Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связанных с воспитанием детей 2 страница




Если же родители не изменят своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. Однако закон предусматривает, что предъявление такого иска в интересах ребенка может последовать и до истечения этого срока (п. 2 ст. 73 СК РФ).

Отобрание детей у родителей без лишения их права на воспитание детей (ограничение родительских прав) может произойти в том случае, когда по материалам дела можно сделать вывод о том, что родители изменят свое поведение в отношении ребенка.

Эта мера является одним из правовых средств воздействия, которые государство применяет в отношении родителей, ненадлежащим образом осуществляющих воспитание детей, но при отсутствии достаточных оснований для лишения их родительских прав.

Однако чаще всего отобрание детей (ограничение родительских прав) и передача их на попечение органов опеки и попечительства происходит в случае, когда невыполнение родителями своих обязанностей связано с причинами, которые нельзя поставить им в вину и не зависят от них (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). На это указывается в п. 2 ст. 73 СК РФ.

Ограничение родительских прав означает, что родители утрачивают права, связанные с личным воспитанием ребенка, и теряют права на льготы и государственные пособия.

Однако, как и при лишении родительских прав, на них возлагается обязанность по содержанию детей.

Ребенок же остается носителем всех прав, которые принадлежат детям.

Закон предусматривает право ребенка на контакты с родителями, если это не оказывает на него вредного влияния. Однако это может происходить только с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия лиц, осуществляющих его воспитание, например, опекунов, попечителей, приемных родителей (ст. 75 СК РФ).

Вместе с тем ограничение родительских прав после устранения оснований, послуживших для этого поводом, может быть отменено в том случае, если отпали основания, по которым произошло отобрание ребенка (ст. 76 СК).

Дела о восстановлении родительских правах. Восстановление в родительских правах - одна из форм охраны субъективного права, каковым является право на воспитание ребенка.

Закон не содержит нормы, указывающей на срок лишения родительских прав. Такое правовое состояние по существу носит бессрочный характер.

Но отсутствие указания в законе срока лишения родительских прав не означает, что оно является окончательным, и родители не могут быть восстановлены в родительских правах.

В случае лишения права на воспитание родители впоследствии могут осознать неправильность их отношения к своим детям или же могут отпасть обстоятельства, послужившие основанием для лишения родительских прав.

Восстановление в родительских правах может произойти в тех случаях, когда отпадут причины, послужившие поводом к этому. Суд должен убедиться в том, что они изменили поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка (п. 1 ст. 72 СК РФ) <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2001. С. 187.

 

Важно отметить, что условия, являющиеся основанием для восстановления в родительских правах, должны быть установлены судом в их совокупности.

Однако суд не вправе удовлетворить иск родителей о восстановлении в родительских правах, даже если будет установлено, что они изменили свое поведение и могут надлежащим образом воспитывать ребенка в том случае, если он уже усыновлен и усыновление не отменено. Основанием для отказа в иске о восстановлении в родительских правах является и отсутствие согласия ребенка, достигшего десяти лет, когда он возражает, независимо от мотивов, которые приводит в обоснование своих доводов (п. 4 ст. 72 СК).

Отказ в удовлетворении иска объясняется исключительно интересами ребенка, который привык к новой семье, считает новых воспитателей своими родителями, а возврат в прежнюю семью был бы для него тяжелой травмой и по существу родители становятся для него чужими.

 

§ 2. Лица, участвующие в деле по спорам,

связанным с воспитанием детей

 

Правовое положение ребенка. Исследование вопроса о составе лиц, участвующих в спорах, связанных с воспитанием детей, обусловлено тем обстоятельством, что вопрос о составе участников гражданского процесса, в том числе их правовом положении, и особенно основной группы - лиц, участвующих в деле, предполагает анализ норм нескольких отраслей права и прежде всего семейного, гражданского и гражданского процессуального права (ст. ст. 4, 5 СК).

В нормах этих отраслей права можно найти ответ, в частности, на такие вопросы, как правоспособность и дееспособность как в материальном, так и в процессуальном праве, определить характер правоотношения.

Определение процессуального положения участников спора о воспитании ребенка зависит от правильного понимания структуры, состава этого вида семейных правоотношений <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М., 2004.

 

Немаловажное значение имеет характер и особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, связанных с воспитанием детей, и в первую очередь субъектный состав участников спора.

Правоотношения по воспитанию детей возникают и существуют всегда только как отношения между определенными лицами. Соответствующие нормы закона во многих случаях позволяют определить участников (субъектов) рассматриваемого правоотношения.

Правоотношение по воспитанию ребенка связывает каждого из родителей (а в определенных случаях и усыновителей) с ребенком. В свою очередь родителей (или усыновителей) объединяет право на совместное воспитание, которое каждый из них осуществляет в равной мере по отношению к одному и тому же ребенку (п. 2 ст. 54, ст. 61 СК РФ).

Однако в тех случаях, когда родители проживают раздельно (в том числе и при расторжении брака) не исключено возникновение спора между ними, кто из них будет осуществлять в дальнейшем всю полноту права по воспитанию ребенка. И в этом случае не исключено возникновение спора, а следовательно, появляется необходимость правильного определения процессуального положения лиц, участвующих в деле.

В законе или в Постановлении N 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. содержится указание на круг лиц, по требованиям которых может быть возбужден процесс по конкретной категории дел, связанных с воспитанием детей.

Так, например, иск по делам о лишении родительских прав может предъявить один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком, а также лица, заменяющие родителей; усыновители, опекуны, попечители, приемные родители; прокурор; орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социальные реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.) (п. 1 ст. 70 СК РФ и п. 9 Постановления N 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г.).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что усыновители вправе предъявить иск по делам о лишении родительских прав родителя усыновленного ребенка лишь в случае, если при установлении усыновления сохранены отношения усыновленного ребенка с этим родителем (ст. 137 СК РФ) <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к постановлениям Пленума ВС РФ по гражданским делам. М., 1999. С. 423.

 

Таким образом, очевидно, что в качестве истцов по данной категории дел могут быть как физические, так и юридические лица, занимающие положение так называемых процессуальных истцов.

По делам о восстановлении в родительских правах иски предъявляют родители, лишенные родительских прав, ответчиками в этих случаях выступают другой родитель либо опекун (попечитель), приемные родители или детское учреждение. Определение ответчика в этом случае диктуется тем обстоятельством, на чьем попечении находится ребенок (п. 2 ст. 72 СК и п. 19 Постановления N 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г.).

В большинстве случаев ребенок, как правило, является субъектом правоотношения, возникшего в связи с осуществлением прав и обязанностей по его воспитанию, именно о защите его права на получение надлежащего воспитания теми лицами, которые претендуют на его воспитание или предъявляют иски о защите его права на воспитание идет речь в процессе рассмотрения этих споров.

Между тем ни закон, ни литературные источники, затрагивающие вопросы о праве на воспитание детей, до последнего времени не делали попыток ответить на этот вопрос и обходили молчанием проблему правового статуса ребенка в спорах о праве на его воспитание.

Определение в законе круга лиц, по заявлениям которых суды рассматривают дела по спорам о детях, не дает исчерпывающего ответа на вопрос об их процессуальном положении (см., например, п. 1 ст. 70 СК).

Однако за последнее время высказывается мнение, что в спорах о месте проживания ребенка между родителями последние выступают в качестве сторон. Аналогично их положение рассматривается и при рассмотрении споров о праве на общение с ребенком <*>.

--------------------------------

<*> Нечаева А.М. Указ. соч. С. 23, 25.

 

В случае решения вопроса о восстановлении в родительских правах обращается внимание на то, что с иском в суд должно обращаться лицо, лишенное родительских прав, а в качестве ответчика по такому иску выступает другой родитель либо опекун (попечитель) или детское учреждение <*>.

--------------------------------

<*> Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М., 2004. С. 323, 326, 331; и др.

 

Однако во всех этих случаях четко не определяется правовое положение ребенка.

Ребенок фактического участия в процессе (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 37 ГПК РФ) принять не может в силу своей недееспособности.

За ребенка такие требования предъявляют либо его законные представители, либо, в делах, связанных с защитой его права на воспитание, органы опеки и попечительства. Юридически же процессуальное положение истца занимает ребенок, поскольку во многих случаях он является субъектом спорного материального правоотношения и о его правах и законных интересах идет речь.

В литературе же достаточно давно была высказана обоснованная точка зрения о том, что ребенок является истцом по делу, возбуждаемому в его интересах <*>.

--------------------------------

<*> См.: Гукасян Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970. С. 104; Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М., 1970. С. 140; Мастерова М.В. Судебное рассмотрение дел об установлении отцовства. М., 1972. С. 67; и др.

 

Действующее законодательство закрепило позицию, предусмотрев правило о том, что лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ).

Поскольку существует мнение о том, что в споре о праве на воспитание ребенка в процессе его рассмотрения в суде в качестве истца и ответчика участвуют его родители, однако не высказано мнение (как и в других случаях) о том, каково же процессуальное положение самого ребенка <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к постановлениям Пленума ВС РФ по гражданским делам. С. 426.

 

Вместе с тем в практике рассмотрения дел этой категории указывается на то, что, например, суды по делам о лишении родительских прав опрашивают несовершеннолетнего как свидетеля <*>.

--------------------------------

<*> См.: Нечаева А.М. Указ. соч. С. 83.

 

Косвенное отношение к этому вопросу выражено в утверждении, что в настоящее время "процессуальное законодательство не в полной мере урегулировало специфику участия ребенка в процессе" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Текеев И.А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних // Российская юстиция 2003. N 5. С. 36.

 

В связи с этим было высказано предложение о том, что истцом по делам о праве на воспитание ребенка является ребенок <*>.

--------------------------------

<*> См.: Текеев И.А. Вопросы теории и практики рассмотрения и разрешения гражданских дел с участием ребенка: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 23.

 

Для правильного определения правового положения ребенка следовало бы законодательно установить его статус в случае предъявления им иска в суд по достижении возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами (п. 2 ст. 56 СК РФ).

Трактовка содержания этой нормы Семейного кодекса может привести к выводу, что в этом случае ребенок займет процессуальное положение истца <*>.

--------------------------------

<*> Там же.

 

Как следует из содержания п. 1 ст. 56 СК РФ, право на судебную защиту принадлежит несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия. В этом случае он наделяется и другими правами и обязанностями, предусмотренными законом <*>.

--------------------------------

<*> См.: Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция. 1996. N 12. С. 25.

 

Личные права родителей и среди них право на воспитание рассматриваются законодательством как право родителей лично воздействовать на детей. Право на воспитание создает для субъектов этого права возможность совершения определенных действий, направленных на воспитание детей, способствующих их правильному физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (ст. 63 СК).

Исключение предположения о том, что личность ребенка может быть объектом в спорном правоотношении, ставшем предметом судебного рассмотрения в делах о праве на воспитание детей, и понимание родительского права как права на собственные действия управомоченных лиц в интересах ребенка, позволяет согласиться с мнением по этому поводу, высказанному в свое время о том, что право родителей на воспитание ребенка, являющееся вместе с тем и их обязанностью, имеет объектом главным образом действия самих родителей. Наряду с этим следует исключить предположение о том, что объектом семейных правоотношений, носящих личный характер, во многих случаях могут явиться действия каких-либо других лиц, кроме действий самих родителей (и в некоторых случаях и иных лиц, претендующих на защиту каких-либо прав в отношении ребенка, например, права на общение с ребенком его близких родственников - ст. 67 СК РФ), наделенных родительскими и иными правами <*>.

--------------------------------

<*> См.: Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 157.

 

К аналогичному выводу приходит и О.С. Иоффе, который полагал, что объектом семейных личных правоотношений является активное или пассивное поведение обязанных лиц. Уточняя это положение применительно к праву на воспитание детей, он подчеркивал, что объектом права на воспитание является само воспитание, указывая, что "право детей на воспитание предполагает совершение родителями определенных активных действий" <*>.

--------------------------------

<*> Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 196; см. также: Рясенцев В.А. Семейное право. С. 157.

 

Данные утверждения вытекают из самой сущности и содержания родительских прав, исключающих их осуществление другими лицами, не управомоченными в силу закона на воспитание ребенка.

В связи с этим в любой категории споров о детях, где истцами выступают родители, ребенка нельзя рассматривать как объект права в спорном правоотношении.

Еще меньше оснований рассматривать ребенка как объект спорного правоотношения в тех случаях, когда рассматривается спор, связанный с защитой его прав и охраняемых законом интересов, и иск предъявляется уже не родителями, управомоченными на защиту интересов ребенка. В этих делах ребенок является субъектом спорного правоотношения.

Все это позволяет прийти к выводу о том, что ребенок как субъект спорного правоотношения должен занимать в процессе определенное правовое положение, несмотря на то, что фактически в процессе он во многих случаях не участвует.

Известно, что наличие гражданской процессуальной правоспособности означает право иметь гражданские процессуальные права и нести процессуальные обязанности, и следовательно, означает способность быть стороной в процессе. В порядке гражданского судопроизводства защищаются права и охраняемые законом интересы недееспособных лиц, вытекающие из различных правоотношений (трудовые, жилищные, семейные и др.) <*>.

--------------------------------

<*> Научно-практический комментарий к ГПК РФ по гражданским делам. М., 2003. С. 147.

 

Ребенок как недееспособное лицо, не обладающее гражданской процессуальной правоспособностью, как и в других делах, где речь идет о защите его прав, может в известных случаях занимать положение стороны в процессе, когда он является субъектом спорного правоотношения и где речь идет о защите его прав и законных интересов, хотя фактически в процессе будет участвовать другое лицо, предъявившее иск в защиту его интересов (прокурор, орган опеки и попечительства и др.) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Иванова С.А. Судебные споры о праве на воспитание детей. М., 1974. С. 59.

 

За последнее время предприняты небезуспешные попытки определить правовое положение ребенка по спорам, связанным с правом на его воспитание.

Закон предусматривает право ребенка на защиту в случае злоупотреблений со стороны родителей (ст. 56 СК РФ). Как уже отмечалось, при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться в суд за защитой по достижении им 14-летнего возраста. Отсюда следует, что ребенок, достигший 14 лет, может сам обращаться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав, наряду с лицами, указанными в п. 1 ст. 70 СК РФ. В литературе высказано мнение о том, что нельзя забывать об этом праве ребенка при определении лиц, имеющих право возбуждать дело о лишении родительских прав. Он тоже относится к числу таких лиц <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. С. 424.

 

Стороны. Правильное определение процессуального положения основных участников процесса по спорам о воспитании детей имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку от этого зависит направленность процесса, правильность рассмотрения спора, и не в последнюю очередь от этого будет зависеть объем их процессуальных прав и обязанностей.

Наличие самостоятельного юридического интереса в решении суда, гражданско-правовой заинтересованности в исходе дела является признаком, который объединяет всех лиц, участвующих в деле. Не составляет он исключения и для характеристики лиц, участвующих в гражданских делах, связанных с воспитанием детей.

Однако в различных категориях гражданских дел, связанных с воспитанием детей, предметом судебного рассмотрения являются неодинаковые по своему характеру правоотношения, служащие предметом разбирательства. Различен и характер заинтересованности лиц, участвующих в этих делах.

Закон содержит перечень основных дел, когда иск предъявляется от своего имени лицом, чье право на воспитание ребенка нарушено или оспорено, а не от имени ребенка.

К числу этих дел относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК); о возврате ребенка родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения и др. (п. 1 Постановления N 10 Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г.). Таким образом, в большинстве случаев право возбуждения процесса путем предъявления иска принадлежит лицам, которые являются носителями родительских прав, и вовсе не потому, что они являются законными представителями ребенка, а в силу принадлежащего им права на воспитание ребенка, которое нарушено или оспорено ответчиком. При обращении в суд в указанных случаях заинтересованные лица во многом действуют в собственных личных интересах, реализуя право на защиту своего права на воспитание ребенка (ст. 3 ГПК), проявляя тем самым заинтересованность в исходе дела и вынесении решения, которое будет служить защите их прав и законных интересов.

В спорах о праве на воспитание детей процессуальное положение истца займут управомоченные лица, носители спорного права в их правоотношении по воспитанию ребенка, поскольку это право и подлежит защите, ибо нарушение этого права стало предметом спора, и дело поступило на рассмотрение суда, который и должен разрешить возникший спор. Этими лицами являются родители, усыновители, приемные родители опекуны и попечители. Не может, на наш взгляд, суд отказать в принятии искового заявления и фактическому воспитателю, право которого может получить защиту в судебном решении.

Принадлежащее родителям право на воспитание ребенка оба родителя осуществляют совместно. Однако это положение существует до тех пор, пока дальнейшее совместное воспитание ребенка становится в силу тех или иных причин невозможным (расторжение брака, раздельное проживание и др.). В этих случаях и возникает спор о том, у кого из родителей должен остаться ребенок и кто из них должен осуществлять права и обязанности в полном объеме.

Спор, связанный с воспитанием ребенка, ставит его участников в положение лиц, интересы которых, касающиеся воспитания ребенка, не совпадают. Каждый из них, будучи заинтересован в передаче ребенка именно ему, отстаивая свое право, стремится доказать, что интересы ребенка будут обеспечены именно им, и поэтому у него имеется преимущественное право на воспитание ребенка.

Спор между родителями и другими лицами, обладающими правом на воспитание ребенка, может возникнуть в силу самых различных причин.

Это может быть невыполнение прав и обязанностей по отношению к ребенку, злоупотребление ими, что влечет за собой обращение в суд другого родителя с просьбой о передаче ему ребенка.

В этих случаях ответчик в свою очередь пытается опровергнуть доводы родителя, предъявившего иск, и стремится доказать, что он не нарушал своих обязанностей по надлежащему воспитанию ребенка и просит оставить у себя ребенка.

Часто вопрос о том, у кого из родителей должен остаться проживать ребенок, решается при расторжении брака, когда каждый из родителей претендует на его воспитание. Каждый из родителей стремится убедить суд в необходимости передать ребенка ему и тем самым фактически ограничить право на воспитание другого родителя.

Поскольку право ребенка на получение надлежащего воспитания никем не оспаривается, то вряд ли есть основания считать его лицом, участвующим в деле, поскольку спор идет между родителями об их правах и обязанностях и сводится к тому, кто же из них может лучше осуществлять свое право на воспитание ребенка и за кем именно будет признано право фактически, реально воспитывать ребенка.

При этом, когда речь идет об отобрании ребенка от одного родителя и передаче его другому, родитель не лишается полностью права на воспитание, а само правоотношение между ним и ребенком не прекращается.

Следовательно, в делах по спорам о передаче ребенка или об оставлении его на воспитание сторонами выступают лица, имеющие право на его воспитание в полном объеме (родители и другие лица).

Таким образом, в спорах между родителями, возникающих по поводу определения места проживания ребенка с одним из них, в спорах родителей о праве на общение с ребенком сторонами являются родители, занимая положение истца или ответчика в зависимости от характера и содержания конкретного спора <*>.

--------------------------------

<*> См.: Нечаева А.М. Указ. соч. С. 23, 45; и др.

 

Специального анализа требует решение вопроса о составе сторон в таких делах, как споры о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об отмене усыновления, об ограничении родительских прав.

В этих делах предметом судебного рассмотрения является спорное правоотношение, которое существует между родителями (усыновителями) и ребенком. Лицо, предъявившее иск, доказывает, что родители (усыновители) должны быть лишены или ограничены в родительских правах и т.д., поскольку они не выполняют своих обязанностей по воспитанию ребенка.

Иски в таких случаях (в зависимости от характера) предъявляются одним из родителей (ст. 70 СК), лицами, их заменяющими, приемными родителями, усыновителями ребенка, близкими родственниками (ст. 73 СК), опекунами (попечителями), а также органами или учреждениями, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, детские реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семьям и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками - комментарий к ст. 70 СК).

Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка (бабушка, дедушка, сестры, братья), органами и учреждениями (п. 1 ст. 70 СК РФ).

Нередко иски по соответствующим категориям дел могут быть предъявлены органами опеки и попечительства.

Во всех этих случаях иск предъявляется в защиту интересов ребенка и в силу закона, поэтому ребенок является лицом, участвующим в деле и занимает процессуальное положение истца. Родители - чаще ответчики (лишение родительских прав, ограниченные в этих правах и т.п.), хотя в силу закона они не теряют статуса законного представителя, но во многих случаях по отдельным категориям дел (лишение родительских прав, отмена усыновления) они уже не могут выполнять этих функций, поскольку их поведение нарушает интересы детей.

Интересы ребенка в этих делах будет представлять лицо, которому законом предоставлено право на предъявление иска.

Следует иметь в виду, что иск о лишении родительских прав может быть предъявлен к родителю в случае нарушения другого родителя прав на воспитание ребенка. Поскольку права второго родителя осуществляются в интересах ребенка и никем не оспариваются, то речь будет идти о прекращении правоотношения по воспитанию ребенка только между ним и родителем, к которому предъявлен иск о лишении родительских прав. В этом случае разрешается не спорное правоотношение между родителями, а между ребенком и тем лицом, к которому предъявлен иск, нарушающим обязанности по воспитанию ребенка.

Предъявляя такие иски, родитель, возбудивший процесс, должен рассматриваться, на наш взгляд, как законный представитель интересов ребенка, выступая в его защиту.

В случае рассмотрения иска о восстановлении родительских прав истцом будет лицо, которое обратилось в суд с таким требованием. Ответчиком будет выступать другой родитель.

Характеристика состава лиц, участвующих в спорах о праве на воспитание, в частности, при определении вопросов, связанных с осложнением процесса по субъектному составу, была бы неполной без анализа вопросов, связанных с процессуальным соучастием по этим дела. Споры, касающиеся воспитания ребенка, не исключают участия нескольких лиц как на стороне истца, так и на стороне ответчика.

Своеобразной особенностью участия в процессе по этим делам процессуальных соучастников (соистцов или соответчиков) является сосуществование их прав и обязанностей. Требование каждого из них может существовать наряду с требованиями остальных, они совместимы и не исключают друг друга. Для этого института по данным делам характерно отсутствие спора между соучастниками.

Именно эта взаимообусловленность прав и обязанностей родителей, осуществление права на воспитание одновременно со стороны двух лиц по отношению к одному и тому же ребенку, их взаимосвязь между собой, настолько специфична, что не оставляет сомнения в возможности действия института соучастия по таким категориям дел, как дела о лишении родительских прав, в делах об ограничении родительских прав, в делах об отмене усыновления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.