Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль эмоций и воли в регуляции поведения и деятельности человека




Тема 1. Эмоционально-волевая сфера человека и ее патология

Часть 1. Эмоционально-волевая сфера человека

Опыт клубной работы с детьми и родителями.......................................236

Социальная ситуация семьи.....................................................................234

Психологические консультации и психотерапевтическая работа с лицами девиантного поведения...............................................................233

Социальной работы с семьями, имеющими ребенка с

Социальная адаптация..............................................................................231

Методы коррекции...................................................................................219

Психокоррекционная работа с детьми...................................................217

Основные принципы профилактики.......................................................216

Профилактика отклоняющегося поведения...........................................212

Часть 3. Отклоняющиеся формы поведения и их

коррекция у детей…………………………………………143

Тема 7. Непатологические формы нарушения поведения……………....143

1. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями……………....143

2. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТРС) в детском возрасте………………………………………………………...146

3. Коррекционная работа с детьми, имеющими непатологические

формы нарушения поведения…………………………………………..148

Тема 8. Акцентуации характера……………………………………………149

1. Определение характера…………………………………………………149

2. Исторический экскурс акцентуация характера……………………… 150

3. Виды акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко……………154

Тема 9. Патологические формы девиантного поведения………………155

1. Понятие девиантного поведения……………...………………………..155

2. Группы и виды отклоняющегося поведения..........................................158

3. Особенности социального развития........................................................160

4. Делинквентное поведение........................................................................164

5. Психосоциальные расстройства...............................................................173

6. Психосексуальные расстройства.............................................................174

7. Аддиктивное поведение...........................................................................178

8. Психология алкоголизма и наркомании.................................................180

9. Психология суицида..................................................................................184

10. Психические проявления расстройств личности..................................190

Тема 10. Дисгармонический вид дизонтогенеза..........................................192

1. Клинико-психологическая характеристика дисгармонии

психического развития..............................................................................192

2. Клинические подходы к выделению групп психопатических

расстройств (Ганнушкин П.Б., Кербиков О.В.).....................................195

3. Формы психопатий и их происхождение в детском возрасте..............198

4. Основные виды психологических защит в подростковом возрасте....207

5. Коррекционная работа при дисгармонии психического развития.......210

Тема 11. Организация и содержание психокоррекционной и социальной

работы с детьми, имеющими нарушение в поведении.............212

4.1. Стимулирование позитивной мотивации........................................219

4.2. Методы коррекции эмоциональных состояний..............................222

4.3. Методы саморегуляции.....................................................................223

4.4. Методы когнитивного переструктурирования................................226

4.5. Методы угашения нежелательного поведения................................226

4.6. Методы формирования позитивного поведения.............................228

Тема 12. Организация и содержание психокоррекционной и

девиантным поведением.................................................................233

(норма и патология)

 

 

Поведение и деятельность человека управляются произвольно. Уже само слово подсказывает сущность управления, происходящее от воли. Воля это самостоятельная сторона психической жизни, качество личности. На пути к цели человек встречает множество препятствий, которые определяют специфику «реакций преодоления», являющуюся отражением волевого акта.

Воля – это способность человека осуществлять волевое усилие. Под ним понимается сознательное и большей частью полностью осознанное совершаемое усилие над собой. Такое усилие является толчком к выбору цели, к концентрации внимания, к выполнению принятого решения и т.д. Волевое усилие проявляется в особом мышечном напряжении, которое при отсутствии значительных затруднений может человеком и не осознаваться.

Выделение волевых действий из ряда произвольных часто бывает связано со стремлением подчеркнуть, что регуляция деятельности при появлении трудностей требует дополнительных волевых усилий. Однако это приводит к отрыву воли от произвольной регуляции и представляет волевую регуляцию как нечто отличное от произвольной.

Под произвольной регуляцией следует понимать такую регуляции, которая осуществляется при участии сознания, речи и воли, хотя степень участия их в различных произвольных актах может быть разной.

Однако природа предусмотрела и другой механизм преодоления препятствий, генетически более древний, - возникновение эмоций. Эта роль эмоций была понята с самого начала их изучения. Одним из первых на это указал Дьюи: эмоции возникают лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствия.

Многие выдающиеся ученые, в том числе Ч. Дарвин И У. Кеннон, считали, что в целом эмоции полезны и представляют собой процесс приспособление человека благодаря осуществляемой мобилизации энергии, но существует и другая точка зрения – эмоции дезоргангизуют поведение и деятельность человека.

С одной стороны, следует говорить о пользе эмоций в биологическом плане. Страх, например, вызывает гиперкомпенсаторные изменении я вегетативных функций, которые могут оказаться чрезвычайно полезными при противодействии опасному объекту. Но, с другой стороны, страх может вызвать дезорганизацию деятельности человека. В этом случае у человека возникают защитные двигательные реакции, нарушающие всю схему целостного действия.

Эмоции мобилизуют энергетические ресурсы организма, что приводит к повышению работоспособности, Однако повышение работоспособности может проявляться не по всем параметрам, Так М.Я. Виленский установил, что при эмоциональном возбуждении повышается скорость реагирования и повышается мышечная сила, но уменьшается выносливость к работе в зоне максимальной мощности. А.А. Виру обнаружил, что в соревновательной ситуации ускоряются процессы врабатывания, но замедляются процессы восстановлений.

Известно, что сила эмоций и сила мотива повышают волевое усилие. Различия между волей и эмоциями часто проявляются в повседневной жизни, когда человек с помощью воли подавляет всплеск эмоций, а иногда становится очевидным, что сильная эмоция подавляет волю. Когда ученые говорят об эмоционально-волевой сфере, эмоционально-волевых качествах, то они подчеркивают лишь связь воли и эмоций, но не их тождество. Это два механизма организации поведения и деятельности людей, осуществляющие эмоциональную и волевую регуляцию. Каждый из этих механизмов имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительное значение эмоциональной регуляции – в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а также в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов. Однако эти достоинства имеют и слабые стороны. Такая регуляция неэкономна, расточительна, всегда содержит опасность ухода от цели, «слепого» перебора вариантов методом «проб и ошибок».

Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной регуляции, препятствует ее дезорганизующей генерализацации, способствую удержанию первоначальной цели. Но и волевая регуляции имеет недостаток – это чрезмерная локализация поиска решения, которая затрудняет нахождение новых и оригинальных решений проблем, ограничивает творчество человека за счет жесткого программирования деятельности. Поэтому Павел Васильевич Симонов считает, что творческая личность должна оптимально сочетать сильную волю (терпение думать об одном и том же, как сказал Исаак Ньютон) с определенным уровнем эмоциональности.

Кроме того волевое поведение само по себе может служить источником положительных эмоций: потребность в преодолении препятствий удовлетворяется самим фактом преодоления даже в том случае, если конечная цель остается по-прежнему далекой. Это особенно наглядно проявляется в том случае, когда человек получает удовлетворение не сколько от результата деятельности, сколько от преодоления возникающих трудностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.