Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус личности: понятие, структура, виды 2 страница




вовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу­ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекатель­ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой сред­ства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формаль­но-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредст­вом права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет.

Основные принципы правового государства

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Наиболее последовательное ограничение с помощью права государственной власти

— разделение власти

федерализм

верховенство закона

взаимная ответственность государства и личности

наличие гражданского общества и др.



Глава 9. Личность, право, государство


§ 9. Разделение власти как принцип правового государства



 


§ 8. Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до­пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед­него в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в нача­ле XX в. А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вме­шательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...».

Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только дру­гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз­ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу­ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под­держивать соответствующую физическую форму и постоянно под­тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра­ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под­держивать, отвоевывать у бесправия.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, кото­рый отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

§ 9. Разделение власти как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, сформули­рованное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения закон-


ности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необ­ходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию раз­вития общества путем принятия законов), исполнительную (на­значаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной дея­тельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдер-живающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в конститу­циях, законах, представляет собой совокупность правовых ограни­чений в отношении конкретной государственной власти: законода­тельной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламенти­рует основные стадии законодательного процесса. В системе про­тивовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное ветб при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограниче­ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода­тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только зако­ном. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импич­мент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным ра­ботникам исполнительных органов избираться в состав законода­тельных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законо-

 

 

 

 

 

      Три ветви власти правового государства        
             
             
Законодательная   Исполнительная   Судебная
                   


 


 



Глава 9. Личность, право, государство


§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность



 


дательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновнос­ти, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, кото­рые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по зако­ну другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено зако­ном».

§ 10. Федерализм и верховенство закона

Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное уст­ройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и проти­вовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви влас­ти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность зло­употреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рам­ках неустойчивых федеративных отношений и национально-госу­дарственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происхо­дит покушение на права человека и гражданина.

Еще один способ ограничения политической власти — верхо­венство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при стро­гом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, кото­рые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.


§ 11. Государство и личность: взаимная ответственность

Взаимная ответственность государства и личности — самостоя­тельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформули­ровал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точно­му и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который отражает нравственно-юридические начала в отношени­ях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само госу­дарство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обяза­тельства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих от­ношениях с гражданином, общественными организациями, дру­гими государствами.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невы­полнение этих обязанностей. Обязательность закона для государ­ственной власти обеспечивается системой гарантий, которые ис­ключают административный произвол. К ним относятся: ^>- ответственность правительства перед представительными органами;

^дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная от­ветственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение!, власти, злоупотребление служебным положением и пр.; \ •• •' импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референду­мы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лич­ности перед государством. Применение государственного принуж­дения должно носить правовой характер, не нарушать меру свобо­ды личности, соответствовать тяжести совершенного правонару­шения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.



 


 



Глава 9. Личность, право, государство


§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки



 


§ 12. Соотношение общества и государства

Общество, в широком смысле, — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности.

Государство по отношению^обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общест­венную безопасность), а по отношению к противникам господству­ющего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства, как уже гово­рилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное раз­вивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

§ 13. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыс-^ лителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель,) Маркс и др.

«Красной нитью» в гражданском обществе практически всем* учеными проводится идея человека.

Гражданское общество можно определить как совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономи-j ческих, семейных отношений и институтов, с помощью которы> удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

V

негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);


совокупность независимых от государства производителей

\

(частные фирмы и т.п.);

общественные объединения и организации;

• политические партии и движения;

• сферу воспитания и негосударственного образования;

• систему негосударственных средств массовой информации;

• семью;

• церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономичес­кой, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

• социальная система представляет собой комплекс объектив­
но сформировавшихся общностей людей (семья, обществен­
ные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотно­
шений между ними;

• экономическая система представляет собой комплекс эконо­
мических связей, в которые вступают люди в процессе реали­
зации отношений собственности, производства, распределе­
ния, обмена и потребления совокупного общественного про­
дукта;

• политическая система представляет собой комплекс опреде­
ленных субъектов политики (органов местного самоуправле­
ния, политических партий, общественно-политических дви­
жений, иных общественных объединений) и отношений
между ними;

• духовная система представляет собой комплекс соответству­
ющих культурно-просветительских, научных и религиоз­
ных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуют­
ся духовные отношения;

• информационная система представляет собой комплекс
структур, связанных с циркуляцией информации в данном
обществе (прежде всего негосударственные средства массо­
вой информации). —"Л

К признакам гражданского общества, жизнедеятельность кото­рого базируется на принципе координации (в отличие от государ- | ственного аппарата, который построен на основе принципа субор­динации), в частности, относятся:

• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­
данина;

•■ самоуправляемость;

• конкуренция образующих его структур и различных групп
людей;


10-549



Глава 9. Личность, право, государство


Рекомендуемая литература



 


свободно формирующееся общественное мнение и плюра­
лизм;

• всеобщая информированность и прежде всего реальное осу­
ществление права человека на информацию;

• многоукладность экономики;

• легитимность и демократический характер власти;

• правовое государство;

• сильная социальная политика государства, обеспечивающая
достойный уровень жизни людей, и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое правовой статус личности и какова его структура?

2. Что такое права человека и гражданина?

3. Назовите классификацию основных прав и свобод личности.

4. Как могут соотноситься между собой государство и право?

5. Назовите основные принципы правового государства.

6. Каково соотношение понятий «общество» и «государство»?

7. Что такое гражданское общество, каковы его структура и признаки?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, примене­ние. Томск, 1988.

Бережное А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991.

Бойцова Л.В. Гражданин против государства? // Общественные науки и совре­менность. 1994. № 4.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. М., 1990. С. 154—180.

Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 4.

Дмитриев ЮА., ЗлатопольскийАА. Гражданин и власть. М., 1994.

Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 4.

Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 45—48.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.

Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.

Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.,1993. Гл. 5.

МалькоА.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. № 3.

Малько А.В. Право гражданина на информацию: необходимость, природа, ra-J рантии реализации // Правоведение. 1995. № 3.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в| России // Государство и право. 1996. № 5.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.

Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.


Мюллерсон РА. Права человека: идеи, нормы, реальность М., 1991.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10—15.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 26.

Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право, 1992. № 8.

Омельченко ОА. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.

Право и власть. М., 1990.

Придворов НА. Достоинство человека как основа права и демократической государственности // Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 13.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 10, 11.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лек­ция 13.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.

Четвертин ВА. Демократическое конституционное государство. М., 1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 1.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.

Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.


 

§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь 149


ГЛАВА 10

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

§ 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

Общество не может существовать без регулирования, под кото­рым понимается упорядочение поведения людей в различных сфе­рах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью со­знания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные зако­номерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интере­сов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества.

Регулирование подразделяется на индивидуальное и норматив­ное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкрет­ный субъект воздействует на другого, предписывая ему действо­вать определенным образом (например, приказ директора коллед­жа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощ­рении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).

Нормы подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального об­ращения людей с орудиями труда и предметами природы. В каче­стве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, прави­ла работы на компьютере, государственные стандарты, техничес­кие условия.

Технические нормы имеют ряд особенностей, в частности:

предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

«субъектный состав» связан не только с людьми, но и с внеш­ним миром, природой, техникой.

Технические нормы предназначены для наиболее целесообраз­ного и безвредного использования человеком природных ресурсов, технических достижений, орудий труда. Они определяют наибо­лее оптимальные методы, приемы и средства обращения с естест-


венными и искусственными объектами, в том числе последова­тельность и содержание технологических операций.

В современных условиях технические нормы приобретают осо­бую значимость, поскольку их несоблюдение, ошибки в природо­пользовании и в эксплуатации высокотехнологичных объектов и т.п. могут привести к крупным экологических и техногенным ка­тастрофам (например, авария на Чернобыльской АЭС), другим не­гативным результатам.

Проблема установления и соблюдения технических норм раз­личного характера обостряется еще и тем обстоятельством, что в России развивается многоукладная экономика, предприниматель­ство, коммерческая деятельность и т.д. Все это в условиях недоста­точного государственного контроля не может не сказываться на правах потребителя, на качестве продукции и пр. Поэтому к тех­ническим нормам относят не только собственно технологические, научно-технические, экологические, но и санитарно-гигиеничес­кие, санитарно-эпидемиологические правила.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят пра­вовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — обще­ственные отношения;

субъектный состав связан только с людьми, как представителя­ми социальной сферы.

К признакам социальных норм можно отнести и следующие:

• объективность (данные нормы складываются исторически,
^ закономерно, под давлением необходимости, как результат

 
;, 1 Г

нормативного обобщения актов взаимодействия между людьми);

**!*

• процедурность (порядок реализации, действие данных норм
детально регламентированы);

• системность (отражая различные сферы общественной
жизни, социальные нормы имеют определенную иерархич­
ность, занимают то или иное место в социальной регуляции,
играю в ней конкретную роль).

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает во­прос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как со­гласовать свои поступки с интересами общества, государства, дру­гих людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном



Глава 10. Право в системе социальных норм


§ 2. Соотношение права и морали: единство, различие.



 


поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумули­руется опыт многих поколений.

Социальные нормы — это определенные образцы поведения людей, участников общественных отношений, которыми они ру­ководствуются в процессе жизнедеятельности. Возникая на кон­кретном историческом этапе, социальные нормы становятся свое­образным показателем уровня культуры данного общества, олице­творяют собой степень его цивилизованности, особенности жизне­деятельности того или иного народа, нации.

В первобытно-общинном строе социальными нормами высту­пали преимущественно обычаи. По мере усложнения обществен­ных связей возникали ВСС новые и новые социальные нормы — моральные, религиозные, правовые, корпоративные и т.п.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тен­денцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступа­ют в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают норматив­но-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся при­вычными эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следу­ющими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают из потребности общества в
саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2) социальные нормы возникают в процессе человеческой дея­
тельности, обусловленной способом производства;

3) социальные нормы неотделимы от отношений обмена, харак­
тер которых также определяется способом производства и распре­
деления (С.А. Комаров).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.