Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние международного сотрудничества в сфере туризма 1 страница




Основой договорно-правовой базы международных связей Российской Федерации в области туризма в настоящее время являются 64 двусторонних соглашения со странами мира. Среди них 56 носят межправительственный характер и 8 - межведомственный. Активно работают образованные в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству двусторонние рабочие группы по туризму с Норвегией, Австрией, Францией, Грецией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Японией, Индией, Испанией, Румынией, Швецией, подкомиссия с Китаем в рамках комиссии по гуманитарному сотрудничеству с привлечением как руководства российских регионов и муниципальных образований, так и частного сектора. Эта деятельность включает в себя проведение тематических семинаров и конференций по обмену опытом, стажировок для региональных и муниципальных властей, а также для работников туристской индустрии, организацию поездок для СМИ.

Особо следует отметить перспективы работы на таких динамично развивающихся рынках с растущей экономикой, как Китай и Индия. Россия в последние три года возглавляет Совет стран СНГ по туризму. Вопросы упрощения визовых формальностей начинают успешно решаться и на двустороннем уровне. Примерами этому могут служить Соглашения между Правительствами России и Таиланда, а также России и Израиля о безвизовых поездках граждан.

В то же время остаются нерешенными вопросы облегчения доступа для иностранных туристов во внутренние воды Российской Федерации, в северные регионы, которые имеют значительный потенциал для развития въездного туризма.

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В СТРАНЕ И НА ЮГЕ РОССИИ.

 

Туризм, начав свое новое развитие около одиннадцати лет назад, к настоящему времени уже смог заявить о себе как о серьезной и полезной отрасли, как для России, так и для Северного – Кавказского региона.

25 июля 2001 года Правительство РФ на своем заседании одобрило представленный к рассмотрению Министерством экономического развития проект Федеральной целевой программы «Юг России».

Принятие документа, который по своей масштабности, набору проектных мероприятий - впервые в истории страны обеспечивает комплексный подход в использовании ресурсного и кадрового потенциала Юга России.

Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года и Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2015 годы определяют основные задачи и направления деятельности органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области развития санаторно-курортного и туристского комплекса края.

Понятия:

- курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимой инфраструктурой;

- природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства климата;

- санаторно-курортный и туристский комплекс - совокупность санаторно-курортных организаций, средств размещения туристов, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, органов управления курортами и туристическими центрами, обеспечивающих права граждан на отдых, оздоровление, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий;

- туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристического показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

- средства размещения - любые объекты (гостиницы, отели и другие объекты), предназначенные для временного проживания туристов;

- малые средства размещения - объекты (дома, коттеджи, квартиры и другие объекты), вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и сдаваемые в наем.

Современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

Самостоятельное изучение согласно Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года

3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Столь бурный рост международного туризма связан с образованием Организации Объединенных Наций (ООН) и ее органа - ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). ЮНЕ­СКО в 50-х годах разработала программу развития туризма, которая способствовала превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль.

В 1963 году в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), который затем в 1968 году был преобразован в международную Всемирную туристскую организацию, а затем во Всемирную туристскую организацию объединенных наций (ЮНВТО). Главной целью деятельности ЮНВТО было провозглашено осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма.

На сегодняшний день ЮНВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные директораты и официальные национальные организации более чем 100 стран мира. В качестве официальных рабо­чих языков приняты английский, французский, испан­ский и русский.

Устав ЮНВТО был принят 27 сентября 1975 года и, начи­ная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма.

Важным событием в деятельности ЮНВТО стала Всемирная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и ряд актуальных проблем. Заключительный документ получил название Манильской хартии по международному туризму.

На своей шестой сессии (17-26 сентября 1985 гида, г. София) ЮНВТО утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», а также приняла специальные резолюции о роли туризма и молодежном туризме.

К всемирным организациям относятся также Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданная в 1966 году. Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА).

Значительное влияние на развитие туризма оказывают всемирные транспортные и гостиничные организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным пере­возкам (ИАТА), объединяющая около 130 крупнейших авиакомпаний. Международная гостиничная ассоциация (МГА), которая включает более 3000 международных гостиниц в 130 странах мира и 77 национальных гостиничных ассоциаций.

Все вышеперечисленные организации являются коммерческими. Помимо них существуют различные международные некоммерческие организации содействия туризму. Основными из них являются:

1 Международный туристский альянс (АИТ);

2 Международная академия туризма, которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на другие языки;

3 Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует развитию научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, оказывает помощь научным туристским центрам и организует научные съез­ды, конференции;

4 Международная федерация журналистов и писателей (ФИЖЭТ), объединяющая национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.

В большинстве западных стран действуют правительственные некоммерческие организации по туризму, которые обычно входят в состав министерств и ведомств, осуществляющих, в том числе и международную деятельность: министерства и ведомства иностранных дел, национальной экономики, информации и т.д.

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96 № 132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

- охрана окружающей природной среды;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- развитие туристкой индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, "создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

В России координацию деятельности туристских предприятий с 18 ноября 2004г. осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту, а делами индустрии гостеприимства занимается - Федеральное агентство по туризму (ФАТ).

Большинство туристских предприятий России объединились в национальные ассоциации по интересам. Основными из них являются:

1. Ассоциация туризма (АСТУР);

2. Национальная туристская корпорация (НТК);

3. Российская ассоциация социального туризма (PACT);

4. Российский союз туристских агентств (РСТ);

5. Туристско-спортивный союз России.

В каждом субъекте Российской Федерации создан комитет или департамент, ведающий вопросами развития туризма в своем регионе.

Председатель Комитета возглавляет Коллегию Комитета - общественный орган, в состав которого входят представители комитетов субъекта РФ, ученые и руководители крупных туристских фирм города. В целях развития туризма Комитет имеет право заключать различные соглашения и договоры с органами развития туризма, как в нашей стране, так и за рубежом.

Комитет осуществляет лицензирование международной туристской деятельности. Решение о выдаче лицензий принимает межведомственная лицензионная комиссия, председателем которой является председатель Комитета по туризму и развитию курортов.

Комитет связан прямыми договорами, соглашениями и протоколами о сотрудничестве с рядом субъектов Российской Федерации и органами управления туризмом многих зарубежных стран.

 

4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Вопрос на самостоятельную доработку в соответствии с планом Федерального агентства по туризму «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года».

Глоссарий:

- курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимой инфраструктурой;

- природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства климата;

- санаторно-курортный и туристский комплекс - совокупность санаторно-курортных организаций, средств размещения туристов, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, органов управления курортами и туристическими центрами, обеспечивающих права граждан на отдых, оздоровление, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий;

- туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристического показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

- средства размещения - любые объекты (гостиницы, отели и другие объекты), предназначенные для временного проживания туристов;

- малые средства размещения - объекты (дома, коттеджи, квартиры и другие объекты), вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и сдаваемые в наем.

 

Вопросы для контроля:

1. Дайте краткую характеристику современного состояния туризма в РФ.

2. Перечислите наиболее перспективные виды туризма, в настоящее время, на мировом туристском рынке.

3. Перечислите районы страны, распределив их в определенной последовательности в соответствии с уровнем развития.

4. Назовите, каким путем реализовывался комплекс мероприятий принятый в 2002 году в целях всестороннего показа туристских возможностей. Российской Федерации на международном и внутреннем рынке.

 

5. Дайте краткую характеристику состояния подготовки кадров в сфере туризма и международного сотрудничества.

6. Расскажите о Федеральной целевой программе «Юг России».

7. Перечислите Федеральные целевые программы разработанные на ближайшие годы в России.

8. Дайте определения терминам, указанным в Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 – 2010 годы.

9. Расскажите о современном состоянии санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

10. Перечислите международные и российские коммерческие туристские организации.

11. Расскажите о Всемирной туристской организации.

12. Перечислите некоммерческие международные туристские организации.

13. Расскажите о туристских организациях в России.

14. Охарактеризуйте стратегию развития туризма в Российской Федерации.

15. Назовите конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях.

 

ТЕМА 3. ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА.

 

Учебные вопросы:

1. Развитие индустрии гостеприимства.

2. Понятие и схема туристского рынка.

3. Особенности туристского рынка.

4. Дифференциация туристского рынка.

5. Виды предпринимательства в туризме.

6. Обеспечение качества туристского продукта.

 

1. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

 

Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг заставляет предприятия не просто взаимодействовать, но и активно выстраивать свою деятельность на принципах гостеприимства. Для успешной туристской деятельности сегодня уже недостаточно одной развитой индустрии ту­ризма, необходима новая философия - философия гостеприимства. «Толковый словарь» В. Даля объясняет гостеприимство как радушие в приеме и угощении посетителей.

Гостеприимство - важнейшее потребительское свойство турист­ского продукта. Гостеприимство обеспечивается:

♦ созданием положительного образа туристской местности и об­служивающих предприятий, формированием их привлекатель­ности с помощью средств массовой информации, специальных газет и журналов, паблисити, рекламы;

♦ стремлением обслуживающего персонала оказывать туристам услуги по правилу «клиент всегда прав», «клиент - дорогой же­ланный гость», «не клиент для нас, а мы - для клиента»;

♦ предупредительным и уважительным отношением работников к туристам, исполнением их желаний по правилам «все для кли­ента», «что еще мы можем для вас сделать»;

♦ оказанием помощи туристам в получении ими необходимой информации и услуг;

♦ организацией разнообразного досуга, устройством видовых площадок, прогулочных маршрутов с беседками, укрытиями, с подробной и понятной информацией.

Гостеприимство - это то, что создает у гостя ощущение «дома вне дома» и формирует представление о предприятии, как об одном из лучших. Первые упоминания о гостеприимстве уходят в глубь веков. Летописи рассказывают нам о «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха (1053 - 1125): «...более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не при­шел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком - то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят чело­века по всем землям или добрым или злым...»

Гостеприимство - это такое отношение к гостю, какое хотел бы иметь каждый служащий к себе, будучи в положении гостя. Гостепри­имство - одно из движущих начал корпоративного бизнеса, тесного взаи­модействия в туризме. Укрупнение и объединение предприятий, взаимо­связь межотраслевых комплексов, новые подходы в обслуживании при­вели к замене сервиса (когда гостю дают то, в чем он нуждается) на гос­теприимство (когда гостя спрашивают о том, что еще могли бы сделать для него).

Гостиничная индустрия сменилась индустрией гостеприимства, массовым производством улыбок и радушия персонала (субъектов инду­стрии гостеприимства). Под индустрией гостеприимства понимается гар­моничное сочетание:

♦ производства туристских услуг;

♦ комфортности и безопасности среды обитания туристов;

♦ гостеприимного поведения обслуживающего персонала.

Развивая гостеприимство, многие отели переходят на высокий уро­вень обслуживания, устраивают стильные, элегантные, просторные «пре­зидентские люксы», апартаменты с роскошными гостиными, респекта­бельными столовыми, уютными спальнями, сверкающими ванными с джакузи, саунами. Эксклюзивность, уникальность во всем должны под­черкивать высокое положение гостей.

Взаимодействие персонала - основа гостеприимства - направлено на максимальное удовлетворение материальных, духовных и интеллекту­альных потребностей туристов. Персонал - гордость любой гостиницы. Работа персонала многих гостиниц стала подчиняться «Кодексу корпора­тивной культуры», представляющему собой систему определенных тра­диций, корпоративных ритуалов.

Так, развивая гостеприимство, обучая персонал технологии госте­приимства, компания «Ассог» в 1985 г. открыла свою Академию, первое во Франции корпоративное образовательное учреждение, в котором изу­чают корпоративную культуру, технологию гостеприимства, различные формы менеджмента. Ежегодный тренинг в Академии проходят 90 тыс. сотрудников цепи.

Российские отели цепей «Шератон», «Хилтон» адаптируют свои корпоративные стандарты к местным условиям: дизайн выполняется с учетом местных традиций, встречу VIP-персон персонал проводит в национальных костюмах с традиционными «хлебом-солью». Персонал про­ходит обязательный тренинг по межличностному общению (вербальному и невербальному), служебному этикету, профессиональному облику, обучается постановке и дикции голоса и т.д.

Реализация философии гостеприимства осуществляется под различ­ными девизами, но все они направлены на повышение удовлетворенности туриста и, следовательно, на развитие туризма. Например, девиз госте­приимства гостиничной цепи «Новотель» - «Мы производим улыбки» обязывает персонал проявлять радушие, приветливость, предупредительность, откликаться на любые просьбы туристов с постоянной улыбкой на лице. Укрепляя внутренние структурные связи, «Новотель» в 2001 г. соз­дал сайт, где каждый сотрудник компании мог оставить свои предложе­ния по улучшению работы. За год было получено 1470 предложений, из которых 25% было немедленно внедрено в практику.

На концепцию «Гостеприимство как театр» ориентирована со­вместная деятельность многих гостиниц, предприятий общественного питания, культурных центров, туристских организаций. Например, про­грамма экзотического тура в Кению включает сафари*, дегустацию на­циональной кухни, знакомство с традициями и обычаями местного насе­ления. Туристы посещают заповедник, где водятся гну, газели, зебры, буйволы, жирафы, антилопы, носороги, гиппопотамы, кабаны, львы, лео­парды, гепарды, гиены, шакалы, рептилии, фламинго. Рестораны угоща­ют туристов блюдами кенийской кухни: тушеной слонятиной, запечен­ными фламинго, мясом льва, крокодила.

Принципы восторженного восхищения своими гостями заложены в деятельность швейцарского отеля «Звездный дом», предлагающего турис­там увлекательную программу «звездного перевоплощения», по которой туристу предоставляется прокат лимузина, платье популярной «звезды», организуется прохождение по «звездной дорожке», раздача «новоявленной звездой» автографов и другие особенности из жизни «звезд». Программа особенно пользуется успехом у деловых туристов.

Необычайная эластичность туризма позволяет не только смотреть вперед, но и оглядываться назад, используя исторические факты, реани­мируя отжившие производства, выстраивая на взаимодействии новые направления, удовлетворяя любые желания туристов. Формируются но­вые программы ретроспективных туров, растет спрос тури­стов, увеличиваются туристские потоки.

Проявлением гостеприимства в туризме является реализация не про­сто туристских, но памятных эксклюзивных сувениров, напоминающих туристам об увлекательном путешествии и одновременно выполняющих рекламную функцию. Например, устаревшие двухэтажные автобусы «Рутмастеры» - один из символов британского образа жизни - позволили сформировать не только увлекательные туры, но и послужили основой. Для производства эксклюзивных памятных сувениров. Впервые двухэтаж­ный транспорт в Англии появился в XIX в., 2-й этаж устраивался на крыше конки, омнибуса, трамвая. «Рутмастеры» считались чудом техники: элегантный дизайн, удивительная фотогеничность, легкий корпус. Но со временем тесная кабина, узкая лестница, недостаточная устойчивость стали препятствием в производстве этих автобусов. Сотрудничество ту­роператоров с автоперевозчиками позволило перевести действующие автобусы на туристские маршруты, а фирмы - производители автобусов перешли на производство сувениров - сверхминиатюрных автобусов, необычайно популярных и активно раскупаемых туристами.

Развитие гостеприимства возможно только при активном взаимо­действии, тесном сотрудничестве, внедрении общих передовых техноло­гий. Так, разработка общих сервисных программ, реализация единых технологий гостеприимства позволили организовать в 1997 г. эффектив­ное сотрудничество авиаперевозчиков «Аэрофлот», «Air France» и париж­ского аэропорта «Шарль де Голль». Обе компании совместно выполняют ежедневно 6 рейсов между Парижем и Москвой. У каждой компании своя квота мест на каждом рейсе, но единые стандарты обслуживания, фор­мирующие постоянную клиентуру, обеспечивающие стабильный рост туристских потоков.

 

 

2. ПОНЯТИЕ И СХЕМА ТУРИСТСКОГО РЫНКА.

 

Рынок - место, где спрос встречается с предложением, это не конкретное место, а собственно встреча спроса и предложения, на которой решаются вопросы: а) что покупать и по какой цене? б) что производить и по какой цене?

Соответственно, туристский рынок - это место, где туристский спрос встречается с туристским предложением. В Толковом словаре туристских терминов (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов 1994) даются три варианта определения понятия «туристский рынок».

Туристский рынок - 1) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);

2) система микрохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма;

3) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

Организация и технология туристского бизнеса тесно связана с понятиями рыночной экономики. И так же как любой вид бизнеса, туристский бизнес зависит от двух главных рыночных факторов: системы свободных цен и права собственности.

Это особенно важно, так как туристский бизнес - бизнес в основном частный, преимущественно малый и средний. Именно поэтому так важно для функционирования туристского рынка соблюдение главных принципов рыночной экономики:

1) приоритет в обществе основного звена производителей;

2)господство принципа конкурентной борьбы (когда на конкурентоспособность влияют исключительно усилия частного собственника и производителя, а не принадлежность к каким-либо государственным или общественным организациям);

3) право частной собственности на материальную базу туризма (здания, сооружения, транспортные средства и т.д.);

4) право свободного выбора, как для предпринимательства, так и для клиента;

5) зависимость доходов человека от результатов труда и ситуации на рынке труда;

6)нормативно-правовая поддержка государством частного предпринимательства, прав потребителя, а также осуществление государством деятельности социального характера.

Туристский рынок довольно сложен, так как его товар продается чаще всего не напрямую, а через сеть посредников (гостиница - туроператор - турагент - потребитель). На туристском рынке действует множество предприятий, производящих туристские услуги (гостиницы, рестораны, музеи, экскурсионные бюро, транспортные организации и компании, различные рекреационно-лечебные учреждения и т. д.). Кроме того, на туристском рынке действуют специфические туристские посредники: туроператоры и турагенты, работают компьютерные и рекламные компании, а также многие другие. Каждое из этих предприятий вносит свой вклад в формирование продукции для туристов (потребителей), занимающих на рынке важное место.

Особую роль на рынке играют государственные, муниципальные и общественные организации, вносящие свой вклад в координацию работы туристских предприятий, формирование стандартов обслуживания, а также в развитие самого рынка.

Взаимодействие всех этих предприятий и организаций складывается в сложную рыночную структуру (рис.1). Весьма важным показателем для туристского рынка является туристский спрос, так как без спроса нет самого рынка. Не имея клиентов (туристов) турфирмы не имеют продажи и прибыли, у них нет спроса, они неконкурентоспособны.

Конъюнктура туристского рынка

Конъюнктура (от лат. conjunctura - связывать, соединять) - сово­купность условий, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.

Состояние конъюнктурного рынка, его характеристику определяют регионы, туристские предприятия, их объемы обслуживания, географиче­ские маршруты, взаимоотношения продавцов (исполнителей услуг) и покупателей (потребителей туристских услуг), соотношение предложений с мировыми стандартами. Конъюнктура рынка включает:

♦ товарные запасы (туристский потенциал) регионов и туристских
предприятий, т.е. их возможности по расширению географии
маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов обслуживания;

♦ уровень научно-исследовательской, рекламной, информационной
деятельности;

♦ состояние спроса и предложения, изменение цен, наличие (отсутствие) рыночного равновесия;

♦ сегментацию рынка и степень охвата сегментов.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Спрос, предложение, цена

Конъюнктура рынка определяется взаимодействием 4-х основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции.

Туристский спрос - это количество туристского продукта, которое потребители (туристы) готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени, т.е. спрос измеряется объемом продаж за определенный период. Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, повышение цены - к снижению спроса. Дешевые туры раскупа­ются быстрее дорогих. Такая обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Графически это можно выразить кри­вой спроса (С), уходящей в отрицательную зависимость (рис. 1).

Предложение - количество туристского продукта, которое произ­водители (исполнители) готовы произвести и предложить к продаже на рынке. Обеспечивая себе высокий доход, производители стремятся про­изводить товары и услуги с более высокой ценой. Увеличивается номенк­латура услуг, наполняются программы обслуживания, растет продолжи­тельность туров, расширяется география маршрутов, улучшается их ос­нащенность туристскими товарами.

Рис. 1. Кривая спроса

Высокие цены стимулируют предло­жение, при высоких ценах на продажу выставляется больше туристских продуктов. Такая прямая зависимость называется законом предложения. Графически это можно выразить кривой предложения (П), уходящей в положительную зависимость (рис. 2)

 

Рис 2. Кривая предложения

Как видно из графиков, спрос и предложение тесным образом связа­ны с ценой, которая, в свою очередь, служит основным инструментом воздействия на спрос и предложение.

Цена - сумма денег, уплачиваемая и получаемая за единицу про­дукции. Цена является денежным выражением стоимости. Стоимость не является природным свойством туристского продукта. Это общественно полезный труд, затраченный на производство и реализацию туристского продукта. Стоимость выражает общественные отношения между произ­водителями (исполнителями услуг) и потребителями (туристами). Для туриста цена - расход, для исполнителя услуги - доход.

При оптимальном соотношении спроса и предложения наступает равновесие рынка. Это состояние рынка, при котором предельные доходы равны предельным издержкам. При рыночном равновесии у продавцов нет излишек, покупатели не испытывают дефицита. Туристские предпри­ятия стабилизируют свою деятельность, объем производства становится оптимальным. Товарообмен (купля-продажа) происходит по равновесным ценам. Наглядно этот процесс можно представить на графике пересече­нием кривой спроса (С) с кривой предложения (П) (рис. 3).

Рис 3. Равновесная цена

Кривая спроса (С) пересекается с кривой предложения (П) в точке РЦ, указывающей равновесную цену.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.