Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЕ. 08. Философия человека, общества и его истории. 1 страница




№1

Под обществом в социальной философии понимается …

1) совокупность традиций и укладов жизни людей

2) добровольный союз семей, этносов и других форм организаций людей

3) система различного рода организаций и объединений индивидов

4) система отношений между людьми, возникающая в процессе их совместной жизнедеятельности

5) совокупность всех живущих и когда-либо живших людей

№2

Застой в обществе или в какой-либо из его сфер – …

1) стагнация

2) регресс

3) отрицание

4) эволюция

5) прогресс

№3

Сведение общественных закономерностей к биологическим характерно для...

1) социального дарвинизма

2) географического дарвинизма

3) мальтузианства

4) геополитики

5) экологической философии

№4

Общество, с диалектико-материалистической позиции, представляет собой...

1) часть органической природы

2) саморазвивающуюся систему целенаправленных взаимодействий людей с природным окружением

3) органическую саморазвивающуюся систему духовных связей людей

4) систему исторически складывающихся форм взаимодействий людей, обеспечивающих их существование и развитие

5) систему экономических и политических взаимосвязей между народами и государствами

№5

Теория «открытых» и закрытых обществ наиболее фундаментально представлена …

1) К. Поппером

2) П. Сорокиным

3) Э. Фроммом

4) К. Марксом

5) Э. Тоффлером

№6

В постиндустриальном обществе главным фактором развития становится …

1) природные ресурсы

2) индустрия

3) информация

4) экология

5) культура

№7

Понятие общества как саморазвивающейся материально-духовной системы характерно для …

1) античности

2) средневековья

3) марксизма

4) просвещения

5) Нового времени

№8

Цикличность как принцип понимания развития общества впервые предложили мыслители …

1) Античности

2) Просвещения

3) Нового времени

4) Немецкой классической философии

5) Возрождения

№9

К сферам общественной жизни относятся:

1) экономическая

2) социальная

3) политическая

4) техническая

5) культурная

№10

Основные элементы политической сферы общества:

1) государство

2) профессиональные союзы

3) страховые компании

4) политические партии

5) клубы по интересам

№11

Создание и распределение материальных благ являются основными функциями … сферы

1) социальной

2) экономической

3) правовой

4) политической

5) духовной

№12

Закрытыми называются общества:

1) тоталитарные

2) высокой мобильности

3) открытие внешнему миру

4) находящиеся в состоянии застоя

5) социальные системы, максимально ограничивающие обмен информацией с иными цивилизациями, культурами и природой

№13

«Человек, благодаря науке, становится господином природы», утверждали философы в эпоху…

1) античности

2) средневековья

3) Ренессанса

4) просвещения

5) Нового времени

№14

Законы природы и законы общества схожи в том, что они …

1) объективны

2) действуют с необходимостью

3) долговременны

4) субъективны

5) отражают исторический процесс

№15

Согласно философии материализма объективной, первичной реальности является бытие …

1) общества

2) «второй природы»

3) неорганической природы

4) человека

5) органической природы

№16

Понятие «географическая среда» включает в свое содержание …

1) часть пространства Земли, включенную во взаимодействие с обществом

2) всю Вселенную

3) часть природы, вовлеченную в сферу общественной деятельности

4) всю материальную действительность

5) природную среду обитания человека

№17

Французский философ-просветитель XVIII в., один из разработчиков географического детерминизма – …

Эталон ответа:

№18

Впервые термин «экология» ввел в научный оборот

1) Платон

2) Дарвин

3) Энгельс

4) Геккель

5) Аристотель

№19

Высшими ценностями гражданского общества являются

1) научно-технические достижения

2) классы и страты

3) традиции и обряды

4) права и свободы личности

5) высокий уровень потребления

№20

Основной причиной возникновения государства, с позиции материалистического понимания истории, является …

1) Божественная воля

2) классовое расслоение общества

3) экономическое расслоение общества

4) общественный договор

5) развитие производительных сил

№21

Учение диалектического и исторического материализма зарождается в …

1) марксизме

2) экзистенциализме

3) позитивизме

4) неопозитивизме

5) феноменологии

№22

Государственными формами правления являются:

1) монархия

2) демократия

3) тоталитаризм

4) либерализм

5) элитаризм

№23

Главной детерминантой исторического развития при формационном подходе к периодизации исторического процесса является …

1) расширение природного ареала обитания людей

2) научно-техническое развитие

3) социокультурная динамика

4) способ производства материальных благ

5) Божественное провидение

№24

Формационную концепцию общественно-исторического развития предложил…

1) Фейербах

2) Гегель

3) Маркс

4) Фрейд

5) Шпенглер

№25

Основателями материалистического понимания истории являются:

1) Фейербах

2) Энгельс

3) Руссо

4) Плеханов

5) Маркс

№26

Основными структурными элементами общественно-экономической формации, по Марксу, являются:

1) надстройка

2) наука

3) мораль

4) базис

5) религия

№27

Цивилизационную концепцию общественного развития разрабатывали:

1) Данилевский

2) Тойнби

3) Ростоу

4) Маркс

5) Тоффлер

№28

Рассмотрение человека как микрокосмоса характерно для исторических эпох:

1) Средневековья

2) Античности

3) Нового времени

4) Просвещения

5) Возрождения

№29

Человек по своей природе – это …

1) биологический вид

2) мыслящее существо

3) действующее существо

4) носитель социальной формы движения материи

5) общественно-природное существо

№30

Под личностью с философской точки зрения понимается

1) человеческий индивид

2) всякий человек

3) представитель определенной социальной группы

4) уникальная духовно-телесная целостность человека

5) совокупность индивидуальных характеристик человека

 

Краткий словарь философской терминологии

Абстрагирование (лат. «абстракцио» ─ отвлечение) – мысленное выделение, вычленение отдельных сторон, свойств и отношений с целью их более глубокого изучения и одновременное отвлечение от других, несущественных в исследуемом аспекте.

Абстрактное ─ в дословном переводе означает «отвлеченное». В философии (со времен Гегеля) понимается как форма мысли, выражающая отдельные, обособленные стороны или отношения предметов. Противоположностью А. является конкретное.

Агностицизм (гр. «а» ─ не; «гносис» ─ знание) ─ философско-гносеологическое учение, согласно которому принципиально невозможно получение объективно-истинного знания о действительности. Его представителями были Д. Юм, И. Кант, Э. Мах и др.

Антиномия (гр. – противоречие в законе) ─ противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Важное значение А. имели в философском учении Канта, как свидетельство принципиальной неспособности разума получить достоверное знание о мире.

Аксиология (гр. «аксиос» ─ ценный; «логос» ─ учение) ─ раздел философского знания, исследующий ценности и ценностные ориентации, их природу, сущность, место и роль в жизни человека и общества.

Антропология (гр. «антропос» ─ человек; «логос» ─ учение) ─ термин имеет два основных значения: 1) совокупность всех наук, изучающих человека во всем многообразии его качеств, свойств, форм существования и жизнедеятельности; 2) философское учение о человеке, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности.

Антропологизм (гр. «антропос» ─ человек) ─ философская концепция, представители которой рассматривали понятие «человек» в качестве центральной мировоззренческой и методологической категории и считали, что решение так называемой «проблемы человека» является необходимой предпосылкой решения всех других философских проблем. Представителями А. были: Л. Фейербах, Н. Чернышевский, экзистенциалисты и др.

Антропогенез (гр. «антропос» ─ человек; «генезис» ─ происхождение) ─ процесс происхождения человека. В современной науке этот процесс большинством ученых рассматривается как целостный историко-эволюционный процесс одновременного и взаимообусловленного выделения человека и общества из природы на основе становления общественного производства (труда) и связанного с ним формирования языка (речи) как специфически человеческого способа общения и обмена информацией.

Антропоцентризм (гр. «антропос» ─ человек) ─ философско-мировоззренческий принцип, в основе которого лежит признание человека центром мироздания и высшей ценностью бытия. А. стал определяющим в культуре и мировоззрении эпохи Возрождения, придя на смену теоцентризму средних веков.

Апейрон (с гр. – беспредельный) – понятие, введенное древнегреческим философом Анаксимандром из Милета для обозначения безграничной, бесформенной, а потому неопределенной и чувственно невоспринимаемой вещественной первоосновы мира.

Апория (с гр. – безвыходное положение) – понятие, означающее неразрешимую проблему, связанную с наличием логических аргументов, опровергающих самоочевидное и потому общепринятое положение. Наиболее известны А. древнегреческого мыслителя Зенона из Элеи, («Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадий»), посредством которых логически обосновывалась невозможность объективного существования движения и прерывности в мире.

Априори (лат. – изначально) – понятие, обозначающее то, что имеется в уме человека до приобретения им какого-либо опыта и служит необходимым условием и предпосылкой умственной деятельности и получения на этой основе знаний о действительности. Противоположностью данного понятия является термин «апостериори» (из последующего), означающий знание, полученное в опыте, прежде всего чувственном. Оба понятия играют важнейшую роль в философии И. Канта.

Атомизм – философский и естественнонаучный принцип, согласно которому основой вещественного мира являются мельчайшие телесные частички, представляющие собой предел делимости вещества. Впервые идеи атомизма были высказаны и получили первоначальную разработку в учениях древнегреческих мыслителей Левкиппа и Демокрита.

Атрибут (лат. «аттрибуо» ─ придаю, наделяю) ─ существенное и неотъемлемое свойство чего-либо, такая характеристика предмета, отсутствие которой делает невозможным само его существование. Так, например, А. материи в диалектико-материалистической философии признаются движение, время, пространство, отражение.

Базис общества – понятие, введенное К. Марксом при разработке материалистического понимания истории. Означает экономическую структуру общества как основу (фундамент) общества и его закономерного развития в силу объективности (и, следовательно, материальности) экономических производственных отношений, складывающихся под определяющим воздействием производительных сил общества. Над Б. возвышается и, в конечном счете, соответствует ему надстройка общества, прежде всего политическая и правовая, а также общественное сознание, имеющее в своей структуре различные уровни и формы.

Бытие – одна из основополагающих философских категорий, обозначающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь материальный и духовный мир. Впервые как философское понятие употреблено древнегреческим философом Парменидом из Элеи для обоснования устойчивости, неизменности и вечности мира. Начиная с него, в различных школах материализма и идеализма различают Б. подлинное, имеющее и независимое существование, и неподлинное (иллюзорное), зависимое как от первого, так и от человеческой субъективности.

Бытие общественное – одна из центральных категорий материалистического понимания истории, обозначающая материальную сторону жизни общества, ядром которой выступает экономическая сфера его жизни (см.: Базис общества).

«Врожденные идеи» – одно из центральных понятий рационалистической гносеологии (Р. Декарт и его последователи), означающее признание существования в человеческом уме изначально ряда идей – своеобразных аксиом, интеллектуальной интуиции и т. п., которые в силу своей самоочевидности и всеобщности служат единственным источником и основой истинного, т.е. научного знания, а также его критерием.

«Вещи-в-себе» и «вещи-для-нас» – важнейшие понятия теории познания И. Канта, первое из которых обозначает признание объективного существования познаваемых нами предметов и выражение их сущности, а второе – то, как эти предметы предстают перед нами в процессе познания, т. е. их явление. Причем, по Канту, вторые, в силу субъективности нашей чувственности и индивидуального опыта, не совпадают по своему содержанию с первыми. Таким образом, полагал он, объективное знание о мире становится принципиально невозможным. В этом и состоит суть кантовского агностицизма.

Верификация (лат. «верус» ─ истина; «факио» ─ делаю) – проверка истинности теоретического знания в непосредственном чувственном опыте, в частности, в эксперименте. Как гносеологический принцип В. ввели представители логического позитивизма (А. Айер, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.), которые полагали те или иные теоретические положения верифицируемыми, если допускалась сама принципиальная возможность такой проверки. Положения же, не допускающие такую возможность в принципе, не признавались научными и должны, по их мнению, исключаться из теоретического оборота.

Возможность и действительность ─ философские категории, выражающие важнейшие ступени развития предмета. Первая означает объективную тенденцию такого развития, вторая – реализацию этой тенденции. В. и Д. находятся в диалектическом единстве и при определенных условиях переходят друг в друга. Различают В. абстрактную (формальную) и конкретную (реальную).

Восхождение от абстрактного к конкретному – диалектический принцип и метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли от «бедного», одностороннего (абстрактного) знания к более полному, глубокому и целостному (конкретному) воспроизведению предмета, т.е. от менее содержательного к более содержательному знанию.

Вульгарный материализм ─ философское течение, крайне упрощающее и огрубляющее материалистическое миропонимание, фактически отрицая специфику сознания, его идеальность. Такая позиция имеет истоки еще в античном атомизме (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). В ХIХ в. предстал в учениях Л. Бюхнера, Я. Молешотта и К. Фохта, которые рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг выделяет мысль так же, как печень – желчь»).

Гилозоизм (гр. «гиле» ─ вещество; «зое» ─ жизнь) – учение, согласно которому всякое вещество природы обладает так называемой «жизненной силой» и способностью ощущать. В связи с этим мышление и сознание рассматриваются как высшие проявления этой всеобщей способности материи. Представителями Г. были Д. Бруно, Д. Дидро, Б. Спиноза и др.

Гносеологический оптимизм – направление в теории познания, выражающее в своих основных положениях уверенность в принципиальной способности человека познавать мир таким, как он существует на самом деле (объективно), открывать его действительные законы.

Гносеология (гр. «гносис» ─ знание; «логос» ─ учение) – теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания. Центральный вопрос Г. о принципиальной познаваемости мира является важнейшей стороной (гносеологической) основного вопроса философии.

Гуманизм – мировоззренческий принцип, выражающий человеколюбие, т. е. отношение к человеку как высшей ценности, стремление создавать необходимые условия для его самосовершенствования и гармонического развития.

Движение – всеобщая изменчивость вещей и явлений действительности, осуществляющаяся в бесконечном многообразии форм, начиная от простого перемещения тел и до смены идей и состояний сознания. В диалектическом материализме Д. рассматривается в качестве атрибута материи.

Деизм (лат. «деус» ─ Бог) – философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в признании Бога как творца мира и его перводвигателя, но при этом отрицающая его способность определять ход мирового развития. Важнейшие представители – Вольтер, И. Ньютон, Ж.-Ж. Руссо и др.

Диалектика (гр. «диа» ─ два; «лектика» ─ разговор) – в дословном переводе означает «вести диалог, беседовать». В понимании древнегреческого философа Сократа, который ввел этот термин в теоретический оборот, Д. означает искусство поиска истины путем выявления различных определений предмета и выявления логических противоречий во взглядах оппонентов. В дальнейшем термин получал другие значения: анализ и синтез понятий (Платон), движение мысли от низших понятий к высшим (Аристотель), искусство логических умозаключений (средневековые схоласты) и т.д. В современном понимании, идущем от Г. Гегеля, термин имеет два основных значения: 1) саморазвитие посредством зарождения, обострения и разрешения внутренних противоречий; 2) учение о таком саморазвитии. Будучи разработана Гегелем на объективно-идеалистической основе (прежде всего как процесс саморазвития мирового Разума), Д. была впоследствии перенесена К. Марксом на почву материализма.

Дуализм (лат. «дуалис» ─ двойственный) – философское учение, исходящее из признания в качестве равноправных и несводимых друг к другу двух начал (субстанций) мира: духовного и материального. Классическим представителем Д. считается Р. Декарт, хотя ему и не удалось провести эту позицию до конца последовательно, что выразилось во введении им в свою онтологию понятия Бога как первосубстанции, гармонизирующей отношение между духовным и материальным.

Закон – объективная, общая, необходимая и существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и явлений. По широте действия различают З.: частные, действующие в достаточно узких сферах действительности, например, только в тепловых или в электрических процессах; общие, проявляющиеся в более широких областях, к примеру, в двух или даже более формах движения материи; всеобщие, не имеющие границ своего действия. К последним относятся математические закономерности и законы диалектики, которые при этом обладают еще и признаком универсальности, т. е. выражают не только количественные, но и качественные стороны предметов, а также взаимосвязи между ними.

Идеализация ─ мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности. Примерами таких понятий являются «абсолютная плоскость», «идеальный газ».

Идеализм (философский) ─ общее название философских учений, утверждающих и обосновывающих первичность, т. е. определяющий характер идеального, духовного в мире по отношению к материальному. Внутри И., как единого философского направления, условно выделяют две его основные разновидности: идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала и первопричины мира нечто объективно-духовное (например, «мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Гегеля, «мировую Волю» Шопенгауэра и т. п.), и идеализм субъективный, отрицающий существование материального мира вне его восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Беркли, Мах, Юм и др.).

Индивид ─ единичный представитель человеческого рода. Понятие И. является самым бедным по содержанию из всех, отображающих человека, поскольку выражает прежде всего его количественную (один из многих), а не качественную характеристику.

Индивидуальность ─ неповторимое своеобразие какого-либо предмета (вещи, явления). Применительно к человеку И. имеет, прежде всего, общественно-исторический, а не естественно-природный характер, т.к. представляет собой уникальное сочетание социальных качеств индивида, формирующееся в процессе его общественной жизни. При этом биологические характеристики, такие как темперамент, задатки и т. п., выступают лишь необходимыми предпосылками формирования человеческой И.

Истина ─ знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию. Важнейшими характеристиками И. в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективность и конкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы так называемых абсолютной и относительной истин.

Категории (гр. «категориа» ─ высказывание, свидетельство, признак) – наиболее общие и фундаментальные понятия той или иной области знания, отражающие общие, существенные свойства и отношения явлений действительности, изучаемых ею. Особенность К. философии состоит в их всеобщности и универсальности, т. е. отнесенности ко всем сферам действительности (примерами являются понятия бытия, субстанции, материи, движения и др.). При этом К. диалектической философии, как правило, носят парный характер, отражая внутреннюю противоречивость мира и его познания (например, возможность и действительность, необходимость и случайность, сущность и явление, абстрактное и конкретное, историческое и логическое и т. п.).

Категорический императив (лат. «императивус» ─ повелительный) – термин, введенный И. Кантом для обозначения высшего и безусловного закона этики, требующего поступать всегда так, чтобы каждый поступок мог служить образцом морального поведения для всех людей. И. Кант противопоставляет К. и. «условному» императиву, т. е. такому требованию, которое обусловливает моральное поведение личными или коллективными интересами. Таковым, в частности, по его мнению, является известное «золотое правило нравственности», обусловливающее моральный поступок желанием получить соответствующее отношение к себе.

Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость и определенность предметов и явлений; совокупность свойств, определяющих существование предмета как именно данного и отличающего его в определенном отношении от всех других предметов. К. находится в диалектическом единстве с количеством. Выражением этого единства является категория меры.

Количество – философская категория, выражающая такие стороны или характеристики предметов и их свойств, которые могут быть в каком-либо отношении отождествлены (уподоблены) друг другу и потому отношения между ними могут быть выражены числом. К. является противоположностью (диалектической) качеству, составляя в единстве с ним противоречие (диалектическое), выражаемое категорией меры.

Конкретное ─ форма знания, выражающая предмет в его целостности, т. е. в многообразии его сторон, свойств и отношений. Противоположностью К. является абстрактное.

Космоцентризм ─ философско-мировоззренческий принцип, выражающий отношение к Космосу как высшей гармонии и разумности бытия и определяющий стремление человека к уподоблению ему и себя, и окружающего мира. Получил наибольшее распространение в античной философии.

Личность – 1) в широком смысле – конкретный человек в единстве его природных, прежде всего психофизиологических, и социальных качеств; в собственно философском смысле – человек как субъект социальной деятельности, основные характеристики которого обусловлены конкретно-историческими условиями жизни общества, а также социальным положением и уровнем активности самого человека. Л., таким образом, представляет собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального в человеке, включая в себя характеристики, выражающие как зависимость ее от общества, так и относительную самостоятельность, обособленность от него.

Логика (гр.: «логос» ─ мысль, слово, понятие) – наука, изучающая законы и формы мышления, а также способы развития знания. Различают Л. формальную, исследующую формы мысли в относительной независимости от их содержания и связи между ними, у истоков которой стоял Аристотель, и Л. диалектическую, исследующую законы связи форм и объективного содержания мышления, а также пути развития знания; создателем последней считается Гегель. Обе Л. не исключают, а взаимообогащают друг друга и, благодаря этому, дают более глубокое понимание мышления как процесса получения и развития знаний о действительности.

Логос – греческое слово, выражающее понятие, которое означает всеобщий закон бытия, а также порядок, мысль, разум, учение. Употреблялось главным образом в античной и средневековой философии.

Материализм (лат.: «материалис» ─ вещественный) – одно из основных философских направлений, совокупность философских учений, в основе которых лежит признание первичности, т.е. определяющей роли материи по отношению к сознанию, материального по отношению к духовному.

Материалистическое понимание истории ─ открытый К. Марксом и Ф. Энгельсом принцип осмысления жизни и развития общества. В основе его ─ признание первичности (определяющей роли) общественного бытия людей по отношению к их индивидуальному и общественному сознанию, базиса общества по отношению к его надстройке. Главный источник исторического развития М. п. и. усматривает в противоречиях, возникающих, обостряющихся и разрешающихся в исторически конкретных способах производства материальных благ.

Материальное единство мира – один из основополагающих принципов материализма, состоящий в признании того, что в основе всего бесконечного многообразия вещей и явлений в мире лежит единое всеобщее материальное (т.е. независящее от какого-либо сознания) начало.

Материя (лат. «материа» ─ вещество) – центральная категория материалистической философии, выражающая субстанцию и субстрат всех реально существующих в мире вещей и явлений. В истории материализма содержание понятия М. неоднократно изменялось и углублялось. В современном материализме М. определяется как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В. И. Ленин).

Мера – одна из центральных категорий диалектической философии, выражающая сущность закона взаимопереходов количественных изменений в качественные. Понятие М. означает единство количественных и качественных характеристик предмета, те границы количественных изменений, в пределах которых предмет сохраняет свое качество, а при нарушении их теряет его, т.е. становится, по сути, другим предметом.

Метафизика (гр.: «мета та физика» ─ то, что после физики) – термин имеет два основных значения: 1) философское учение о сверхчувственных, т.е. не постигаемых в опыте, первоначалах бытия. В этом значении термин восходит к Андронику Родосскому, назвавшему так работы Аристотеля об умопостигаемых началах бытия и принципах его познания. 2) Концепция развития мира и метод его познания, противоположный диалектике. Отрицает развитие как изменение качеств предметов, сводя его лишь к количественным изменениям их свойств. Не признает внутренних противоречий как источников развития, полагая единственными такими источниками внешние для предметов силы. Впервые такой смысл термину М. придал Гегель, подвергший критике предшествующую ему философию за ее односторонность, склонность расчленять природу на отдельные, внутренне не связанные между собой части.

Метод (гр. «методос» ─ путь, способ) – способ теоретического или практического освоения объекта, представляющий собой определенную, основанную на объективном его знании систему действий человека. Применительно к науке методы подразделяются на: частные, применяющиеся только в отдельных науках; общие, находящие применение в ряде наук; общенаучные. Особое место занимают философские методы, представляющие собой системы исходных принципов познавательной, в том числе мыслительной, деятельности. Исторически сложились два таких метода – диалектика и метафизика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.