КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешняя политика России на современном этапе
После распада СССР во внешней политике России выделилось два направления: · ближнее зарубежье; · дальнее зарубежье. Самым значительным геополитическим событием в 90-е годы явился развал многовековой Российской державы. Он был обусловлен действием «закона распада империй», ускорен социально-экономическим и политическим кризисом советской системы. На месте СССР образовалось 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей де-факто. Россия уже не имела статуса сверхдержавы, её роль в международных делах резко ослабла. Она лишилась бывших союзников, а другие государства дистанцировались от нее. К её рубежам приблизился военный блок НАТО. В мире заговорили о провале экономической реформы в России, коррумпированности власти, экспорте «русской мафии» и др. Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ. В ближнем зарубежье оказалось не менее Приоритетным направлением внешней политики России считалось укрепление отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). Однако большую часть этих связей она растеряла. Властям России не хватало дальновидности, чтобы с учетом изменившейся ситуации разработать новую концепцию взаимоотношений с «ближним зарубежьем». И сами молодые государства стремились к избавлению от опеки бывшего центра, от любой формы зависимости от него. В результате произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья.
Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Ныне раздел флота произведен, достигнута договоренность о том, что российский Черноморский флот на правах аренды будет базироваться в Севастополе. За последнее время в рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном. Подписан договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ. Однако не удалось добиться роста удельного веса стран – членов СНГ во внешнеторговом обороте России. И это притом, что Россия за последние годы предоставила им льготные кредиты на сумму почти в 20 млрд. долларов, а нефть, газ и продукты их переработки отпускала по ценам в 2 раза ниже мировых. Зато интеграционный процесс задействован в отношениях России и Белоруссии, которые вошли в некий союз с неопределенным статусом. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной. История оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими силами в обоих государствах. На Украине они раздували «антимоскальские» настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю. Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). В мае 1997 г. Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства. В «большой» внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира. Среди дипломатических достижений можно назвать следующие:
· принятие России в члены Международного валютного фонда; · заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ – 2) между РФ и США; · подписание важных соглашений с Китаем; · установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией, Японией и др. Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО. В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В отношениях Россия – Запад следует выделить Кэмп-дэвидскую декларацию (1992 г.), принятую на встрече Б.Н. Ельцина и Президента США Дж. Буша. В то же время Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния: Средней Азией, странами СЭВ. США стали единственной сверхдержавой, диктующей свою волю в большинстве регионов мира. Это наглядно проявилось во время событий в Югославии, Ираке. России не удалось воспрепятствовать включению в НАТО Польши, Чехии, Венгрии, Прибалтики. В феврале 1996 г. Россия сделала свой выбор – стала членом Совета Европы, тем самым подтверждая свою европейскую ориентацию, готовность соблюдать права человека, приверженность к демократии. Членство увенчалось ратификацией конвенции по правам человека. Однако не все шло гладко с выполнением взятых на себя обязательств. Курс на обеспечение европейской безопасности в качестве краеугольного камня европейской политики претерпел серьезные коррективы: усилился и расширил свои границы Североатлантический блок, он стал играть важную роль в европейских делах. Поставленная цель дальнейших радикальных сокращений вооружений и недопущения подрыва договора по противоракетной обороне (ПРО) не была реализована. Россией намеренно затягивалась ратификация договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) в попытке увязывать ее с другими проблемами, а теперь США объявили о своем намерении выйти из него с целью создания космического щита. На восточном направлении внешней политики Кремль выступал с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Она оказалась не подкрепленной решимостью определить, наконец, судьбу четырех южно-Курильских островов, являющихся ключевыми во взаимоотношениях сторон. Нормальные политические отношения сложились с Китаем, хотя они не базируются пока на прочной экономической основе.
Главный успех во внешней политике России состоял в том, что Россия удержалась, не сползла в полномасштабную конфронтацию с Западом, когда вставали вопросы о расширении НАТО, бомбардировке Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения с Западом. Многие издержки российской внешней политики связаны с тем, что страна потеряла статус сверхдержавы, а претензии на роль великой державы остались. Но они не подкреплялись объективным экономическим и социальным потенциалом. Запад в отношении России вел себя осторожно, не пытался помочь России стать могущественной державой, но и дестабилизировать её не хотел. Это было оправдано: Россия со временем смирится со своим новым положением одной из средних держав, так как без экономического могущества невозможно стать супердержавой вопреки питаемым иллюзиям.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |