Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к понятию «социально-психологический тренинг», роль тренинга в коррекционной работе психолога




ИССЛЕДОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ

На сегодняшний день не существует общепринятого определения и понятия «тренинг», что приводит к разнообразному толкованию метода обучения и обозначению этим термином самых разных приёмов, форм, способов и средств, используемых как в психологической практике, так и в образовательном процессе. Однако без такого средства обучения ни деятельность организаций, ни, в целом, эффективная подготовка персонала, ни образовательный процесс сегодня не представляются возможными.

Термин «тренинг» (англ. – train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка.

Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой, учебной или иной деятельности.

В современной литературе встречаются разнообразные определения тренингов. Например, Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

Многие авторы определяют тренинг как один из активных методов обучения. Например, Б.Д. Парыгин определяет тренинг как метод группового консультирования, активного группового обучения навыкам общения в жизни и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей Я-концепцией и самооценкой участника тренинга.

С.И. Макшанов определяет тренинг как часть процесса движения информации от одного участника взаимодействия к другому [2].

Дж. Морено определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

К. Левин, один из основоположников поведенческих наук и школы человеческих отношений в менеджменте, утверждает, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте и работа в группе позволяет исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую порождают участники группы своим взаимодействием.

Тренинги, как специализированная форма организационного обучения, получили широкое распространение с середины XX-го века. Например, в 50-х годах в США активно работала Национальная лаборатория тренингов, созданная ещё в 1947-ом году [5], в которой были разработаны тренинги для управленческого персонала, менеджеров, политических лидеров. Участники тренингов совершенствовали межличностные взаимодействия, навыки руководства, разрешения конфликтов в организациях, укрепления групповой сплочённости. Некоторые тренинги были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Эти тренинги чуть позже получили название тренингов сенситивности, а также создали благодатную почву для появления целого множества разнообразных тренингов. Национальная лаборатория тренинга работает в США и сегодня.

В 60-е годы возникают тренинги социальных и жизненных умений (К. Роджерса), которые применялись для профессиональной подготовки менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Эти тренинги использовали три основные модели, которые определяли особенности подходов к участникам тренинга.

Первая модель предполагала использование семи категорий жизненных умений, таких как решение проблем, общение, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления, развития Я-концепции.

Вторая модель выделяла четыре категории жизненных умений – межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Третья модель включала тренинги эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты и самоподдержки.

В 70-е годы М. Форбергом был разработан метод социально-психологического тренинга. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации для формирования коммуникативных навыков. Практической областью применения этих тренингов стала подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологические тренинги получили широкое развитие и в отечественной практике. Эти тренинги стали проводиться психологами различных школ в 80-е годы.

Кроме того, к отдельным группам активных методов обучения, безотносительно к специализированным отраслям знаний и психологии, можно отнести деловые игры во всём их профессионально-прикладном, социально-психологическом и методологическом многообразии и различные бизнес-тренинги, активно организуемые и проводимые в последнее десятилетие новым классом специалистов в сфере бизнес образования – зарубежными и отечественными бизнес-консультантами и тренерами.

После некоторой активности в развитии в середине 60-х годов качественно на более высокий уровень методы активного обучения (МАО) и деловые игры в России поднимаются в 70-80 гг. прошлого века, когда в преддверии рыночных преобразований появляется необходимость в развитии персонала предприятий в условиях непрерывных нововведений [4]. Инициатива в разработке нового вида деловых игр – организационно-деятельностных игр (ОДИ), принадлежат так называемой системомыследеятельностной методологии (СМД-методологии) Щедровицкого Г.П. СМД-методология – это особая форма интеллектуальных методологических игр, эффективно организующая коллективную мыследеятельность в проблемных ситуациях.

МАО или активные методы обучения (как их часто называют), широко практикуемые в вузах и в консалтинговых, тренинговых компаниях такие, как: методы мозгового штурма, модерации, case-studies (метод кейсов или практических, конкретных ситуаций, пришедший в практику экономического и делового образования из медицины в начале XX-го века), игровые методы и техники, имитационные игры, имитационное моделирование и технологии, развивающиеся в России, в Европе и США в XX-ом веке, компьютерные тренинги, широкий пласт социально-психологических методов и другие, в том числе наиболее оригинальные и интересные из них, используемые в различных видах тренингов отечественными и зарубежными специалистами, имеют и российские корни!

Особый интерес представляет система ОДИ, развиваемая в России, а потом и в мире с 1979-го года, которая представляет собой интенсивную форму решения междисциплинарных комплексных проблем, не имеющую аналогов в мире [6], широко обсуждаемая и применяемая для решения сложных проблем в разных отраслях профессиональной деятельности [4].

Активную работу по популяризации МАО в России проводила Ассоциация разработчиков игрового социального имитационного моделизирования (АРИСИМ), базирующаяся в г. Ленинграде. В г. Москве был организован Всесоюзный комитет организационно-деятельностных игр, в состав которого входили более 50-ти игротехников и методологов-специалистов в различных областях знаний.

Широко известны разработки в области проектирования и проведения деловых игр д.т.н., профессора Рыбальского В.И. из Киевского инженерно-строительного института. Большую роль в становлении в развитии теории и практики деловых игр сыграли работы Бириштейн М.М., Сыроежина И.М., Гидрович С.Р., Ефимова В.М., Комарова В.Ф., Жукова Р.Ф. Платова В.Я. и других.

Однако деловые игры всё-таки не получили широкого применения в системе советского образования и достижения отечественных специалистов в области имитационного моделирования были в большей степени востребованы за рубежом. И это объяснимо: МАО – это инструмент, присущий больше динамичной рыночной экономике, нежели административно-командной. В данный момент, наряду с отечественными разработками в сфере активных методов и деловых игр вместе с импортом с Запада рыночной экономики и её методов и технологий происходит реэкспорт технологий обучения (в том числе и методов активного обучения).

Обширный арсенал методов, применяемых в тренингах и системах обучения, ориентированных на личностный рост, формирование конкретных необходимых индивиду для успешной социализации навыков, усвоение практических знаний и технологий, во многих школах, у многих авторов и тренеров базируется не столько на конкретных техниках, сколько на системе взглядов, «правильном» мировоззрении и необходимости его изменения, особых принципах и философии тренинга, которая просматривается и составляет основу именно в тех тренингах, которые направлены (кроме технологий бизнеса) на мобилизацию творческого потенциала или достижение успеха, неординарных результатов в различных областях.

Психологи рассматривают социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средства развития компетентности в общении», а также «средство психологического воздействия» [3]. Опыт использования этого метода активно применялся в работе с детьми, родителями, руководителями предприятий и организаций. Опыт его использования отражён в научных трудах Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, Г.А. Ковалева, Х. Миккина, Л.А. Петровской, Т.С. Яценко.

С.И. Макшанов, в конце 80-х годов, разрабатывал теоретические и методические основы тренинга как метода, который может быть использован и при подготовке профессионалов различных специальностей. В 1998-ом году вышла в свет его монография «Психология тренинга». С.И. Макшанов стал автором тренингов маловероятностного взаимодействия, тренингов формирования команды и других.

Так, в 1990-ом году началась разработка программы тренинга креативности Н.Ю. Хрящевой и С.И. Макшановым. В марте 1993-го года был создан Институт Тренинга, целью создания которого являлась и является подготовка специалистов в области тренингов. В настоящее время в Институте Тренинга проводится большая работа по совершенствованию методических средств и развитию теоретических основ тренинга как метода преднамеренных изменений.

Проведение тренингов основывается на определённых, общих для многих видов тренингов принципах:

активности;

творческой позиции (личностного изменения и развития);

осознания поведения;

партнёрского общения;

особенности работы тренера.

Принцип активности предполагает вовлечение в специально разработанные действия участников тренинга. Например, разыгрывание ролей, выполнения специальных упражнений, наблюдение за поведением других участников тренинга, готовность к действиям в любой момент. Принцип активности опирается на известные данные экспериментальной психологии: человек усваивает 10% услышанного материала, 50% того, что увидел, 70 % того, что проговаривает и 90% того, что делает сам. Активность участника тренинга возрастает в том случае, если участники получают возможность включения в совершаемые действия в любой момент под наблюдением тренера. Активность также связана с развитием и применением мотивации, ориентированной на деятельность и преодолением мотивации избегания. В целом, здесь необходимо заметить, что преимущественно все тренинги ориентированы на действие, выполнение, формирование практических навыков.

Принцип творческой позиции заключается в раскрытии творческого потенциала каждого участника тренинга через осознание своих личных возможностей, ресурсов, особенностей. Для этого создаётся креативная среда тренинга, которая характеризуется проблемностью, неопределённостью и даёт возможность осознать, апробировать, тренировать способы поведения, экспериментировать с ними. Среда тренинга представляет собой модели различных аспектов жизни и деятельности человека.

Реализация этого принципа зачастую встречает довольно сильное сопротивление со стороны участников, так как люди приходят с определённым опытом обучения, сложившимися стереотипами и моделями поведения. Однако создание среды тренинга, отличной от привычной среды необходимо, так как для овладения новыми знаниями и умениями, осознания собственного поведения необходима другая среда. А в привычной среде человек ведёт себя привычно, не замечая многого. Для того чтобы перестройка неэффективных стереотипов проходила в безопасных условиях, участникам групп тренинга предлагается экспериментировать с собственным поведением в искусственно созданной среде, в атмосфере поддержки и доверия, что составляет экологические рамки тренинга.

Преодолеть сопротивление изменениям иногда возможно простым смещением смысла и акцентов в отношении разрешения проблем, например, путём «переформулирования» проблемы в задачу или смещения акцента в восприятии трудности как возможности и т.д.

Принцип осознания поведения характеризуется переводом поведения участников с импульсивного на объективный уровень. Средством осознания себя и своего поведения в ходе тренинга является обратная связь. Обратная связь в тренинге в социально-психологическом смысле обозначает получение информации от окружающих о том, как они воспринимают наше поведение. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная связь позволяет участникам группы корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать более оптимальную стратегию поведения [5]. Ещё один психологический термин «рефлексия», в чём-то близкий к обратной связи, не существующий без неё, означает восприятие, «расшифровка», осознание себя и своего места.

Создание условий для эффективной обратной связи в группе – это основная задача тренерской работы. Дополнительными средствами осознания могут являться аудио, видеозапись поведения участников тренинга с последующим просмотром и обсуждением, личные беседы с участниками.

Принцип партнёрского общения предполагает учёт интересов всех участников взаимодействия, их чувства, эмоции, переживания, признание ценности личности другого человека, его эмоций и переживаний. Реализация принципа возможна в атмосфере безопасности, открытости, доверия, эксперимента с правом на ошибку. Этот принцип тесно связан с принципом творчества. Всё это в совокупности составляет экологические рамки тренинга.

При организации и проведении тренинга важно принять и соблюдать совокупность всех принципов тренинга в зависимости от ситуации.

Принцип особенности работы тренера подразумевает постоянную аналитическую работу с группой и над самим собой. Объектами диагностики являются план работы, уровень развития и сплочённости группы, взаимоотношения между участниками, состояния каждого участника группы, его отношения к себе, к другим, к тренингу, состояние самого тренера.

Эффективность тренинга зависит от средств и умения воздействия тренера на группу. Средствами служат различные методические приёмы: ролевые игры, индивидуальные беседы, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения и др.

Эффективность тренинга зависит от средств и умения воздействия тренера на группу, его жизненного опыта, опыта общения и в целом мастерства.

Роль тренера здесь особенно важна, как в создании и отслеживании соблюдения правил игры, отслеживании групповой динамики, так и в гибкости индивидуального подхода к участникам, диагностике тормозящих факторов, препятствующих раскрытию потенциала участников к активной деятельности на тренинге.

Как правило, в ходе тренинга происходит эффект переноса стратегий и шаблонов поведения, применяемых в жизни, на поведение в ходе тренинга. Работа тренера здесь состоит в том, чтобы путём обратной связи, получаемой одним участником от группы, расшифровать эти сигналы для участника, чтобы он сделал правильные выводы для интерпретации и понимания собственного поведения с целью изменения поведения и для выработки более эффективной, результативной модели поведения. Наиболее ценным является возможность отработки успешных моделей поведения (порой не характерной для индивидуума в жизни) в ходе тренинга, и последующая проба применения таких моделей в жизни, самостоятельная сознательная корректировка поведения, отработка и формирование устойчивых поведенческих навыков в жизни.

Некоторые упражнения следует повторять периодически.

Существует также целый ряд упражнений, которые демонстрируют скорость прохождения упражнения (испытания) всей группой и скорость движения группы к цели. Эти упражнения продолжаются до тех пор, пока их не выполнит самый последний участник.

Выбор методических и практических, социально-психологических приёмов в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера.

Тренер внимательно осуществляет подбор методических приёмов и средств для проведения тренинга, и групповых занятий, например, таких как психогимнастика, групповое обсуждение или мозговой штурм с целью вовлечения участников и достижения ими запланированных задач тренинга.

Психогимнастика – это круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Психогимнастические упражнения могут быть специализированными и воздействовать направленно на одну или систему психических характеристик (память, внимание, мышление, самооценку) [3].

Психогимнастические упражнения позволяют подключать для осознания одной и той же проблемы разные уровни психического отражения, воздействуя на подсознание и через обратную связь на сознание участников.

На тренингах в рамках решения одной проблемы используются различные психогимнастические упражнения: двигательные, предполагающие счёт, рисование, концентрацию внимания и др. Психогимнастические упражнения могут быть направлены как на отдельного индивидуума, так и на группу в целом.

В процессе выполнения этих упражнений рекомендуется эмоциональная разрядка в форме физических упражнений, в результате которых происходит активизация работы группы, снижается усталость, повышается настроение, общий эмоциональный фон. При планировании занятий для проведения психогимнастических упражнений необходимо учитывать: правильный выбор упражнений, инструктирование группы перед выполнением, обсуждение и анализ результатов выполнения этих упражнений.

При выборе упражнения тренер должен ориентироваться на цели тренинга в целом и задачи, стоящие перед группой в конкретный момент, время проведения, состав группы, физическое состояние участников, уровень развития и подготовленности группы, изменение состояния каждого из участников и группы в целом.

Эффективность выполнения одного из таких упражнений зависит от чёткости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не рекомендуется перегружать инструкцию для таких упражнений деталями. Целесообразно приведение примеров, иллюстраций и демонстраций выполнения упражнений. Проговаривая инструкцию, тренер должен быть внимателен к реакции участников тренинга и начинать упражнение только в том случае, если все поняли что надо делать.

В некоторых упражнениях тренер может быть непосредственным участником.

Выполнение всех упражнений должны обсуждаться участниками и анализироваться тренером. Обсуждение и анализ могут проводиться по окончанию выполнения упражнения. Некоторые упражнения предполагают прерывание его выполнения и обсуждение процесса работы группы и участников на отдельных этапах. Часто невозможно определить временные границы выполнения упражнений. Некоторые упражнения следует повторять периодически.

Совокупность всех упражнений, техник, приёмов и методов, задач, предлагаемых тренерами для выполнения участниками, кроме традиционной для учебного процесса содержательной части с необходимыми знаниями, преподносимыми в ходе мини-лекций, пояснений или осваиваемыми в групповой работе с чётко поставленной целью и формализованным результатом, содержит также и заранее подготовленные нестандартные проблемные ситуации, запланированные или внезапные изменения в работе. Все они – кроме обязательного освоения образовательной программы и запланированного объёма знаний и навыков направлены на повышение личной эффективности участников. Это подразумевает активную работу участников не только над заданиями и упражнениями, но и над собой, а также активную вовлечённость в процесс тренинга.

Часто, чтобы повысить личную эффективность участника тренинга с использованием различных методов: социально-психологических методов и моделей нейро-лингвистического программирования (НЛП, о чём речь пойдёт ниже) необходимо «сломать», переустроить стереотипы (убеждения, установки) и модели поведения, без чего не представляется возможным дальнейшее совершенствование личных качеств (свойств характера) или профессиональных качеств и навыков и, в конечном итоге, тех целей, ради которых человек пришёл на тренинг [14]. Естественно, что этот процесс подразумевает обоюдную работу участника и тренера. Преодолеть такое сопротивление возможно в случае осознания участниками важности и готовности экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и самому себе, что включает и работу и с целями, и с мотивацией, и с установками. Участникам тренинга предлагается преодолеть сопротивление ситуации, что даёт возможность осознания готовности к изменениям после окончания тренинга, творческого отношения к профессиональной деятельности, к себе как личности.

В целях повышения личной эффективности (результативности) для необходимого пересмотра целей, ценностей, наконец, восприятия моделей реальности, изменения, трактовки и интерпретации результатов, получаемых в жизни, и выработки более эффективного стиля поведения для появления готовности к изменениям очень интересным представляется как опыт НЛП и результаты НЛП-тренингов [15], с одной стороны, так и само понятие установки в психологии и история его развития, с другой.

Сложившиеся стереотипы, модели поведения формируются «у нас в голове» на основе установок и прошлого опыта. Обычный человек не анализирует, и не оценивает данные категории, а часть ведёт себя привычно. Многое из окружающего мира человек принимает как бы в качестве аксиомы: системы ценностей, убеждений, верований, норм поведения и отношений, не всегда подтверждая или отвергая собственным опытом всё то, что составляет основу личности – самовоспроизводящуюся и видоизменяющуюся в контакте нашего «Я» с реальностью систему (убеждений, понятий, представлений, верований, ценностей и целей).

Подростки, например, имеют небольшой опыт, и в этом смысле, они относительно не «зашорены», не стереотипны и открыты. Известно, что человек духовно развитый, эмоционально богатый, имеет и лучшую память, и способности, и достойные стремления и цели, а такой человек при наличии определённых генетических способностей может сформироваться только в условиях соответствующей среды и опыта. Однако большинство тех же подростков уже в силу своего возраста и других причин не имеет какого-либо достаточно состоявшегося мировоззрения или системы взглядов, а тем более моделей (техник) поведения. А их наличие могло бы существенно помочь школьникам-подросткам развиваться в дальнейшем: более активно, осознанно и сосредоточенно учиться, адекватно реагируя своим поведением на различные непростые жизненные ситуации и вызовы настоящего и будущего. Современная жизнь, средства массовой информации, к сожалению, не всегда дают вдохновляющие примеры для развития. Данное обстоятельство также требует особого внимания и подхода при подготовке тренинга для такой категории как подростки.

Большинство из упомянутых выше категорий, таких как: установки, системы ценностей и т.д. (как аксиомы) в реальности могут обернуться иллюзиями, так как они могли быть восприняты, но не в полной мере проверены личным опытом. Такие категории исследуются в психологии как установки и теория установок. Установки могут мешать или помогать при восприятии нового (в том числе при восприятии и усвоении новых знаний, формировании навыков), контактах с незнакомыми людьми, поведении в конфликтных или стрессовых ситуациях. В настоящее время общество быстро меняется и, учитывая тот факт, что подросток в силу малого опыта является слабо социализированным индивидом, и, более того, что социальные и поведенческие нормы и установки, транслируемые старшим поколением в семье, не всегда поспевают за стремительными изменениями современного общества, в задачи тренинга входит и профессиональная ориентация, профилизация, а главное – социализация студентов.

Большинство установок разделяются обществом и нужны социуму для поддержания стабильности. Человек не может жить и реализовываться без общества, живёт и работает в обществе, взаимодействует с малыми и большими группами людей. Поэтому в преддверии тренинга следует разобраться, что понимается под понятием установка для того, чтобы в ходе тренинга воспринять установки и среду тренинга, необходимость изменения и формирования себя, принять необходимость действовать в предлагаемых тренерами обстоятельствах, справиться с напряжённым графиком и высоким темпом работы в группах, развить коммуникативные навыки.

Установка есть индивидуальный двойник социальной ценности; деятельность в любой форме является связью между ними. По причине своей связи с деятельностью и индивидуальным сознанием, ценность отличается от естественной вещи. По причине своей связи с деятельностью и поэтому с социальным миром, установка отличается от физического состояния [16].

Вопрос в том, что понятий «установка» несколько. В целом, при попытке разделить установки на компоненты и описать их структуру учёные-психологи рассматривали две категории: 1) инструментально-ценностный анализ и 2) анализ узнавания-ощущения-действования (knowing-feeling-acting).

Первое определение может показаться несколько сложным для неспециалиста в психологии. Здесь установка определяется как представление о достижении личностью определённых целей, связанная с оценкой этих целей. Ранние версии этого типа анализа были предложены М. Б. Смитом, А. и Ф. Ди Веста, и Д. Картрайтом. Второй подход, с точки зрения тренинга и тренировки непосредственной учебной, профессиональной деятельности и поведения, представляется нам более близким.

В практике тренинга обычно применяются (и мы применяем) элементы различных видов тренинга, таких как: тренинг партнёрского общения (коммуникативные тренинги), гештальт, НЛП, сенситивности, креативности, интеллекта, целеполагания и др.

Тренинг партнёрского общения (коммуникаций) включает упражнения трёх групп (упражнения на создание работоспособности; упражнения содержательного плана по тренировке типов коммуникаций; упражнения для получения личностной обратной связи).

На любом тренинге целесообразно применять упражнения на создание работоспособности участников группы. Основной целью этих упражнений является создание благоприятной рабочей атмосферы в группе, установление эмоциональной свободы участников, открытости, дружелюбия, доверия друг к другу и тренеру.

В зависимости от этапов выполнения упражнения проводятся в начале работы группы, в начале дня, на поддержание и восстановление работоспособности в ходе тренинга.

Упражнения содержательного плана дают возможность тренировки приёмов, способов общения (восприятия и коммуникаций), элементов поведения, которые могут быть включены в целостное действие: от установления контакта в общении, понимания собственного состояния и состояния партнёров; передачи и приёма сообщений и информации; умения слушать; улавливать подтекст.

Упражнения для получения личностной обратной связи способствуют стабилизации и повышению самооценки участников, актуализации личностных ресурсов, создания позитивного эмоционального фона работы в группе.

Тренинг сенситивности относится к групповым формам работы, но некоторые элементы могут быть использованы индивидуально. Тренинг сенситивности (тренинг межличностной чувствительности) сформировался в конце 50-х годов и использовался как тренинг человеческих отношений для обучения политических лидеров, менеджеров умению руководить, разрешать конфликты в организациях

Многие авторы рассматривают сенситивность как целостное, общее свойство, способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека.

Основные компоненты сенситивности:

1. Наблюдательская сенситивность (способность наблюдать, то есть видеть и слышать другого человека, и одновременно запоминать как он выглядел и что говорил).

2. Теоретическая сенситивность (способность выбирать и применять теории для более полных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей).

3. Номотетическая сенситивность (способность улавливать закономерности).

4. Идеографическая сенситивность (способность понимать своеобразие каждого человека).

Основная цель сенситивного тренинга заключается в развитии и совершенствовании способности человека понимать других людей.

Задачи сенситивного тренинга заключаются в следующем:

Ø повышение самопонимания и понимания других;

Ø чувствительное понимание групповых процессов, познание локальной структуры;

Ø развитие ряда поведенческих навыков [3].

При проведении сенситивного тренинга достигаются:

развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов;

осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями.

формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть своё воздействие на него.

Развитие сенситивных способностей определяют возможности человека при установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей.

Планирование, принятие решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций невозможны без понимания личностных качеств и состояний людей, а также отношений между ними. Поэтому тренинги сенситивности (построения эффективных коммуникаций) особенно необходимы при работе с руководителями различного уровня, сотрудниками различных сфер деятельности от педагогики и медицины до банков, рекламных и информационно-коммуникационных кампаний, а также с подростками.

Креативность – это способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознание и развитие своего опыта. Креативность проявляет себя многообразно, она необходима человеку в деятельности и общении, а также в повседневной жизни. Под креативностью можно понимать быстроту, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, степень детализации образа проблемы. Условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе. В соответствии с перечнем особенностей мышления, способствующих творческому достижению, необходима интеграция конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

Креативность определяет успешность учебной, творческой деятельности, помогает находить оригинальные решения сложных проблем различного характера, создавать что-то принципиально новое.

Креативный человек обладает большей привлекательностью в общении. Он притягивает к себе людей, при этом привлекательность творческого человека связана не только с его постоянным развитием, изменением, но и с его открытостью к иному опыту, что способствует продолжению его развития.

Креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим её готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Изменчивость современного мира способствует креативности. Поэтому очевидна необходимость поиска средств, позволяющих развивать креативность, то есть способность, которой обладает каждый человек.

Целью тренинга креативности является осознание креативности в себе и её развитие.

Задачами тренинга креативности являются осознание и преодоление барьеров проявления креативности, осознание характеристики креативной среды, формирования навыков и умений управления креативным процессом.

Творческий потенциал подростка и его успехи в учебной деятельности, а также в межличностном общении со сверстниками, во многом зависят от его отношения к жизни.

Тренинг интеллекта адресован тем, кто стремится действовать самостоятельно, развивать свои творческие способности, работать над новыми подходами в решении повседневных задач. На тренинге интеллекта применяют упражнения двух групп. Упражнения первой группы позволяют трансформировать имеющуюся информацию. Различными путями: записыванием, разделением, комбинированием и манипулирование. Упражнения второй группы позволяют преобразовать информацию для выбора нестандартных, нетрадиционных действий.

Тренинг интеллекта – это игры для ума, которые представляют специфические приёмы или техники, позволяющие выдвигать разные идеи. Этот тренинг не даёт творческого опыта, но позволяет его приобрести. Игры для ума – это творческие приёмы, наглядно демонстрирующие каким образом можно вырабатывать новые идеи.

Ещё раз повторимся, что тренинг – это перспективный метод обучения, особый вид практических занятий, активный процесс приобретения знаний, умений, поведенческих навыков. Тренинги способствуют повышению качества образования.

Существуют различные группы тренингов – тренинги по формированию навыков самоорганизации, навыков и управленческой деятельности, навыков взаимодействия и коммуникаций взаимодействия с клиентами или партнёрами.

Тренинги формирования навыков самоорганизации создают предпосылки для эффективной собственной деятельности, развивают навыки оптимального использования времени, расстановке приоритетов, обоснованности принимаемых решений.

Тренинги формирования навыков организации деятельности других людей (навыки управления) способствуют формированию управленческих навыков, эффективной мотивации подчинённых, делегированию полномочий, технологиям постановки задач и контролю за их выполнением, навыкам организации совместной работы в группе.

Тренинги формирования навыков взаимодействия или коммуникаций (с клиентами или партнёрами) способствуют правильной психологической установке по отношению к клиентам, партнёрам, помогает овладеть искусством проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений, а в первую очередь сделать более эффективными коммуникации с другими людьми.

В процессе тренингов формируются определённые практические навыки:

1. первичное представление о сфере применения и понимание технологии навыка,

2. единичный опыт применения навыка на практике,

3. начальная автоматизация навыка, которая является базовой основой для дальнейшей деятельности (учебной, творческой, профессиональной и др.),

4. навыки поведения в условиях изменения ситуации, внешней среды и поведения других людей [18].

С точки зрения целей и видов тренингов и сущности тренируемых навыков, можно выделить две большие группы тренингов: социально-психологические, в которых применяются социально-психологические методы и принципы, изложенные выше, и технологические (бизнес) тренинги, в которых тренируются отдельные конкретные технические и технологические навыки.

Все упомянутые выше модели, подходы, методы и принципы использовались в тренингах с целью активизации и развития эффективных коммуникаций в процессе работы через получение знаний о личности, применение таких знаний и совершенствование их на практике в коммуникативной, учебной, творческой или профессиональной среде тренинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.