Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константность




 

Условия восприятия все время меняются – изменяется освещенность, фон, внутреннее состояние человека. Значит, изменяются реальные рецепторные процессы. Однако образ остается относительно неизменным. Например, свой письменный стол вы всегда воспринимаете одинаково. Вот эта независимость восприятия от условий его протекания называется константностью.

Возможные искажения во внешней среде относятся прежде всего к отдельным свойствам предмета – величине, форме, цвету. Например, величина удаленного предмета субъективно остается той же, что и вблизи, хотя объективно она становится значительно меньше (судя по пятну на сетчатке).

Изучением константности, мозговых структур, обеспечивающих это свойство восприятия, занимался интереснейший исследователь – В.Л. Деглин. Он много занимался и речевыми проблемами, выступал у нас на семинаре по психолингвистике, подготовил к печати специальный курс лекций. Я хочу привести отрывок из его лекции, посвященной константности восприятия:

«Среди проблем, которыми занимается нейропсихология, одной из самых интригующих мне представляется проблема, которую я определил бы «Мозг и трехмерность пространства». Дело в том, что между трехмерным миром и мозгом находится плоский двумерный экран – сетчатка глаза. Всю информацию о видимом мире мозг считывает с этого экрана. Преобразование на сетчатке трехмерного пространства в двумерное связано с чудовищными искажениями реальных пространственных отношений. Достаточно напомнить вам, что оно сопровождается нестабильностью размеров всех видимых объектов. Один и тот же предмет на разных расстояниях от плоской проекции (в данном случае сетчатки) имеет разную величину на этой плоскости. Появляются и другие весьма неприятные искажения…

И все же у нас есть основания полагать, что мы воспринимаем мир правильно – таким, каким он является на самом деле. Во всяком случае нам удается выжить в этом мире и действовать в нем.

Я говорил только то, что мозг борется с искажениями, возникающими на сетчаточной проекции. Так, в разумных пространственных пределах – назовем их ближним пространством – видимые размеры предметов остаются одинаковыми на разных расстояниях. Константность не является исключительной привилегией человека, она свойственна всем животным».

Таким образом, константность можно понимать и как несоответствие между объективным физическим воздействием и субъективным результатом восприятия. Это происходит потому, что мы воспринимаем не отдельные признаки предмета, а его целиком, к тому же – с опорой на прошлый опыт.

Реально величину воспринимаемого объекта оценить очень трудно. Например, какой величины луна?

Образованным людям известно, что ее диаметр 3500 км, а удаленность 400 000 км. Однако на практике такие величины не осмысляются. Поэтому ответы на вопрос разные – от величины арбуза или апельсина до диаметра таза. В среднем же оценивают величину луны в 30 см. Чтобы определить размеры пятна, надо поймать его отображение в зеркале. Но тогда отображение закроет старая десятикопеечная монета!

Прежде всего люди обратили внимание на константность величины объектов, или на действие закона геометрической перспективы. Об этом писал еще Эвклид (III в. до н. э.), затем Декарт (XVII в.), о нем хорошо знали художники. Но попытка первого экспериментального исследования закона геометрической перспективы была предпринята в конце XIX в. в лаборатории В. Вундта. Указанный феномен объясняется тем, что восприятие величины происходит одновременно с восприятием удаленности, т. е. воспринимается ситуация целиком. В случае же с определением величины луны мы не можем воспринять удаленность (нет этого в практике) и, в частности, поэтому не можем воспринять величину луны.

При восприятии формы константность проявляется как независимость от угла зрения. Кстати, об этом писал еще Р. Декарт. При восприятии цвета константность проявляется как независимость от освещенности. Например, уголь и на ярком солнце воспринимается черным, а белое и в сумерках воспринимается как белое.

Итак, константность обеспечивает единство объективного и субъективного в сознании человека. У детей в 2–3 года она еще не сформирована, но к 10 годам это свойство образа уже стабильно.

Некоторые ученые считают, что искажения, зависящие от условий восприятия, могут достигнуть такой силы, что восприятие будет неадекватным, т. е. проявится аконстантность. Отсюда следует, что можно говорить о степени константности и можно ее измерять.

Иллюзии. Когда нарушается константность, может произойти неадекватное восприятие предмета, которое называется иллюзией.

Иллюзии возможны в разных модальностях, но чаще всего – при зрительном восприятии. Это могут быть и неверные оценки каких‑то параметров, и смещения в пространстве, и маскировка и т. п. Рассмотрим примеры (рис. 4.11–4.16).

 

 

Рис. 4.11. Линейка искажена: на ее видимую длину влияет фигура, содержащая иллюзию.

 

 

Рис. 4.12. Фигуры, содержащие иллюзию Мюллера – Лайера. Длины отрезков здесь подобраны так, чтобы отрезки казались одинаковыми.

 

 

Рис. 4.13. Изогнутая линейка.

 

 

Рис. 4.14. Иллюзия искажения, принадлежащая перу Понзо. Верхний поперечный брусок кажется длиннее нижнего, хотя в действительности они равны.

 

Зрительные иллюзии широко используются в живописи и архитектуре. Конечно, это право художника – изображать мир так, как он хочет. Можно не только в двухмерном пространстве создавать иллюзию трехмерного, но и в это трехмерное вносить парадоксы, чтобы создать эффекты неожиданности, беспокойство и т. д.

 

 

Рис. 4.15. Иллюзия Цельнера.

 

 

Рис. 4.16. Иллюзия Геринга.

 

 

Рис. 4.17. У. Хогарт. «Обманчивая перспектива».

 

 

Рис. 4.18. Гравюра Мориса Эшера. Изображен водопад, который, по‑видимому, непрерывно струится вверх.

 

Посмотрим на репродукцию картины английского художника Уильяма Хогарта «Обманчивая перспектива» (1754) (рис. 4.17). На первый взгляд мы не замечаем ничего необычного. Но если присмотреться, то увидим много любопытного. Где точка нахождения художника? Кажется, что она совпадает с местонахождением первого рыбака. Однако вид на второй дом – сверху. Фигуры «верхних» людей примерно одинаковы, но размеры домов при этом очень разные. А что удит первый рыбак?.. И таких вопросов очень много.

 

 

Рис. 4.19. Гравюра Мориса Эшера, на которой изображен невозможный дом.

 

Еще более искажена перспектива на картинах голландского художника Мориса Эшера (рис. 4.18, 4.19).

Иногда иллюзии являются результатом перегрузки нервных путей – вспомним, в частности, возникающий на сетчатке послеобраз. Если частота смены послеобразов велика, появляются различные эффекты неустойчивости изображения. Именно эти иллюзии взяли на вооружение художники опарта – особенно Виктор Вазарелли (рис. 4.20) и Бриджит Райли (рис. 4.21).

 

 

Рис. 4.20. Рисунок Виктора Вазарели (1964). Узор странным образом смещается, меняется.

 

 

Рис. 4.21. Бриджит Райли. Падение.

 

Кроме зрительных иллюзий известны и другие. Например, студентам предлагается провести следующий эксперимент: взять в руки карандаш и скрестить указательный и средний пальцы. Это иллюзия Аристотеля. Она основана на том, что на практике эти поверхности никогда не касаются предмета одновременно.

Несколько иначе трактуются иллюзии в школе Д.Н. Узнадзе (Тбилиси). Один из ранних опытов таков. Несколько раз испытуемому клали на левую руку больший, а на правую – меньший и по размеру, и по весу шар. Потом положили два одинаковых шара. Испытуемый говорил, что на левой руке теперь меньший, а на правой – больший шар. Грузинские психологи трактуют это как формирование установки на больший шар на левой руке, а затем – как решение по контрасту.

Безусловно, психологи изучают иллюзии не только из чисто познавательного интереса. К сожалению, иллюзии возникают в практической деятельности и могут затруднить (или сделать опасной) работу человека. Например, у летчиков сверхзвуковых самолетов возникает (при условии, что скорость самолета в три раза выше скорости звука) иллюзия того, что предметы, которые в действительности находятся на 100 м позади самолета, как бы оказываются рядом с самолетом. Это происходит из‑за относительной медленности (инертности, наличия следов на сетчатке) зрительного восприятия по сравнению с такой скоростью самолета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.