Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности профессии мастера профессионального обучения 2 страница




Преподавание и содержание обучения, таким образом, можно жестко запрограммировать, чего не допускается в воспитательной работе. В воспита­тельной работе приемлемо планирование лишь в са­мых общих чертах: отношение к обществу, труду, профессии, людям, учению, природе, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Ло­гику воспитательной работы преподавателя, мастера профессионального обучения в каждой отдельно взя­той учебной группе нельзя предопределить нормативными документами.

Преподаватель и мастер профессионального обучения в процессе преподавания имеют дело примерно с однородным «исходным материалом». Результаты теоретического и практического учения однозначно определяются деятельностью педагога, т.е. способностью вызвать и направить познаватель­ную деятельность ученика. Педагог же, как воспита­тель, вынужден считаться с тем, что его педагогиче­ские воздействия могут пересекаться с неорганизо­ванными и организованными влияниями на учаще­гося.

Преподавание как деятельность имеет дис­кретный характер и не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть различным во времени. Особенность же воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредст­венного контакта с педагогом, воспитанник нахо­дится под его опосредованным влиянием. Подготови­тельная работа в воспитании зачастую более значима, чем основная часть.

Эффективность деятельности учащегося в процессе обучения выявляется по уровню усвоения знаний и умений, овладению способами решения по­знавательных и практических задач и т.п. В воспита­тельной работе осложнено соотношение деятельно­сти воспитателя с критериями воспитанности сту­дента. В силу стохастичности * воспитательного про­цесса затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий, и их получение от­срочено во времени. В воспитательной работе не­возможно своевременно установить обратную связь.

Как отмечает В.А. Сластенин, различия в орга­низации преподавания и воспитательной работе показывают, что первое значительно легче по способам его организации и реализации, в структуре целост­ного педагогического процесса оно занимает подчи­ненное положение. Если в процессе обучения прак­тически все можно доказать и вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому ус­пешность учения во многом зависит от сформиро­ванности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Преподавание и воспитательная работа в их единстве имеют место в деятельности мастера профессионального обучения. Например, мастер в процессе своей деятельно­сти решает две основные задачи: сформировать у учащихся знания, умения и навыки по конкретной специальности при соблюдении всех требований со­временной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабо­чего, который сознательно стремился бы к повыше­нию производительности труда, качества выполняе­мой работы, был бы организован, дорожил честью своего предприятия, своей профессией. Мастер-профес­сионал не только передает свои знания, умения уче­никам, но и направляет их гражданское и профессио­нальное становление.

Только мастер профессионального обучения, знающий и любящий свое дело, людей, сможет при­вить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в овладении спе­циальностью, а в дальнейшем – постоянном совершенствовании профессиональных умений и навыков.

Опыт показывает, что успехов в педагогической деятельности добиваются те педагоги, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы учащихся, создавать на уроке творческую атмосферу, групповую ответственность и заинтересованность в успехах всех учащихся. Таким образом, можно сде­лать вывод о том, что не столько преподавательские умения, сколько умения воспитательной работы являются первич­ными в содержании формирования готовности к профессиональной деятельности будущего мастера профессионального обучения. В связи с этим профессиональная подготовка будущего мастера профессионального обучения имеет своей целью формирование его готовности к управлению целост­ным педагогическим процессом.

Большое значение в деятельности мастера профессионального обучения занимает также и профессиональная ориентация будущих рабочих. Профессиональная ориентация (профессиональная направленность) является составляющей ориента­ционного компонента готовности к профессиональной деятельности, поэтому она должна быть обязательной составляющей процесса подготовки будущих рабочих. Профессиональная ориентация осуществляется через систему качеств личности: интересы, склонности, мировоззрение, убеждения.

Ориентация, или направленность личности, как известно из психологии, является ведущим психологическим свойством, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.

В практической деятельности мастера профессионального обучения профессиональная ориентация означает такую организацию деятельности учащихся, при которой у них формируется положительное отношение к профессии, осуществляется развитие профессиональных интересов и склонностей, возникают возможности профессиональной самореализации и самоутверждения.

В психологии деятельность понимается как многоуровневая система, компонентами которой являются: цель, мотивы действия и результат. Применительно же к педагогической деятель­но­с­ти преобладает подход выделения ее компонентов относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

В структуре педагогической деятельности выделяют пять взаимосвязанных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (Н.В. Кузьмина). Успешное осуществление этих функциональных видов педагогической деятельности возможно при наличии соответствующих способностей, проявляемых в умениях.

Гностический включает в себя действия, обеспечивающие изучение содержания и способов воздействия на других людей, возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей, особенности процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Проектировочный включает действия в области формирования целей и задач, отодвинутых на дальний срок, планирование результатов деятельности воспитанников на длительный срок, планирование собственной деятельности на длительный срок.

Конструктивный включает действия в области формирования тактических задач: а) отбора и композиции содержания информации, которая должна быть достоянием ученика; б) проектирования деятельности учащихся, в которых необходимая информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторский включает в себя усилия в области оперативного решения задач, связанных с организацией: а) информации в процессе ее сообщения обучающимся; б) различных видов деятельности обучающихся, в которых информация может быть усвоена, и необходимые свойства сформированы; в) собственной деятельности и поведения.

Коммуникативный включает в себя действия в области оперативного решения задач, устанавливающие педагогически целесообразные взаимоотношения в процессе различных видов деятельности.

Одним из важных понятий, определяющим качество профес­си­о­нального образования, является поня­тие профессиональной компетентности специалиста.

Термин «компетентность» (от лат. competenes – соответствующий, способный) означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо.

Можно считать, что понятие «компетентность» расположено рядом с такими понятиями, как «грамотность», «осведомленность», «информированность», «подготовленность». Понятие «компетентность» относится к сфере деятельности личности и применимо к различным категориями работников.

Компетентность может быть различной, в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности (Энциклопедия профессионального образования).

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин). Для мастера профессионального обучения, который занимается профессионально-педагогической деятельностью, можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Под профессионально-педаго­гической компетентностью будуще­го мастера профессионального обу­че­ния будем понимать результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерно профессиональное самосознание, целостное видение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей – способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях. В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, который характеризуется высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, глубоким владением профессией.

Кроме рассмотренного понятия «компетентность» сегодня становится актуальным рассмотрение и использование такого понятия, как «компетенция». Так, известный психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека не в глубине приобретенных знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связан термин «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка понятие «компетенция» ставит в один ряд с понятиями «полномочия», «власть», «права». Обладать компетенцией означает умение, способность мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение работника выполнять работу на его предприятии в разрезе профессионального стандарта. При этом образовательный стандарт будет определять «компетентность» специалиста. Таким образом, можно сказать, что компетенция – это компетентность в действии.

Для мастера профессионального обучения профессионально - педаго­гическая компетенция есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально-педагогической деятельности, выражающаяся понятием «быть способным».

В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.

С профессионально–педагогических позиций компетентность рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций*. Поэтому обладание лишь компетенциями не гарантирует их успешной реализации. Между компетентностью и компетенциями существует прямая и инверсионная (обратная) зависимость.

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности, по мере накопления жизненного и профессионального опыта.

Компетенция представляется человеку в зависимости от его социального и профессионального статуса, уровня образованности, стажа работы и пр.

Профессионально–педагогическая компетенция мастера профессионального обучения включает достаточно много составляющих. Однако выделяют, как правило, те компетенции, которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, выделяют педагогические компетенции, профессиональные (отраслевые).

Все компетенции мастера профессионального обучения образуют единый конструкт – ключевые компетенции (рис. 4). Эти ключевые компетенции характеризуют сферу деятельности будущего мастера профессионального обучения: социальная компетенция, когнитивная компетенция, правовая компетенция, коммуникативная компетенция, специальная компетенция (по отраслевой подготовке), социально–информационная компетенция.

 
 

 


Рис. 4. Структура ключевых компетенций мастера

профессионального обучения

Социальная компетенция – способность и готовность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества. Это умение анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решение по трудоустройству.

Когнитивная (познавательная) компетенция – способность и готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность к актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Правовая компетенция – способность и готовность соблюдать нормы общественного поведения, инструкции, правила в рамках действующих трудовых соглашений. Умение осознанно заключать трудовые контракты (договоры, соглашения) с работодателями.

Коммуникативная компетенция – способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, общению через Интернет, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, незнакомыми людьми, работодателями. Умение обосновывать собственные высказывания и правильно воспринимать критику коллег.

Специальная (профессиональная, педагогическая) компетенция – способность и готовность самостоятельно выполнять профессиональную, педагогическую деятельность и осуществлять оценку результатов собственного труда.

Специальная компетенция мастера профессионального обучения включает в себя педагогическую и профессиональную (отраслевую).

Социально–информационная компетенция – способность и готовность к применению информационных технологий в своей работе, умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию и применять ее на практике.

Как отмечалось ранее, профессиональная подготовка мастера профессионального обучения имеет своей целью формирование его готовности к управлению целостным педагогическим процессом. При этом под готовностью, как правило, понимается совокупность профессионально обусловленных тре­бований к мастеру профессионального обучения, не­обходимых для эффективного выполнения профессионально-педагогической дея­тельности.

Термины «подготовка» и «готовность» трактуются здесь не как синонимы, хотя между собой они тесно связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это объясняется тем, что то или иное качество готовности специалиста во многом определяется именно тем, какую он проходил подготовку. Неслучайно под термином «подготовка» понимается динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого личностного качества, каким выступает готовность.

В целом готовность к деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельность; следствие деятельности; качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; предпосылку к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности. Не смотря на некоторые несовпадения в интерпретации понятия готовности и ее структуры, она рассматривается во всех исследованиях как первичное и обязательное условие успешного выполнения любой деятельности.

Успешность решения задач по подготовке специалистов к профессиональной деятельности связывается с повышением роли человеческого фактора. Часто понятие «человеческий фактор» трактуется теоретически, нежели целенаправленно используется в практике. Сегодня оно особенно актуально в связи с разработкой и внедрением парадигмы личностно-ориентированного образования.

Понятие «человеческий фактор» фиксирует трудовую деятельность людей применительно как к отдельному человеку, так и к коллективу, народу в целом. Особенностью рассматриваемого понятия является то, что оно подчеркивает деятельностную сторону человека как главную производительную силу общества. Именно на активизацию профессиональной и социальной деятельности личности нацелена данная установка. Следовательно, активизация человеческого фактора (проявление его через деятельность) предполагает сегодня усиление творческого начала в деятельности личности, готовность личности сознательно осуществлять профессиональную и социальную деятельность.

Готовность к деятельности может рассматриваться с разных сторон: на личностном уровне (как способность к деятельности, устойчивое свойство личности, особое состояние), на функционально-операциональном уровне (как совокупность знаний, умений и способов, обеспечивающих успешную деятельность), на социальном уровне (как обусловленность внешними социальными процессами)

На основании вышеизложенных взглядов, готовность к деятельности можно представить как интегративное качество личности, включающее мотивационный, ориентационный, операциональный, психофизиологический, социально-психологический и социально–профессиональный компоненты.

Мотивационный – положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание заниматься именно этой деятельностью.

Ориентационный – интерес и склонность к профессиональной деятельности, знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности.

Операциональный – владение способами и приемами деятельности, синтез знаний, умений и навыков, необходимых для ее выполнения.

Психофизиологический – необходимое функциональное состояние организма, обеспечивающее выполнение профессиональной деятельности. Любая деятельность предъявляет свои требования к памяти, мышлению, воображению и т.д. Этот компонент обеспечивает функционирование личностной и деятельностной составляющих готовности.

Социально-психологический компонент – общественно направленные качества личности, характеризующие уровень гражданского сознания и культуры, коммуникативности и перцепции, нравственность и эстетические ценности.

Социально–профессиональный компонент – это взгляды, убеждения, ценности и качества, характеризующие мировосприятие и отношение личности к профессиональной деятельности в современных рыночных отношениях и социально–экономических условиях.

Рассмотренную выше структуру готовности к профессиональной деятельности можно представить как готовность мастера профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности (рис. 5).

 
 

 

 


Рис. 5. Структура готовности к профессионально-педагогической

деятельности будущего мастера профессионального обучения

 

Данная структура готовности отражает также подход к данной проблеме с позиции целостной личности, учитывая при этом роль мотивов и психических процессов.

Готовность, как качество и состояние личности, в решающей степени обуславливается устойчивыми мотивами и психическими особенностями, свойственными данной личности. Ее развитие начинается с представления о профессии, развития интереса, склонностей к профессии, приобретения необходимых знаний, навыков, умений, способности их реализовывать в конкретных условиях профессионально-педагогической деятельности, формирования профессионально важных качеств личности, укрепления профессиональных мотивов, положительного отношения к избранной специальности, повышения требований к себе, самокритичности и т.д. Заканчивается этот процесс тем, что готовность, пройдя несколько стадий и уровней, становится устойчивым личностным качеством.

Показателями этих уровней у будущего мастера в процессе подготовки в профессиональном учебном заведении является изменение, степень выраженности, сформированности готовности и ее основных компонентов.

Исходя из приведенной структуры готовности, определим понятие готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего мастера профессионального обучения как интегративную, динамическую систему психологических образований, включающую личностный, функциональный и социальный уровни организации, обеспечивающие эффективное выполнение поставленных целей деятельности.

Таким образом, понятие «готовность будущего мастера профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности» включает в себя следующие компоненты: положительное отношение к профессионально-педагогической деятельности, характеризуемое уровнем мотивационной готовности – мотивационный компонент; профессионально-педагогическую направленность личности, определяемую уровнем ориентационной готовности – ориентационный компонент; психофизиологическую готовность, представленную в виде совокупности профессионально значимых личностных и сенсорно-перцептивных характеристик, характеристик мышления и памяти, моторных качеств – психофизиологический компонент; социально-психологическую готовность, определяемую ансамблем социально важных личностных качеств – социально-психологический компонент; социально–профессиональную готовность, включающую профессионально важные личностные качества – социально–профессиональный компонент; операциональную готовность как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для основных видов деятельности мастера профессионального обучения – операциональный компонент.

Готовность также может быть представлена в виде отдельных составляющих, которые определяются на основе структуры профессионально-педагогической деятельности и основных видов деятельности мастера профессионального обучения. Таким образом, могут быть выделены следующие виды готовности мастера профессионального обучения: практическая, теоретическая, организационно-управленческая, технико-эксплуатационная и др.

Такое разделение готовности является условным и лишь подчеркивает сложность профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения. Однако оно позволяет проанализировать готовность мастера по различным направлениям деятельности.

Приведенный анализ готовности мастера профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности позволяет несколько глубже взглянуть на процесс его подготовки и используемые при этом средства, методы и формы обучения и воспитания. При этом важен следующий вывод о том, что формирование готовности будущего мастера профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности должно происходить в процессе подготовки, одним из важных условий которой является использование личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Главной целью такой технологии является развитие личности студента, которая выступает системообразующим фактором организации всего процесса подготовки мастера профессионального обучения; педагоги и студенты являются субъектами педагогического процесса; ведущими мотивами являются саморазвитие и самореализация всех субъектов, а формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности будущего мастера профессионального обучения.

Рассматривая взаимоотношения понятий «компетентность», «компетенция» и «готовность» применительно к мастеру, можно определить профессионально-педагогическую компетентность будущего мастера профессионального обучения как составляющую понятия «готовность к профессионально-педагогической деятельности» в части его уровня подготовленности (операциональный компонент). Профессионально-педагогическая компетенция – это готовность будущего мастера на уровне не только операционального компонента, но и направленности и профессионально важных качеств.

Таким образом, понятие «готовность к профессионально-педагоги­ческой деятельности будущего мастера профессионального обучения» понимается как совокупностная, интегративная характеристика личности, которая характеризует уровень формирования таких конструктов, как компетентность и компетенция и позволяет выполнять свою деятельность в конкретных педагогических условиях профессионального училища.

Сегодня большое внимание уделяется также понятию «ключевые квалификации», которые необходимы для быстрой адаптации в профессиональной и социальной сферах и которые не теряют своего значения при изменении технологии производства и помогают эффективно трудиться при смене основной профессии или специальности. Так, Э.Ф. Зеер дает следующее определение ключевой квалификацииэто комплекс психологических качеств, способностей, знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение определенной профессиональной функции (или нескольких функций) и составляющий один из компонентов общей квалификации работника. Он выделяет следующие ключевые квалификации в зависимости от функциональной принадлежности:

- общепрофессиональные (профессионально-практические знания и умения для широкого круга профессий, общеобразовательные знания и умения широкого профиля);

- когнитивные (способности к самостоятельному мышлению и учению, анализу, синтезу, творческие способности, способности к переносу знаний и умений из одного вида профессиональной деятельности в другой, способности к решению проблем, оцениванию, критическое мышление);

- психомоторные (общие психомоторные умения: координационные, выносливость, скорость реакции, концентрация внимания и др.);

- персональные (самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, оптимизм и др.);

- социальные (способности, ориентированные на групповое поведение).

Для мастера профессионального обучения как для педагогического работника системы НПО выделяют следующие ключевые квалификации: мотивация к профессионально-педагогической деятельности, направленность личности к профессионально-педагогической деятельности, производственно-технологическая умелость, творческие способности, организаторские способности, эмпатию, толерантность, коммуникативность.

Рассматривая понятия «подготовка» и «готовность», мы определили, что готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста является целью и результатом подготовки, которые определяются содержанием обучения и воспитания как компонентов педагогического процесса.

Содержание обучения определяется такими нормативными документами, как Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, учебная программа, учебник и т.п. В отличие от обучения содержание воспитания не имеет конкретных позиций в Государственном стандарте и других нормативных документах, хотя оно дано в таких документах, как Конституция РФ, Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ, «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», Программа развития воспитания Министерства образования РФ и др.

В связи с этим цели образования, подготовки могут быть представлены с учетом всех вышеназванных документов в виде модели специалиста, включающей в себя объем и структуру профессиональных, индивидуально–личностных и социально-психологических качеств, знаний и умений, которыми должен обладать выпускник как профессионал и гражданин общества. Так, модель будущего мастера профессионального обучения состоит из следующих блоков: ценностный потенциал, квалификационная характеристика, личностные качества, ключевые квалификации, профессионально-педагогическая компетентность и компетенция, требования работодателя и рынка труда (рис. 6).

Блок «Ценностный потенциал» является центральным (интегративным) блоком модели, в котором нашли отражение ценностные ориентации, характерные для общечеловеческих ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.