Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы правотворчества 3 страница




§ 5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступле­нием его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального зако­на «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.


12*



Глава 12. Формы (источники) права


Рекомендуемая литература



 


Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон об­ратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают дейст­
вие):

• по истечении срока действия акта, на который он был при­
нят;

• в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую­
щий (косвенная отмена);

• на основании прямого указания конкретного органа об отме­
не данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия ор­гана, его издавшего. Под территорией Российской Федерации по­нимается ее сухопутное и водное пространство внутри государст­венных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических пред­ставительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут от­менять или приостанавливать на своей территории действие зако­нов общефедеральных органов, и,/) it /i'-'i';' й^'л

На территории Российской Федерации нормативные акты дей­ствуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распро­страняющиеся только на отдельные категории граждан и долж­ностных лиц.

Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно кото­рому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблю­дать законы Российской Федерации. Если гражданин России со­вершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это дея­ние не является преступлением в стране его пребывания.


 

3. Назовите основные признаки законов.

4. Что такое конституция?

5. Назовите виды подзаконных нормативных актов.

6. Каково действие нормативных актов во времени?

7. Каково действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70. Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 168—175. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Гл. 11.

Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

Гл. 14.

Теория государства и права/Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 19.

ТиллеАА. Время, пространство, закон. М., 1967.

Тихомиров ЮА. Теория закона. М., 1982.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 199—201.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое форма права и какие существуют формы права?

2. Что такое нормативный акт?


§ 2. Виды правотворчества



 


ГЛАВА 13 ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Правотворчество — это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества высту­пают государственные органы, негосударственные структуры (ор­ганы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью правообразова-ния, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Право­творчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государствен­ной воли в норму права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках про­цессуальных норм (процедур), содержащихся в конституции, рег­ламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

• это важнейшее средство управления обществом, здесь фор­
мируется стратегия его развития, принимаются существен­
ные правила поведения;

• его основная продукция — юридические нормы, — воплоща­
ется главным образом в нормативных актах (в нормативных
договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

• уровень и культура правотворчества, а соответственно и ка­
чество принимаемых нормативных актов, является показа­
телем цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

• научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов
важно изучать социально-экономическую, политическую и


иную ситуацию, объективные потребности развития общест­ва и т.п.);

• профессионализм (заниматься подобной деятельностью
должны компетентные, подготовленные для этой роли
люди — юристы, управленцы, экономисты и другие);

• законность (подобная деятельность должна осуществляться
в рамках и на основе конституции, иных законов и подзакон­
ных актов);

• демократизм (характеризует степень участия граждан в этом
процессе, уровень развития процедурных норм и институтов

в обществе);

• гласность (означает открытость, «прозрачность» правотвор­
ческого процесса для широкой общественности, нормальную
циркуляцию информации).

• оперативность (предполагает своевременность издания нор­
мативных актов).

Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, ру­ководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ори­ентир для органов, творящих право.

§ 2. Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверх­сложная деятельность по формулированию общих правил поведе­ния. Оно может быть, естественно, неоднородным.

Правотворчество подразделяется:

1) в зависимости от субъектов на:

• правотворчество народа в процессе проведения референдума
(всенародного голосования по наиболее важным вопросам го­
сударственной и общественной жизни);

• правотворчество государственных органов (например, Госу­
дарственной Думы, Правительства РФ);

• правотворчество отдельных должностных лиц (например,
президента, министра);

• правотворчество органов местного самоуправления.

• локальное правотворчество (например, на предприятии, вы
учреждении и организации);

• правотворчество общественных организаций (например,

профсоюзов); 2) в зависимости от значимости на:



Глава 13. Правотворчество


§ 3. Понятие и стадии законотворчества в РФ



 


законотворчество (правотворчество высших представитель­
ных органов — парламентов, в процессе которого издаются
нормативные акты высшей юридической силы — законы,
принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

• делегированное правотворчество (нормотворческая деятель­
ность органов исполнительной власти, прежде всего прави­
тельства, осуществляемая по поручению парламента по при­
нятию для оперативного решения определенных проблем
нормативных актов, входящих в компетенцию представи­
тельного органа);

• подзаконное правотворчество (здесь нормы права принима­
ются и вводятся в действие структурами, не относящимися к
высшим представительным органам — президентом, прави­
тельством, министерствами, другими центральными органа­
ми исполнительной власти, местными органами государст­
венного управления, губернаторами, главами администра­
ций, руководителями предприятий, учреждений, организа­
ций).

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юри­дические нормы целесообразнее принимать на уровне подзакон­ных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью,

В зависимости от субъектов

Виды правотворчества

В зависимости от значимости

правотворчество народа в процессе проведения референдума

законотворчество

делегированное правотворчество

правотворчество государственных органов

подзаконное правотворчество

правотворчество отдельных должностных лиц

правотворчество органов местного самоуправления

локальное правотворчество


большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем оно связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

§ 3. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть право­творческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продук­цией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конститу­
ции РФ право определенных субъектов внести предложение об из­
дании закона и соответствующий законопроект в законодатель­
ный орган. Право законодательной инициативы порождает у зако­
нодательного органа обязанность рассмотреть предложение и зако­
нопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.
Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Консти­
туции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, чле­
нам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Прави­
тельству РФ, законодательным (представительным) органам субъ­
ектов Федерации. Право законодательной инициативы принадле­
жит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ,
Высшему Арбитражному Суду РФ, однако только по вопросам их
ведения; **.■'{, • - / ■. ' */'<■ ■' л •■ < ' '

/£) обсуждение законопроекта — начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы устра­нить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наи­более существенные законопроекты выносятся на всенародное об­суждение;

4) принятие закона — достигается с помощью механизмов голо­сования (простым большинством и квалифицированным). Приня­тие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные зако­ны принимаются простым большинством голосов от общего числа



Глава 13. Правотворчество


§ 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации



 


депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4
ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобрен­
ным Советом Федерации, если за него проголосовало более полови­
ны от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр­
надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации; в соответ­
ствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституцион­
ный закон считается принятым, если он одобрен большинством не
менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Феде­
рации);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и
ч. 2. ст." 108 Конституции РФ Президент РФ в течение четырнад­
цати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

0>) опубликование закона (как правило, федеральные конститу­ционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Прези­дентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

Стадии законотворчества в Российской Федерации

законодательная инициатива

принятие Государственной Думой

обсуждение законопроекта

принятие закона

одобрение Советом Федерации

опубликование закона

подписание Президентом РФ

§ 4. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации

Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъ­ектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ве­дения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное право­вое регулирование, включая принятие законов и иных норматив-


ных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, го­сударственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной служ­бы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Своеобразие правотворчества субъектов РФ заключается в сле­дующем:

1) расширились полномочия в сфере правотворчества — регио­
ны впервые получили право принимать законы, как акты высшей
юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрали­
зации российской государственности, с укреплением в ней подлин­
но федеративных начал. За последние годы субъектами РФ приня­
то уже несколько сотен законов (например, в Саратовской облас­
ти — законы о государственной и муниципальной службе, о рефе­
рендуме Саратовской области и т.п.);

2) все большее место в правотворчестве регионов начинают за­
нимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или
даже отдельными администрациями, которые регулируют вопро­
сы, возникающие в социально-экономической и культурной сфе­
рах;

3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значитель­
ная самобытность, отражающая специфику и статус того или
иного региона (например, в республиках в большей мере принима­
ются кодифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе
особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед
субъектами РФ стоят цели — учитывать в правовом регулирова­
нии местные, региональные природные и национальные особен­
ности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и кон­
кретизации положений общефедерального законодательства;

4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в со­
ответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционны­
ми и федеральными законами. Между тем, на практике в совре­
менных условиях более трети нормативных актов субъектов Феде­
рации противоречат общефедеральным актам;

5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и
многочисленные негосударственные структуры — прежде всего
органы местного самоуправления и т.д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.