Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития массажа




 

Искусству массажа люди научились очень давно. Использование этого эффективного способа лечения и предупреждения различных заболеваний восходит еще к начальному этапу развития народной медицины. Простыми приемами массажа – такими, как разминание, поглаживание, поколачивание, – владели многие народы в древности; однако систематическое использование этих приемов началось гораздо позднее, когда получило развитие врачебное искусство и была в полной мере осознана целительная сила массажа.

Что же означает слово «массаж»? В различных языках существуют созвучные ему слова: в арабском mass – «касаться, нежно надавливать»; в латинском massa – «прилипающий к рукам, прикасающийся к пальцам»; в греческом masso – «сжимать руками»; в древнееврейском «машень» – «ощупывать»; во французском masser – «растирать». Иными словами, массаж – это механическое воздействие руками или каким‑либо предметом на поверхность тела, производимое с помощью специальных приемов и имеющее целью получение лечебного или гигиенического эффекта.

Первыми, кто систематизировал известные методы и техники массажа, были древнекитайские и древнеиндийские врачи. Согласно источникам, в Древнем Китае искусство массажа получило развитие еще в III тысячелетии до н. э. Наиболее эффективным его использование оказывалось при лечении таких серьезных заболеваний, как ревматизм, вывихи, спазмы мышц; кроме того, массаж служил средством релаксации и снятия усталости.

Китайские врачеватели растирали руками тела своих пациентов, производя при этом осторожные, но достаточно сильные сдавливания мышц и подергивания в сочленениях. Индийский же массаж сводился к нежному разминанию всего тела, начиная от верхних конечностей и заканчивая стопами.

Как правило, массажистами в Древнем Китае и Индии были специально обученные священнослужители. Кроме того, существовали особые врачебно‑гимнастические школы, в которых не только проводили сеансы лечебного массажа, но и раскрывали тайны этого непростого искусства.

До настоящего времени сохранились систематизированные пособия китайских и индийских авторов, в которых описываются некоторые приемы массажа, методика и техника их проведения, а также даются советы по использованию массажных приемов при некоторых патологиях. Это древнекитайская книга «Конг‑Фу», написанная в III тысячелетии до н. э.; энциклопедия «Сан‑Тсай‑Ту‑Госи», состоящая из 64 книг и датированная XVI веком до н. э.; древнеиндийские Веды (Книга мудрости), относящиеся ко II тысячелетию до н. э., и более позднее сочинение индийских врачевателей «Сукрута».

Массаж находил применение при лечении различных болезней не только в Индии и Китае, но и в ряде других государств, причем в некоторых из них он являлся элементом культового богослужения. Так, у аборигенов Америки и у народов, населявших острова Тихого океана и Экваториальную Африку, во время торжеств, посвященных различным богам, вожди или шаманы заставляли соплеменников ложиться на животы и топтались по их спинам. И не было ни одной болезни, которую не лечили бы подобным способом.

Более цивилизованная техника массажа существовала у ближайших соседей индусов – жителей Непала и Шри‑Ланки (Цейлона). Еще в 1000 году до н. э. на территории этих государств были открыты медицинские школы, в которых обязательной обучающей дисциплиной являлся массаж. В цейлонской летописи «Махавамса», датированной VI веком до н. э., дается описание некоторых приемов и ссылки на то, как их использовали при том или ином физическом недуге.

Особой популярностью пользовался лечебный массаж у древних ассирийцев и египтян. Свидетельством этому может служить барельеф, найденный во дворце ассирийского правителя Санхериба, а также обнаруженный в 1841 году во время раскопок погребения египетского полководца папирус с изображением массажных приемов: поглаживания икроножных мышц, растирания стопы, поколачивания мышц спины и ягодиц (рис. 1).

 

Рис. 1. Приемы массажа, выполняемого древними египтянами

Как правило, массаж в Древнем Египте проводился в бане. По свидетельству очевидца, «растирания были распространены в такой степени, что никто не выходил из бани, не подвергшись массажу. Для этого растираемого растягивали, мяли, давили… руками различные части тела. Затем делали несколько движений в различных сочленениях. Все это проделывали сначала спереди, потом сзади и с боков. Потом, вытянувши руки, проделывали то же и на них: сгибали, растягивали различные сочленения всей руки, затем каждого пальца в отдельности, потом переходили на предплечье, плечо, грудь, спину, сгибая их в различные стороны. Не довольствуясь сгибанием, растяжением и массажем сочленений, подвергали тем же давлениям и растираниям все мышцы».

Необходимо отметить, что массаж в паровой бане был необычайно популярен и в Индии. Процедура сводилась к следующему: на раскаленные плиты выливали несколько ведер холодной воды, образовывался пар, распаренного человека клали на пол бани, и слуги начинали оказывать давление на его живот и грудь. Нажимы сопровождались поглаживаниями и растираниями. Через определенный промежуток времени массируемого переворачивали на живот и выполняли те же манипуляции на спине. Эффект от подобного массажа был потрясающим.

Не менее знающими в области применения массажа были древние греки. Особым вниманием у них пользовались лечебный и спортивный массажи. Изображения физических упражнений, массажных приемов, растираний тела маслами и благовониями имеются на многих греческих вазах, амфорах и фресках, сохранившихся до настоящего времени.

Упоминания о благотворном воздействии на организм массажа в сочетании с ароматерапией и баней есть и в бессмертных трудах Геродота (имеется в виду фрагмент, когда Цирцея прислуживала Одиссею в бане, растирала его тело мазями и умащивала ароматными маслами).

Жители Эллады видели в массаже не только спасительное средство от различных болезней, не подлежало сомнению и его использование в профилактических целях. Массаж все больше и больше проникал в жизнь эллинов: его применяли во время физической подготовки в школе и армии, перед спортивными состязаниями. Согласно некоторым источникам, спортсменов и школьников массировали педотрибы – преподаватели гимнастики, специально обученные искусству массажа. При проведении процедуры использовали мелкий песок, привезенный с берегов Нила.

Первым, кто попытался дать физиологическое обоснование благотворного воздействия массажа на человеческое тело, был древнегреческий врач Геродикос, живший в V веке до н. э. Но ему не удалось довести начатое до конца.

Работу Геродикоса продолжил знаменитый реформатор античной медицины Гиппократ. Заслугой последнего явилось то, что он сумел освободить искусство массажа от религиозных наслоений и тем самым определить путь его дальнейшего развития. Гиппократ считал, что «врач должен быть опытен во многих вещах и, между прочим, в массаже». Ему на практике удалось подтвердить многие теоретические предположения, высказываемые Геродикосом и другими врачами древности: «…сочленение может быть сжимаемо и расслаблено массажем. Трение вызывает стягивание или расслабление тканей, ведет к исхуданию или полноте, сухое и частое трение стягивает, а мягкое, нежное и умеренное утолщает ткани».

Из Греции искусство массажа проникло в Римскую империю, где стало неотъемлемым элементом военного и физического воспитания подрастающего поколения.

Одним из первых, кто открыл на территории Римской империи школу массажа, был греческий врач Асклепиад, живший во II веке до н. э. Он советовал воздерживаться от излишеств в еде и приеме алкогольных напитков, при этом регулярно проводить сеансы массажа путем воздействия на все участки тела растиранием и разминанием. Именно этот врач впервые применил на практике такой массажный прием, как вибрация.

Асклепиад предложил свою методику, согласно которой массаж был разделен по способу – на сухой и с применением масел, по силе надавливания – на сильный и слабый, по времени воздействия – на кратковременный и длительный.

В дальнейшем асклепиадова система была дополнена и уточнена Клавдием Галеном (II век н. э.), главным врачом школы гладиаторов в Пергаме. Он выделил и описал 9 видов массажа, дал точные рекомендации, какой из них в сочетании с какими приемами следует использовать в той или иной ситуации. Помимо этого, Галеном была разработана методика выполнения утреннего и вечернего массажа и даны показания к ее применению. Согласно этой методике, массаж начинался легкими растираниями и поглаживаниями, затем разминания становились более сильными, а завершался сеанс приемами, использовавшимися вначале.

До настоящего времени сохранилось большое количество многотомных трудов древнеримских врачей и ученых, в частности сочинение Авла Корнелия Цельса «О медицине». Одна из глав этой книги полностью посвящена значению массажа для лечения и профилактики различных болезней. Цельс указывал на то, что растирания и поглаживания полезны для успокоения болей различного происхождения и удаления «патологических отложений в тканях».

Интересные сведения об искусстве массажа содержатся в «Сравнительных жизнеописаниях» историка Плутарха (I–II века н. э.). Он рассказывает, как рабы растирали и разминали великого римского диктатора и полководца Гая Юлия Цезаря, стараясь избавить его от болей в спине. Следует отметить, что в Древнем Риме массаж нередко проводили в термах (общественных банях). Для выполнения процедуры отводились специальные комнаты. Обученные основным массажным приемам рабы разминали и растирали тела посетителей, которые предварительно проделывали несколько гимнастических упражнений. В завершение процедуры массажа тела парившихся умащивали благовониями и натирали маслами.

В X–XI веках искусство массажа получило новое развитие, во многом это было обусловлено расцветом медицины в восточных государствах. Теоретические выкладки врачей, в первую очередь Ар‑Рази и Абу‑Али Ибн Сины, известного больше как Авиценна, находили применение на практике. Так, в больнице, открытой Ар‑Рази (IX–X века) в Багдаде, ведущим лечебным методом являлся массаж, причем проводился он в соответствии с рекомендациями врача: для лечения и профилактики конкретного заболевания использовался определенный вид массажа (их Ар‑Рази выделил девять) и конкретный набор приемов.

Особого внимания заслуживает методика Авиценны, направленная на сохранение физического здоровья. Ее основные положения изложены в знаменитых медицинских трудах – «Каноне врачебной науки» и «Книге исцеления».

Авиценна считал, что лекарственные средства «истощают естество человека…». Наиболее эффективными профилактическими средствами, не приносящими вреда человеческому организму, он называл физические упражнения и массаж. Естественно, все это должно было сопровождаться правильным режимом питания и сна.

Знаменитый врач различал лечебный и профилактический массаж, помимо этого, он выделил 6 разновидностей массажа: сильный, способствующий укреплению тела; слабый, смягчающий и расслабляющий тело; продолжительный, от которого человек худеет; умеренный, помогающий «процветанию тела»; подготовительный и восстановительный.

Относительно двух последних Авиценна писал: «Чтобы подготовить себя к физическим упражнениям, вначале необходимо растереть тело грубой тканью, чтобы охватить ими все части мускулатуры (то есть применить приемы подготовительного массажа)… После занятий физическими упражнениями следует произвести восстанавливающий массаж, он также называется успокаивающим массажем. Он преследует цель рассасывания излишков, задержавшихся в мышцах и не успевших выделиться во время упражнений, и устранения этих излишков, чтобы они не создавали утомленность».

В Тибете, Индонезии, Корее и ряде государств Малой и Средней Азии, наряду с традиционными приемами ручного массажа – поглаживанием, трением, разминанием, надавливанием и растиранием, использовался несколько необычный для европейцев, но не менее эффективный массаж ногами (его называют также восточным).

Подобная процедура была популярна и на острове Туга (Океания), о чем имеются свидетельства очевидцев: «…страдающий от усталости ложился на траву и заставлял троих или четверых маленьких детей топтать его спину ногами».

Ножной массаж использовали в своих разминочных упражнениях и спортсмены: как правило, один из них ложился на живот, разведя руки в стороны, ладонями к полу, а кто‑нибудь из товарищей голыми ногами разминал его спину. Это позволяло с наибольшим эффектом подготовить мышцы к большой физической нагрузке.

Народы Дальнего Востока применяли массаж ногами не только в профилактических, но и в лечебных целях. Страдавшего от болей в спине клали у порога дома, после чего начинали топтаться по больному, осторожно передвигаясь снизу вверх и сверху вниз по его спине. При этом человек, производивший данную процедуру, удерживался руками за дверной косяк, регулируя таким образом силу давления и сохраняя равновесие.

На Востоке, так же как и в Древней Греции и Риме, существовал массаж в банях. Однако восточное искусство массажа несколько отличалось от европейского. Так, например, техника турецких и персидских массажистов во многом напоминала египетскую: использовались растирания, надавливания пальцами, перетирания тканей, причем проводились эти процедуры в специальной, хорошо прогретой комнате с сухим паром.

Нередко восточные банщики массировали своих пациентов с помощью ног. Вот как описывал восточный массаж генерал Н. Н. Муравьев‑Карский, участник Крымской войны 1853–1856 годов: «Вышедши (из воды), велел банщику мыть себя и ломать по их обыкновению. Они сие чрезвычайно ловки делать, всячески коверкают, так что ребра и все кости трещат, стучат тебя кулаками и, положа на спину, прыгают на ноги и на грудь и сползают на пятках по мокрому телу. Я держал свои кулаки в готовности, чтобы истребить банщика, если он меня ушибет, но они так ловко и проворно сие делают, что я мог только хохотать с товарищами…»

Массаж в банях был широко распространен и на Руси, он применялся наряду с закаливанием, служил отличным общеукрепляющим средством и назывался хвощеванием.

Обычно процедура проводилась в парной с использованием березовых или дубовых веников. Вот как описывал это действо летописец Нестор: «Как ся мыют и хвощут… видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокутся, и будут нази и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнутся бити… и облиются водою студеною и таке живут». Проще говоря, после помывки посетители бани переходили в парную, где ложились на лавки, а банщик сильно хлестал веником их голые тела. Применялся также прием легкого поколачивания предварительно распаренным веником, в целом же все движения банщика‑массажиста были очень энергичными. В частных банях, как правило, парящиеся поочередно массировали друг друга вениками. В завершение всей процедуры на разгоряченные тела выливали по несколько ведер воды – сначала теплой, а затем холодной, чередуя их; таким образом производилась подготовка к последующему нырянию в ледяную прорубь или снежный сугроб.

Финны и карелы, подобно славянским народам, предпочитали использовать массаж как общеукрепляющее, профилактическое средство. Но техника массажа у этих народов несколько отличалась от славянской. В настоящее время некоторые приемы финского массажа используются в спортивной практике, в частности в предстартовой подготовке спортсменов.

В эпоху Средневековья развитие массажа было приостановлено. Сведения о нем, принесенные крестоносцами во время завоевательных походов в Европу, были забыты в результате негативного отношения к массажу и медицине клерикальной верхушки. Святая инквизиция преследовала всех, кто был заподозрен в передаче информации о практиковавшихся в прошлом способах излечения от болезней. Приговоренных к смерти сжигали на костре как ведьм, колдунов и чародеев. Таким образом, церковь тормозила развитие медицины в целом и массажа в частности. Так продолжалось до конца XIV – начала XV века, когда во взглядах на человеческое тело передовых представителей общества эпохи Возрождения обозначился перелом. Благодаря анатомическим исследованиям Монди де Сиучи, Бертуччио и Пиетро Егилата вновь начал пробуждаться интерес к древнему искусству массажа и лечебной гимнастики.

Нельзя обойти вниманием труды бельгийского ученого Андреаса Везалия и английского врача Уильяма Гарвея. Написанные простым, понятным языком, они способствовали формированию анатомии как науки. В сочинении Везалия впервые были описаны человеческие органы, Гарвею же принадлежит открытие и первое подробное исследование системы кровообращения человека. Позднее на основе этих знаний неоднократно предпринимались попытки определить анатомо‑физиологические свойства массажа, то есть узнать, как данная процедура воздействует на организм человека.

В XVI веке советником французского короля Генриха II, господином де Коулом, был написан исторический трактат о банях, физических упражнениях и массажных приемах, существовавших в Древней Греции и Риме. Одновременно с де Коулом попытку систематизировать имевшиеся сведения о массаже и определить степень его воздействия на человеческий организм предпринял и основатель хирургии, доктор А. Раге.

Наиболее значительным исследованием по массажу, написанным в XVI веке, можно считать сочинение итальянского ученого Меркуриалиса «Искусство гимнастики». Особое внимание автор уделил приемам классического массажа Древнего мира; более подробно остановился на растираниях, выделив среди них сильные, слабые и средние. Изучив все материалы прошлого, Меркуриалис пришел к выводу об огромной пользе массажа и физической культуры для сохранения здоровья и лечения различных болезней, то есть их профилактической и лечебной ценности. «Искусство гимнастики» тем более ценно, что в нем содержится большое количество иллюстративного материала.

Книги о массаже и гимнастике появлялись и в XVIII столетии. Наиболее интересными из них являются двухтомное сочинение по ортопедии француза Андре с подробным описанием техники классического массажа, а также работа немецкого ученого Гофмана под названием «Радикальное указание, как человек должен поступать, чтобы избежать ранней смерти и всевозможных болезней», в которой автор рекомендовал использовать в профилактических целях массаж, в частности различные виды растираний.

Пропагандировали массаж как лечебное и профилактическое средство такие ученые и врачи, как Герике, Бернер, Жубер, Фуллер, Тиссо. Последний является автором сочинения «Медицинская и хирургическая гимнастика», вышедшего в 1780 году. Особое внимание Тиссо уделил растиранию – одному из наиболее действенных, по его мнению, приемов массажа. Автор писал: «…Древние, которые знали всю выгоду растирания, употребляли его не только как врачебное средство, но оно было, так сказать, их повседневным средством для сохранения здоровья». В сочинении было выделено два вида растираний – сухие и влажные, даны показания и противопоказания к использованию каждого из них.

Идеи Тиссо находили сторонников не только в западноевропейских государствах, но и в России. Так, об эффективности массажа в форме растираний и поглаживаний говорил в своем труде «Слово о пользе и предметах водной гигиены, или Науки сохранять здоровье военнослужащим» отец русской терапевтической школы М. Я. Мудров. Наряду с массажем, лучшими средствами для поддержания хорошей физической формы он называл движение и «телесные упражнения».

На большое значение массажа, активных игр на свежем воздухе и физических упражнений для растущего детского организма указывали в своих работах россияне С. Г. Зыбелин, Н. М. Амбодик, Н. Ф. Филатов. И все же, несмотря на рост интереса к массажу в этот период, широкого применения на практике он не находил.

Лишь в первой четверти XIX века массаж начал применяться как лечебное и профилактическое средство, причем популярность его возрастала не только среди врачей, но и среди специалистов, работавших в области физического воспитания подрастающего поколения. Во многом общество обязано этим знаменитому создателю «шведской гимнастической системы» Петру Генриху Лингу (1776–1839).

Убедившись на собственном опыте в целительной силе массажа (в результате полученного в сражении ранения у него нарушилась функциональная деятельность руки), Линг начал пропагандировать это «волшебное» средство среди друзей и знакомых. Вскоре были разработаны новые методики массажа и гимнастики, которые автор изложил в сочинении «Общие основы гимнастики». Массаж рассматривался здесь как «составная часть всевозможных видов движения, оказывающих благотворное влияние на человеческий организм».

Линг предложил свою классификацию гимнастики, выделив 4 ее вида: гигиеническую, врачебную, военную и эстетическую. В разделе, посвященном врачебной гимнастике, упор делался на значение массажа как эффективного средства борьбы с усталостью и переутомлением, его необходимость при лечении полученных в результате травм заболеваний опорно‑двигательного аппарата, болезней внутренних органов, а также в послеоперационный период.

Несмотря на всю ценность «Общих основ гимнастики», разработанная Лингом система была далека от совершенства. Неоднократно она подвергалась критике со стороны ведущих специалистов – врачей и ученых. Так, русский педагог и врач П. Ф. Лесгафт обращал внимание на то, что в системе Линга отсутствует классификация приемов и их обоснование с научной точки зрения. Помимо этого, большим минусом было то, что Линг не потрудился выяснить, в каких случаях следует использовать тот или иной прием, а также определить показания и противопоказания для применения массажа.

Позднее метод Линга был переработан и дополнен врачом из Амстердама Дж. Г. Мезгером. Он открыл школу по подготовке массажистов, в которой обучались представители различных государств Европы.

История массажа во второй половине XIX века тесно связана с развитием анатомии и физиологии. В это время были разработаны научные основы массажа, и, вероятно, именно этим можно объяснить его широкое применение на практике в качестве одного из эффективнейших терапевтических средств.

В середине XIX столетия многие западноевропейские врачи и ученые (Мальген, Падду, Лесне, Нелатон, Герст, Джекобин, Уайт и др.) обратились к данной теме. Результатом явилось появление большого количества клинических и экспериментальных работ, в которых описывались различные приемы классического массажа, давались рекомендации по его проведению (показания и противопоказания, методика применения), а также предпринимались попытки научного обоснования влияния массажа на человеческий организм. Было выяснено, что данная процедура имеет не только местное, но и рефлекторное воздействие.

Особый вклад в развитие современной методики массажа и научное обоснование его анатомо‑физиологических свойств внесли российские ученые‑терапевты В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, Л. Г. Беллярминов, Н. А. Вельяминов, В. А. Ратимов, В. А. Манассеин и др.

Хирург Н. А. Вельяминов практиковал использование различных приемов массажа в травматологии. Терапевт С. П. Боткин высказывался за использование массажных приемов при некоторых заболеваниях желудка и печени; он считал необходимым ежедневно массировать живот, способствуя тем самым возбуждению перистальтики кишечника.

Большую роль в разработке массажных методик сыграл В. А. Манассеин. Он пропагандировал физические методы лечения внутренних болезней, в 1876 году по его предложению в учебный план Военно‑медицинской академии был введен практический курс массажа и гимнастики, что способствовало появлению в России большого числа профессиональных массажистов.

Под руководством В. А. Манассеина было написано несколько докторских диссертаций, посвященных массажу: «О влиянии массажа на азотистый обмен и усвоение азотистых веществ» (И. З. Гопадзе, 1886 год), «К вопросу о влиянии массажа на количество легочно‑кожных потерь» (И. К. Стабровский, 1887 год), «Материалы к учению массажа живота» (Б. И. Кияновский, 1889 год), «Массаж при лечении переломов» (К. Н. Шульц, 1891 год), «К вопросу о лечении закрытых переломов массажем» (Н. И. Гуревич, 1898 год) и др.

Теоретические основы массажа получали воплощение на практике. Многие российские врачи (Д. О. Отт, Н. И. Рачинский, А. И. Никольский, А. И. Маклаков, В. В. Снегирев, Г. В. Епинатьев и др.) применяли массаж в качестве терапевтического средства в своей врачебной практике. А в хирургической клинике профессора Н. В. Склифосовского в начале XX века даже было открыто отделение для лечения массажем различных патологий и последствий хирургического вмешательства.

Постепенно массаж приобретал значение как самостоятельный метод лечения. Во многих странах мира появлялись центры по подготовке массажистов и преподавателей гимнастики. На территории Российской империи такие центры были открыты в Москве (руководители Г. К. Соловьев, М. К. Барсов), Петербурге (руководители Е. Н. Залесова, В. Ф. Диаковский), Киеве (руководитель В. К. Крамаренко) и некоторых других городах.

Помимо практических центров массажа, в Европе и России открывались специальные институты, занимавшиеся вопросами лечения массажем. В одном из таких институтов работал знаменитый российский врач И. В. Заблудовский. Еще в 1882 году он защитил диссертацию на тему «Материалы к вопросу о действии массажа на здоровых людей», ставшую теоретической основой для развития такого вида массажа, как спортивный. И. В. Заблудовским было написано более 100 работ, посвященных исследованию анатомо‑физиологических свойств массажа; разработано несколько методик массажа для людей, занимающихся физкультурой и спортом. Помимо этого, И. В. Заблудовский ввел в массажную практику несколько новых приемов, например двойное кольцевое разминание и выжимание.

На протяжении XX столетия массаж как средство профилактики и лечения различных заболеваний обретал все большее и большее число сторонников. Было выделено два самостоятельных направления массажа – спортивный и лечебный. Особый вклад в их развитие сделал российский профессор И. М. Саркизов‑Серазини – создатель стройной системы русского массажа. Систематизированные и научно обоснованные им массажные приемы нашли практическое применение в работе по лечебному и спортивному массажу.

По инициативе И. М. Саркизова‑Серазини в 1923 году в перечень дисциплин, преподаваемых в Московском институте физической культуры, был введен курс массажа, а спустя 5 лет в этом учебном заведении открылась кафедра лечебной физкультуры (ЛФК) и массажа, занимавшаяся подготовкой профессиональных кадров по ЛФК и массажу.

Дело Саркизова‑Серазини продолжил А. А. Бирюков. Под его руководством был проведен ряд научных исследований, разработаны и введены в практику массажистов новые, эффективные приемы, создана общая классификация массажа, позволяющая разрабатывать частные и спортивные методики.

В последнее время интерес к массажу постоянно растет, открываются новые школы массажа, одной из наиболее известных является школа В. И. Дубровского. Пользуются популярностью и массажные системы А. В. Сироткиной, Г. Р. Ткачёвой.

Поскольку за последние годы интерес возрос не только к традиционному ручному и восточному (ножному) массажу, но и к аппаратному, необходимо кратко осветить его историю.

Еще в древности для облегчения своего труда массажисты начали использовать различные предметы: в Древней Греции и Риме это были скребницы (изогнутые в виде серпа деревянные палочки); в Японии – гистограммы (небольшие дугообразные куски дерева с движущимися катушками на концах) и специальные деревянные палочки (рис. 2); на Руси – банные веники; у коренного населения Мексики – прутья, которые перед процедурой массажа подогревали над пламенем костра.

 

Рис. 2. Инструменты для выполнения массажа

В 1875 году Клеммом был сконструирован специальный инструмент для проведения такого массажного приема, как поколачивание. Конструкция состояла из трех трубочек, закрытых снаружи вулканизированным каучуком. Величина инструмента зависела от области, которую предстояло массировать: например, для массирования спины использовались длинные поколачиватели, а для массажа рук – короткие. Массаж выполняли также с помощью специальных молоточков, залитых с обеих сторон твердым каучуком, и каучуковых шаров.

В начале XIX столетия был создан вибрационный аппарат, работавший от часового механизма. Удары, сила и скорость которых регулировалась, производились по телу массируемого небольшой резиновой грушей с помощью заведенной пружины.

Вибрационный массаж получил широкое распространение в первой половине XIX века благодаря стараниям Петра Линга. В 1834 году он открыл в Стокгольме Институт гимнастики, где занимались не только научной работой, но и лечением пациентов. Главными профилактическими и лечебными средствами в институте Линга являлись механотерапия, аппаратный (вибрационный) и ручной массаж. Здесь было разработано множество всевозможных массажных аппаратов, однако большая их часть оказалась непригодной для использования.

Вибрационные аппараты создавались в это время и в ряде других стран: в Голландии (аппараты, приводимые в движение силой воды по принципу водяной мельницы), во Франции (конструкции наподобие современных ножных швейных машин, специальные вибрационные кресла) и др.

В 1890 году француз Гранвиль представил на суд ученых и врачей свой электрический аппарат, приводимый в действие электромагнитом.

В том же году другой изобретатель, Бутлер, сконструировал магнитный массажный аппарат, получивший название «магнитный валик». Позже им была разработана конструкция для глубокого разминания мышц: во время работы аппарата мышцы не только подвергались массированию, но и испытывали воздействие слабых электрических разрядов, проводимых по широким электродам.

В настоящее время существуют всевозможные аппараты для проведения массажа: это и специальные поясные вибрационные аппараты, и приспособления для массажа ног, и массажеры в виде резиновых ковриков, и вибромассажеры для различных частей тела, и многое другое.

 

АНАТОМО‑ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МАССАЖА

 

Массаж – это механическое раздражение человеческого тела, производимое либо рукой, либо с помощью специального аппарата.

На протяжении долгих лет считалось, что массаж воздействует лишь на массируемые ткани, не оказывая никакого влияния на общее физиологическое состояние человека. Столь упрощенное понимание анатомо‑физиологических свойств массажа возникло под влиянием механистической теории немецкого врача Вирхова. В настоящее время благодаря работам отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. А. Павлова и других сформировано правильное представление о том, какое влияние оказывает массаж на организм человека.

В механизме действия массажа выделяют три фактора: нервно‑рефлекторный, гуморальный и механический. Как правило, в процессе массажной процедуры осуществляется воздействие на нервные окончания, расположенные в различных слоях кожи. Возникают нервные импульсы, которые по чувствительным путям передаются в центральную нервную систему, достигают соответствующих участков коры головного мозга, где синтезируются в общую реакцию и поступают в соответствующие ткани и органы с информацией о необходимых функциональных сдвигах в организме. Ответная реакция зависит как от характера, силы и продолжительности механического воздействия, так и от состояния центральной нервной системы и нервных окончаний.

Действие гуморального фактора заключается в следующем: под влиянием массажных приемов образующиеся в коже биологически активные вещества (так называемые тканевые гормоны – гистамин, ацетилхолин и др.) поступают в кровь; они способствуют передаче нервных импульсов, участвуют в сосудистых реакциях, а также активизируют некоторые другие процессы, происходящие в организме человека. Не менее важным является механический фактор. Растягивание, смещение, давление, производимые в ходе применения того или иного приема, вызывают усиленную циркуляцию лимфы, крови и межтканевой жидкости на массируемом участке. Благодаря этому ликвидируются застойные явления, активизируется обмен веществ и кожное дыхание.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что механизм действия массажа на человеческий организм является сложным физиологическим процессом, в котором задействованы нервно‑рефлекторный, гуморальный и механический факторы, причем ведущая роль принадлежит нервному компоненту.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.