Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 10 страница




• уяснить условия и требования,которым нужно соответствовать, чтобы остаться членом системы;

• понять интересы и стремлениядругих людей, которые могут быть затронуты определенными действиями, оценитьвероятность оказаться в позиции чьего-либо конкурента и способность вступитьв конкурентные отношения;

• особо внимательно надооценить систему взаимозависимости людей, ее характер и силу, особенно зависимостиматериальной, родственной, дружеской, приятельской; опасность идет со сторонылюдей, попадающих в ситуации жесткой зависимости;

• опасными являются лица,располагающие сведениями, компрометирующими кого-либо; прямую угрозу несутдействия, провоцирующие к обнародованию компрометирующей информации.

Большинству людей свойственночувствовать грань, за которой ситуация становится напряженной и опасной,и они стараются ее не переходить. Здесь им помогает осознание или хотябы ощущение возможных последствий назревающей ситуации. Их психика почтиавтоматически оценивает эти последствия, возможность справиться с нимибез ощутимого ущерба для себя. Этот психический механизм оценки последствий- основа поведения в конфликтных ситуациях и сохранения личной безопасности.

Каждый желающий обезопаситьсебя человек должен ясно представлять себе те факторы и обстоятельства,которые вызывают у него стресс, напряжение, сопровождающиеся чувствамитревоги, страха, "психического ослепления" и т.п. Распознавать этиобстоятельства учит жизненный опыт, дающий со временем верный ориентирв обеспечении личной безопасности. Анализируя подобные ситуации, человекдолжен разрешить для себя следующие вопросы: не было ли в его поведениичего-то такого, что могло бы войти в противоречие или даже в конфликт справами других людей; не является ли возникновение напряженной ситуациирезультатом легкомыслия и надежды на то, что критическая ситуация можетне возникнуть; был ли другой вариант поведения и была ли возможность выбратьименно его; в силу каких обстоятельств не был избран иной вариант поведения.

Обычно люди, дающие отрицательныйответ на перечисленные вопросы, являются повышенно виктимными, т.е. уязвимымидля негативного, агрессив-

ного воздействия со стороны.Они плохо обучаются на собственном опыте, жизнь их ничему не учит. Из-заэтих своих качеств они в определенном смысле опасны и для других, так каксклонны втягивать их в неприятные ситуации.

Наиболее слабая из всех возможныхвидов психологической защиты - склонность видеть источник всех своих беди несчастий в других людях или в не зависящих от данного лица обстоятельствах.Древняя мудрость гласит: "Ничто не может коснуться человека, причиной чегоне был бы он сам". Всему, что происходит с человеком, причиной являютсяего собственные действия.

В то же время никакая опасностьне бывает глобальной (кроме, может быть, мировой катастрофы). Любые факторы,условия, обстоятельства действуют избирательно, втягивая в орбиту своегодействия лишь определенных людей. Психологически это выражается в предрасположенностибыть втянутым в ту или иную неприятность. Существует даже целая наука ожертвах преступлений - виктимология, одной из задач которой и являетсявыяснение таких предрасположенностей. Знание о них служит психологическиморужием защиты от попадания в острые, конфликтные или криминальные ситуациис негативными или тяжелыми последствиями. Весьма мощными средствами психологическойзащиты являются следующие мировоззренческие установки:

• окружающий мир не злонамерени не имеет целью причинить страдания;

• ни с каким отдельным человекомне может произойти ничего такого, чего уже когда-либо не происходило сомножеством других людей;

• с каждым отдельным человекомпроисходит именно то, что должно произойти именно с ним, и не более того;

• в любой и каждой конкретнойситуации человек оказывается не случайно и не бессмысленно, но с цельюрешения определенной жизненной задачи, хотя понять эту задачу в большинствеслучаев крайне сложно.

Состояние личной безопасностирезко ослабляется, если человек утрачивает контроль над ситуацией каксодержащей потенциальную угрозу для него; если он не оценивает и не предвидитпоследствий своих действий; если он обладает благами или правами, принадлежащимиему не по праву, несправедливо либо в результате прямого криминала.

Контроль за ситуацией состоитглавным образом в понимании и точной оценке интересов людей, которые окружаютчеловека, независимо от того, временный и краткосрочный это контакт илидлительный и постоянный.

Точной оценке ситуации чащевсего мешают собственные желания и цели лица, которые оно стремится удовлетворитьили достичь во что бы то ни стало. Ослепленный перспективой достиженияцели, человек перестает видеть других, учитывать, что они могут иметь теже цели и стремления и не меньше прав на них, а возможностей достижениядаже больше. В этой ситуации конфликт, как правило, неизбежен.

Особая ситуация возникает,если человек связан с другими людьми отношениями родственной или материальнойзависимости. Ситуация осложняется, если кто-то из них хотел бы обладатьтем, чем владеет он, и при этом уверен в том, что ему это нужнее. Подобныеотношения нередко складываются между родственниками на почве имущественныхправ и в дальнейшем могут перерастать в преступления. Чтобы не оказатьсяв позиции жертвы, необходимо прояснить взаимные притязания и совместнопоискать пути их обоюдного удовлетворения и в любом случае заручиться правовойподдержкой.

Важным средством обеспеченияличной безопасности является комплекс приемов и навыков, в совокупностиобозначаемый визуальной психодиагностикой, т.е. способностью определенияпсихологических особенностей человека по зрительно воспринимаемым чертамего внешности и формам поведения. Психодиагностические суждения касаются,как правило, особенностей личности другого человека, черт его характера,но главным образом - мотивов, побудительных сил поведения.

Для целей сохранения безопаснойличной позиции в обыденном, ежедневном общении полезно знать некоторыепризнаки поведения, потенциально способствующие осложнению, повышению напряженностипри взаимодействии и общении людей.

Агрессивная установка поотношению к другим людям проявляется в позе человека, особенно в скрещиванииим рук и ног. Скрещивание ног в сидячем положении - это признак сопротивления,если при этом скрещены и руки на груди - то перед вами противник. Другиепризнаки противника - отклонение тела назад, наклон головы вперед, взглядисподлобья, руки на бедрах или локоть левой руки лежит на колене, а праваярука опирается на бедро или колено. Характерно также приближение к сопернику,сокращение дистанции, вхождение в личное пространство другого.

Примерно то же значение имеютжесты и действия, выражающие претензию на территориальные права: человеккладет ногу на ручку кресла, стол, ставит багаж на свободные места в транспорте,зале ожидания. Могут быть и другие способы захватывания пространства. Вторжениев пространство другого человека всегда вызывает напряжение и чревато конфликтом.

Психологическая дистанция.Понятие дистанции,расстояния между людьми имеет не только физический, но и глубокий социально-психологическийсмысл. Знание и понимание его прямо связано с личной безопасностью человека.

Психологическая дистанцияопределяется многими факторами, но главные - это представления людейо себе, с позиций которых они и взаимодействуют друг с другом. Определениедистанции, на которой целесообразно оставаться, входя в общение с конкретнымлицом, требует определенного времени и навыков. В любом случае лучшей тактикойдля этого является внешне доброжелательное, но внутренне нейтральное отношениек любому человеку. При этих условиях другой человек быстрее проявит признакитого социально-психологического статуса, к которому он себя причисляет,и тем самым даст возможность определить дистанцию, на которой целесообразнодержаться в общении с ним.

Существует определенный предел,барьер, за которым начинается личное пространство человека и в котороеон не хотел бы пускать никого. Это пространство строго охраняется каждымчеловеком как от обнаружения его другими людьми, так и от вторжения в него.Бесцеремонность, отсутствие чувства такта - это и есть нарушение дистанциии системы внутренних, личных ценностей человека.

Современная массовая культура,насаждаемая средствами информации, предпринимает все усилия не только длясокращения дистанции между людьми, но и для ее уничтожения. Исключениеиз речевого общения отчеств людей и обращение со всеми только по именам,навязывание формы обращения на "ты", независимо от возраста и положения,обнародование подробностей личной жизни людей, навязывание нецензурнойлексики и т.п. - все это способы снятия дистанции, нивелирования людей"под одну гребенку", пренебрежительного отношения к такой психологическойреальности, как чувство собственного достоинства.

Например, люди, отбывавшиенаказание в виде лишения свободы, в обыденном общении очень конфликтны,они сами привыкли управлять ситуацией и решать, кого пустить в свое личноепространство, а кого не пускать. Сложность взаимоотношений с ними состоитв том, что они очень чувствительны к малейшим признакам нарушения дистанциии реагируют на это очень остро. Другой человек "по простоте своей" и вмыслях не имел что-то нарушить, но когда его решительно "отодвигают" физическиили психологически, то вполне может быть, что он преступил дозволеннуюграницу сближения.

Сформулированные правилахорошего тона требуют: не приближайтесь к человеку слишком близко. Хотяусловия жизни, в которые поставлено большинство людей, ежедневно сталкиваютих друг с другом и притупляют чувство дистанции, они не уничтожают егополностью. Большинство людей стремятся по возможности занять в пространствепозицию вне непосредственного соприкосновения с другими.

 

2.10. Психология уголовной ответственности

Понятие. Психологияуголовной ответственности - особое направление юридической психологии(частная теория), обслуживающее потребности уголовного законодательства(в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики егоприменения, комплекс научных положений о механизмах включения психологическихзнаний в процесс правотворчества и правоприменения.

Цель включения психологическихзнаний в процессы уголовно-правового регулирования - обеспечение максимальнодетализированного учета особенностей и состояний личности для определенияусловий и предпосылок уголовной ответственности, ее индивидуализации. Этоважнейшая гарантия от необъективного вменения и несправедливости наказаниявследствие игнорирования или неполного учета личностных свойств, влияющихна содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

Адекватное отражение в понятиях,нормах, институтах уголовного права "действительного содержания" субъективногомира личности - необходимое условие социальной эффективности уголовногозаконодательства. Еще в начале века Л.И. Петражицкий писал о том, что именнопсихология, ее теория мотивации способна дать научно обоснованное решениевопросов регулирования и оценки индивидуального и массового поведения.1

В послереволюционные годыиспользование психологических знаний в уголовно-правовом регулированиидлительное время критиковалось, произошел "отрыв" юристов от психологии.И если в 70-е годы быстро стало продвигаться вперед развитие теории судебно-психологическойэкспертизы как одной из частных теорий юридической психологии, то констатацияна более глобальном уровне значимости общей и юридической психологии длязаконодательства и правоприменения задержалась.

 

 

1 ПетражицкийЛ.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология.- СПб., 1905. - С. 193.

Даже в 80-е годы ставилисьвопросы психологического "обеспечения" по преимуществу криминологии, уголовно-процессуальнойдеятельности и исполнения наказаний, но не участия в развитии уголовногозаконодательства и практики его применения. Лишь правовая реформа 90-хгодов дала толчок развитию новой частной теории юридической психологии- психологии уголовной ответственности.

Основания психологии уголовнойответственности. Необходимостьиспользования психологических знаний в регулировании уголовно-правовойборьбы с преступностью на законодательном и правоприменительном уровняхобусловлена самим содержанием понятия преступление как деяния -активной и сознательной деятельности определенного субъекта. Поэтому требуетсяне просто формально-логическое соотнесение внешних признаков конкретногоакта деятельности с признаками, указанными в уголовном законе, но:

• такое формулирование последних,чтобы их совокупность для ведущих понятий, институтов, норм Общей и Особеннойчастей УК отражала (поскольку речь идет о поведении) психологически адекватныехарактеристики, достаточные для "узнавания" этого типа поведения в конкретномакте;

• обеспечение установленияи оценки индивидуально значимых свойств конкретного поведенческого актаи личности для справедливого решения вопросов ответственности и наказания.

Без использования на профессиональномуровне психологических знаний, относящихся к механизмам осознанного произвольногоповедения и влиянию на него особенностей личности, невозможно реализоватьэти требования. Необходимой опорой уголовно-правовой трактовки ответственностиявляется поэтому психологическая теория - раскрытие содержания уголовнонаказуемого поведения, закономерностей, которые дают возможность определитьего в качестве такого, вне исключительной компетенции правовой теории.Тем более, что решение вопросов ответственности и наказания в конкретномслучае включает и своего рода следственный и судебный прогнозы относительновлияния принятого решения на будущее поведение субъекта. Закон, опирающийсяна положения психологии, в состоянии создать для этого необходимые предпосылки.

Нельзя противопоставлятьпотребность использования психологических знаний требованию социальнойобоснованности уголовно-правового регулирования: психологическое - однаиз сторон социального. В частности, социальная обоснованность правовогорегулирования предполагает отражение в правовых понятиях, нормах и институтахмеханизма акта деятельности (деяния) с учетом многообразия проявлений человеческойпсихики. Деятельность, независимо от видов и формы, входит в предмет психологическойнауки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в предмет другихнаук.

Понятийные формулировки,используемые в уголовно-правовых нормах, должны ориентироваться на типичноев конкретном поведении конкретных людей (деяние), а не на некое явление(преступность), и закладывать базу для формирования общественного мненияв случаях, когда вводимые запреты (или дозволения) ломают старые традиции.Это связано с полнотой учета в соответствующей норме психологического механизмадеяния.

Одно из условий эффективностиуголовно-правового регулирования - точность и понятность языка закона:тем, кто закон применяет; тем, кого закон информирует о должном поведении;и тем, в отношении кого он при-

меняется. С позиций психологииможно оценить, как будет воспринят и понят тот или иной термин, используемыйзаконодателем, тот или иной вводимый институт, запрет или его отмена. Игнорируядефиниции общей и юридической психологии, характеризующие личность и деятельностьв их интерпретации относительно преступления и преступника, этого результатадостичь невозможно. Психологические знания о системе "личность-преступноеповедение-ответственность" необходимы прежде всего при разработке иприменении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с:

• типовой моделью управляемогоповедения в уголовно-релевангаых ситуациях;

• основанными на ней условиямии предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость);

• границами уголовной ответственностив силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации(особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение,управление источником повышенной опасности в экстремальных условиях и пр.);

• институтами, отсутствовавшимидо последнего времени в уголовном законе, но настоятельно требуемыми практикойдля обеспечения субъективного вменения (ответственность лиц с психическимианомалиями в рамках вменяемости, обоснованный риск);

• разграничением обоснованногориска, неосторожной вины, случая;

• общими личностными началамииндивидуализации наказания, включая степень осознания виновным отягчающихобстоятельств.

Понятийный аппарат. Понятийныйаппарат психологии уголовной ответственности связан с комплексом ее исследовательскихзадач и в первую очередь с разработкой психологической характеристики предпосылоки меры уголовной ответственности. Речь идет о поведении в уголовно-релевантныхситуациях личности, в отношении которой решаются вопросы уголовной ответственностии наказания. Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевогоповедения по отношению к этим ситуациям, как целенаправленного и мотивированного.Соответственно системообразующее значение приобретают понятия способностик такому (избирательному) поведению, наличие или отсутствие этой способностив конкретном случае, а также свойств и состояний личности, влияющих наизбирательность поведения в определенной ситуации.

С помощью этих понятий формируетсякомплекс профессиональных психологических знаний, необходимых законодателюи правоприменителю для конструирования и применения института предпосылокуголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие)и института общих начал дифференциации и индивидуализации наказания(личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственностиза деяние). В свою очередь решение этих задач предполагает использованиеи системы детализирующих понятий, таких, как цель, мотив, особые психическиесостояния.

Процесс адаптации психологическихпонятий к нуждам психологии уголовной ответственности происходит следующимобразом.

1. Из всего класса случаев,охватываемых категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкийкруг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Так, из всегомногообразия видов (модальностей) аффекта юридическую психологию интересуютаффект гнева и страха.

2. Ограничивается круг изучаемыхпараметров определенного психологического явления. Например, понятие личностиздесь используется с более ограниченным набором исследуемых качеств, нежелив общей психологии.

3. Нередко меняется характеристиказначения и места того или иного психического явления в ряду других явленийпо сравнению с аналогичными параметрами в общей психологии. Например, аффектизучается в общей психологии как один из видов эмоциональных процессов,отличающийся от других особой интенсивностью, специфическим влиянием насознание и деятельность; в психологии понятие аффекта рядоположено с другимипонятиями, обозначающими чувства, переживания и пр. При разработке же частнойпсихологической теории уголовной ответственности понятию аффекта придаетсяособое значение.

4. В ряде случаев происходити обратный процесс, когда смысл понятий углубляется, поскольку значимымиоказываются те стороны предмета исследования, которые для общей психологиибезразличны. Речь идет о случаях постановки по заказу уголовного правалокальных исследовательских задач.1 Например, общепсихологическиепонятия "осознанно-волевое поведение", "аффект" и прочие имеют в виду актуальныесостояния. Для юридической же психологии, в том числе для рассматриваемогонаправления, характерным и специфическим является ретроспективная оценкасостояний. Еще один пример углубления понятий по сравнению с общепсихологическими:понятийная характеристика мотивации субъекта, обусловливающей "особую жестокость"в отношении потерпевшего, как и осознание этого обстоятельства, для общейпсихологии безразлична и разрабатывается именно в юридической психологии.При этом и здесь важен ретроспективный аспект.

5. Формирование понятийногоаппарата рассматриваемой теории включает широкое использование дихотомий.Это обусловлено тем, что в соответствии с потребностями законодателя иправоприменителя приходится исследовать рядоположенные психические процессы,состояния, свойства, имеющие противоположный знак, например, критичность-некритичностьличности, рационализм-легкомыслие, сострадание-жестокость и др.; или способностьк осознанно-волевому поведению в уголовно-релевантной ситуации и неспособностьк нему; понимание субъектом (потерпевшим) характера и значения действий,совершаемых в отношении него, и непонимание этого.

Взаимосвязь уголовно-правовогорегулирования и психологии. Объективная потребность использовать профессиональныепсихологические знания в уголовно-правовом регулировании (и реализующийэту потребность "заказ" теории уголовного права и законодателя) обусловленаих взаимосвязями. Основные взаимосвязи:

• теория уголовного праваи законодатель используют ряд понятий психологии в "готовом" виде. Включаясьнепосредственно в закон и приобретая таким образом нормативную форму, онине теряют своей психологической основы и должны использоваться в точномсмысле, какой они имеют в психологии. Речь идет, в частности, о понятияхмотива, цели, личности, аффекта, риска, уровня психического развития, осознанияи др.

 

 

1 Сошлемся натеорию дактилоскопии. По содержанию это одна из множества локальных биологическихтеорий, но для фундаментальной биологии типология и классификация папил-лярныхузоров интереса не представляла. Поэтому с учетом "заказа" от криминалистикитеория дактилоскопии разработала собственную систему характеристик узорови методику их изучения. Только после этого уже по схеме обратной связиобщая биология "признала" дактилоскопию и использовала ее, например, приисследовании близнецовых пар. /

При этом: а) право ориентируетпсихологов на учет специфики психологической характеристики соответствующихсвойств, состояний, процессов, применительно к уголовно-релевантным ситуациям;б) могут задаваться дополнительные исследовательские задачи (например,раскрыть содержание некоторых специфических для преступлений мотивов);

• осуществляется проверкаимеющихся вариантов концептуальных и нормативных решений, обусловленныхнравственными, политическими, житейскими соображениями путем истребованияданных психологии (например, при определении возраста уголовной ответственности);

• формулируются значимыедля правовой оценки ответственности такие понятия, как, например, "особаяжестокость", что предполагает разработку психологией адекватной содержательнойхарактеристики путем использования двузначного психологического понятия"жестокость" (свойство личности и атрибут поведения);

• разрабатывается комплекснаяпсихологическая характеристика понятийного аппарата теории уголовного праваи закона. Например, необходимое уголовному праву понятие "вменяемость"имеет в качестве психологической основы систему дефиниций, включающую "способность","осознание", "управление поведением", "предвидение" и др.;

• теория уголовного праваи законодатель используют юридические понятия, имеющие элементарное психологическоесодержание. Здесь функции психологии связаны с оценкой правильности ихинтерпретации.

Описанная схема связи уголовногоправа и психологии уголовной ответственности несколько упрощена, но позволяетпонять принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере.Возможны и более сложные его формы.

1. Типичны ситуации, когдапроблему, требующую профессиональных психологических знаний, обнаруживаетне теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебнаяпрактика. Это имело место, например, с проблемой значительного отставаниянекоторых несовершеннолетних - участников общественно опасных действий- в психическом развитии, что делало их фактически недееспособными. Представителиюридической психологии обобщают "сигналы" практики, а результаты обобщенияв форме научных разработок или предложений представляют законодателю итеории уголовного права. В рассматриваемом примере результатом такого взаимодействиястало включение специальной нормы в УК 1996 г. (ч. 3 ст. 20, в которойпредусматривается новое основание освобождения от уголовной ответственности).

2. Возможен и вариант, когдаразработка проблем, значимых для уголовно-правового регулирования, инициируетсянепосредственно юридической психологией (психологией уголовной ответственности).Он отчетливо проявился в последние годы, когда была обоснована необходимостьучета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательностиповедения в экстремальной ситуации, наличие "аккумуляции" аффекта, влияниестарческого одряхления на избирательность поведения и т.д. Несмотря накажущуюся разнородность этих ситуаций, их выявление имеет общую концептуальнуюоснову: развитие личностного подхода в уголовном праве.

Проблема взаимодействия уголовногоправа и юридической психологии в рамках рассматриваемой частной теориипсихологии уголовной ответственности включает и проблему методов исследования.В арсенале юридической психологии наряду с традиционными для психологииесть и специфические методы. Например, при исследовании процессов, состоянийи свойств, имеющих уголовно-правовое значение и соответственно документированных,используются методы обобщения экспертной, следственной и судебной практики,изучение уголовных дел. Характерной чертой методики исследований являетсяширокое применение ретроспективного подхода, поскольку рассматриваютсядействия, которые принадлежат прошлому и не могут быть воспроизведены вэксперименте. Уникален метод экспертной оценки представителями юридическойпсихологии содержания нормативных актов и их проектов. Важен повсеместностатистический анализ, требования репрезентативности.

 

 

Глава 3. Криминальнаяпсихология

3.1. Основы изучения и оценки психологииличности преступника

Подходы к изучению психологииличности преступника. Опираясь на понимание личности как социальногокачества человека, можно сказать, что личность преступника выражает своеобразиесоциального качества человека, виновно совершившего уголовно наказуемоедеяние. Специфическая сущность личности преступника заключается в особенностяхего психического склада, которые выражают собой внутренние предпосылкиантиобщественного поведения, а также определяют индивидуальные особенностиюридически значимого поведения, связанного с правовым положением лица,совершившего преступление.

Понятие личности преступникаопределяется как юридическими признаками, которые согласно закону характеризуютсубъекта преступления (указывают, кто может быть таковым), так и признаками,отражающими особенности его духовной сущности, содержащими внутренние причиныобщественной опасности личности.

Общественная опасность личностивыражает потенцию личности к преступному поведению, которая понимаетсякак внутренняя возможность совершения при определенных условиях преступныхдеяний.

Психологическое изучениеличности преступника имеет различные аспекты, определяемые правовым положениемлица, совершившего преступление, и задачами правоохранительной деятельности.Преступник в соответствии со своим правовым положением изучается как субъектпреступного деяния, посткриминального поведения/уголовного процесса, уголовно-исполнительныхправоотношений, постпенитенциарного поведения, а также как объект исправленияи профилактики. Каждому из названных подходов к лицу, совершившему преступление,соответствуют свой аспект и задачи психологического изучения его личности.

Изучение личности преступникакак субъекта преступного поведения является центральным. Задача его - познаниетой совокупности психологических свойств, которые определили субъективнуюнеобходимость и возможность

совершения человеком уголовнонаказуемых деяний. В этой связи работники правоохранительных органов, осуществляющиераскрытие и расследование преступлений, участвующие в судебном процессе,ставят перед собой задачу понять, что же в "психологии" личности выступилопричиной совершения деяния, в силу каких индивидуальных психологическихособенностей личности в сложившихся условиях человек действовал преступнымобразом, являются ли его действия плодом собственной инициативы или к этимдействиям его подтолкнули неблагоприятные обстоятельства? Изучение личностныхпредпосылок преступного поведения необходимо для реконструирования психологическойстороны генезиса совершенного деяния, понимания его мотивов и целей, психическогосостояния субъекта.

Психологическое изучениеличности преступника в указанном аспекте необходимо также для назначениясправедливого и достаточного наказания. Здесь важно понять общую нравственно-правовуюнаправленность личности виновного, произошедшие изменения в убеждениях,ценностях, стремлениях после совершения преступления, выяснить наличиеу виновного криминогенных склонностей в основных сферах социального поведения,прежде всего в сфере обеспечения удовлетворения материальных потребностейи в сфере взаимодействия с другими людьми. Необходимо понять, имеются лиу него склонности к использованию незаконных способов удовлетворения материальныхпотребностей и к совершению преступных насильственных действий.

Психологическая структураличности преступника. Для того чтобы судить о криминогенных особенностяхличности преступника, необходимо понимать роль психических свойств, образующихвнутреннюю - психологическую - основу личности в порождении преступногоповедения.

Методологическим основаниемпонимания является положение о том, что никакие внешние обстоятельстване могут являться непосредственными причинами противоправного деяния, еслиони не стали побуждениями воли самого человека, обладающего способностьюк волевому поведению (А.Р. Ратинов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова,Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев и др.). Генезис преступного поведения заключаетсяв формировании у индивида состояния психологической готовности к поведенческомуакту в форме общественно опасных действий либо бездействия. В процессеформирования этой готовности индивид личностно своеобразно воспринимаети оценивает внешние условия, испытывает личностно характерные для негопобуждения (мотивы), определяет личностно приемлемый способ и цель действий.Принятая цель достигается им благодаря сложившимся в жизненном опыте навыкам,умениям, способностям, которые представляют собой также личностные образования.Таким образом, в процессе порождения преступного поведения особенностиличности обусловливают индивидуально своеобразное восприятие внешних условий,мотивообразование, целеполагание и исполнительную регуляцию поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.