Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная сфера и культурная жизнь в России 1990-х гг




В 1990-х гг. наиболее резкие изменения произошли в области социальной сферы. Реформы ударили по материальным интересам десятков миллионов людей. В связи с либерализацией цен в 1992 году сбережения населения были полностью обесценены. В тяжелейшем положении оказались пенсионеры. Значительная часть населения, которой позволяли возраст и состояние здоровья, стала приспосабливаться к новым условиям, находить новые источники заработка – торгуя, работая в нескольких местах.

В то же время, снижение денежных доходов значительно улучшило положение с обеспечением населения товарами и продуктами. В один момент наполнились прилавки магазинов, исчезли очереди, которые были непременными атрибутами жизни советского человека. Исчезло такое понятие, как дефицит – теперь можно было купить практически все.

Сложилась диспропорция в распределении заработной платы – более высокими темпами росла зарплата в отраслях, имеющих возможность диктовать цены на свою продукцию и услуги. Возросла региональная дифференциация. Регионы с экспортно-ориенти­ро­ван­ными отраслями (Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия, Западно-Сибир­ский регион, Липецкая, Белгородская, Вологодская, Самарская области и др.) стали богатыми. Регионы с преобладанием обрабатывающих отраслей, особенно легкой и оборонной (Центральный, Северо-западный регионы, Урал и др.) стали безденежными. В наиболее тяжелом положении оказались Крайний Север и Дальний Восток. Из-за резкого роста цен на электроэнергию, нефть, газ производство стало нерентабельным. Зимой 2001 года многие города и поселки остались без тепла и электроэнергии. Стал разваливаться жилищный фонд.

Резко выросла дифференциация по уровню доходов по социальному признаку (между наемными рабочими и хозяевами предпринимателями). По данным на 1999 г. доходы 10 % самых бедных были в 26 раз и ниже доходов 10 % самых богатых. По различным оценкам около четверти населения имели доход ниже среднего прожиточного минимума.

Обыденным явлением стали хронические задержки заработной платы (по 6 и более месяцев). Забастовки и митинги с требованием выплатить заработную плату постоянно проходили во всех регионах страны. Применялись и такие экстремальные методы, как голодовки, перекрытие железных и автомобильных дорог. Хроническим явлением стали и задержки выплаты пенсий.

В общем показателе жизненного уровня в советское время большой вес имели социальные выплаты из общественных фондов потребления. За счет этих фондов обеспечивалось бесплатное образование, здравоохранение, предоставлялось дешевое жилье, финансировались дома отдыха и культуры, пионерские лагеря, детские сады, ясли и т.д. С началом реформ все это стало переводиться на платную основу. Формально согласно Конституции РФ гарантированное бесплатное общее и профессиональное образование, медицинское обслуживание сохраняется, фактически же их финансирование из федеральных и муниципальных бюджетов резко сократилось. Государство решало эти проблемы за счет расширения платных услуг. В 1992 г. был осуществлен переход на страховую медицину. Из заработной платы целевым назначением отчислялся определенный процент, который шел на оплату медицинских услуг. Страховые компании распоряжались этими средствами, оплачивали счета на лечение. Однако этих средств было явно недостаточно – все больше и больше медицинских услуг пациентам оказывалось за плату.

Снижение уровня жизни привело к серьезным демографическим изменениям. С 1992 года смертность стала превышать рождаемость – начался процесс естественной убыли населения. Население России за годы реформ сократилось со 148,3 млн. чел. В 1991 году, до 147,8 млн. чел. В 1995 году. И это при том, что шла значительная миграция в Россию русских и представителей других российских национальностей из стран СНГ, где они подверглись дискриминации (Казахстана, Прибалтики, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана и др.). Число иммигрантов по приблизительным данным составило 2 – 2,5 млн. чел.

Резко сократилась продолжительность жизни (до 58 лет у мужчин и до 67 лет у женщин). В 2 раза увеличилось число больных туберкулезом, в 5 раз – алкогольными психозами, в 40 раз – сифилисом.

Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.

Изменились взаимоотношения культуры с властью: исчезли централизованная система управления и единая политика в сфере культуры. Была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культуры. Законодательство РФ закрепило за культурой 2 % средств федерального и около 6 % местного бюджета. Во всех сферах культуры утвердилось частное предпринимательство.

В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. В 1992 г. был принят закон РФ «Об образовании», утвердивший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи. Окрепла альтернативная образовательная система. Наряду с государственными действовали негосударственные гимназии, лицеи, колледжи.

В области образования в результате сокращения финансирования начался процесс коммерциализации. Уже в конце 80-х годов отказались от обязательного среднего образования, но образование продолжало оставаться бесплатным и общедоступным. Однако в 90-е годы по мере сокращения финансирования началась дифференциация образования. Наиболее сильные школы стали преобразовываться в гимназии, лицеи с углубленным изучением некоторых дисциплин. Стали появляться профильные классы – математические, гуманитарные, естественные. Причем шло деление на обязательные (бесплатные) и дополнительные (платные) учебные предметы.

Такие же процессы шли и в сфере высшего образования. В государственных вузах были созданы коммерческие отделения, число студентов на них росло за счет сокращения бесплатного приема. Платной стала аспирантура. И в средней и в высшей школе активно формировался негосударственный (частный) сектор образования.

В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская Академия наук (АН) испытывала острую нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук. В такой обстановке были выделены и ныне работают 110 целевых программ, в том числе «Российская космическая программа», программа конверсии и т.д.

В результате сокращения финансирования численность занятых в сфере науки за 1991 – 1996 гг. сократилась с 4,2 % до 2,5 %.Продолжалась «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за рубеж. По некоторым оценкам за годы реформ из России выехало свыше 125 тысяч научных работников. Многие научные учреждения были ликвидированы или свернули научную работу.

С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства», в которой главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводилась работа по сохранению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других городах. Были реставрированы Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец в Москве.

В области искусства переход к рыночной экономике привел к неоднозначным результатам. С одной стороны, российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, все эстетические течения, существующие в мировой культуре. Русские деятели культуры и искусства активно включились в мировую творческую жизнь, выступали на крупнейших международных форумах. Широкую известность получил ансамбль «Виртуозы Москвы», кинофильмы Н. Михалкова «Очи черные» и «Утомленные солнцем» (получивший в 1995 г. премию «Оскар»), С. Бодрова «Кавказский пленник» и др.

Свобода творчества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но, с другой стороны, нередко происходила переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на «массовое» потребление. Творческие люди стали заложниками коммерциализации. Социальное расслоение общества обернулось страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом.

В 1999 – 2004 гг. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. Широко отмечалось 200-летие А.С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Составной частью столыпинской аграрной реформы было:

1) укрепление сельской общины;

2) проведение переселенческой политики;

3) введение временнообязанного состояния крестьян;

4) ликвидация помещичьего землевладения;

 

2. Когда произошли выступление генерала Л.Г. Корнилова и его арест по решению Временного правительства?

1) в ноябре 1916 г.; 2) в феврале 1917 г.;
3) в августе 1917 г.; 4) в январе 1918 г.

3. Принятая в июле 1918 г. Конституция РСФСР утвердила в стране…

1) парламентскую республику;

2) диктатуру пролетариата;

3) принцип разделения властей;

4) всеобщее избирательное право.

 

4. Экономическую политику советского государства в годы Гражданской войны называют…

 

1) политикой коллективизации;

2) политикой ускорения социально-экономического развития;

3) новой экономической политикой;

4) политикой «военного коммунизма».

 

5. Что было характерно для НЭП?

 

1) национализация всех промышленных предприятий;

2) внедрение товарно-денежных отношений в экономику;

3) отмена свободного найма рабочей силы;

4) натуральная форма оплаты труда.

 

6. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится…

 

1) Смоленское сражение;

2) Сталинградская битва;

3) битва на Орловско-Курской дуге;

4) Висло-Одерская операция.

 

7. Экономические реформы в СССР во второй половине 1960-х гг. связаны с именем…

1) Г.М. Маленкова; 2) Ю.В. Андропова;
3) А.Н. Косыгина; 4) Л.П. Берия.

 

 

8. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

1) осуждение культа личности Сталина

2) построение за двадцать лет коммунистического общества

3) введение принципа разделения властей

4) построение в СССР развитого социализма

 

9. С чем были связаны объявление чрезвычайного положения в Москве в октябре 1993 г. и обстрел Белого дома?

1) с забастовкой шахтеров;

2) с образованием ГКЧП;

3) с проведением референдума о сохранении СССР;

4) с противостоянием между Президентом и Верховным Советом.

10. Какое событие, связанное с внешней политикой России, относится к 1992 – 1999 гг.?

1) вступление в блок НАТО;

2) возведение берлинской стены;

3) создание Организация Варшавского договора (ОВД);

4) вхождение в «восьмерку» ведущих стран мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 7047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.