Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности, основные направления исследования




Понятие личность: в широком смысле – человек.

В узком смысле: в психологии – интериндивидный подход.

КОН говорит, что личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества.

ЛЕОНТЬЕВ А.В. говорит, что личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Рассматривается как системное качество, принадлежащее человеку.

БАЖОВИЧ Людмила Ивановна говорит, что личность – это такой уровень психического развития, который делает человека способным управлять свое поведением, деятельностью и своим развитием.

КОЛОМИНСКИЙ говорит, что личность – это такой уровень психического развития, который позволяет человеку выделять свое Я, иметь свои взгляды, иметь свои отношения, устойчивые убеждения, обладать активностью и способностью к самовоспитанию.

САРНОФФ: личность – это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

БИРН Джон: личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

БОГМАН и УЭЛШ: личность – это комплексная гипотетическая конструкция (гипотетическая – потому что мы создаем эту конструкцию на основании наблюдения за поведением индивида).

ОЛПОРТ: личность – это динамическая организация тех психофизиологических систем, которые определяют единственный способ приспособления к окружающей среде.

 

В обобщенном смысле личность - это высшая интеграция психических процессов и новообразования, которая формируется в процессе общения, совместной деятельности, включает в себя самосознание, сознание непрерывности и тождественности своего Я, индивидуальностью, активностью, саморегулированием деятельности, поведения и своего развития.

 

Базовые критерии определения:

1. Полнота;

2. Идея изменчивости личности;

3. Структурированность и целостность;

4. Идея уникальности.

 

Варианты изучения в отечественной психологии:

АСМОЛОВ А.Г. - специфика познавательной ситуации в изучении личности. Особенности:

1. Многогранность феноменологии личности.

2. Междисциплинарный статус:

наука о человеке как о биологическом виде – рассматриваются фундаментальные основы - антропология; науки о личности и ее жизненном пути; науки о человека как субъекте – здесь рассматривается человек как объект и субъект исторического развития;

3. Более усиленное влияние личности на исторический процесс, на общество.

Джон УИГГИНС: 4 методологических подхода:

1. Биологический – когда изучается личность с точки зрения ранее приобретенного опыта (эволюционные предпосылки развития).

2. Экспериментальный – основа изучения личности, здесь изучаются процессы восприятия, научения, высшей нервной деятельности.

3. Социальный – здесь изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности.

4. Психометрический – изучается личность, основываясь на изучении признаков, которые отражают внутреннюю структуру свойств личности.

 

Деятельностный подход (ЛЕОНТЬЕВ А.В.) – 1-ый тезис: о единстве психики и деятельности. То, что человеческая психика не существует в различных видах деятельность;

2-ой тезис: Деятельность – движущая сила развития человека и личности.

 

Подход АНАНЬЕВА – человек как макроструктура.

 

Во всяких ли ситуациях человек является субъектом, или он может быть объектом?

 

Первая точка зрения: личность – это результат процесса вызревания генотипических черт под влиянием социальной среды. Вначале многие черты даны человеку как возможность, и реализуются они под влиянием общества.

Вторая точка зрения: индивидные особенности. Они развиваются сами по себе и опорой при формировании личности являться не могут.

 

Индивидуальность: два контекста.

Первый контекст – индивидуальность рассматривается как единичность, неповторимость, непохожесть. КОН Игорь Сергеевич – под индивидуальностью подразумевается то, что отличает человека от всех других, включая: природные, социальные, телесные, психические, унаследованные и благоприобретенные выработанные в процессе онтогенеза свойства.

Второй контекст – АНАНЬЕВ, МАРКС – индивидуальность рассматривается как высший уровень развития личности, связанный с ее самораскрытием и реализации ее предназначения. Любая личность неповторима, но не любая неповторимость является индивидуальностью. Целостность, обособленность, неповторимость, внутреннее Я – вот основные признаки индивидуальности с этой точки зрения.

 

Системный подход – общенаучный, один из самых перспективных, в том числе и в психологии. Любое явление, в том числе и личность, можно рассматривать как систему, которая развивается, функционирует и взаимодействует с другими системами. Понятие системы определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство (САДОВСКИЙ Виталий Николаевич). Можно выделить общие характеристики системы. Их пять:

1. Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей, и невыводимость из какой-либо части системы, ее свойств как целого.

2. Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некую структуру, и определяют поведение системы в целом.

3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь открытый и закрытый характер.

4. Иерархичность – когда каждый компонент системы может рассматриваться как система, которая входит одна в другую. То есть система может быть и элементом подсистемы данной системы.

5. Множественность – каждая система является сама по себе сложным объектом, и не может быть соединена в одной схеме или картине.

6. КЕЛЛИ предлагает конструктивный альтернативизм – никакая другая точка зрения не имеет преимущества над другими.

 

Теоретические проблемы исследования личности: понятие личности (что понимается под личностью); объем и структура личности; социальное и биологическое в личности; проблема сознательного и бессознательного в личности; измерение личности (как можно сравнить людей по степени выраженности личностных характеристик); формирование и развитие личности; аномалия личности (когда человек перестает быть личностью).

 

К основным теоретическим направлениям понимания личности относятся:

1. Психоаналитическое направление.

2. Бихевиоринальное направление.

3. Биологизаторское направление.

4. Гуманистическое направление.

 

Типологические и факторные подходы к описанию личности (вопросы психологии – 1992 год, номер 3, 4, посмотреть личность)
3 марта 2014 года




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.