Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья Белкина. Обычаи и обыкновения. 3 страница




В июле 1918 года был принята первая советская Конституция. Одна деталь Белова поразила: Съезд Советов, приняв Конституцию, поручил Ленину доработать её.

Конституция была пронизана той концепцией, которая была поднята на флаге революции. И эта концепция была продуктивна и эффективна в отношении революционных целей, но она была очень плохо пригодна для дальнейшей организации власти. Просуществовала в таком виде государства совсем немного, всего 6 лет. И эта Конституция, она была слишком радикально подчеркнута, относимо той концепции Конституции, которую Ленин проповедовал. Мы говорили об этой концепции: победивший класс закрепляет свое господство Конституцией. Это основной смысл той Конституции, которая появилась в 1918 году.

Конституция - «диктатура пролетариата», Конституция, которая не предполагала юридического равенства граждан, Конституция, которая не предполагала никаких либеральных свобод, Конституция, которая была построена на идее борьбы с враждебным окружением не только международным, но и внутри государства, борьбы того класса, который захватил власть со всем остальным обществом. Конструктивно на этом сложно было существовать. тем не менее, Конституция 1918 года закрепила ряд положений, которые просуществовали на всем протяжении советской власти, в частности, об ограничении собственности на средства производства. Если позднее личная собственность граждан была разрешена, то в качестве экономической основы советского государства существовало полное огосударствление всех средств производства. Это задавало новый тип экономической системы, а отсутствие собственников как самостоятельных экономических субъектов предполагало руководящую роль государства. Государство стало центральным элементом в экономической системе ввиду самих принципов новой экономики.

То, что касается правового положения личности, Конституция была уникальна, потому что она предполагала предоставление прав не по принципу гражданства, а по принципу социальной принадлежности. Политические права принадлежали всем рабочим, независимо от того, принадлежали они к российскому гражданству или нет. Таких ситуация в мировой практике, наверное, найти невозможно. И в советской России этот принцип просуществовал недолго. Как только отказались от идеи мировой революции, сразу этот принцип из Конституции был исключен.

Что касается самих прав, то Конституция 1918 года была намного более жесткой, намного более ограничивающей права, нежели Основные законы Российской империи 1906 года. В частности, то, что касается политических и многих гражданских прав, они ограничивались в той части, в которой их реализация могла представлять угрозу революции. А под это можно было подвести практически любую политическую деятельность, кроме той, которая явно выражала поддержку советской власти.

При этом, социальные права, которые, казалось бы, были главной целью и главным лозунгом, с которым большевики шли на революционное выступление, эти права Конституция не закрепляла. И наоборот, она устанавливала всеобщую трудовую повинность. Уникальный случай того времени в мировой практике, когда конституционно устанавливалась обязанность всех трудиться. И в этом отношении новая Конституция, она слабо напоминает буржуазные Конституции зарубежных государств, она представляла собой нечто оригинальное, нечто особенное, построенное на тех принципах, которые больше к тому моменту нигде не признавались. В этом отношении, утверждение о том, что появилось уникальное явление в мировой практике даже юридически отрицать бессмысленно. Действительно, те принципы, которые были установлены, они были специфические, насколько это можно считать принципами, соответствующими идеям прав человека, гуманизма и т.д.

Очень показательно в Конституции 1918 года были определены условия реализации избирательных прав. Как главное политическое право, именно избирательное право было особо подробно Конституцией урегулировано.

В частности, предусматривалось то явление, которое в наше стране ни ранее, ни позднее не использовалось, это люстрация. Люстрацию сегодня можно видеть в некоторых бывших республиках СССР (Прибалтике), сама люстрация как явление живет.

Люстрация – лишение политических прав, в частности, избирательных прав тех, кто имел какие-то связи с прежним политическим режимом. В Конституции 1918 года закреплялось прямое лишение прав тех, кто был как-то связан с Царским режимом, перечислялись конкретно те категории, которые были лишены прав и историки сегодня пишут о том, что категория лишенца просуществовали намного дольше, чем Конституция 1918 года. Если Конституция СССР 1936 года провозгласила всеобщее равное прямое избирательное право, то в анкетах, в реальной политической практике категория лишенцев просуществовала даже до послевоенных времен. Соответственно, в анкетах содержались графы: были ли ваши родственники когда-нибудь лишены избирательных прав, это рассматривалось как клеймо на человеке, которое предопределяло его судьбу не только в сфере политики, но и в обычной жизни. Таким лишенцам найти работу было сложно, в некоторых случаях это могло привести напрямую к гибели, потому что получить продовольственную карточку могли только работающие граждане. Лишенцы и люстрация явления не столь безобидные, как может показаться. Не только избирательных прав касались эти ограничении, связанные с преследованием ранее принадлежавших к бывшему политическому режиму граждан.

То, что касается системы государственных органов, то по Конституции 1918 года была создана система, которая просуществовала недолго, она была до 1936 года, хотя сам принцип, сами идеи во многом сохранились и позднее.

Главная идея заключалась в принципе демократического централизма: никакого разделения властей, вся власть – Советам.

Советы – единственные органы власти. Терминологически это очень важно. Мы будем говорить про то, что эти идеи разделения органов государственной власти и государственных органов живут по сей день. И до сих пор многие считают, что отдельно нужно говорить об органах государственной власти, отдельно о государственных органах. Эта идея была впервые юридически реализована в Конституции 1918 года. Советы – органы власти, кроме Советов есть органы государственного управления и правоохранительные органы. Этим исчерпывается государственный аппарат. В каком-то смысле разделение функций объективно: одни издают нормативные акты - Советы, другие осуществляют исполнение – это органы государственного управления, третьи обеспечивают решение конфликтов, споров, преследование и привлечение к ответственности тех, кто нарушает правила – это правоохранительные органы. Но глобально все равно эта система предполагала подчинение всех органов Советам. Советы могли давать указания всем органам власти. Хотя формально законодательство в дальнейшем стало давать гарантии независимости суда, как мы понимаем, сама политическая система независимости не предполагала. Суд был элементом общей системы, и он должен был следовать тем революционным принципам, которые закреплялись Советами, той политической линии, которую определяла партия и все органы власти. В этом отношении советская система принципиально отличалась не только отсутствием принципа разделения властей как формальным отличием, но и сущностным, содержательным отличием она была не похожа на буржуазную демократию.

То, что касается системы органов, то до 1936 года существовали Съезды Советов, но они рассматривались как высшие органы государственной власти. Само понятие Съезда не предполагает постоянно действующего органа. Съезд – это орган, который собирается, основные решения принимает и дальше распущен до следующей сессии. В этом смысле Съезды Советов предопределили стиль работы представительных органов, создали принцип, который долго просуществовал в Советском государстве: идею создания внутри представительного органа некой надстройки, некого исполнительного органа, но на самом деле не исполнительного в том смысле, как существуют органы исполнительной власти, а исполнительного в том смысле, что это постоянно действующий орган, заменяющий Парламент (высший представительный орган) на время между сессий. И его в его руках сосредотачивается вся высшая власть до следующей сессии съезда Советов. До 1936 года это был ВЦИК, во ВЦИКе уже появился прообраз будущей надстройки в новом органе – Верховном Совете.

Съезды Советов постепенно прекратили свое существование, к 1936 году их отменили, а ВЦИК стал Верховным советом. Но принципиальная разница между многочисленным, неуправляемым, неработоспособным представительным органом и небольшим, компактным, сформированным с помощью нескольких ступеней, с помощью фильтров органа, который сосредотачивал в своих руках реальную представительную власть, этот принцип просуществовал все годы советской власти фактически до 1993 года.

Сам орган государственного управления – СНК. Сама по себе идея довольна любопытна. Петровские коллегии отличались от министерств тем, что там была коллегиальность как принцип принятия решений. Министр – единоначально руководит министерством, определяет политику сам, несет ответственность за эту политику, а комиссариат – это коллегиальный орган. Соответственно, народный комиссар, хотя формально и возглавлял, но решений многих не принимал и ответственности за них не нес. Это интересный принцип, который нигде формально не закреплялся, но просуществовал все годы советской власти, если персонально за принятие решения можно возложить ответственность, то за решение, принятое коллегиально, никто ответственности не несет. Потому что ответственность размывается,каждый вроде участвует в принятии решения, но за конечный результат не отвечает, потому что конечный результат зависит не только от него, но и от других членов коллегиального органа. Это один из базовых принципов, которые на всем протяжении советской власти был очень важен в системе государственного устройства, несмотря на то, что после войны министерства заменили собой комиссариаты и стали существовать как основные органы государственного управления.

Помпезное шествие советской власти по бывшей Российской империи на протяжении нескольких лет после 1918 года привело к установлению социалистического советского государственного строя во многих обломках бывшей Империи. К началу 20-х гг. возникла идея объединения тех же самых практически территорий, только в урезанном виде, в частности, в состав советских территорий уже не входила Финляндия, но основная территория Империи, а именно, на тот момент, когда появилась идея создания СССР 1922 году, 4 республики: Российская федеративная республика, Закавказская федеративная республика, состоявшая из стрех республик, Украинская и Белорусская республики приняли решение о создании СССР.

СССР создавался и существовал на протяжении почти 70 лет как объединение государств. Охарактеризовать природу СССР достаточно сложно, потому что в его устройстве, по крайней мере, в советское время, считалось, что СССР – это федерация. На самом деле СССР некоторыми признаками, обязательными для федеративного государства не обладал, напротив, обладал теми чертами, которые характерны для конфедеративных образований, т.е. для союзов государств. В частности, в Конституциях СССР предусматривалось сохранение суверенитета союзных республик, входящих в состав СССР. Сохранялась значительная степень самостоятельности в рамках законодательных полномочий, сохранялась самостоятельность формирования государственных органов и т.д. По крайней мере, юридически СССР представлял собой добровольное объединение суверенных государств. Каждая из республик обладала юридическим правом одностороннего выхода из состава СССР. Понятно, что политически это право невозможно было реализовать, политически СССР был централизованнее многих унитарных государств, но с точки зрения правовой формы, СССР далеко не столь был централизован, как это принято считать, как утверждается многими историками с политологических позиций.

СССР был создан путем созыва I Всесоюзного съезда советов. Этот Съезд советов утвердил Декларацию и договор о создании СССР, а примерно через год, а именно, в январе 1924 года появилась первая Конституция СССР, которая не преследовала цель заменить собой Конституцию союзных республик, а её предмет регулирования ограничился именно условиями и общими рамками создания союзного государства, создания союзных органов, разделения компетенции в рамках СССР и другие вопросы, относящиеся к устройству всего союзного государства, но не того, что касается, например, статуса граждан. Эти положения остались неизменными и продолжали регулироваться конституциями союзных республик. начиная с 1924 в советском конституционном строе возникла, если хотите [ С.А.Белов ], традиция. Традиция заключалась в том, что сначала принималась Конституция на общесоюзном уровне, потом по образу и подобию принимались Конституции союзных республик. А те республики, которые имели в своем составе автономные республики, тоже имевшие Конституции, эти автономные республики копировали Конституции более высокого уровня. Конституция РСФСР была утверждена в 1925 году. После Конституции СССР 1936 года появилась Конституция РСФСР 1937 года, а после Конституции СССР 1977 года появилась Конституция РСФСР 1978 года.

СССР в момент его создания отражал ту систему, устройство государственных органов, которое существовало на республиканском уровне. Высшим органом был Съезд Советов, при нем создавался ЦИК. Но, поскольку, СССР был Союзным государством, этот постоянно действующий ЦИК, его сделали двухпалатным. Представительство в нем было организовано по разному принципу в каждой палате. Одна палата формировалась по принципу представительства пропорционально населению – Совет Союза. А другая палата, Совет Национальностей, формировалась путем равного представительства республик, причем уже в 1924 году была заложена особенность, которая сохранилась на протяжении всего существования СССР. СССР не был в полном смысле слова двухуровневой федерации. Казалось бы, в состав СССР входило союзное же федеративное государство РСФСР, в составе ее тоже образовывались автономные республики. Но эти автономные республики, которые в соответствии с ленинской концепцией, представляли собой реализацию права народов на самоопределение, они были представлены не только в республиканском ЦИК, но и во Всесоюзном. Совет Национальностей формировался от представителей и союзных, и автономных республик. И в этом смысле, предполагалось, что на Всесоюзном уровне представительство имеют в том числе и автономные республики, что позволило им при развале СССР в конце 80-х гг. претендовать на те же самые права, что и союзные республики. В частности, некоторые из них объявили о своем выходе из состава РСФСР, и, соответственно, из состава общего союзного государства. В частности, как заявит Татарстан, приняв Декларацию о государственном суверенитете. И свой государственный суверенитет пытались на этом основании провозгласить многие советские республики, поскольку устройство государственных органов СССР давало им определенные поводы считать себя почти равными союзным республикам по статусу.

В 1936 году была проведена правовая реформа, была принята новая Конституция. В советское время принятием новой Конституции обычно было связано с определенной констатацией перехода к новому этапу развития общества в программных документах коммунистической партии. Партия констатировала, что какие-то задачи решены, нужно поставить новые задачи развития и с переходом к новому этапу, мы меняем все общество, в том числе мы меняем Конституцию. Так было в 1936 году, так было в 1977 году. В 1936 году, самое принципиальное, что изменилось идеологически, это было покончено с идеей диктатуры пролетариата, потому что было объявлено о ликвидации, в целом, классов в обществе. То государство, которое было создано на принципиально новых условиях: советское социалистическое государство, оно было организовано иначе, нежели буржуазное государство. Первый этап его развития предполагал просто ликвидацию классов, создание бесклассового общества. Единого, в котором только разделение труда: крестьяне, рабочий класс и прослойка интеллигенции.

Юридически это было отражено в Конституции 1936 года, в которой уже отсутствовали положения, касающиеся неравенства. Никакой люстрации в Конституции 1936 года уже не было. Де факто она была сохранена в политической практики, но с правовой точки зрения люстрация не предусматривалась. Конституция 1936 года объявила, закрепила юридически, принципы всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, предполагалось голосование с 18 лет, всех совершеннолетних граждан. Про это часто говорят, это было прогрессивно, это была одна из самых прогрессивных Конституций, где закреплялись, в частности, принципы равенства, где закреплялись многие права граждан и гарантии защиты этих прав, которые отражали, в том числе и буржуазные представления о гарантиях защиты личности. Были и нюансы. Например, если в зарубежной практике предполагалось, что санкции на арест и задержание должен давать суд, то в советской практике такие санкции мог давать не только суд, но и прокурор.

Когда характеризуют «сталинскую» Конституцию, все говорят, что все эти права были закреплены на бумаге, что в реальности никакие гарантии не обеспечивались. Но мы анализируем юридическую составляющую, которая была провозглашена на конституционном уровне и в этом смысле Конституция представляла собой явный шаг вперед в развитии конституционализма. В ней были отражены многие права, которые отсутствовали в Конституции 1918 года. В частности, в ней были закреплены социальные права, в 1918 году их просто государство не могло себе позволить гарантировать юридически, потому что их нельзя было обеспечить экономически. Но в 1936 году уже государство было достаточно развито, чтобы закрепить и право на образование, и право на социальную защиту, и право на труд.

Белов особо подчеркивает, что, во-первых, речь уже не шла о трудовой повинности, об обязанности трудиться, а, во-вторых, то, что именно в качестве социального права гарантировалось право на труд. Предполагалось, что государство обеспечивает каждому возможность трудиться. Возможность, и естественно, право получать за свой труд соответствующее вознаграждение.

При характеристике статуса личности по Конституции 1936 года нужно отметить систему прав, систему их расположения в порядке значимости, соответственно в порядке очередности в Конституции. Первые – социальные права, они считались самыми важными. Это предполагалось общей концепцией общественного устройства, устройства мировоззренческой, идеологической концепцией советского строя. И то, что касается прочих прав, то они носили подчиненный (второстепенный) характер. Что касается политических прав, они шли одни из последних. За правами социальными следовали права личные, в частности, права на защиту от необоснованного уголовного преследования, процессуальные гарантии, презумпция невиновности и другие.

Что касается устройства государства, то в 1936 году государственный строй был несколько реформирован, по сравнению с тем, что существовало до 1936 года, и созданная система государственных органов просуществовала уже практически до развала СССР. Только в 1989 году начались определенные изменения. С 1936 до 1989 года эти изменения были второстепенными и почти не затрагивали основной архитектуры советского государства.

Это устройство предполагало создание органа представительного, который находился на вершине системы всех государственных органов – это Верховный совет СССР (далее - ВС). ВС состоял, также как до этого ЦИК, из двух палат. Из тех же двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. ВС избирался прямыми выборами и представлял собой высший государственный орган, который решал самые принципиальные вопросы государственного значения. При этом, ВС (мы можем констатировать советскую концепцию государственного устройства) собирался на сессии относительно редко, это были сессии примерно раз в полгода, продолжались они 1-2 недель. Его деятельность была посвящена только принятия законов и решению самых важных и самых принципиальных вопросов.

Постоянно действовал другой орган, представлявший собой некую надстройку над ВС – Президиум ВС. Тоже коллегиальный орган, но орган, который уже не избирался прямыми выборами, а формировался ВС. Он не обладал чертами представительного органа¸ потому что его задачей было не максимальное представление разных интересов разных социальных групп и разных национальностей, а его задачей было именно решение текущих государственных вопросов, решения реального руководства страной. С точки зрения положения в системе государственных органов, Президиум ВС по Конституции был наделен целым рядом тех полномочий, которые обычно предоставляются главе государства: дипломатические права, право награждать государственными наградами, решать вопросы гражданства. Те права, которые именно в отсутствие единоличного главы государства, могут, в принципе, решаться коллективно. И Президиум ВС СССР может быть наиболее точно охарактеризован именно как коллективный глава государства в СССР.

Юридически важно полномочие Президиума ВС СССР издавать Указы. Указы – это особого рода правовые акты, задачей которых было, в основном, восполнение пробелов в законодательстве и подготовка принятия законодательного решения ВС. Поскольку ВС работал на сессиях, в период между сессиями ВС иногда возникала необходимость издать какой-то акт уровня закона. такой акт издавался в виде Указа Президиума ВС. И он, восполнив пробел в законодательстве, де-факто имел силу закона. Потому что выше него была только Конституция. В советских Конституциях, в отличие и от дореволюционных времен и от нашего современного положения дел с Указами главы государства, существовало довольно строгое ограничение: Указы Президиума ВС действовали только до начала очередной сессии ВС. Если ВС не одобрял и не переиздавал Указ своим решением, т.е. не предавал Указы силу закона, то Указ автоматически утрачивал силу. Чаще всего ВС одобрял, и Указ автоматически становился законом. Сегодня некоторые Указы Президиума ВС продолжают действовать, они в правовые базы включены и ссылаются на них как на Указы Президиума ВС, но в реальности они действовали исключительно как Указы несколько месяцев максимум, затем они переутверждались в качестве закона. И дальше внесение изменений предполагало похождение обязательно законодательной процедуры. Любые изменения вносили уже законами, принимавшимися ВС.

Единоличного главы государства в СССР не было. Президиум ВС выполнял все функции главы государства, а Председатель Президиума ВС в иерархии государственных органов занимал наивысшее положение. Другое дело, что в реальности положение Председателя Президиума ВС далеко не всегда предполагало действительно реальную политическую власть, и далеко не всегда формальная юридическая позиция в качестве высшего должностного лица государства реально определяла возможность руководить государством и выражать позицию государства во внутренних и во внешних отношениях.

В разное время на протяжении существования Конституции 1936 года существовали разные правила, относительно возможности совмещения функций Председателя Президиума ВС, поста Генерального секретаря коммунистической партии и Председателя Совета Министров. В некоторое непродолжительное время все посты могли совмещаться в одних руках, но это было очень недолго. Чаще всего все три поста занимали разные люди, соответственно, власть де-юре, формально, она рассосредотачивалась. Другое дело, что формальное положение имеет мало отношение к реальной политической власти. реальной политической властью обладал Генеральный секретарь партии.

То, что касается Совета Министров, то министерства еще в 1918 году были ликвидированы и заменены наркоматами. они сохранили свое положение как основных органов государственного управления по Конституции 1936 года и только поправками, внесенными после войны, в 1946 году наркоматы были заменены министерствами, а СНК был заменен Советом Министров. на уровне отдельных республик сохранялась та же самая система органов власти. В РСФСР она, может быть, еще более точно копировала союзную систему государственных органов, потому что в состав ВС РСФСР тоже входили две палаты, поскольку в составе республики были автономные республики, требовавшие представительство на уровне союзных республик. В остальных унитарных республиках, в основном, ВС были однопалатными.

В 1977 году наступил новый этап развития советского общества. С точки зрения глобального изменения, наверное, оно не было столь значимо как к 1936 году. Уже никто не говорил о ликвидации классов, или какого-то настолько же глобального изменения устройства, но предполагалось, что к 1977 году был построен социализм. И это потребовало нового юридического оформления государства в соответствии с новыми условиями развития этого государства. В 1977 году была принята Конституция, последняя советская Конституция, которая также как и Конституция 1918 года отражала определенные яркие и отчетливые особенности советского устройства, советского государственного и общественного строя. Конституция 1977 года с точки зрения юридической техники сильно уступала Конституции 1936 года. В ней появилось очень много положений, которые едва ли можно назвать юридическими нормами, в ней появилось много Деклараций. Конституция предварялась большой и достаточно не внятной с точки зрения правового содержания преамбулой, где отражались достижения советского строительства, где провозглашались цели, к которым идет советское общество. Конституция сильно увеличилась в размерах, она включила в себя много положений, которые не носили конституционного уровня, в частности, положения о государственных символах, о государственном бюджете и другие нормы. Соответственно, ее содержание отражало представление советской доктрины о том, какой должна быть Конституция: большой, не внятной, содержащей большое количество Деклараций, но не применимой практически. В ней появились некоторые нормы, которые уже явно отступали от критериев и стандартов буржуазной концепции конституционализма. Самая явная и вопиющая норма была установлена 6 статьей Конституции, норма о руководящей и направляющей роли КПСС, прогрессивной силы советского общества. В этом отношении Конституция отступила от формальных конституционных принципов, сформулированных ранее в Конституции 1936 года.

В ней сохранились те принципы, которые касались устройства государственных органов, принцип советского демократического централизма и прочие особенности вполне сохранялись. Единственное, что она принесла новое – это добавление некоторых конституционных прав. К моменту утверждения этой Конституции уже не только существовала Всеобщая декларация прав человека и Европейская Конвенция, но и Пакты 1966 года о гражданских и политических правах и Пакт о социальных, экономических и культурных правах. СССР к этим пактам присоединился, точнее к Пакту о социальных, экономических и культурных правах сначала, потом к Пакту о гражданских и политических правах. Эти права уже носили характер международных обязательств СССР. И такие права, как право на охрану здоровья появились в тексте Конституции. Но поскольку в целом Конституция носила довольно расплывчатый характер, все эти права были обозначены как направления государственной политики, нежели как реальные юридические нормы, на защиту которых можно было рассчитывать в суде. В частности, советские Конституции не имели свойства прямого действия. Право на обжалование в суд действий государственных органов и должностных лиц. Оно было закреплено в Конституции СССР 1977 года, но до 1989 года не имела законодательного механизма реализации, следовательно, было юридически не защищаемо. Это, наверное, самая характерная черта Конституции 1977 года с точки зрения её правового смысла, правового содержания.

Изменения в советском государственном строе стали происходить через несколько лет после того, как на партийных съездах был провозглашен курс на перестройку. М.С. Горбачев стал Генеральным секретарем КПСС в 1985 году, он провозгласил курс на реформы, но до изменений в правовой системе, изменений в государственной системе дело дошло только к 1987 году. В 1988 году начались изменения той самой структуры, тех самых принципов, которые были заложены «сталинской» Конституцией 1936 года.

В частности, это выразилось в создании Съезда народных депутатов (далее – СНД). Довольно странный и неоднозначно оцениваемый государственный орган. По сути дела он представлял собой нечто вроде системы косвенных, многоступенчатых выборов в ВС. Между избирателями и ВС, сохранившим статус представительного органа (Парламента) появился еще очень многочисленный СНД. Естественно, такая многочисленность делал его неработоспособным. Смысл его создания предполагал представления более широких слоев социальных групп, слоев населения и предполагал возможность более широкого обсуждения тех вопросов, которые касались государственного развития. Реальной политической властью СНД не обладал, но он стал политической трибуной для многих, и его обсуждения государственной политики, они сильно способствовали изменению политической ситуации, развитию реформ и стали катализатором тех событий, которые стали происходить с 1989 года. В 1990 году прошли первые выборы, и впервые был сформирован СНД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.