Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделение психологии в самостоятельную науку 2 страница




В теории личности Джеймс вычленяет четыре формы “Я”: 1) “Я” материальное: тело, одежда, имущество; 2) “Я” социальное: все, связанное с притязаниями человека на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других; 3) “Я” духовное: процессы сознания, психические способности; 4)”Я” чистое: чувство личной идентичности, основой которого служат органические ощущения. “Я” социальное, по Джеймсу, определяется осознаваемыми реакциями других на мою персону и указывает на включенность индивида в сеть межличностных отношений. У каждого человека несколько социальных “Я”, которое занимает в обозначенной иерархии среднюю позицию.

Ставя вопрос о самооценке личности, удовлетворенности (неудовлетворенности) человека жизнью, Джеймс предложил формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Это предполагало рост самооценки личности как при действительном успехе, так и при отказе от стремления к нему. Исходя из обозначенных установок, источник подлинных ценностей личности - в религии: эмпирическому социальному “Я” противопоставляется “особое потенциальное социальное” “Я”, которое реализуется лишь в “социальном уме мира идеального” в общении со всевышним - Абсолютным разумом.

У.Джеймс делает шаг вперед от чисто гносеологического “Я” к его системно-психологической трактовке, к его поуровневому анализу. В своем учении он выдвинул ряд положений, предвосхитивших современные представления об уровне притязаний, о мотиве достижения успеха, самооценке и ее динамике, референтной группе и другие.

В учении об эмоциях Джеймс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений в организме, не как источник физиологических изменений в различных системах (мышечной, сосудистой и т.п.), а как результат этих изменений. Внешний раздражитель вызывает в организме (мышечных и внутренних органах) перемещения, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний: ”Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого”. В поисках телесного механизма “страстей человеческих” эмоции лишались Джеймсом издавна признанной за ними роли могучего побудителя поведения. Эмоции выводились из класса явлений, к которому принадлежит мотивация.

В учении об идеомоторном акте ученый утверждает: любая мысль переходит в движение, если этому не препятствует другая мысль; волевое усилие - причина, по которой одна из нескольких идей оттесняет другие и благодаря этому овладевает мышечным аппаратом. Субъект говорит: "да будет!"- и ему подчиняется "машина тела".

Действие заинтересованного субъекта - опорное звено всей психологической системы У.Джеймса и его концепции эмоций, рассматриваемых в контексте возможности управления внутренним через внешнее: при нежелательных эмоциональных проявлениях субъект способен их подавить, совершая внешние действия, имеющие противоположную направленность. В качестве конечного причинного фактора в новой физиологической схеме, утверждающей обратную связь между двигательным актом и эмоцией, выступала “сила воли”, не имеющая оснований ни в чем, кроме как в самой себе. Одной из целей исследования эмоциональных состояний являлось превращение их в объект, доступный естественно-научному эксперименту и анализу. Решение этой задачи было осуществлено путем перенесения субъективно переживаемого к телесному.

Другим талантливым представителем функционализма выступил Джон Дьюи (1859-1952) - известный психолог, впоследствии философ и педагог начала ХХ столетия. Его книга “Психология”(1886) - первый американский учебник по этому предмету. Но влияние на психологические воззрения в большей степени оказала его статья “Понятие о рефлекторном акте в психологии”(1896), в которой он выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. Дьюи обосновывал необходимость перейти к новому пониманию предмета психологии - целостного организма в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности.

Сознание по Дьюи - один из моментов этой активности, возникает тогда, когда координация между организмом и средой нарушается и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым условиям. В 1894 году Дьюи был приглашен в Чикагский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя функционалистами. Их теоретическое кредо изложил Джеймс Энджел (1849-1949).

В подготовленном им президентском адресе к Американской психологической ассоциации “Область функциональной психологии” (1906) подчеркивалось: психология есть учение о психических (ментальных) операциях; она не может ограничиться учением о сознании, ей следует изучать многообразие связей индивида с реальным миром в сотрудничестве и сближении с неврологией, социологией, педагогикой, антропологией; операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой; назначение сознания - “аккомодация к новому”; организм действует как психофизическое целое.

Образовавшаяся на функционалистской основе Чикагская школа привлекла в свои ряды многих психологов. После Д.Энджела ее возглавил Гарвей Кэрр (1873-1954), отразивший свои позиции в книге “Психология” (1925). Эта наука определялась в ней как изучение психической деятельности (ментальной активности): восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, воли. “Психическая деятельность состоит, - писал Г.Кэрр, - в приобретении, запечатлении, сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением”. Чикагская школа укрепляла влияние объективного метода в психологии. Считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности (язык, искусство).

К функциональному направлению по праву относят колумбийскую школу, которую возглавил Роберт Вудвортс (1869-1962). Его главные труды: “Динамическая психология” (1918), “Динамика поведения” (1958). Новизна его психологических концепций заключалась в том, в что в популярную в 20-х годах формулу “стимул - реакция” была введена важная переменная - организм: S - O - R. Таким образом он разделяет мотивацию и механизм поведения. Этот механизм складывается из двух звеньев: подготовительного (установка); “консумматорного” (завершающей реакции, благодаря которой достигается цель). Мотивация, по его мнению, активизирует механизм и приводит его в действие. После удовлетворения потребности применение механизма может приобрести мотивационную силу. Отраженные подходы превращали средства в цель, что вело от неопределенной трактовки действия как функции сознания к конкретно-научной разработке этой категории.

Таким образом, функционализм стремился рассмотреть все психические процессы под углом зрения их приспособительного - адаптивного характера. Это требовало определения их отношения к условиям среды и потребностям организма. Понимание психической жизни по образцу биологической как совокупности функций, действий, операций было направлено против механической схемы структурной психологии. Отсюда функциональную психологию трактуют как теорию “потока сознания”.

Сторонники данного направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Естественно-научную трактовку психических функций поддержали известные психологи И.Рибо (Франция), Н.Ланге (Россия), Э.Клапаред (Швейцария), идеалистическую - К.Штумпф (Германия), представители Вюрцбургской школы. Обусловленность психического акта, его отношение к нервной системе и способность регулировать поведение остались в функционализме неопределенными.

Развивающаяся психология заимствовала свои методы у физиологии. Оригинальных она не имела, пока немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) не принялся за экспериментальное изучение ассоциаций. В книге “О памяти” (1885) он изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. Разрешая эту проблему, он изобрел особый объект - бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например, “лок”, “сим” и т.п.).

Для изучения ассоциаций, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Над списком из 2300 бессмысленных слогов он экспериментировал в течение двух лет. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся количества слогов, времени заучивания, числа повторений и промежутка между ними. Репутацию классической приобрела “кривая забывания”, показывавшая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания.

Во многих вариантах были получены результаты, касающиеся числа повторений, нужных для последующего воспроизведения материала различного объема, забывания различных фрагментов этого материала, эффекта сверхзаучивания (повторение списка большее число раз, чем требуется для его успешного воспроизведения) и др. Законы ассоциации выступили в новом свете. Эббингауз не обращался за их объяснением к физиологам, но и роль сознания его не интересовала. Ведь любой элемент сознания (будь то психический образ или акт) изначально осмыслен, а в смысловом содержании виделась помеха изучению механизмов чистой памяти.

Таким образом, использовались методы заучивания и сбережения, которые позволили оценить: а) количество повторений, необходимых испытуемому для безошибочного воспроизведения предлагаемой последовательности; б) уровень увеличения скорости повторного заучивания якобы полностью забытого материала.

Данные экспериментов Эббингауз сформулировал в нескольких законах памяти: объем запоминаемого после однократного предъявления равен 6-8 бессмысленным слогам; при незначительном увеличении материала количество повторений для запоминания возрастает во много раз. Поэтому увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности; время, которое требуется для заучивания материала, целесообразно распределять на несколько сроков, разделенных интервалами (например, если материал требует 30 повторений, то лучше 3 дня по 10 раз, чем 30 раз в один день); более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся; после того, как материал выучен, его необходимо повторять; забывание сразу идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается (“кривая забывания”); “фактор или эффект края” - в начале и в конце материал запоминается лучше, чем в середине изложения; зафиксировано различие между запоминанием бессмысленного и осмысленного материала: для запоминания имеет значение не количество элементов, а число самостоятельных смысловых единиц (то есть память - осмысленный процесс); тренировка в запоминании одного материала приводит к улучшению запоминания и материала другого рода.

Эббингауз писал новую главу в психологии не только потому, что первым отважился заняться экспериментальным изучением мнемических процессов, более сложных, чем сенсорные. Его уникальный вклад определялся тем, что впервые в науке посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты психологические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря - объективно. Перечеркивалось равенство психики и сознания, принятое в ту эпоху за аксиому - стереотип.

То, что в европейской психологии обозначалось как процессы ассоциации, вскоре становится одним из главных объектов американской психологии под именем “научения”. Это принесло в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, где утвердилось новое понимание детерминации поведения целостного организма и тем самым всех его функций, в том числе психических. Новыми объяснительными принципами утверждались: вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и адаптация организма к среде в целях выживания в ней. Эти принципы образовали контуры новой детерминистской схемы. Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. На этом переломе в истории научного познания понятие об ассоциации приобрело особый статус. Прежде она означала связь идей в сознании, теперь же - связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач.

Ассоциация выступала как средство приобретения новых действий, а по принятой вскоре терминологии - научения. Первый значительный успех в преобразовании понятия об ассоциации принесли опыты над животными Эдварда Торндайка (1874 - 1949), американского психолога, исследователя проблем научения и закономерностей адаптации организма. В экспериментах он использовал так называемые проблемные ящики.

Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство, - нажав на рычаг, потянув за петлю и т. п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. “Пробы, ошибки и случайный успех” - такова формула, принятая для всех типов поведения как животных, так и человека. Торндайк объяснял свои опыты несколькими законами научения. Прежде всего законом упражнения (двигательная реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и продолжительности повторения связей). К нему присоединялся закон эффекта, гласивший, что из нескольких реакций наиболее прочно сочетаются с ситуацией те из них, которые сопровождаются чувством удовлетворения.

Торндайк предполагал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе, а закрепляются связи благодаря чувству. Но ни физиологические, ни психологические компоненты ничего не добавляли к нарисованной Торндайком независимо от них “кривой научения”.

Главная книга Торндайка называлась “Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных” (1898). До Торндайка своеобразие интеллектуальных процессов относилось за счет идей, мыслей, умственных операций - актов сознания. У Торндайка они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. Ранее эти реакции относились к разряду рефлексов - машинальных стандартных ответов на внешнее раздражение, предопределенных самим “устройством” нервной системы. Согласно Торндайку они являются интеллектуальными, ибо направлены на решение задачи, справиться с которой организм, используя наличный запас ассоциаций, бессилен. Выход состоит в выработке новых ассоциаций, новых двигательных ответов на необычную для него - и поэтому проблемную ситуацию.

Открытия Торндайка были интерпретированы как законы формирования навыков. Между тем он считал, что исследует интеллект. На вопрос: “Имеется ли ум у животных?”, им давался положительный ответ. Но за этим стояло новое понимание ума, не нуждающееся в обращении к внутренним процессам сознания. Под интеллектом имелась в виду выработка организмом “формулы” реальных действий, позволяющих ему успешно справиться с проблемной ситуацией. Успех же достигался случайно. Такой взгляд запечатлел новое понимание детерминации жизненных явлений, которое пришло в психологию с триумфом дарвинского учения. Оно вводило вероятностный стиль мышления. В органическом мире выживает лишь тот, кому удается, “пробуя и ошибаясь”, отобрать наиболее выгодный вариант реакции на среду из многих возможных. Этот стиль мышления открывал широкие перспективы внедрения в психологию статистических методов.

Целый ряд достижений в разработке этих методов применительно к психологии был связан с творчеством Фрэнсиса Гальтона (1822-1911). Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена Ч.Дарвина, он решающее значение придал не явлению приспособления организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих конкретный вид. Опираясь на данный постулат, Гальтон стал пионером в разработке генетики поведения.

Благодаря его энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий. Эти различия давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувствительности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Гальтон же сделал основной упор именно на различиях, считая, что они генетически предопределены. В книге “Наследственный гений” (1869) он доказывал, что выдающиеся способности передаются только по наследству. Используя существующие экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучению индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Последние считались не в меньшей степени зависящими от генетических детерминант, чем, скажем, цвет глаз или кожи. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но у Гальтона, которого называют первым практикующим психологом, был более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны.

Свои исследования-испытания он обозначил словом “тест”, которое широко вошло в психологический лексикон. Это позволило Гальтону стать основателем преобразования экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Заслугой ученого также явилась углубленная разработка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы.

Фрэнсис Гальтон разрабатывал и применял тесты для изучения работы органов чувств, времени реакции, образной памяти и других психических явлений. Однако практика требовала исследования высших функций в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных видов деятельности.

Первый вариант решения данной задачи принадлежал французскому психологу Альфреду Бине (1857-1911) - основателю первой во Франции психологической лаборатории в Сорбонне (1889). Он начинал с экспериментальных исследований мышления. По заданию правительственных органов он стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врожденными дефектами. Исследования по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Впоследствии эта шкала приобрела огромную популярность среди психологов во многих странах.

Развивая обозначенные методы в Германии, Вильям Штерн ввел понятие “коэффициент интеллекта” - IQ. Данный коэффициент соотносил “умственный возраст” (определяемый по шкале Бине) с хронологическим - паспортным. Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости (если “умственный” возраст ниже хронологического), либо одаренности (если “умственный” возраст превосходит хронологический). Данное направление под именем тестологии стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой. Методика измерения интеллекта позволяла на основе объективных данных психологии решать вопросы обучения, воспитания, отбора кадров, профпригодности и др.

Достижения дифференциального и экспериментального направлений значительно расширяли и обогащали предметную область психологии. Это были иные области знаний, чем очерченная в теоретических схемах, от которых психология начинала свой путь в качестве науки. Ее предметом служили уже не элементы и акты сознания, никому неведомые, кроме субъекта, изощрившего свое внутреннее зрение. В качестве таковых стали психические реакции, изучаемые объективным методом. Выяснилось, что их связи, носившие в прошлом имя ассоциаций, возникают и преобразуются по особым психологическим законам, которые открывает эксперимент в сочетании с количественными методами. Объяснительные принципы направлений искались уже не в механике, обеспечивающей психологическую мысль в течение трех веков принципами детерминизма и причинности, а в дарвиновском эволюционистском учении, преобразовавшем картину развития организма и его функций.

Бурное развитие опытной психологии на рубеже XIX-XX веков разрешило многие теоретико-методологические проблемы новой науки. Очевидные для многих исследователей "крах" и "исчезновение" предмета психологии обернулись его развитием, обогащением новым содержанием. "Размытость" и "неопределенность" терминов и понятий психологии сменяются совершенствованием ее категориально-понятийного аппарата, утверждением новых средств психологического познания.

Раздел 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.