Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Методика чтения рассказов




Методика работы над эпическими произведениями.

Разных родов и жанров

Особенности работы над произведениями

Лекция 10-11

План:

1. Методика работы над эпическими произведениями.

А) Методика чтения рассказов.

Б) Методика чтения сказок.

В) Изучение произведений малых фольклорных жанров.

Г) Методика чтения басен.

Д) Методика работы над эпическими стихотворениями.

2. Методика работы над лирическими произведениями.

3. Методика работы над драматическими произведениями

 

Цель лекции – раскрыть специфику работы над художественным произведением в зависимости от его видо-жанровых особенностей (Приложение 6, 7).

 

Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении.

Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах, которые участвуют в определённых событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, то есть выстраивающихся в сюжет произведений.

Главное в этих связях подчёркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, то есть композиции.

В учебный материал для чтения в начальной школе включены следующие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое стихотворение, сказка, басня, а также малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, побасенки, считалки, пословицы и т.п.). При анализе любого эпического произведения внимание сосредоточивается на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика, прослеживается сюжетная линия.

В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная лирика.

Драматических произведений в книгах для чтения очень мало, так как драма требует постановки на сцене, а, следовательно, предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю.

Рассмотрим методику работы над этими жанрами.

Рассказ – небольшое произведение с законченным сюжетом, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя или отражающее разные стороны жизни общества. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приёмы работы, рассмотренные в лекции «Методике работы над художественным произведением».

Остановимся на некоторых вопросах организации работы учащихся.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путём чтения детьми текста про себя или чтения учителем.

Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя.

Рассказы о жизни природы, о труде дети могут со 2 класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей; обсуждения композиционного построения: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Необходимо обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

В учебных хрестоматиях для начальной школы, как отмечает Г.М. Первова, распространены следующие типы композиций сюжета:

Последовательное повествование; развёрнутое повествование в хронологической последовательности включает в себя все компоненты сюжета: экспозицию (дополнительный элемент композиции то есть краткое описание обстановки…), завязку, развитие действия, кульминацию, завязку, иногда эпилог. Например, Н Чарушин «Страшный рассказ», Е. Пермяк «Знакомые следы».

Легко использовать для полного пересказа.

Повествовательно-описательная композиция – позволяет автору подробно развернуть отдельные наиболее существенные компоненты сюжета, включение в него описания и объяснения явлений. Например, В. Бианки «Приспособился», Е. Пермяк «Славка», К. Паустовский

Диалоговая – сценки из жизни, авторский текст, как ремарка. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Хорошо использовать приёмы: живые картинки, чтение по ролям, диафильмы.

Сказочная – повествование от первого лица: от лица героя или автора.

Непоследовательное повествование – с разрозненной экспозицией, лирическим отступлением, вставками. Например, А. Чехов «Ванька».

Словарь: ретроспекция – возвращение в прошлое, может достигаться введением воспоминаний, какие-либо документы, рассказа одного из персонажей.

По мнению той же Г.М. Первовой, возможна и литературно-педагогическая классификация рассказов:

Исторический рассказ

А) Историко-героический – в центре образ–событие, подвиг героя.

Б) Историко-биографический – героями этого типа рассказа становятся исторические личности или их прототипы. Например, «Василий Крюков» А. Гайдара, «Таран» Л. Кассиля, «Птица-слава» С. Алексеева.

У младших школьников мал опыт исторического времени, поэтому при знакомстве с историческими рассказами на уроке необходимы дополнительные виды работы: рассказ учителя об историческом времени, чтение познавательных статей на заданную тему, словарная работа, показ исторических картин, использование схем, карт, портретов.

Социально-бытовые и социально-психологические рассказы. В них решаются житейские, вечные духовные проблемы: Е. Пермяк «Знакомые следы», Б. Житков «Обвал», «На льдине», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш». На переднем плане человеческие чувства, переживания, раздумья. Такие рассказы лирически окрашены, в них ощущается авторское присутствие; возможна сказочная манера повествования.

В этих видах рассказов меняется лишь роль рассказчика: если рассказчик как бы остается в стороне от изображаемого – это социально-бытовое повествование; если он активно участвует в судьбе героев – социально-психологический рассказ.

Нравоописательные рассказы – самая большая группа произведений, написанных специально для детей. Они отражают разные подходы к раскрытию характеров и поступков детей и взрослых, показывают особенности поведения в конкретной ситуации.

Нравоописательный вид рассказов имеет динамический сюжет, яркие речевые характеристики; используется рассказ-диалог, применяется разговорная детская речь («ишь умник», «бух носом», «не пыхчи» и т.п.). Такие рассказы строятся как фрагмент из жизни героев, поучительный для понимания особенностей детской психологии. Здесь не дается объяснение мотивам поведения, поэтому можно с детьми дискутировать по поводу поступков действующих лиц. При этом не следует переходить к чтению морали детям; самыми ценными будут выводы, сделанные детьми самостоятельно.

Главное в этом виде рассказов – решение нравственных проблем разными художественными средствами. В зависимости от того, какие средства применяет автор, выделяют:

а) нравоописательные психологические рассказы: А. Гайдар «Совесть», В. Осеева «Синие листья», Пантелеев «Честное слово»;

б) нравоописательные драматические: Л. Толстой «Котёнок», «Акула», Н. Артюхова «Большая берёза, «Трусиха»;

в) нравоописательные юмористические: рассказы Н. Носова, Драгунского, Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Г) нравоописательные сатирические (в школьных учебниках их нет).

4. Научно-художественные рассказы – сообщают детям определенные знания, ослаблена сюжетная линия, заметное место занимает описание. В них или совсем нет образов-персонажей, или они даны весьма обобщенно. Использование документального материала приближает этот вид рассказов к очерку. Язык рассказов – обилие понятий, терминов, мало прямой речи, но, как правило, сохранена эмоциональность повествования. По содержанию научно-художественные рассказы в хрестоматиях по чтению носят природоведческий или обществоведческий характер (В. Бианки «Приспособился»).

Значение данного вида рассказов – готовить постепенный переход детей к чтению научно-фантастической, энциклопедической, справочной и другой познавательной литературы.

Вывод: между рассказами разных жанровых групп нет резкой грани, они взаимопроникают друг в друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 8403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.