Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Специальные налоговые режимы




Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

В современных рыночных условиях Президент и Правительство Российской Федерации оказывают серьезное внимание развитию субъектов малого бизнеса. Для малых предприятий и организаций разработана группа специальных налоговых режимов.

Цель разработки специальных налоговых режимов – снизить налоговое бремя путем замены уплаты нескольких налогов одним (Единым налогом), способствовать таким образом развитию малых предприятий, а соответственно и стабилизации экономики страны в целом..

 

Вопросы для изучения:

1. Упрощенная система налогообложения

2. Единый налог на вмененный доход

3. Единый сельскохозяйственный налог

4. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции

 

1. Упрощенная система налогообложения

 

Индивидуальные предприниматели и организации могут перейти на упрощенную систему нало­гообложения, учета и отчетности или вернуться к иным режимам налогообложения добровольном порядке в соответствии с главой 26.2 НК РФ части второй.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организации, налога на имущество организации.

Организации применяющие упрощенную систему налогообложения не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения,производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законодательством РФ о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законодательством РФ о налогах и сборах. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО, подают в период с 1 октября до 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСНО, в налоговый орган по месту своего жительства заявление, в котором сообщаю сведения о размере доходов за 9 месяцев текущего года. Организация имеет право перейти на УСНО, если величина дохода по итогам 9 месяцев того года, в котором подается заявление, не превысила 60 млн. рублей (величина дохода ежегодно определяется в соответствии со статьей 248 НК РФ).

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО в соответствии со статьей 346.12 главы 26.2. НК РФ.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и представительства; банки; страховые организации; негосударственные пенсионные фонды; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели средняя численность работников которых за налоговый период превышает 100 человек и ряд других.

Объектом налогообложения при УСНО признаются:

- доходы;

- доходы уменьшенные на величину расходов.

Необходимо отметить, что при упрощенной системе налогообложения доходы и расходы признаются по кассовому методу, т.е. после фактического поступления доходов или после фактической оплаты расходов.

Налоговая база – денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя или доходов уменьшенных на величину расходов.

Ставки налога зависят от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения:

Для доходов - 6 %;

Для доходов уменьшенных на величину расходов – 15 %.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки от 5 до 15%.

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы на ставку налога.

Налоговый период – один календарный год. Отчетный период – 3,6,9 месяцев.

Данная система налогообложения имеет особенность - перейдя на УСНО, налогоплательщик станет выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от продукции «без НДС».

Индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по единому налогу и уплачивают его в бюджет не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).

На протяжении налогового периода все налогоплательщики исчисляют сумму авансовых платежей по единому налогу за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, исходя из ставки налога и выбранной налоговой базы. Расчет производится нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. По результатам произведенных расчетов налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Здесь и организации и индивидуальные предприниматели находятся в равных условиях. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

В данном налоговом режиме введено понятие «минимальный налог».

Минимальный налог - это тот суммовой порог, ниже которого размер единого налога, подлежащего уплате в бюджет за истекший налоговый период, не может опускаться. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения "доходы минус расходы", в некоторых случаях должен уплатить по итогам налогового периода минимальный налог (глава 26.2 НК РФ). Он уплачивается в том случае, если величина расходов за налоговый период превышает величину доходов (получен убыток), или, если исчисленная сумма единого налога за налоговый период меньше исчисленного за этот же налоговый период минимального налога.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Рассчитывается он просто: сумму всех доходов, увеличивающих налоговую базу (отраженных в книге учета доходов и расходов), умножают на 1%. Результат и есть минимальный налог.

При этом налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Таким образом, при расчете единого налога за налоговый период необходимо определять сумму минимального налога (такой расчет предусмотрен в декларации по единому налогу). Налогоплательщик по результатам года должен обязательно уплатить налог, хотя бы минимальный.

С 1 января 2006 года в налоговое законодательство вернулось понятие «патент». Однако новый патент, который выдается на основании статьи 346.25.1 НК РФ, существенно отличается от того, который применялся на территории России до 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ.

Новая редакция главы 26.2 НК РФ позволяет индивидуальному предпринимателю применять либо обычную «упрощенку», либо патентную. То есть предпринимателю предоставлено право выбора — уплачивать налог, взимаемый при применении УСНО, или стоимость патента. Естественно, должны быть соблюдены условия, установленные статьей 346.25.1 Кодекса, о которых речь пойдет дальше.

Документом, удостоверяющим право на применение предпринимателем патентной УСНО, является патент, который выдает налоговый орган.

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСНО на основе патента на территории конкретного субъекта РФ принимается региональным законом. В региональном законе определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение патентной УСНО. По каждому виду деятельности устанавливается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Как сказано в пункте 2 статьи 346.25.1 НК РФ, это те предприниматели, которые осуществляют один из видов деятельности, перечисленных в данном пункте. Предприниматель, применяющий УСНО на основе патента, не вправе привлекать наемных работников, в том числе по гражданско-правовым договорам.

Предприниматель может осуществлять только один вид деятельности из тех, которые перечислены в статье 346.25.1 НК РФ. Это прописано в пункте 2 данной статьи. Налогоплательщику выдается только один патент на один вид деятельности. Например, предприниматель, который осуществляет ремонт квартир (подп. 38 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ) и одновременно выполняет работы по остеклению балконов и лоджий (подп. 45 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ), не вправе претендовать на патентную УСНО по двум видам деятельности.

Перейти на патент предприниматели могут как с общего режима налогообложения, так и с обычной УСНО.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с 1-го числа квартала: квартал, полугодие, 9 месяцев и год (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ).

Переход с общего режима на патентную «упрощенку» осуществляется с 1-го числа квартала. Об этом говорится в пункте 4 статьи 346.25.1 НК РФ.

Перейти на патент с обычной «упрощенки» предприниматель вправе только с начала очередного календарного года или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение обычной УСНО. Это объясняется следующим. Обычная УСНО согласно статье 346.13 НК РФ применяется в течение года, и перейти с нее на иной режим налогообложения можно только с начала следующего календарного года.

Если же в каком-либо квартале предприниматель утратил право на применение обычной УСНО, то он вправе перейти на патентную УСНО с начала того квартала, в котором утрачено указанное право. Данный вывод следует из статей 346.13 и 346.25.1 НК РФ.

Однако, не позднее чем за один месяц до начала применения патентной УСНО, предприниматель должен подать в налоговую инспекцию заявление на получение патента (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ).

Следовательно, практически перейти на патент предприниматель сможет не ранее 1-го числа квартала, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение обычной УСНО.

Годовая стоимость патента определяется как произведение потенциально возможного годового дохода предпринимателя и налоговой ставки 6%. Размер такого дохода по каждому виду предпринимательской деятельности, по которому разрешено применять УСНО на основе патента, определяется законом субъекта РФ. Это установлено пунктом 7 статьи 346.25.1 НК РФ. При этом НК РФ допускает дифференциацию указанного дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщик может получить патент на срок меньше года. Тогда стоимость патента пересчитывается в соответствии с продолжительностью того периода, на который он выдан. Например, стоимость патента на один квартал составляет 1/4 годовой стоимости.

При переходе с общего режима налогообложения на патентную УСНО предприниматель перестает быть плательщиком НДС, за исключением налога, взимаемого на таможне. Основанием служит пункт 3 статьи 346.11 НК РФ.

В то же время предприниматель должен восстановить суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, НМА и имущественным правам, не использованным для операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС. Сделать это надо в налоговом периоде, который предшествовал переходу на патентную УСНО. Данное требование содержится в пункте 3 статьи 170 НК РФ

При возврате к общему режиму предприниматель вновь становится плательщиком НДС. При этом он вправе принять к вычету суммы НДС по приобретенным в «патентный» период товарам и материальным ресурсам, которые используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). В отношении основных средств вычет не применяется на основании письма ФНС России от 24.11.2005 № ММ-6-03/988@.

Формы документов, необходимых для применения УСНО на основе патента, утверждены приказом ФНС России от 31.08.2005 № САЭ-3-22/417 (зарегистрирован в Минюсте России от 15.09.2005 № 7010). Это:

Заявление на получение патента предприниматель подает в налоговый орган по месту постановки его на учет не позднее чем за один месяц до начала применения патентной УСНО (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ).

Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать предпринимателю патент или уведомить об отказе в его выдаче.

При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Как сказано в пункте 8 статьи 346.25.1 НК РФ, индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную УСНО, оплачивают 1/3 стоимости патента в установленный срок. А именно не позднее 25 дней после начала осуществления деятельности на основе патента. Оставшаяся часть стоимости патента оплачивается не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ).

В пункте 1 статьи 346.25.1 Кодекса прописано, что на индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН на основе патента, распространяются нормы статей 346.11—346.25 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.25.1 Кодекса.

Поэтому указанные налогоплательщики согласно статье 346.21 НК РФ вправе уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплачиваемых в течение периода действия патента в ПФР. Причем стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50%.

В пункте 1 письма Минфина России от 26.09.2005 № 03-11-02/44 сказано, что стоимость патента уменьшается на сумму страховых взносов при оплате его оставшейся стоимости, то есть по окончании периода, на который он получен.

Налоговый орган вправе отказать предпринимателю в выдаче патента. Это бывает, если не соблюдены условия применения УСНО на основе патента. А именно: вид деятельности предпринимателя не предусмотрен в законе субъекта РФ или он применяет наемную рабочую силу. В числе нарушений может быть и такое — предприниматель подал заявление позднее чем за один месяц до начала применения патентной УСНО.

В таких случаях налогоплательщику в десятидневный срок выдается Уведомление об отказе в выдаче патента. В период применения патентной УСНО предприниматель должен соблюдать определенные условия: не привлекать наемных работников, осуществлять только тот вид деятельности, который указан в патенте, оплатить треть стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 статьи 346.25.1 НК РФ. Предприниматель, который нарушил эти условия, теряет право на применение УСНО на основе патента в периоде, на который он выдан.

В этом случае предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Отметим, что обладатель патента, не соблюдающий требования статьи 346.25.1 НК РФ, обязан уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения за весь период, на который был выдан патент. При этом НК РФ не предусмотрено освобождение предпринимателя от штрафных санкций и пеней за несвоевременное представление налоговых деклараций и нарушение сроков уплаты налогов.

Таким образом, УСНО, как специальный налоговый режим, безусловно, имеет как достоинства, так и недостатки.

Несомненными достоинствами упрощенной системы налогообложения являются:

· снижение налогового бремени налогоплательщика,

· упрощение учета, в том числе налогового,

· упрощение налоговой отчетности,

· относительно низкие ставки единого налога,

· налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов,

· право переносить убытки прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды.

 

2.Единый налог на вмененный доход

 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов п. 2 ст. 18 НК РФ. Он предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов.

Суть этой системы заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.

Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ. ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:

- представительные органы муниципальных районов;

- представительные органы городских округов;

- законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга п. 1 ст. 346.26 НК РФ.

Для того чтобы ввести на территории муниципального района или городского округа систему налогообложения в виде ЕНВД, перечисленные выше органы должны принять соответствующий нормативный правовой акт. Если такой документ представительными органами не принят, то на вверенной им территории система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

Представительные органы вправе определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД. Но делать они это могут только в рамках того перечня, который установлен п. 2 ст. 346.26 НК РФ пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ.

При введении ЕНВД на своей территории представительные органы вправе установить значение коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности пп. 3 п. 3 ст. 346.26 НК РФ.

Система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер. Иными словами, налогоплательщик не вправе выбрать, по какой системе будет платить налоги (общей, упрощенной или по системе в виде ЕНВД), если одновременно выполняются следующие условия:

- на территории осуществления предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;

- в местном нормативно-правовом акте о ЕНВД упомянут данный вид деятельности.

ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах п. 1 ст. 346.26 НК РФ.

В тех случаях, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с иными режимами налогообложения (общим или УСНО), он обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

При применении ЕНВД, не уплачиваются перечисленные п. 4 ст. 346.26 НК РФ налоги: налог на прибыль организаций, налог на имущество организации, НДС (для организаций) и НДФЛ, налог на имущество физических лиц, НДС(для индивидуальных предпринимателей).

Все иные налоги уплачиваются в установленном НК РФ порядке.

Уплата ЕНВД не освобождает от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование абз. 5 п. 4 ст. 346.26 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, если одновременно соблюдаются следующие условия:

- на территории осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;

- в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (предприниматель).

Пункт 2 ст. 346.26 НК РФ содержит исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых представительные органы вправе принять решение о введении ЕНВД. В их числе розничная торговля, общественное питание, бытовые, ветеринарные услуги, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, распространение и (или) размещение наружной рекламы и др.

Организации (предприниматели) не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД в случаях, если п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ:

1. Деятельность, подпадающая под ЕНВД, осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

2. Налогоплательщики ЕСХН реализуют произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в рамках облагаемой ЕНВД деятельности по розничной торговле и общественному питанию пп. 6 - 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Право на применение ЕНВД в отношении розничной торговли отсутствует не только у сельхозпроизводителей, реализующих собственную продукцию, но и у любых иных производителей, которые решат осуществлять деятельность по продаже собственной продукции в розницу абз. 12 ст. 346.27 НК РФ.

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика п. 1 ст. 346.29 НК РФ.

Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

 

Так, законодатель вменил налогоплательщику тот доход, который потенциально может быть им получен при осуществлении той или иной деятельности (с учетом различных факторов, оказывающих влияние на реальный доход, таких, как место и фактическое время ведения деятельности, сезонность и т.д.).

Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода. Рассчитывается она как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности п. 2 ст. 346.29 НК РФ.

При этом базовая доходность корректируется (уменьшается или увеличивается) на коэффициенты К1 и К2 п. 4 ст. 346.29 НК РФ.

Таким образом, налоговая база рассчитывается так:

НБ = (БД * К1 * К2) * ФП (2.1.),

где:

НБ - налоговая база;

БД - базовая доходность за налоговый период (квартал);

К1 - коэффициент-дефлятор;

К2 - корректирующий коэффициент;

ФП - физический показатель.

Базовая доходность - это условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Этот доход соответствует единице физического показателя, характеризующего соответствующий вид деятельности абз. 3 ст. 346.27 НК РФ.

Базовая доходность установлена в расчете на месяц, тогда как налоговый период по ЕНВД равен кварталу ст. 346.30 НК РФ. Поэтому при определении налоговой базы следует увеличить размер базовой доходности в три раза (исходя из трех месяцев).

Единицей физического показателя может быть:

- работник (в том числе индивидуальный предприниматель);

- торговое место;

- квадратный метр;

- транспортное средство

Так, физическим показателем для бытовых и ветеринарных услуг является количество работников (включая индивидуального предпринимателя), занятых в этих видах деятельности, а для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы - площадь торгового зала в квадратных метрах и т.д.

Если в течение налогового периода произошло изменение величины физического показателя, то при исчислении суммы ЕНВД указанное изменение следует учитывать с начала того месяца, в котором это изменение произошло п. 9 ст. 346.29 НК РФ.

Величина базовой доходности и физический показатель для каждого из облагаемых ЕНВД видов деятельности установлены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ.

Базовую доходность, установленную НК РФ, нужно корректировать (уменьшать или увеличивать) на коэффициенты К1 и К2.

Коэффициенты К1 и К2 позволяют учесть влияние различных внешних условий (факторов) на размер получаемого дохода.

В числе таких факторов - место ведения деятельности абз. 6 ст. 346.27 НК РФ. Ведь условия предпринимательской деятельности в большом городе и маленьком поселке несопоставимы. В поселке и количество потребителей меньше, и доходы населения ниже. Так, например, у автостоянки, расположенной в крупном городе, доход несравненно больше, чем у автостоянки, расположенной в поселке городского типа.

К1 - это коэффициент-дефлятор, с его помощью учитывается изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде абз. 5 ст. 346.27 НК РФ.

Размер К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ.

Так, на 2010 г. К1 установлен в размере 1,295.

К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности абз. 6 ст. 346.27 НК РФ:

- ассортимент товаров (работ, услуг);

- сезонность;

- режим работы;

- фактический период времени осуществления деятельности;

- величину доходов;

- особенности места ведения предпринимательской деятельности;

- площадь информационного поля электронных табло;

- площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;

- площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения и т.п.

К2 устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга пп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал ст. 346.30 НК РФ. Это означает, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала.

Ставка ЕНВД составляет 15% величины вмененного дохода в соответствии со ст. 346.31 НК РФ.

Сумму ЕНВД налогоплательщики исчисляют путем умножения налоговой базы на ставку налога.

Если в течение квартала величина физического показателя меняется, плательщик ЕНВД учитывает это изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Уплата ЕНВД производится налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода п. 1 ст. 346.32 НК РФ.

Налоговые декларации по ЕНВД следует подавать в налоговые органы по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода п. 3 ст. 346.32 НК РФ.

Исчисленный по итогам налогового периода налог налогоплательщик вправе уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ с выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД, на сумму пособий по временной нетрудоспособности ЕНВД можно уменьшить только за тот налоговый период, в котором такие пособия фактически выплачены работнику п. 2 ст. 346.32 НК РФ, (при этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%).Принимать к вычету по ЕНВД страховые взносы на обязательное пенсионное страхование можно независимо от того, где уплачены такие страховые взносы.

Если на дату подачи декларации по ЕНВД налогоплательщик не успел уплатить в бюджет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные за тот же период, что и ЕНВД, то он не лишается права уменьшить на них исчисленный и уже уплаченный ЕНВД. Право на вычет остается.

Как показала практика применения ЕНВД у налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в секторах экономики с высокой долей налично-денежного обращения, дало положительные результаты не только в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но и способствовало легализации предпринимательской деятельности, а также выводу доходов из теневого оборота.

Кроме того, применение данного механизма налогообложения, позволило упростить для налогоплательщиков процедуру ведения учета доходов и расходов от осуществляемой ими деятельности, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также в отдельных случаях снизить налоговую нагрузку, связанную с возложенной на большинство налогоплательщиков обязанностью уплачивать совокупность установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов.

Учитывая все вышеуказанные положительные аспекты применения единого налога на вмененный доход, налоговые органы считают целесообразным сохранение данного налогового режима в рамках НК РФ как системы налогообложения, позволяющей обеспечить не только стабильный рост налоговых поступлений, но и способствующей развитию малого бизнеса в Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что предусмотренные данными проектами глав НК РФ системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в сравнении с действующим порядком их налогообложения имеют, помимо определенных достоинств, отдельные недостатки.

Так, по мнению налоговых органов, одним из таких недостатков является отсутствие в законопроектах положений, предусматривающих выдачу налоговыми органами субъектам малого предпринимательства документов специального образца, подтверждающих применение того или иного налогового режима.

В условиях, когда предпринимательская деятельность осуществляется налогоплательщиками не только по месту постановки на налоговый учет, но и на территории других субъектов Российской Федерации, отсутствие у налогоплательщиков документов, подтверждающих применение ими какого-либо специального налогового режима, создает определенные трудности в проведении налоговыми органами контрольных мероприятий за деятельностью таких налогоплательщиков, а в некоторых случаях может привести и к двойному их налогообложению.

 

3. Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. ЕСХН является специальным налоговым режимом и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Данной системе налогообложения посвящена глава 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)».

Переход на уплату ЕСХН или возврат к общим режимом налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно и предусматривает:

1) для организаций — замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование) уплатой ЕСХН;

2) для индивидуальных предпринимателей — замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование) уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, в общем порядке уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ

Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Учет доходов и расходов при ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет для целей исчисления ЕСХН у организаций ведется на основании данных бухгалтерского учета. У ИП — в книге доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка 6%.

 

4.Система налогообложения при соглашении о разделе продукции

Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

Сторонами соглашения являются:

- Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого исполняется СРП;

- Инвестор, представленный юридическим лицом либо объединением юридических лиц, которые осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств в разработку месторождения.

Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким образом, можно наблюдать уникальный в наши дни случай введения обязательного платежа в натуральной форме. Налоги и сборы, предполагаемые для каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный платеж. Указанный платеж нельзя считать льготой по налогу, поскольку суммы налога включаются при определении суммы платежа (за исключением некоторых налогов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции.

Второй вариант раздела продукции используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

  • НДС;
  • налог на прибыль организаций;
  • единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование);
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
  • плату за пользование водными объектами;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;
  • земельный налог;
  • акцизы.

При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составе возмещаемых расходов.

Вместе с тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. Законодатель также установил, что при данном варианте соглашения налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношений основных средств, нематериальных активов, использующихся исключительно для предусмотренной соглашением деятельности. В случаях, когда имущество организации используется в целях, не предусмотренных соглашением, налогообложение такого имущества производится в общем порядке. Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога за исключением тех случаев, когда транспортные средства используются в непредусмотренных соглашением целях. Исключение в данном случае составляют легковые автомобили.

Второй вариант раздела продукции предполагает уплату налогоплательщиком следующих налогов и платежей:

  • НДС;
  • единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование);
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы.

Второй вариант раздела продукции, в отличие от первого, уже не предусматривает возмещение уплаченных налогов. Аналогично, как и при традиционном разделе продукции, инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов, если законодательные органы субъекта РФ и местного самоуправления примут соответствующие решения.

Глава 26.4 НК РФ освобождает инвестора от уплаты таможенных пошлин (для обоих вариантов) в части товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для выполнения работ по заключенному соглашению, а также в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с российской таможенной территории.

Налоговой базой для тех налогов, которые подлежат уплате при выполнении СРП, признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. По каждому соглашению она определяется раздельно и исчисляется по итогам каждого отчетного периода. НК РФ установлено, что в случае, если налоговая база является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, она признается равной нулю. При этом налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, но не более срока действия соглашения.

Особенностью СРП является то, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 НК РФ, запрещающих проведение повторных проверок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.