КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние международного сотрудничества в сфере туризма 1 страница
Основой договорно-правовой базы международных связей Российской Федерации в области туризма в настоящее время являются 64 двусторонних соглашения со странами мира. Среди них 56 носят межправительственный характер и 8 - межведомственный. Активно работают образованные в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству двусторонние рабочие группы по туризму с Норвегией, Австрией, Францией, Грецией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Японией, Индией, Испанией, Румынией, Швецией, подкомиссия с Китаем в рамках комиссии по гуманитарному сотрудничеству с привлечением как руководства российских регионов и муниципальных образований, так и частного сектора. Эта деятельность включает в себя проведение тематических семинаров и конференций по обмену опытом, стажировок для региональных и муниципальных властей, а также для работников туристской индустрии, организацию поездок для СМИ. Особо следует отметить перспективы работы на таких динамично развивающихся рынках с растущей экономикой, как Китай и Индия. Россия в последние три года возглавляет Совет стран СНГ по туризму. Вопросы упрощения визовых формальностей начинают успешно решаться и на двустороннем уровне. Примерами этому могут служить Соглашения между Правительствами России и Таиланда, а также России и Израиля о безвизовых поездках граждан. В то же время остаются нерешенными вопросы облегчения доступа для иностранных туристов во внутренние воды Российской Федерации, в северные регионы, которые имеют значительный потенциал для развития въездного туризма.
2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В СТРАНЕ И НА ЮГЕ РОССИИ.
Туризм, начав свое новое развитие около одиннадцати лет назад, к настоящему времени уже смог заявить о себе как о серьезной и полезной отрасли, как для России, так и для Северного – Кавказского региона. 25 июля 2001 года Правительство РФ на своем заседании одобрило представленный к рассмотрению Министерством экономического развития проект Федеральной целевой программы «Юг России». Принятие документа, который по своей масштабности, набору проектных мероприятий - впервые в истории страны обеспечивает комплексный подход в использовании ресурсного и кадрового потенциала Юга России. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года и Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2015 годы определяют основные задачи и направления деятельности органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области развития санаторно-курортного и туристского комплекса края. Понятия: - курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимой инфраструктурой; - природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства климата; - санаторно-курортный и туристский комплекс - совокупность санаторно-курортных организаций, средств размещения туристов, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, органов управления курортами и туристическими центрами, обеспечивающих права граждан на отдых, оздоровление, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий; - туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристического показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
- средства размещения - любые объекты (гостиницы, отели и другие объекты), предназначенные для временного проживания туристов; - малые средства размещения - объекты (дома, коттеджи, квартиры и другие объекты), вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и сдаваемые в наем. Современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края Самостоятельное изучение согласно Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Столь бурный рост международного туризма связан с образованием Организации Объединенных Наций (ООН) и ее органа - ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). ЮНЕСКО в 50-х годах разработала программу развития туризма, которая способствовала превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль. В 1963 году в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), который затем в 1968 году был преобразован в международную Всемирную туристскую организацию, а затем во Всемирную туристскую организацию объединенных наций (ЮНВТО). Главной целью деятельности ЮНВТО было провозглашено осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма. На сегодняшний день ЮНВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные директораты и официальные национальные организации более чем 100 стран мира. В качестве официальных рабочих языков приняты английский, французский, испанский и русский. Устав ЮНВТО был принят 27 сентября 1975 года и, начиная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма. Важным событием в деятельности ЮНВТО стала Всемирная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и ряд актуальных проблем. Заключительный документ получил название Манильской хартии по международному туризму.
На своей шестой сессии (17-26 сентября 1985 гида, г. София) ЮНВТО утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», а также приняла специальные резолюции о роли туризма и молодежном туризме. К всемирным организациям относятся также Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданная в 1966 году. Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА). Значительное влияние на развитие туризма оказывают всемирные транспортные и гостиничные организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным перевозкам (ИАТА), объединяющая около 130 крупнейших авиакомпаний. Международная гостиничная ассоциация (МГА), которая включает более 3000 международных гостиниц в 130 странах мира и 77 национальных гостиничных ассоциаций. Все вышеперечисленные организации являются коммерческими. Помимо них существуют различные международные некоммерческие организации содействия туризму. Основными из них являются: 1 Международный туристский альянс (АИТ); 2 Международная академия туризма, которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на другие языки; 3 Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует развитию научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, оказывает помощь научным туристским центрам и организует научные съезды, конференции; 4 Международная федерация журналистов и писателей (ФИЖЭТ), объединяющая национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма. В большинстве западных стран действуют правительственные некоммерческие организации по туризму, которые обычно входят в состав министерств и ведомств, осуществляющих, в том числе и международную деятельность: министерства и ведомства иностранных дел, национальной экономики, информации и т.д.
В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96 № 132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются: - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; - охрана окружающей природной среды; - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; - развитие туристкой индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, "создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. В России координацию деятельности туристских предприятий с 18 ноября 2004г. осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту, а делами индустрии гостеприимства занимается - Федеральное агентство по туризму (ФАТ). Большинство туристских предприятий России объединились в национальные ассоциации по интересам. Основными из них являются: 1. Ассоциация туризма (АСТУР); 2. Национальная туристская корпорация (НТК); 3. Российская ассоциация социального туризма (PACT); 4. Российский союз туристских агентств (РСТ); 5. Туристско-спортивный союз России. В каждом субъекте Российской Федерации создан комитет или департамент, ведающий вопросами развития туризма в своем регионе. Председатель Комитета возглавляет Коллегию Комитета - общественный орган, в состав которого входят представители комитетов субъекта РФ, ученые и руководители крупных туристских фирм города. В целях развития туризма Комитет имеет право заключать различные соглашения и договоры с органами развития туризма, как в нашей стране, так и за рубежом. Комитет осуществляет лицензирование международной туристской деятельности. Решение о выдаче лицензий принимает межведомственная лицензионная комиссия, председателем которой является председатель Комитета по туризму и развитию курортов. Комитет связан прямыми договорами, соглашениями и протоколами о сотрудничестве с рядом субъектов Российской Федерации и органами управления туризмом многих зарубежных стран.
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Вопрос на самостоятельную доработку в соответствии с планом Федерального агентства по туризму «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года». Глоссарий: - курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимой инфраструктурой; - природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства климата; - санаторно-курортный и туристский комплекс - совокупность санаторно-курортных организаций, средств размещения туристов, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, органов управления курортами и туристическими центрами, обеспечивающих права граждан на отдых, оздоровление, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий; - туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристического показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил; - средства размещения - любые объекты (гостиницы, отели и другие объекты), предназначенные для временного проживания туристов; - малые средства размещения - объекты (дома, коттеджи, квартиры и другие объекты), вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и сдаваемые в наем.
Вопросы для контроля: 1. Дайте краткую характеристику современного состояния туризма в РФ. 2. Перечислите наиболее перспективные виды туризма, в настоящее время, на мировом туристском рынке. 3. Перечислите районы страны, распределив их в определенной последовательности в соответствии с уровнем развития. 4. Назовите, каким путем реализовывался комплекс мероприятий принятый в 2002 году в целях всестороннего показа туристских возможностей. Российской Федерации на международном и внутреннем рынке.
5. Дайте краткую характеристику состояния подготовки кадров в сфере туризма и международного сотрудничества. 6. Расскажите о Федеральной целевой программе «Юг России». 7. Перечислите Федеральные целевые программы разработанные на ближайшие годы в России. 8. Дайте определения терминам, указанным в Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 – 2010 годы. 9. Расскажите о современном состоянии санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края. 10. Перечислите международные и российские коммерческие туристские организации. 11. Расскажите о Всемирной туристской организации. 12. Перечислите некоммерческие международные туристские организации. 13. Расскажите о туристских организациях в России. 14. Охарактеризуйте стратегию развития туризма в Российской Федерации. 15. Назовите конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях.
ТЕМА 3. ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА.
Учебные вопросы: 1. Развитие индустрии гостеприимства. 2. Понятие и схема туристского рынка. 3. Особенности туристского рынка. 4. Дифференциация туристского рынка. 5. Виды предпринимательства в туризме. 6. Обеспечение качества туристского продукта.
1. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг заставляет предприятия не просто взаимодействовать, но и активно выстраивать свою деятельность на принципах гостеприимства. Для успешной туристской деятельности сегодня уже недостаточно одной развитой индустрии туризма, необходима новая философия - философия гостеприимства. «Толковый словарь» В. Даля объясняет гостеприимство как радушие в приеме и угощении посетителей. Гостеприимство - важнейшее потребительское свойство туристского продукта. Гостеприимство обеспечивается: ♦ созданием положительного образа туристской местности и обслуживающих предприятий, формированием их привлекательности с помощью средств массовой информации, специальных газет и журналов, паблисити, рекламы; ♦ стремлением обслуживающего персонала оказывать туристам услуги по правилу «клиент всегда прав», «клиент - дорогой желанный гость», «не клиент для нас, а мы - для клиента»; ♦ предупредительным и уважительным отношением работников к туристам, исполнением их желаний по правилам «все для клиента», «что еще мы можем для вас сделать»; ♦ оказанием помощи туристам в получении ими необходимой информации и услуг; ♦ организацией разнообразного досуга, устройством видовых площадок, прогулочных маршрутов с беседками, укрытиями, с подробной и понятной информацией. Гостеприимство - это то, что создает у гостя ощущение «дома вне дома» и формирует представление о предприятии, как об одном из лучших. Первые упоминания о гостеприимстве уходят в глубь веков. Летописи рассказывают нам о «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха (1053 - 1125): «...более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком - то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым...» Гостеприимство - это такое отношение к гостю, какое хотел бы иметь каждый служащий к себе, будучи в положении гостя. Гостеприимство - одно из движущих начал корпоративного бизнеса, тесного взаимодействия в туризме. Укрупнение и объединение предприятий, взаимосвязь межотраслевых комплексов, новые подходы в обслуживании привели к замене сервиса (когда гостю дают то, в чем он нуждается) на гостеприимство (когда гостя спрашивают о том, что еще могли бы сделать для него). Гостиничная индустрия сменилась индустрией гостеприимства, массовым производством улыбок и радушия персонала (субъектов индустрии гостеприимства). Под индустрией гостеприимства понимается гармоничное сочетание: ♦ производства туристских услуг; ♦ комфортности и безопасности среды обитания туристов; ♦ гостеприимного поведения обслуживающего персонала. Развивая гостеприимство, многие отели переходят на высокий уровень обслуживания, устраивают стильные, элегантные, просторные «президентские люксы», апартаменты с роскошными гостиными, респектабельными столовыми, уютными спальнями, сверкающими ванными с джакузи, саунами. Эксклюзивность, уникальность во всем должны подчеркивать высокое положение гостей. Взаимодействие персонала - основа гостеприимства - направлено на максимальное удовлетворение материальных, духовных и интеллектуальных потребностей туристов. Персонал - гордость любой гостиницы. Работа персонала многих гостиниц стала подчиняться «Кодексу корпоративной культуры», представляющему собой систему определенных традиций, корпоративных ритуалов. Так, развивая гостеприимство, обучая персонал технологии гостеприимства, компания «Ассог» в 1985 г. открыла свою Академию, первое во Франции корпоративное образовательное учреждение, в котором изучают корпоративную культуру, технологию гостеприимства, различные формы менеджмента. Ежегодный тренинг в Академии проходят 90 тыс. сотрудников цепи. Российские отели цепей «Шератон», «Хилтон» адаптируют свои корпоративные стандарты к местным условиям: дизайн выполняется с учетом местных традиций, встречу VIP-персон персонал проводит в национальных костюмах с традиционными «хлебом-солью». Персонал проходит обязательный тренинг по межличностному общению (вербальному и невербальному), служебному этикету, профессиональному облику, обучается постановке и дикции голоса и т.д. Реализация философии гостеприимства осуществляется под различными девизами, но все они направлены на повышение удовлетворенности туриста и, следовательно, на развитие туризма. Например, девиз гостеприимства гостиничной цепи «Новотель» - «Мы производим улыбки» обязывает персонал проявлять радушие, приветливость, предупредительность, откликаться на любые просьбы туристов с постоянной улыбкой на лице. Укрепляя внутренние структурные связи, «Новотель» в 2001 г. создал сайт, где каждый сотрудник компании мог оставить свои предложения по улучшению работы. За год было получено 1470 предложений, из которых 25% было немедленно внедрено в практику. На концепцию «Гостеприимство как театр» ориентирована совместная деятельность многих гостиниц, предприятий общественного питания, культурных центров, туристских организаций. Например, программа экзотического тура в Кению включает сафари*, дегустацию национальной кухни, знакомство с традициями и обычаями местного населения. Туристы посещают заповедник, где водятся гну, газели, зебры, буйволы, жирафы, антилопы, носороги, гиппопотамы, кабаны, львы, леопарды, гепарды, гиены, шакалы, рептилии, фламинго. Рестораны угощают туристов блюдами кенийской кухни: тушеной слонятиной, запеченными фламинго, мясом льва, крокодила. Принципы восторженного восхищения своими гостями заложены в деятельность швейцарского отеля «Звездный дом», предлагающего туристам увлекательную программу «звездного перевоплощения», по которой туристу предоставляется прокат лимузина, платье популярной «звезды», организуется прохождение по «звездной дорожке», раздача «новоявленной звездой» автографов и другие особенности из жизни «звезд». Программа особенно пользуется успехом у деловых туристов. Необычайная эластичность туризма позволяет не только смотреть вперед, но и оглядываться назад, используя исторические факты, реанимируя отжившие производства, выстраивая на взаимодействии новые направления, удовлетворяя любые желания туристов. Формируются новые программы ретроспективных туров, растет спрос туристов, увеличиваются туристские потоки. Проявлением гостеприимства в туризме является реализация не просто туристских, но памятных эксклюзивных сувениров, напоминающих туристам об увлекательном путешествии и одновременно выполняющих рекламную функцию. Например, устаревшие двухэтажные автобусы «Рутмастеры» - один из символов британского образа жизни - позволили сформировать не только увлекательные туры, но и послужили основой. Для производства эксклюзивных памятных сувениров. Впервые двухэтажный транспорт в Англии появился в XIX в., 2-й этаж устраивался на крыше конки, омнибуса, трамвая. «Рутмастеры» считались чудом техники: элегантный дизайн, удивительная фотогеничность, легкий корпус. Но со временем тесная кабина, узкая лестница, недостаточная устойчивость стали препятствием в производстве этих автобусов. Сотрудничество туроператоров с автоперевозчиками позволило перевести действующие автобусы на туристские маршруты, а фирмы - производители автобусов перешли на производство сувениров - сверхминиатюрных автобусов, необычайно популярных и активно раскупаемых туристами. Развитие гостеприимства возможно только при активном взаимодействии, тесном сотрудничестве, внедрении общих передовых технологий. Так, разработка общих сервисных программ, реализация единых технологий гостеприимства позволили организовать в 1997 г. эффективное сотрудничество авиаперевозчиков «Аэрофлот», «Air France» и парижского аэропорта «Шарль де Голль». Обе компании совместно выполняют ежедневно 6 рейсов между Парижем и Москвой. У каждой компании своя квота мест на каждом рейсе, но единые стандарты обслуживания, формирующие постоянную клиентуру, обеспечивающие стабильный рост туристских потоков.
2. ПОНЯТИЕ И СХЕМА ТУРИСТСКОГО РЫНКА.
Рынок - место, где спрос встречается с предложением, это не конкретное место, а собственно встреча спроса и предложения, на которой решаются вопросы: а) что покупать и по какой цене? б) что производить и по какой цене? Соответственно, туристский рынок - это место, где туристский спрос встречается с туристским предложением. В Толковом словаре туристских терминов (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов 1994) даются три варианта определения понятия «туристский рынок». Туристский рынок - 1) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность); 2) система микрохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма; 3) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. Организация и технология туристского бизнеса тесно связана с понятиями рыночной экономики. И так же как любой вид бизнеса, туристский бизнес зависит от двух главных рыночных факторов: системы свободных цен и права собственности. Это особенно важно, так как туристский бизнес - бизнес в основном частный, преимущественно малый и средний. Именно поэтому так важно для функционирования туристского рынка соблюдение главных принципов рыночной экономики: 1) приоритет в обществе основного звена производителей; 2)господство принципа конкурентной борьбы (когда на конкурентоспособность влияют исключительно усилия частного собственника и производителя, а не принадлежность к каким-либо государственным или общественным организациям); 3) право частной собственности на материальную базу туризма (здания, сооружения, транспортные средства и т.д.); 4) право свободного выбора, как для предпринимательства, так и для клиента; 5) зависимость доходов человека от результатов труда и ситуации на рынке труда; 6)нормативно-правовая поддержка государством частного предпринимательства, прав потребителя, а также осуществление государством деятельности социального характера. Туристский рынок довольно сложен, так как его товар продается чаще всего не напрямую, а через сеть посредников (гостиница - туроператор - турагент - потребитель). На туристском рынке действует множество предприятий, производящих туристские услуги (гостиницы, рестораны, музеи, экскурсионные бюро, транспортные организации и компании, различные рекреационно-лечебные учреждения и т. д.). Кроме того, на туристском рынке действуют специфические туристские посредники: туроператоры и турагенты, работают компьютерные и рекламные компании, а также многие другие. Каждое из этих предприятий вносит свой вклад в формирование продукции для туристов (потребителей), занимающих на рынке важное место. Особую роль на рынке играют государственные, муниципальные и общественные организации, вносящие свой вклад в координацию работы туристских предприятий, формирование стандартов обслуживания, а также в развитие самого рынка. Взаимодействие всех этих предприятий и организаций складывается в сложную рыночную структуру (рис.1). Весьма важным показателем для туристского рынка является туристский спрос, так как без спроса нет самого рынка. Не имея клиентов (туристов) турфирмы не имеют продажи и прибыли, у них нет спроса, они неконкурентоспособны. Конъюнктура туристского рынка Конъюнктура (от лат. conjunctura - связывать, соединять) - совокупность условий, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период. Состояние конъюнктурного рынка, его характеристику определяют регионы, туристские предприятия, их объемы обслуживания, географические маршруты, взаимоотношения продавцов (исполнителей услуг) и покупателей (потребителей туристских услуг), соотношение предложений с мировыми стандартами. Конъюнктура рынка включает: ♦ товарные запасы (туристский потенциал) регионов и туристских ♦ уровень научно-исследовательской, рекламной, информационной ♦ состояние спроса и предложения, изменение цен, наличие (отсутствие) рыночного равновесия; ♦ сегментацию рынка и степень охвата сегментов. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИСТСКОГО РЫНКА Спрос, предложение, цена Конъюнктура рынка определяется взаимодействием 4-х основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. Туристский спрос - это количество туристского продукта, которое потребители (туристы) готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени, т.е. спрос измеряется объемом продаж за определенный период. Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, повышение цены - к снижению спроса. Дешевые туры раскупаются быстрее дорогих. Такая обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Графически это можно выразить кривой спроса (С), уходящей в отрицательную зависимость (рис. 1). Предложение - количество туристского продукта, которое производители (исполнители) готовы произвести и предложить к продаже на рынке. Обеспечивая себе высокий доход, производители стремятся производить товары и услуги с более высокой ценой. Увеличивается номенклатура услуг, наполняются программы обслуживания, растет продолжительность туров, расширяется география маршрутов, улучшается их оснащенность туристскими товарами. Рис. 1. Кривая спроса Высокие цены стимулируют предложение, при высоких ценах на продажу выставляется больше туристских продуктов. Такая прямая зависимость называется законом предложения. Графически это можно выразить кривой предложения (П), уходящей в положительную зависимость (рис. 2)
Рис 2. Кривая предложения Как видно из графиков, спрос и предложение тесным образом связаны с ценой, которая, в свою очередь, служит основным инструментом воздействия на спрос и предложение. Цена - сумма денег, уплачиваемая и получаемая за единицу продукции. Цена является денежным выражением стоимости. Стоимость не является природным свойством туристского продукта. Это общественно полезный труд, затраченный на производство и реализацию туристского продукта. Стоимость выражает общественные отношения между производителями (исполнителями услуг) и потребителями (туристами). Для туриста цена - расход, для исполнителя услуги - доход. При оптимальном соотношении спроса и предложения наступает равновесие рынка. Это состояние рынка, при котором предельные доходы равны предельным издержкам. При рыночном равновесии у продавцов нет излишек, покупатели не испытывают дефицита. Туристские предприятия стабилизируют свою деятельность, объем производства становится оптимальным. Товарообмен (купля-продажа) происходит по равновесным ценам. Наглядно этот процесс можно представить на графике пересечением кривой спроса (С) с кривой предложения (П) (рис. 3). Рис 3. Равновесная цена Кривая спроса (С) пересекается с кривой предложения (П) в точке РЦ, указывающей равновесную цену.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |