Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инкорпорация




T



Глава 13. Правотворчество


§ 6. Юридическая техника



 


§ 5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в раз­личное время, в различных пространственных пределах и по раз­ному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты привести в соответствующую сис­тему.

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, при­ведение их в определенную систему. Она необходима для обеспече­ния доступности законодательства, удобства пользования им, уст­ранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

• инкорпорация — систематизация путем объединения норма­
тивных актов без изменения их содержания в сборник, где
каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридичес­
кое значение. Принципы инкорпорации: хронологический
(по времени принятия), тематический (по определенной те­
матике) и др. Инкорпорация — самый простой вид система­
тизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и
неофициальную. К первой можно отнести Собрание законо­
дательства Российской Федерации, ко второй — сборники
нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в
учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофи­
циальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в
процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде;

• консолидация — систематизация путем объединения норма­
тивных актов без изменения их содержания в единый акт,
где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридичес­
кое значение. Они объединяются по признаку относимости к
одному виду деятельности (охрана природы, образование
и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она яв­
ляется «компромиссной», сочетающей в себе черты инкорпо­
рации и кодификации. Консолидация используется зачас­
тую как промежуточный этап, когда отсутствует возмож­
ность кодификации;

• кодификация — систематизация путем объединения норма­
тивных актов в единый, логически цельный акт с изменени-


ем их содержания. В процессе кодификации устраняются ус­таревший правовой материал, противоречия в нормах, созда­ются новые правила поведения, обеспечивается их согласо­ванность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому ко­дификация — наиболее сложный и трудоемкий вид система­тизации. Кодификация законодательства может быть всеоб­щей (когда переработке подвергается значительная часть за­конодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового ин­ститута). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обо­снованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

консолидация

Виды систематизации нормативных актов

кодификация

±.

официальная

неофициальная

§ 6. Юридическая техника

Юридическая техника — это система средств, правил и при­емов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст пра­вовых актов, информационное воплощение юридических предпи­саний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.



 


 



Глава 13. Правотворчество


Рекомендуемая литература



 


Юридическая техника призвана структурировать правовой ма­териал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юри­дической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло­весное выражение понятий, используемых при изложении содер­жания правового акта) и юридические конструкции_(специфичес-кое строение нормативного материала, предусматривающее опре­деленное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обя­занностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В каче­стве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относят:

ясность и четкость, простота и языка правовых актов;

сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретнос­ти с требуемой абстрактностью выражения соответствующих пра­вовых предписаний;

последовательность в изложении юридической информации;

взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового

материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи­циальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную ор­ганизацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.)

Юридическая техника

±

технические правила
технические средства

технические приемы

1---------- I

способы, фиксирующие официальные реквизиты
юридические термины
юридические конструкции

структурная организация текста правового акта

1 1
четкость,   лаконичность
ясность,   в сочетании
простота   с полнотой
языка   изложения
последовательность изложения

взаимосвязь, внутреннее единство правового материала


Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) законодательная (правотворческая) техника;

2) техника систематизации нормативных актов;

3) техника учета нормативных актов;

4) техника правоприменительных актов и других документов.

Все виды юридической техники играют исключительно важ­ную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования (от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов). Все вместе различные виды юридической техники, организуя и конструируя правовой матери­ал, создают условия для рационализации юридической деятель­ности, для оптимизации процесса правового упорядочения обще­ственных отношений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое правотворчество и законотворчество?

2. Назовите принципы правотворчества.

3. В чем суть стадии законодательной инициативы и кто имеет право на подоб­
ную инициативу?

4. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться при­
нятым в Государственной Думе Федерального Собрания РФ?

5. В каком случае федеральный конституционный закон будет считаться одоб­
ренным Советом Федерации Федерального Собрания РФ?

6. Назовите основные принципы инкорпорации.

7. Что такое юридическая техника?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.

Власенко НА. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Гаврилов О А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

Дубов ИА. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствова­ния // Государство и право. 1993. № 10.

Керимов ДА. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.

Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 7—9, 18.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13.

Паленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методи­ческое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.



Глава 13. Правотворчество


 


Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

Сенякин ИМ. Специализация и унификация российского законодательства. Саратов, 1993.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

Юридическая техника: природа, основные приемы, значение / Сост. и автор предисловия В.М. Баранов. Н.Новгород, 1999.

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

$


ГЛАВА 14 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§ 1. Понятие и структурные элементы системы права

Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под кото­рой понимается его строение. Система права — это его

ст руктура, состоящая из вз аимосогласованных норм, субинститу­тов, институтов, подотраслей и отраслей права.

Смысл понятия «система праваГзаключаётся в том, чтобы объ­яснить объединение юридических норм в один организм, а также их подразделение на отрасли, подотрасли, институты и субинсти­туты, дать обобщенную характеристику права в целом.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично "включить" его в существующую систе­му права, не нарушая ее целостности), так и для правопримените­ля (системный принцип права в сфере правоприменительной дея­тельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс сис­тематизации (упорядочения) законодательства.

Первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институ­ты, подотрасли, отрасли.

Система права характеризуется тем, что:

• обусловлена социально-экономическими, политическими,
национальными, религиозными, культурными, историчес­
кими факторами;

• имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су­
ществующих общественных отношений и не может созда­
ваться по чисто субъективному усмотрению людей;

• ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, вза­
имоувязаны, что придает ей целостность и единство.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господству-

13-549



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 2, Предмет и метод правового регулирования...



 


                   
 
   
 
     
 
     
 
     
 

С

ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

 

Основные структурные элементы системы права
       
  отрасль права  
     
  подотрасль права  
       
  институт права  
       
  субинститут права  
       
  норма права  

§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это Т-е-Общественные отно­шения, которые право регулирует. Он является основным крите­рием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулиро­вания трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права.

Круг общественных отношений весьма широк. Однако всем им присущи следующие черты:

это жизненно важные для человека и его объединений отно­шения;

это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

это отношения поведенческие, за которыми можно осущест­влять внешний контроль (например, правоохранительными Орга­нами).


1 Кроме общественных отношений, в предмет правового регули-, рования подчас включают:

«• круг потенциальных участников правоотношений;

#■» • юридические факты;

►■• варианты возможной или требуемой деятельности;

* • объекты интересов участников правоотношений и т.п.

Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

^общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны (так, если взять только трудовое право, то в нем можно выделить целый ряд многообразных отношений, претенду­ющих на самостоятельную отрасль — отношения приема на работу и увольнения, условий и оплаты труда, отпуска, трудовой дисцип­лины, охраны труда, техники безопасности и т.п.);

^нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами (речь, в частности, здесь может идти об отношениях, связанных с госу­дарственной и частной собственностью, честью и достоинством личности, жизнью и здоровьем человека и т.д.).

Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юри­дическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридичес­ких средств, при помощи которых осуществляется правовое регу­лирование качественно однородных общественных отношений. Структура метода правового регулирования включает:

• общее взаимоположение субъектов (равноправное, подвласт­
ное);

• порядок возникновения субъективных прав и юридических
обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

• степень определенности предоставленных субъективных
прав;

• пути обеспечения субъективных прав и юридических обязан­
ностей (меры наказания и меры поощрения).

Выделяют следующие основные методы правового регулиро­вания:

• императивный — метод властных предписаний, субордина­
ции, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

• диспозитивный — метод равноправия сторон, координации,
основанный на дозволениях;

13*



 


 



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права



 


поощрительный — метод вознаграждения за определенное
заслуженное поведение;

• рекомендательный — метод совета осуществления конкрет­
ного желательного для общества и государства поведения
и т.п.

Перечисленные методы используются так или иначе во всех отраслях права, другое дело — в какой пропорции и какой из них в конкретной отрасли права будет доминирующим, опреде­ляющим.

§ 3. Отрасль права. Краткая характеристика основных М
отраслей права
Щ

Отрасль права — это упорядоченная совоку31Р.£!1!ь юридичес­ких' норм, регулирующих определе нны й род (сферу) обществен­ных" отношений, это наиболее крупное подразделение системы Тхрава по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

-+ особые предмет и метод правового регулирования; ■{ специфические отраслевые принципы (например, для граждан­ского права характерны принципы всеобщности защиты граждан­ских прав, полного восстановления нарушенного положения субъ­ектов гражданского права, презумпции добросовестности участни­ков гражданских правоотношений; для семейно-брачного права — принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отноше­ниях и т.п.);

.-Г особые правовые режимы (например, для уголовного процессу­ального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейно-брачного права ■— договорный и законный; для финансо­вого права — валютный, налоговый; для земельного права — режим особого землепользования; для конституционного права — режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

■•""обособленное, как правило, кодифицированное законодатель­ство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном — УК РФ, в уголовно-исполнительном — Уго­ловно-исполнительный кодекс РФ, в семейно-брачном — Семей­ный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую от­расль права. Так, объективно существующие трудовые отношения


людей обусловливают необходимость трудового права, управлен­ческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;
5)земельное;
6)трудовое;

 

7) семейно-брачное;

8) уголовно-исполнительное;

9) аграрное (сельскохозяйственное);

 

10) экологическое (природоохранное);

11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли пред­принимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — зна­чит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод пра­вового регулирования конституционного, гражданского, админи­стративного и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного уст­ройства. Нормы конституционного права содержатся в конститу­циях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о рефе­рендуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные.

Гражданское право регулирует имущественные и личные не­имущественные отношения. Оно закрепляет отношения собствен­ности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и граждана­ми, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные.



Глава 14. Система права и система законодательства


§ 4. Институт права: понятие и виды



 


Административное право регулирует управленческие отноше­ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ве­домств, их управлений, отделов, порядок деятельности различно­го рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохране­ния, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РСФСР об адми­нистративных правонарушениях), указах Президента РФ, поста­новлениях Правительства РФ, президентов и правительств респуб­лик, уставах, положениях, приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод —- императивный, хотя используются и иные.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государ­ственную собственность, общественную безопасность и обществен­ный порядок, здоровье населения и общественную нравствен­ность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уго­ловной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг обществен­но опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод -г- импера­тивный.

§ 4. Институт права: понятие и виды

Институт права — .что упор яд оченная совокущ щ£Ы>_.юридичес-М1х^с^м^4^Г-УЛ11ру1о_щи.х_определенный вид (группу) обществен­ных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Институт — гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, сово­купность юридических норм. В каждой отрасли права можно вы­делить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответст­венности, охраны труда и т.п.

В качестве примера можно привести институт гражданства, рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, трудового договора, лишения свободы, сроков давности, референдума и пр.


Институты подразделяются на виды:

1) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые
(институт наследования) и межотраслевые (институт частной соб­
ственности);

2) в зависимости от характера — на материальные (институт
подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного
дела);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные
(институт мены) и охранительные (институт привлечения к уго­
ловной ответственности).

^Субинститут права — это упорядоченная совокупность юриди­ческих норм, регулирующих конкретную разновидность общест­венных отношений, находящихся в рамках определенного инсти­тута права. Субинститут — составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства лич­ности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь со­средоточены нормы, касающиеся различных видов телесных по­вреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорб­ление).

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не инсти­тут, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право, по мнению большинства ученых, являются по­дотраслями гражданского права; муниципальное и служебное — подотраслями административного права; налоговое право — подо­траслью финансового права; избирательное право — подотраслью конституционного права.

Виды институтов права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.