Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение и воспитание в период 1921 – 1930 гг




а) 1921 г. – семилетняя школа: школа первой ступени – 4 года, второй – 3 года + старшая ступень общеобразовательной школы (8, 9 кл.)

База: а) для низшего а) для средних и а) для высшего

профессионального профессионально- образования.

образования: технических

профкомы, фабзавучи, учебных

учебно-производственные заведений;

мастерские;

б) с 1923-24 гг. - школы б) наряду с общим

крестьянской молодежи (ШКМ), образованием готовых к

которые должны были принять выполнению

специальное профессиональное направление определенных

(полеводческое, льноводство, обязанностей в сфере

животноводство и др.); культуры образования,

обслуживания;

в) 1921 г. – Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) – 4 г.: в промышленных центрах и районах; знания + профессия;

г) рабочий факультет – давал среднее образование и возможность поступления в вуз.

1. В школе обучение осуществлялось по комплексным программам, составленным Государственным ученым советом. Весь объем знаний был представлен единым комплексом сведений о природе, труде, обществе.

2. С 1927 г. введены новые комплексные программы, с закрепленным обязательным минимумом систематических знаний по русскому языку, математике и др. учебным предметам.

3. 1929 г. – «Программы единой трудовой школы I ступени», где больше внимания уделялось политехнизации и идеологизации обучения, вооружаемого элементарными производственно-трудовыми навыками.

4. Август 1930 г. – первый Всероссийский политехнический съезд: прикрепление всех школ к предприятиям, колхозам, совхозам, ИТС, выполняя их соответствующие заказы; создание рабочих комнат, мастерских.

5. 14 августа 1930 г. – закон о введении с 1930-31 гг. повсеместно в Союзе ССР всеобщего обязательного обучения детей. План всеобуча имел 5 частей: 1) в 1930-31 уч.году – охват всех детей 8 – 10 летнего возраста; в 1931-32 уч.году – охват детей 11 летнего возраста; 2) охват специальными курсами всех переростков от 11 до 13 лет; 3) обязательный перевод из 4 класса (группы) в 5 во всех промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках.

6. 1930 г. – программы комплексов-проектов для начальных школ и ФЗУ, замена классов звеньями, бригадами.

7. 10 апреля 1930 г. Наркомпрос, ЦК ВЛКСМ и ЦККПСС принял следующую систему:

- школа первой ступени с четырехлетним сроком обучения;

- семилетняя школа, единая по объему общеобразовательных и политехнических знаний, создаваемая в зависимости от общественно-производственного окружения в форме школы колхозной молодежи, фабрично-заводской семилетки и коммунальной семилетки;

- школы ФЗУ и школы типа техникумов, дающие как общеобразовательную, так и специальную подготовку.

Процент рабочей молодежи в высших и средних учебных заведениях должен быть не менее 65% от общего приема.

Содержание образования должно соответствовать следующим критериям:

1) политехническому: учебный материал должен отвечать классово-партийной направленности деятельности учебных заведений, способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической убежденности;

2) социально-экономическому: способствовать социализации учащихся в окружающем мире, знакомить их с современным экономическим и политехническим устройством общественной жизни, с программами и задачами социалистического строительства;

3) политически-трудовому – материал должен знакомить учащихся с важнейшими социальными принципами и технологическими процессами современного промышленного и сельскохозяйственного производства;

4) психолого-педагогическому – знания, умения и навыки должны строиться на локально-краеведческом подходе, побуждать познавательный интерес и активность школьников.

Принципиально по иному решалась после революции воздействие школы на семью. До революции школьное воспитание рассматривалось как дополнительное к основному – семейному. В 20-е годы определились 2 стратегии по отношению к семейному воспитанию:

а) использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений, чтобы обогатить их новыми социальными ценностями. (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Н.Н.Иорданский).

б) необходимо вырвать ребенка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях-школах-коммунах, детских городках, детских колониях, что позволит уберечь детей от мелкобуржуазного влияния семьи. (В.Н.Шульгин).

Н.И.Бухарин формирует программу воздействия на семью через детей: «Самый основной корень новой борьбы – это современная организация семьи и с этого конца мы имеем детскую организацию, которая своими слабыми ручейками разрушает старые отношения в этой семейной организации, т.е. ведет медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».

Самоконтроль: 1. Какие тенденции в подходе к образованию наблюдаются в 30-е годы XX века? 2. Какие мысли и чувства возникли у Вас в ходе знакомства с этим периодом?

В 20-е годы шел широкий поиск новых методов обучения: критиковались методы устного изложения знаний, т.к. они являются пассивными и не соответствуют целям новой школы. Серьезной критике подвергалась классно-урочная система, вызывающая пассивное подчинение авторитету и др.

Путь реорганизации видели в использовании гуманистических педагогических технологий, где участвовали не только слуховые, зрительные, но и др. анализаторы. Использовались следующие формы обучения: слушание лекций, постановка опытов в лаборатории, наблюдение в природе, экскурсии на производство, подготовка рефератов в библиотеке, работа в мастерской, изучение текста художественного произведения и т.д.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПЛАН ЕЛЕНЫ ПАРКХЕРСТ (исследовательский метод)

Результат: приучает ученика работать по плану, организованно и самому учитывать свою работу, формирует умение преодолевать стоящие на пути препятствия, добиваться заранее поставленной цели.

Организация: класс разбивается на отдельные группировки, которые более менее самостоятельно прорабатывают учебный материал. Программа для проработки разбивается на определенные задания, дается инструкция для самостоятельной работы учащихся в специально оборудованных кабинетах.

Контроль:

1) ученик отмечает свое продвижение по всем предметам по учетной карточке, находящейся у него на руках;

2) лабораторная карточка инструктора, вывешиваемая в лаборатории и содержащая список всех учеников группы, иллюстрирует достижения группы по конкретному учебному предмету;

3) учетная карточка всей группы (класса) демонстрирует количество единиц работы, проделанной каждым учеником и всей группой.

ДАЛЬТОН – ПЛАН

В России несколько изменен, т.к. прямое копирование «Дальтон – плана сводило самодеятельность и инициативу учащихся к самому простому заучиванию чужих слов, чужих выводов по учебнику, к умственной работе механического характера» (Н.К.Крупская).

Результат: умение индивидуальную работу подчинить коллективной, выработать привычку работать по определенному плану и проверять результаты своей работы.

Организация: каждое задание должно представлять собой законченное целое, являющаяся частью общей групповой темы, работу выполняет группа (5-6 чел.).

Контроль: раз в две недели сдают проработанное преподавателю.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ

Результат: дети хотят узнать и понять мир, а поняв, стремятся внести улучшение в окружающую среду, способ воспитания активности и самостоятельности, знания и навыки приобретались и применялись в связи с выполнением учащимися общественно-полезных дел.

Организация: подготовка детей по уровню знаний и навыков к данному виду общественно-полезной работы; коллективная постановка цели работы, обязательное ее планирование: разделение труда в процессе работы, коллективное выполнение и учет.

МЕТОД ПРОЕКТОВ.

Результат: развитие инициативы, умение коллективно планировать работу.

Организация: 1). тема проекта должна произвольно выбираться, исходя из текущих интересов ребенка:

2). материал проекта должен быть посилен для обработки и базироваться на прошлом опыте ребенка;

3). он должен иметь практическую цель, осуществление которой должно иметь применение на деле; особенно желательно, чтобы это была часть какой-либо общественно-полезной работы;

4). так же важно, чтобы выбранный проект не был изолирован, а давал бы возможность его естественного развития путем выбора отдельных проектов, связанных с первым;

5). он должен также давать возможность для коллективной планировки работы (А.Г.Калашников).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.