Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика применения ООН права международного мира и безопасности




 

Практику применения ООН права международной безопасности с точки зрения соответствия нормам Устава ООН и других международно-правовых актов необходимо разделить на две категории: соответствующей и несоответствующей концепции права международной безопасности.

В этой связи реализацию статей 39 – 41 Устава ООН, а также проведение операций ООН по поддержанию мира можно признать соответствующей современной концепции права международного мира и безопасности.

Квалификация ситуации (ст. 39), временные меры (ст. 40), а также невооруженные санкции (ст. 41) использовались Советом Безопасности неоднократно в отношении ряда государств. К таким случаям следует отнести: квалификацию принятие Декларации независимости Южной Родезией как угрозу миру, так как она была принята белым меньшинством в нарушение принципа самоопределения (Резолюция 232 1966г); квалификация ситуации как нарушение международного мира в ирано-иракском конфликте (Резолюция 598 1987 г.), а также в связи с вторжением Ирака в Кувейт (Резолюция 660 1990 г.)

Неоднократно Совет Безопасности прибегал и к невооруженным санкциям (ст. 41): в отношении Южной Родезии в 1966 и в 1968 гг. (санкции экономического и политического характера); в отношении ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставку оружия и военных материалов); в отношении Ирака в 1990 г. (экономические и финансовые санкции); в отношении Югославии в 1991 г. (экономические санкции и эмбарго на поставку оружия); в отношении Ливии в 1992 г. (воздушное эмбарго и эмбарго на поставки оружия).

Операции ООН по поддержанию мира можно разделить на две категории:

1) миссии военных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров;

2) силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.

Примеры миссий военных наблюдателей в практике ООН: Миссия ООН по наблюдению за прекращением огня между Ираком и Кувейтом с апреля 1991 г.; Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре с июня 1991 г.; Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре с сентября 1991 г.

Примеры использования контингентов войск по поддержанию мира в практике ООН: Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре с 1964 г., Силы ООН по охране, действующие в Югославии с 1992 г.; Временный Орган ООН в Камбодже с марта 1992 г.; Операции ООН в Сомали с апреля 1992 г.

Всего с 1945 по 1993 гг. было осуществлено 33 операции по поддержанию мира.

В большинстве операции решались следующие задачи: наблюдение за ситуацией; расследование инцидентов и проведение переговоров со сторонами в конфликте с целью избежать возобновления военных действий; контроль за буферными зонами, за передвижением вооруженного персонала и оружия в районах напряженности; проверка соблюдения договоренности о прекращении огня, выводе войск, разоружения военных группировок; предоставление гуманитарной помощи местному населению.

Характерными чертами для операций ООН по поддержанию мира являются: согласие сторон в конфликте на проведение операции; принятие Советом Безопасности решения о проведении операции; командование Генерального Секретаря, полномочия которого вытекают из мандата, предоставленного Советом Безопасности; сведение к минимуму применения силы – только для самообороны; финансирование международным сообществом.

Несоответствующей современной концепции права международного мира и безопасности следует признать практику применения вооруженных сил под флагом ООН, создаваемых вне рамок ООН в случаях угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии. Приходится сожалеть, что такая практика применяется и сегодня.

Первый случай применения вооруженных сил, создаваемых вне рамок ООН имело место в Корее, когда США вмешались в военные действия, начавшиеся между двумя частями корейского государства, на стороне Южной Кореи. Совет Безопасности в отсутствие советского представителя призвал членов ООН оказать помощь Южной Корее, предоставив вооруженные контингенты в распоряжение объединенного командования под руководством США. Многонациональные силы в составе контингентов 16 государств получили название «вооруженные силы ООН» и право использовать в операциях флаг ООН. Данные силы, состоящие в основном из американских войск, до сих пор находятся под флагом ООН в Южной Корее.

Вторично многонациональные войска были созданы в 1991 году после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года. Советом Безопасности был принят ряд резолюций в соответствии со ст. 40 и 41. Однако принятием резолюции 678, в которой не было прямо сказано о возможности ведения военных действий, Совет Безопасности устранился от дальнейшего проведения мер, передав фактически свои полномочия по восстановлению международного мира и безопасности многонациональной группировке под руководством США.

В 2003 году такая практика позволила многонациональной группировке под руководством США вторгнуться в Ирак с целью свержения режима Саадама Хусейна и установлению демократии. Многонациональные силы под руководством США до сих пор находятся в Ираке, а их действия никак не квалифицируются Советом Безопасности. Хотя данный вооруженный контингент не имеет мандата ООН.

Необходимо отметить, что практика использования многонациональных вооруженных сил вне рамок ООН привела к кризисной ситуации не только в вопросах поддержания международного мира и безопасности, но и в вопросах эффективности деятельности ООН и Совета Безопасности в условиях отсутствия организационно-правового механизма реализации концепции международного мира и безопасности в части, касающейся применения вооруженных сил под непосредственным руководством ООН.

 

Документы:

 

1. Декларация об укреплении международной безопасности, 16 декабря 1970 г.

2. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1 августа 1975 г.

 

Учебная литература:

 

1. Международное право: Учебник / отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, - М.: Международные отношения, 1995 г.

2. Международное публичное право: Учебник / под ред. К.А. Бекяшева, - М.: Проспект, 2003 г.

3. Международное право: Учебник / отв. Ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, - М.: Норма, 2002 г.

 

Дополнительная литература:

 

1. Малинин С.А. Право международной безопасности. В кн.: «Курс международного права». В 7 т. Т.4. М., 1990 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.