати, духовенства, ремесленников и крестьян (от 3 до 5 лет). Задача матери семейства: ласковое обращение, любовь к детям; не позволять им страдать из-за потери своих родных. Содержание обучения и воспитания в семье: турецкий язык, нравы и обычаи, чтение и почитание Корана; воспитание уважения к старшим, умения слушаться беспрекословно, оказывать всяческое внимание старшим.

Следующий шаг – обучение мальчиков в медресе, либо в казарме, где проходила военная подготовка будущих янычар.

Наиболее смышленые юноши направлялись для дальнейшего обучения в знаменитую янычарскую академию Эндерун при дворце султана. В Эндеруне готовили высших священнослужителей, высших сановников и янычар. Учащиеся получали академические знания и обучались военным навыкам: стрельба из лука, верховая езда, метание копья, борьба. Обучали и разным искусствам: музыке, поэзии, миниатюре, каллиграфии, переплетению книг и др.

Воспитание янычар – одно из доказательств могущества воспитания в деле формирования требуемого типа личности. Янычары должны были стать идеальными личностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.