Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология личности. Философские истоки, положенные в основу психологического знания о личности




 

3 концепции:

1. Не ясна собственная природа;

2. Пока человек не определит свое место в мире;

3. Не осознает основной моральный закон, который направляет его существование.

 

В чем сила Я? В чем можно найти содержание личности? Как она устроена? Существует ли объем личности, ее пределы, границы? Можно ли вообще определить меру целостности личности, если таковая имеется?

Это и составляет предмет психологического изучения личности.

 

Истоки и корни психологического знания о человеке связаны с древними цивилизациями. Одни цивилизации исчезли, другие распались на новые, третьи остались до сих пор.

Индия, Греция и Китай – самые мощные цивилизации, показавшие три разных взгляда на человека (концепции были либо философскими, либо натур-философскими, либо интуитивно-психологическими).

3 вопроса:

Что человек есть?

Откуда он является?

Куда уходит?

 

Эти же вопросы ставит философия, религия.

Если обобщить – Восток и Запад по-разному отвечают на эти вопросы.

Современная психологическая наука пришла к тому, что люди, знавшие 6 тыс. лет назад, знали: к факту наличия некоторой области, которая находится за пределами человеческого мышления (конкретное есть душа, психика и душевный мир). Второе, к чему пришла современная психологическая наука – это то, что по этим вопросам мы до сих пор ничего не знаем, но тем не менее, человечеству удалось восстановить единые взгляды, которые в будущем выросли в различные концепты по природе личности. Их 4:

1. То, что человек во всем мире принял единые методы логики и мышления.

2. Свойства человеческого разума едины и тождественны.

3. Человеческие чувства в основном схожи.

4. То, что в схожих обстоятельствах человек ведет себя более или менее одинаково.

Люди по разному ориентировались по разным проблемам:

Греция: греческое чудо связано с эпохой эллинизма. Для ответа на эти вопросы эллины (греки) стремились определить природы внешнего мира. Греки старались определить место человека во внешнем мире. Их позиции более экстравертированы, чем позиции Востока (что человек делает в этом мире, в этом месте, с этим отношением). Меньше внимания уделяли тому, что есть сам человек. Они говорили о богатствах человека (подлинное богатство – общение и общественная деятельность). АРИСТОТЕЛЬ – занимался проблемами логики и деятельности. Он переключился с идеи человека на его деятельность. Главная черта – это разумность.

Греческий подход, который строился на материализме, на логике, анализе, эксперименте (частично) – это прототип современной науки. Английский исследователь античности БЕРНЕТТ издал книгу «Древнегреческая философия». Он говорил о том, что понятие науки вообще для западной мысли можно определить как размышление по способу греков. Если взять КОНФУЦИЯ и СОКРАТА – их можно перепутать, если не быть знакомым с их работами.

Что характеризует философскую идею греков?

1. Восточная философская мысль лежит главным образом в лоне религии, и последовательно рационализируется. Античная же мысль по отношению к религии сразу же заняла резко негативную позицию.

2. Восточная философия тяготеет к морально-этическому направлению, а в античной крайне рационалистическое объяснение мира.

3. На Востоке эмпирическое знание развивается вне религии и вне философии, в Греции же – развивается вместе с философией.

4. То, что на Востоке основательно медленная цепочка рассмотрения всех явлений, в Греци же с точностью наоборот (идеи получались в результате взрыва).

 

Единство космоса и микрокосмоса, о человеке как космическом явлении, о сохранении энергии и материи, принципы относительности, вероятности и неопределенности, дифференциальное исчисление. Идеи генетической основы всех живых существ и эволюционного происхождения человека. Идея о единстве конечного и бесконечного. Материя как сфера преджизни.

 

ИНДИЯ

 

Человек есть носитель феномена, который в реальном мире не существует. Это некий иной мир. Главное отличие от античной мысли в том, что позиция Востока более интровертирована. Интерес шел к внутреннему миру человека. Важное отличие еще в том, что Восток занят другой проблемой: как мы пребываем в этом мире? Третья позиция, что человек – субъект исторического процесса. Четвертое – если Греция занималась ответом на вопрос, что стоит за ликом вещей, то Индия ставит вопрос по-другому: что стоит за ликом мысли?

Есть относительная истина – наши мысли, наши эмоции, наше поведение. Они динамичны, преходящи, не несут в себе никакой общей ценности.

Есть абсолютная истина – суть человека. То, до чего человек должен дойти. Он должен преодолеть чувства, эмоции, и выйти за пределы этого. Поэтому, личность – темница души. Задача преодолеть границы личности, преодолеть возможности своего тела за счет промежуточных сил.

Индусы говорят, что есть три мира:

1. Мир живой материи – мир, в котором человек живет, познает что-то, действует, совершает. Человек здесь не исчерпывается жизнью, и не связан с ее законами.

2. Психический мир – психические процессы, свойства личности, состояния. Этот мир не может раскрыть природу человека, а только говорит, что человек может оказаться рабом своих чувств, поведения, эмоций.

3. Духовный мир человека - не может определяться ни материальным, ни психическим миром

Здесь возникают разные точки зрения по поводу возникновения духовности, появляются философские взгляды.

Веданты. Вед – древнейшее знание индусов в философии и т.д.

1. Самхиты – собственно веданта, например, гимны о сотворении, о жертвоприношении, напевы, заклинания.

2. Брахманы – появились позже самхитов. Высшая каста поэтов, художников, философов.

3. Араньяки – лесные книги.

4. Упанишады – около 200 – собственно-философские источники, тайны учения.

 

Духовная концепция человека на Востоке корнями лежит полностью в Индии.

1. Нельзя смотреть на человека только как на материальную сущность.

2. Истинная природа может быть понята, но для этого ее нужно рассматривать как некий результат, духовную основу.

3. Человеку отводится особое место в мире, связанное с тем, что человек – высшее проявление вечного бытия. В моменты своего прозрения (вдохновение, просветление) – человек осознанно, ярко и объемно представляет себя этим мигом.

 

Позиции индусов:

1. Человек не первый среди равных, он принципиально отличается от всех других живых существ, т.к. обладает сутью, которая выше всех остальных веществ.

2. Человек способен открыть в себе черты совершенной природы.

 

В индуизме большое развитие получил пантеизм (течение, одухотворявшее природу). Человек содержит в себе всю вселенную (именно содержание вселенной в себе). Человек – есть микрокосмос макрокосмоса. Идея Бога отражена в следующем: человек не просто создан по образу и подобию Бога, он еще является и наместником на Земле в образе Бога.

Основная мысль в индуизме – ничто не может быть у человека, кроме стремления установить свое тождество с истиной. А истина вымощена дорогой к божественному.

 

СОКРАТ – досократовская Греция – естественные исследования. СОКРАТ – прямой антипод философии Греции, и одновременно его можно назвать представителем Восточного кредо на Западе. Он первым отказался от мысли исследовать естество природы само по себе. СОКРАТ считал, что в центр рассмотрения природы нужно поставить человека и его поступки.

В фокусе - понятие добродетели. СОКРАТ был убежден, что человека можно и нужно научить добродетели. Практически все человеческие пороки идут от его прямого невежества и глупости. Хорошо поступать может лишь тот, кто знает как поступать, и этому нужно учить.

Духовная жизнь по характеру и форме очень субъективны. Сюда входит: внешний мир во внутренних свойствах (внутренние свойства – переживания личности), по содержанию духовная жизнь объективна (базируется на знаниях). Высшее выражение знаний в добродетели.

 

КИТАЙ

 

Этих мыслителей мало интересовали как внешний, так и внутренний мир. Они занимаются изучением человеческих отношений, и до сих пор в Китае несравнимо большой интерес к тому, как люди относятся друг к другу, и как человек относится к обществу, в противовес тому, что человек делает как оно есть.

Следующие взгляды можно выделить:

Экстернальная сторона на соотношение человека и общество – ответственность переносится наружу. Каково общество; именно общество виновато в том, плох я или хорош. Оправдание любого поступка человека идет за счет того, каким общество его слепило. Таков он и есть. СЮН-ДЗЫ (II век) и ДЖУ-СИ (XII век).

Интернальная сторона взглядов на соотношение человека и общество – ответственность за отношения человека лежит внутри человека. Человек сам способствует тем отношениям, которые он имеет с социальной средой. Представители – МЭН-ЦЗЫ и ВАН-ЯН-МИН.

Персонологическое направление: ни человек, ни личность, а персона, направленная на выполнение заданных в обществе функций, на статус, на ролевое поведение в обществе.

Около 150 лет назад Западная мысль вторично открыла для себя Восточную философию, а интенсивное научное изучение Восточной философии на Западне началось около 40-45 лет назад.

 

РЕЗЮМЕ: В Западной концепции человека подчеркивается его разумность и материалистическое начало, в Индийской делается акцент на духовности и нравственном начале человека, а в Китае идет осмысление роли отношений и социального начала в структуре личности.
24 февраля 2014 года




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.