Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Этносы, народности и нации в историческом процессе




Тема 4. Общество как субъект истории

Категория субъекта истории по-разному истолковывается не только историками, но и обществоведами. Даже сейчас одни ученые считают таким субъектом деятельность всего человечества, другое - отдельных, конкретных обществ и государств, третьи - цивилизаций, четвертые - наций, рас, этносов и суперэтносов. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо, во-первых, рассматривать любое общественно-историческое образование как определенную социальную систему, во-вторых, раскрыть ее структуру, т.е. характер взаимосвязи и взаимодействия составляющих ее элементов, в-третьих, анализировать эту систему в становлении и развитии. С этих позиций можно выделить ряд видов и типов обществ в зависимости от критерия классификации. Наиболее распространенными классификациями обществ является деление их по общественно-экономическим формациям и цивилизациям. В первом случае главное внимание обращается на способ производства, во втором - на типы культур.

Содержание темы. Общество как социально-историческая система. Различие типов обществ и периодов в истории. Классификации обществ.

Основные вопросы для обсуждения. Что понимают под термином «общество» в истории? Что представляет собой тип общества? Существовали ли такие типы (рабовладельческое, феодальное и другие) в «чистом виде»? Чем отличается формационный подход к истории от цивилизационного? В чем состоит сходство и различие между понятиями общество и государство? Как происходил процесс образования государств в Западной Европе и России? Перечислите основные типы обществ по Ф. Броделю и дайтеим краткую характеристику.

 

Этнические процессы играли и продолжают играть важную роль в историческом процессе, поэтому их анализу следует уделить особое внимание. Прежде всего, необходимо выявить различие и диалектическую связь между понятиями племени, этноса, народности и нации. Поскольку в литературе эти понятия употребляются в разных значениях, необходимо четко проследить каждое из них. Особое внимание следует уделить происхождению этносов и суперэтносов, а также возникновению и развитию наций и национально-освободительных движений.

Содержание темы. Этносы,их возникновение и сущность. Различие и связь между понятиями рода, племени, народа и нации. Национальные движения и их воздействие на развитие общества.

Основные вопросы для обсуждения. Чем отличается племя от рода? Почему они являются социальными ячейками первобытного общества? Когда исторически возникают этносы? Какая связь и различие существует между этносом, народом и нацией? Как происходило формирование наций и национальных государств в Европе и других частях мира? Охарактеризуйте основные типы национально-освободительных движений. Какими особенностями обладают национально-освободительные движения после окончания второй мировой войны?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.