КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой статус личности: понятие, структура, виды 2 страница
вовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет. Основные принципы правового государства
Наиболее последовательное ограничение с помощью права государственной власти — разделение власти федерализм верховенство закона взаимная ответственность государства и личности наличие гражданского общества и др.
Глава 9. Личность, право, государство § 9. Разделение власти как принцип правового государства
§ 8. Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в начале XX в. А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...». Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только другая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще. Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно поддерживать соответствующую физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически поддерживать, отвоевывать у бесправия.
Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, который отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще». § 9. Разделение власти как принцип правового государства Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения закон- ности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдер-живающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система «сдержек и противовесов», установленная в конституциях, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное ветб при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законо-
Глава 9. Личность, право, государство § 11. Государство и личность: взаимная ответственность
дательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом». § 10. Федерализм и верховенство закона Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное устройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.
Еще один способ ограничения политической власти — верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон. § 11. Государство и личность: взаимная ответственность Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который отражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ^>- ответственность правительства перед представительными органами; ^дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение!, власти, злоупотребление служебным положением и пр.; \ •• •' импичмент и т.п. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Глава 9. Личность, право, государство § 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
§ 12. Соотношение общества и государства Общество, в широком смысле, — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности. Государство по отношению^обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия. Хронологически рамки общества и государства, как уже говорилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия. § 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыс-^ лителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель,) Маркс и др. «Красной нитью» в гражданском обществе практически всем* учеными проводится идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономи-j ческих, семейных отношений и институтов, с помощью которы> удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структура гражданского общества охватывает:
негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); совокупность независимых от государства производителей
(частные фирмы и т.п.); общественные объединения и организации; • политические партии и движения; • сферу воспитания и негосударственного образования; • систему негосударственных средств массовой информации; • семью; • церковь и др. Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле: • социальная система представляет собой комплекс объектив • экономическая система представляет собой комплекс эконо • политическая система представляет собой комплекс опреде • духовная система представляет собой комплекс соответству • информационная система представляет собой комплекс К признакам гражданского общества, жизнедеятельность которого базируется на принципе координации (в отличие от государ- | ственного аппарата, который построен на основе принципа субординации), в частности, относятся: • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж •■ самоуправляемость; • конкуренция образующих его структур и различных групп 10-549 Глава 9. Личность, право, государство Рекомендуемая литература
• свободно формирующееся общественное мнение и плюра • всеобщая информированность и прежде всего реальное осу • многоукладность экономики; • легитимность и демократический характер власти; • правовое государство; • сильная социальная политика государства, обеспечивающая КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое правовой статус личности и какова его структура? 2. Что такое права человека и гражданина? 3. Назовите классификацию основных прав и свобод личности. 4. Как могут соотноситься между собой государство и право? 5. Назовите основные принципы правового государства. 6. Каково соотношение понятий «общество» и «государство»? 7. Что такое гражданское общество, каковы его структура и признаки? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. Бережное А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991. Бойцова Л.В. Гражданин против государства? // Общественные науки и современность. 1994. № 4. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3. Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. М., 1990. С. 154—180. Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 4. Дмитриев ЮА., ЗлатопольскийАА. Гражданин и власть. М., 1994. Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 4. Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 45—48. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.,1993. Гл. 5. МалькоА.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. № 3. Малько А.В. Право гражданина на информацию: необходимость, природа, ra-J рантии реализации // Правоведение. 1995. № 3. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в| России // Государство и право. 1996. № 5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. Мюллерсон РА. Права человека: идеи, нормы, реальность М., 1991. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10—15. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 26. Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право, 1992. № 8. Омельченко ОА. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994. Право и власть. М., 1990. Придворов НА. Достоинство человека как основа права и демократической государственности // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 13. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 10, 11. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 13. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6. Четвертин ВА. Демократическое конституционное государство. М., 1993. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 1. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992. Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.
§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь 149 ГЛАВА 10 ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА § 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью сознания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные закономерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интересов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества. Регулирование подразделяется на индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему действовать определенным образом (например, приказ директора колледжа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощрении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.). Нормы подразделяются на технические и социальные. Технические нормы — это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, правила работы на компьютере, государственные стандарты, технические условия. Технические нормы имеют ряд особенностей, в частности: предмет регулирования здесь не сугубо социальный; «субъектный состав» связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой. Технические нормы предназначены для наиболее целесообразного и безвредного использования человеком природных ресурсов, технических достижений, орудий труда. Они определяют наиболее оптимальные методы, приемы и средства обращения с естест- венными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических операций. В современных условиях технические нормы приобретают особую значимость, поскольку их несоблюдение, ошибки в природопользовании и в эксплуатации высокотехнологичных объектов и т.п. могут привести к крупным экологических и техногенным катастрофам (например, авария на Чернобыльской АЭС), другим негативным результатам. Проблема установления и соблюдения технических норм различного характера обостряется еще и тем обстоятельством, что в России развивается многоукладная экономика, предпринимательство, коммерческая деятельность и т.д. Все это в условиях недостаточного государственного контроля не может не сказываться на правах потребителя, на качестве продукции и пр. Поэтому к техническим нормам относят не только собственно технологические, научно-технические, экологические, но и санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические правила. Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы. Особенности социальных норм: предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения; субъектный состав связан только с людьми, как представителями социальной сферы. К признакам социальных норм можно отнести и следующие: • объективность (данные нормы складываются исторически,
нормативного обобщения актов взаимодействия между людьми);
• процедурность (порядок реализации, действие данных норм • системность (отражая различные сферы общественной В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном Глава 10. Право в системе социальных норм § 2. Соотношение права и морали: единство, различие.
поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений. Социальные нормы — это определенные образцы поведения людей, участников общественных отношений, которыми они руководствуются в процессе жизнедеятельности. Возникая на конкретном историческом этапе, социальные нормы становятся своеобразным показателем уровня культуры данного общества, олицетворяют собой степень его цивилизованности, особенности жизнедеятельности того или иного народа, нации. В первобытно-общинном строе социальными нормами выступали преимущественно обычаи. По мере усложнения общественных связей возникали ВСС новые и новые социальные нормы — моральные, религиозные, правовые, корпоративные и т.п. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения. Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: 1) социальные нормы возникают из потребности общества в 2) социальные нормы возникают в процессе человеческой дея 3) социальные нормы неотделимы от отношений обмена, харак
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |