Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Международное экономическое право




1. Понятие, история становления и источники международного экономического права.

2. Цель и принципы международного экономического права.

3. Торговое и таможенное сотрудничество.

4. Международные организации в области международного экономического сотрудничества.

 

1. Международное экономическое право (МЭП) как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в области международных экономических отношений.

Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в производственной, научно-технической, валютно-финансовой сферах, сфере транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и др.

Международно-правовое регулирование экономических, в первую очередь, торговых взаимоотношений между государствами возникло давно. Торговые отношения с давних пор являются предметом международных договоров. В XVII веке появляются первые специальные торговые договоры. К XX веку сложились некоторые специальные принципы, институты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию экономических взаимоотношений государств. Появление новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества в XIX-XX ст. повлекло за собой возникновение новых видов договоров, а также создание многих международных экономических и научно-технических организаций. Во второй половине XX века в Европе возникают особые экономические интеграционные международные организации - Европейское Сообщество и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), на базе которого было создано особого рода международное учреждение, объединяющие на сегодняшний день свыше ста государств.

Источники МЭП те же, что и в международном публичном праве. Характерным для МЭП является большое количество рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Но сердцевину МЭП составляют многосторонние договоры. Примером универсальных международных экономических договоров является ГАТТ 1947 г. Но чаще всего сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров. Исторический обычай в качестве источника играл значительную роль как в международном праве вообще, так и в международном экономическом праве в частности.

 

2. Главная цель международного экономического права, как и всего международного права - это обеспечение мира. Одна из важнейших целей МЭП - создание правовых основ международной экономической безопасности. К числу основных целей МЭП относится также объединение усилий государств в разрешении глобальных проблем - энергетических, продовольственных, транспортных, сырьевых, природоохранных, обеспечение социального прогресса народов, подъем их жизненного уровня и благосостояния.

Общие принципы международного права такие как принцип уважения государственного суверенитета, суверенное равенство государств, сотрудничество, неприменение силы или угрозы силой, а также невмешательство во внутренние дела государств, имеют основополагающее значение для регулирования международных экономических отношений.

Наряду с основными принципами международного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы:

- неотъемлемый суверенитет государств над их богатствами и природными ресурсами;

- свобода выбора организации внешнеэкономических связей;

- экономическая недискриминация;

- равенство и взаимная выгода государств;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники.

Основополагающим фактором, определяющим взаимоотношения государств в экономической сфере, является установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие виды режимов:

а) режим наибольшего благоприятствования (означает, что государство предоставляет другому государству (его юридическим и физическим лицам) преимущества и привилегии, такие и в таком объеме, которые оно может предоставить или предоставляет третьему государству);

б) преференционный режим (заключается в предоставлении льгот в сфере торговли, таможенных платежей);

в) национальный режим (предусматривает предоставление таких же прав иностранным юридическим и физическим лицам, как и собственным физическим и юридическим лицам);

г) специальный режим (устанавливает любые специальные права для иностранных юридических и физических лиц).

 

3. Основной международно-правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой сферы международного сотрудничества.

Важнейшие виды договоров по содержанию:

- торговые договоры (именуемые также договорами о торговле и мореплавании, торговле и судоходстве, о дружбе и торговле) устанавливают правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении таможенного налогообложения, купли и продажи, торгового мореплавания, транспорта, транзита, деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой. Торговые (контингентные) соглашения регулируют товарооборот между государствами;

- кредитные соглашения - это международные договоры, по которым одни государства предоставляют другим государствам определенную сумму денег или же предоставляют им товары, а другие - дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга по предусмотренным договорами условиям и уплатить определенное вознаграждение за пользование кредитом.

- соглашения о международных расчетах - международные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, предоставленные услуги и другие торговые и неторговые операции в международных экономических отношениях.

В 60-е годы в практике государств, когда их экономические отношения стали выходить за рамки чисто торговых связей, появились качественно новые соглашения: долгосрочные комплексные соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Кроме того, между государствами-импортерами сельскохозяйственного и минерального сырья заключаются международные товарные соглашения.

Нормы международного таможенного права содержатся как в торговых соглашениях, так и закрепляются в большом количестве отдельных таможенных соглашений. Такие таможенные соглашения, как правило, включают в себя:

1) определение общих направлений таможенного сотрудничества;

2) установление единых правил таможенного оформления и унификации таможенных документов;

3) регламентацию видов, форм и методов таможенного контроля;

4) согласование перечней запрещенных для ввоза или вывоза товаров;

5) унификацию таможенных льгот;

6) регламентацию взаимоотношений между таможенными органами, включая вопрос правовой помощи.

 

4. В рамках международного экономического права роль международных организаций определяется тем, что, во-первых, это форумы для обсуждения важнейших экономических проблем; во-вторых, это постоянно действующий механизм, обеспечивающий государствам оперативное решение все более сложных вопросов международной экономической жизни; в-третьих, это квалифицированный аппарат для разработки проектов экономических договоров.

На первом месте среди международных организаций по своему значению стоит ООН с ее системой органов и организаций. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и предоставляет рекомендации государствам в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). В рамках ЭКОСОС обсуждаются международные экономические и социальные проблемы глобального характера.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная в 1962 г. и ее комитеты занимаются всей совокупностью вопросов содействия развитию международной торговли на равноправной и взаимовыгодной основе. В рамках ЮНКТАД были заключены международные соглашения по какао, сахару, пшенице, олову и другие.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в1967 г., координирует всю деятельность системы ООН в области промышленного развития.

Большой вклад в развитие международного экономического права вносят такие организации, как ФАО, МОТ, ЮНЕСКО, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА) и другие. Помимо системы ООН существуют региональные межгосударственные экономические организации: ЕС, АСЕАН, СААРК и другие.

Европейское Сообщество, основанное в 1957 г., представляет собой объединение европейских государств, которое содействует развитию торговли между участниками ЕС и их экономической интеграции.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданная в 1967г., содействует экономическому, социальному, культурному и научно-техническому развитию своих членов, имеет договорные связи с ЕС, активно выступает за превращение Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета.

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), созданная в 1985 г., своей главной целью провозгласила обеспечение экономического и социального прогресса стран-членов путем оптимального использования их человеческих и материальных ресурсов, осуществление в рамках СААРК программ развития в таких важных сферах как сельское хозяйство, здравоохранение, наука и техника, торгово-экономическое сотрудничество.

Большая роль в практическом осуществлении международного экономического сотрудничества принадлежит межгосударственным отраслевым и функциональным организациям таким, как МВФ, МБРР, Мировая организация торговли (МОТ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др., специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН и международные конференции и совещания по важнейшим политическим и экономическим проблемам.

МОТ является одной из наиболее влиятельных международных экономических организаций. К важнейшим соглашениям МОТ относятся: ГАТТ, Генеральное соглашение о торговле услугами, соглашение о торговых аспектах охраны прав на интеллектуальную собственность.

К функциям МОТ относится:

- содействие выполнению Соглашения об учреждении МОТ и многосторонних торговых соглашений системы МОТ;

- обеспечение многосторонних торговых отношений;

- обеспечение выполнения Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;

- обеспечение функционирования механизма надзора за торговой политикой;

- сотрудничество с МВФ и МБРР.

В иерархии структуры МОТ высшим органом является Конференция министров, которая проходит один раз в два года и состоит из представителей государств-членов. В перерыве между заседаниями конференции министров главным органом является Генеральный Совет, осуществляющий руководство Советами по торговле товарами, торговле услугами и торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Наряду с вышеуказанными органами существуют Секретариат МОТ, возглавляемый Генеральным директором, который назначается Конференцией министров, а также ряд комитетов и органов по отдельным вопросам торгово-экономических отношений.

По состоянию на 2002 г. Украина имеет статус наблюдателя в МОТ, но получение полного членства в МОТ является одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.