Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулятивные психические процессы




Февраля 2014 года

Негатив и позитив

Отличия МО от реальных.

В своем развитии мысленные образы проходят несколько этапов:

1) Философский

2) Измерительный

 

Ассоциативная психология – яркость, живость образа. Ассоцианисты пришли к следующему: люди существенно могут отличаться по способности вызывать у себя мысленные образы. В сравнении мысленного и реального образа можно найти плюсы и минусы.

 

Отличия мысленного и реального образа

Мысленные образы.

Негативная характеристика образа Позитивная характеристика образа
Бледность (мысленные образы менее яркие, чем реальные); Мысленный образ является фрагментарным образом; Неустойчивость мыслительных образов. Панорамность (благодаря мысленным образам мы можем отражать картинки в ракурсе 360 градусов; Обобщенность (когда речь идет о том, что в мысленных образах мы можем создавать образ объекта как представителя какого-то класса, и плюсовать к нему все, что близко ему).

 

Есть три теории, которые рассматривают мысленные образы:

1. Гипотеза двойного кодирования. Информация в памяти частично хранится в виде образов, а частично в виде абстракций. Разные слова в разной степени будут вызывать разные образы и ассоциации. Т.е., образное слово будет играть роль медиатора. Для разных типов информации есть разные типы кодирования.

Для конкретной информации более подходит образный код, а для абстрактной информации более подходит абстрактный код. Наш мозг по разному обрабатывает образную и абстрактную информацию. Образная информация обрабатывается быстро и однотипно, Абстрактная информация обрабатывается медленно и последовательно. БРУКС доказал, что информация в памяти может храниться как в образном, так и в абстрактном варианте.

2. Радикальная теория образов. Информация в памяти у нас записана в виде образов, и содержание этих образов изоморфно (соотносительно) внешней реальности. В 1973 году ШЕПАРД просил испытуемых сравнить два объекта на схожесть, и он смотрел, сколько потребуется времени, которое испытуемые будут тратить на сравнение объектов. ШЕПАРД получил следующее: время, которое требуется для того, чтобы сравнить два объекта на схожесть растет в прямой пропорциональности от угла поворота этих объектов относительно друг друга. Испытуемые реально переворачивают, например, букву, в мысленном плане, и в мысленном плане наблюдается феномен – фантазия прототипа. Благодаря этим прототипам можно проводить обучение.


К ним относят 3 процесса: эмоции, воля, внимание.

Эмоция – регуляция, которая базируется на биологических механизмах. Суть заключается в: определение значимости тех, или иных воздействий на организм.

Воля – высший процесс регуляции, связывающийся со сложнейшими когнитивными механизмами выбора и принятия решения.

Внимание – стоит особняком между этими процессами (о статусе внимания). Первая точка зрения: внимание – это самостоятельный процесс по утверждению одних, и не самостоятельный психический процесс, по утверждению других. Вторая точка зрения: внимание – это познавательный процесс по утверждению одних, и регулятивный процесс, по утверждению других.

 

Эмоция – это особый класс психических явлений, процессов, состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями, и мотивами. Самая яркая черта эмоции – это субъективность. Субъективны – все эмоции. Эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, в эмоциях отражается значимость индивида, явлений и ситуаций, которые его окружают.

 

Точки зрения по поводу эмоций.

Первая группа теорий – откуда берутся эмоции, как они возникают и что из себя представляют.

 

Первая теория – Рудиментарная теория (РИБО и Ч.ДАРВИН).

Эмоциональные явления – это некие пережитки, которые связаны с биологией человека, и они обслуживают экстренный, неспецифичный ответ организма, прежде всего в ситуации опасности. Человек в ходе эволюции становится все более разумным, и следовательно управление всеми процессами приобретает все более рациональный характер, и в связи с этим, эмоции через некоторое время должны исчезнуть как ненужный механизм регуляции.

 

Вторая теория – Ассоциативная теория (В.ВУНДТ).

Основной метод ассоциативной психологии – интроспекция. ВУНДТ предлагает следующее: он говорит, что эмоций очень много, и эмоциональных состояний так много, что нельзя отобразить их картину. Он говорит, что есть 3 основных измерения эмоций:

1. Удовольствие – неудовольствие;

2. Возбуждение – успокоение;

3. Напряжение – расслабление.

Эмоции по своей структуре неоднородны, и образуют иерархию.

Явление адаптации в эмоциональной сфере: 1) длительное действие одного и того же раздражителя уменьшает интенсивность переживания, и простое изменение интенсивности раздражителя изменяет переживание эмоции. 2) Притупление эмоциональной реакции на раздражитель, с которым мы часто встречаемся. 3) Наиболее сильное переживание возникает не при первом предъявлении раздражителя, а при последующих.

Явление иррадиации чувств: эмоции и чувства переносятся на впечатления.

 

Третья теория - Периферическая теория эмоции Джеймса ЛАНГЕ:

Эмоция представляет собой некое осознанное переживание, которое мы обозначаем различными словами.

Биохимические сдвиги сопровождают любое эмоциональное явление. Т.к. это сдвиги, то эмоцию, составляющую любой момент, можно измерить.

Любая эмоциональная реакция сопровождается выразительными движениями.

Эмоция – это результат отражения на уровне сознания тех физиологических сдвигов, которые происходят на периферии организма в связи с воздействием стимула.

«Нам грустно – потому что мы плачем, нам радостно потому что мы смеемся».

S→НС→Периферии→Действия

Эмоция→НС

 

Следующая теория - Теория КЕННОНА-БАРДА.

Первая позиция: Хирургическая перерезка нервов, которые ведут от внутренних органов к ЦНС, не препятствуют возникновению эмоциональной реакции.

Вторая позиция: Одни и те же телесные изменения в организме могут приводить к совершению разных эмоциональных реакций.

Третья позиция: Реакция внутренних органов слишком медленна, внутренние органы недостаточно чувствительны чтобы описать всю гамму человеческих чувств.

Четвертая позиция: Искусственно вызванные биохимические изменения не обязательно приводят к возникновению тех эмоций, которые они сопровождают в норме.

 

Центр эмоций находится в подкорковых ядрах таламуса и гипоталамуса.

 

Следующая теория – Бихевиоральная теория.

Эмоции – специфичный вид реакций.

Три формы проявления реакций: страх, ярость и любовь.

Данные формы врожденные, на основе их форм по закону условных рефлексов формируется бесконечное многообразие человеческих эмоций.

Это ответ внутренних органов.

 

2 группа теорий: Функциональные теории.

 

Теория МАК-ДАУГОЛЛА:

Эмоция – механизм, который активизирует поведение.

Поведение человека и животного определяется инстинктами, который состоит из трех компонентов: 1) предрасположенность воспринимать раздражитель определенного типа; 2) эмоции; 3) предрасположенность к выполнению реакции определенного типа.

Функция эмоций: организовать поведение человека.

 

Психоаналитическая теория:

У нас существуют аффекты как эмоциональные состояния, если они подавляются внутренним напряжением.

Функция эмоций – тот механизм, который позволяет реализовать желание бессознательного.

 

Теория биологическая. Теория АНОХИНА.

Эмоция возникает в результате сопоставления так называемых двух переменных: образа потребностного будущего с достигнутыми результатами.

Стимул из вне направлен на ожидаемый конечный результат. Дальше происходит реальное действие, от него отражается обратная связь, важность которой в сравнении полученного результата. Результат достигнут – положительные эмоции, нет – отрицательные, весь цикл обрабатывается снова.

 

Информационная теория СИМОНОВА.

Если информации недостаточно, то возникает эмоция. Эта формула описывает принципиальный механизм возникновения эмоций в результате рассогласования имеющейся и необходимой информации.

 

Теория ЭШБИ.

Человек должен поддерживать гомеостаз – некоторое равномерное состояние. Он колеблется в некоторых пределах, эти пределы позволяют приспособиться к изменчивым условиям среды.

Эмоции – тот регулятор, который показывает, насколько состояние организма отклонилось от оптимального. Если это изменение незначительно – положительная эмоция. Если изменение начинает угрожать организму – отрицательная эмоция.

 

Теория когнитивного диссонанса.

У человека есть некоторое идеальное представление о себе, о собственных действиях, о мире. И если вдруг текущая информация начинает рассогласовываться с уже имеющейся, то возникает когнитивный диссонанс, и это переживается как отрицательная эмоция. В этом механизме, который запускает сопоставление и изменение конечных схем.

 

Теория ШЕХТЕРА.

Эксперименты проводил МОРАНЬОН. Вводил адреналин, испытуемые утверждали, что они как бы испытывают эмоции.

ШЕХТЕР в 1962 году проводил эксперименты, выводы: для возникновения эмоций важен не только стимул, а также некоторая интерпретация его в контексте.

Пример: 3 подгруппы: 1 – предупредили о вводе адреналина, 2 – частично, 3 – не предупредили. Подставная утка начинает разыгрывать представление эмоциональное, больше всего реагирует 3 группа в связи с конфликтом внутренней информации.

ХОМАН в 1966 году провел серию экспериментов, следующие выводы: периферия важна для возникновения эмоций. Для нормальной работы важна целостность функциональной системы: периферии и центральной части.

 

 

Функции эмоций.

 

1. Оценочная функция. Эмоции всегда оценивают значимость ситуации для нужд организма.

2. Побуждающая. Эмоции заставляют что-то делать, стремиться к чему-то. В связи с этим они организуют поведение.

3. Организующая – дезорганизующая.

4. Направление внимания. Эмоции могут приковывать наше внимание.

5. Функция фиксации следа памяти. Запоминается лучше необычное, непривычное.

6. Предвосхищение или эвристическая. Эмоция показывает, что путь нами правильно выбран.

7. Синтезирующая. Эмоции могут организовывать и синтезировать все остальные процессы. Эмоции начинаются уже в ощущениях, могут интегрировать информацию в памяти, целые психические процессы; могут интегрировать некоторые виды деятельности.

8. Экспрессивная. Эмоции служат для выражения внутреннего состояния и для передачи этого состояния другим.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.