Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 29 страница




Эффективность функционированияпсихологической службы возрастает, повышается ее целостность, если на федеральномуровне также создается психологическая группа или подразделение,а ее руководитель одновременно назначается главным (ведущим) психологом.

На психологические подразделенияфедерального уровня целесообразно возлагать следующие функции:

• стратегическое руководствовсеми подразделениями, выполняющими психологическую работу, и координациюих деятельности;

• разработку научно обоснованныхконцепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства;

• подготовку нормативно-правовойбазы, регламентирующей деятельность службы на" всех уровнях;

• централизованное обеспечениепсихологической службы современными пособиями, психодиагностическими ипсихокоррекционными методиками, издание специальных журналов, бюллетеней,проведение всероссийских конференций;

• организацию централизованнойсистемы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов;

• ежегодный сбор и анализинформации о деятельности психологической службы;

• обобщение и распространениеположительного опыта (отечественного и зарубежного).

Таким образом, организационнаяструктура психологической службы ведомства должна носить иерархическийхарактер с оптимальным сочетанием централизации и децентрализации властныхполномочий и ответственности.

Материально-техническаябаза - этопредпосылка успешного функционирования психологической службы. Для доверительногообщения психолога с сотрудниками и кандидатами на службу ему необходимотдельный рабочий кабинет. Его рабочее место должно быть оборудовано компьютеромдля обработки результатов тестирования, накопления психологической информации.Во многих подразделениях правоохранительной системы уже функционируют типовыекабинеты психологической релаксации, созданы классы для проведения социально-психологическихтренингов и видеотренингов. Это существенно повышает результативность работыпсихологов.

Говоря о материально-техническойбазе психологической службы, нельзя обойти молчанием вопрос ее финансирования.К сожалению, во многих ведомствах служба создается по так называемому остаточномупринципу. Речь идет о том, что должности психологов вводятся за счет вакантныхдолжностей в других службах, не выделяются дополнительные денежные ресурсы.Это, безусловно, сдерживает более активное развитие психологической службы.Целесообразно централизованно пересмотреть распределение денежных ресурсоввнутри ведомства и узаконить финансирование психологической службы. Дляразвития материально-технической базы важно использовать местный бюджет,спонсорскую помощь, а также предоставить возможность самим психологам оказыватьплатные услуги населению.

Нормативно-правовоеобеспечение психологической службы - одноиз важных условий ее функционирования.

В нормативно-правовой регламентациинуждаются такие вопросы, как квалификационные требования к психологу, должностнойстатус (функциональные обязанности, права, ответственность), нормативынагрузки (среднее время, которое отводится на психологическое обследование,на консультирование), профессионально-этические нормы, критерии оценки,система отчетности, порядок взаимодействия с другими службами.

Развитая нормативно-правоваябаза не только регламентирует порядок работы психолога, но и выступаетсредством их правовой защиты при обвинении в неправомерности действий.

Опыт показывает, что психологическаяслужба начинает развиваться более стремительно, не отторгается как инородноетело, если она официально включается в качестве элемента более общей концепцииразвития правоохранительных органов (или конкретного ведомства, учреждения).Например, в МВД России меры по развитию психологической службы входят вкачестве составного элемента в концепцию кадровой политики, утвержденнойна коллегии министерства и объявленной соответствующим приказом. Это придаетзначимость идее развития психологической службы, повышает активность энтузиастови снимает психологический барьер у консерваторов.

Одно из главных условий эффективногофункционирования психологической службы - качественный состав психологов.Он определяется двумя состав-

ляющими: личностными качествамии профессионально-психологической компетентностью (подготовленностью).

Применительно к психологампорой бывает уместной поговорка "Сапожник - без сапог". Осуществляя психологическийотбор сотрудников, сами психологи иногда оказываются лишенными профессиональноважных качеств. Учитывая данное обстоятельство, учеными как правоохранительныхорганов, так и других ведомств ведутся целенаправленные исследования поразработке профес-сиограммы психолога и ее составляющей - психограммыличности.

Так, по данным Е.А. Аминова,М.В. Молоканова, в качестве интегрального, профессионально важного качестваличности психолога отмечается способность к социальной фасилятивности,т.е. умение снимать психологический барьер в процессе общения; создаватьатмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам1.

Фасилятивный эффект оцениваетсяквалифицированными экспертами в процессе наблюдения за практическим психологомс помощью четырех биполярных графических шкал: общительность (готовностьк контакту), смелость (умение поддерживать контакт, открытость), тактичность(умение чувствовать контекст ситуации), интеллектуальность (умение логическиобосновывать свою аргументацию). Авторы показали, что данное свойство коррелируетс оценкой успешности обучения и профессиональной деятельностью.

Английский психолог Р. Кеттелл,используя свой личностный опросник (16-PF), показал, что эффективностьдеятельности психологов-практиков (психотерапевтов) существенно коррелируетс такими свойствами, как общительность, интеллект, социальная смелость.

В наших исследованиях установлено,что успешность деятельности психологов уголовно-исполнительной системыположительно коррелирует, кроме названных качеств, с такими, как эмоциональнаяустойчивость, нормативность поведения и способность к контролю2.Однако общепринятой психограммы личности психолога пока не существует.

Профессиональная компетентностьпрактических психологов зависит от базового психологического образованияи понимания специфики деятельности правоохранительных органов.

К сожалению, в настоящеевремя качественный состав психологов не в полной мере соответствует потребностямпрактики и уровню развития психологической науки.

Для успешной подготовки квалифицированныхпсихологов целесообразно создать непрерывную многоплановую систему, включающуюв себя следующие формы:

• четырехлетняя подготовка(в настоящее время она ведется только на психологическом факультете Рязанскогоинститута экономики и права для уголовно-исполнительной системы);

• двухгодична" (очно-заочнаяформа) - для лиц, имеющих высшее не психологическое образование и желающихполучить вторую специальность и государственный диплом;

 

 

1 Аминов Е.А.,Молоканов М.В. Специальные особенности школьных психологов. // Вопросыпсихологии. - 1992. - N° 1-2. - С. 74-83.

2 ДебольскийМ.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотбо-респециалистов. - М., 1996.

• 5-6-месячная переподготовкадля лиц, имеющих высшее не психологическое образование, с выдачей ведомственногодиплома;

• 2-4-недельное повышениеквалификации (по отдельным направлениям);

• 2-3-дневные научно-практическиеконференции и совещания по обмену опытом;

• стажировки при базовыхпсихологических центрах (в том числе зарубежных). Практический психолог- это принципиально новая для правоохранительных органов профессия. Подготовкаквалифицированных специалистов в этой области требует разработки целевойпрограммы, предусматривающей создание психологических факультетов, факультетовповышения квалификации, подготовки и переподготовки научно-педагогическихкадров и других организационных мероприятий. Только в этом случае можнов перспективе ожидать реальную отдачу от психологической службы.

 

 

7.2. Психологическая диагностикакак функция психологической службы

Для практического психологапсиходиагностика выступает прежде всего как одна из базовых психологическихфункций, как сфера его деятельности, связанная с изучением особенностейконкретных индивидов и групп (подразделений, организаций). Сущность психодиагностики"заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключенияо группе лиц или отдельном лице, показав, чем это лицо отличаетсяот других или чем эта группа отличается от других групп той же совокупности"1.

Психодиагностика не являетсясамоцелью для практического психолога. Полученная информация может по-разномуиспользоваться в правоохранительных органах:

• заключение психодиагностапередается в другие службы для учета личностных особенностей при принятиипрофессионального решения (прием на службу, вынесение приговора суда, условно-досрочноеосвобождение и т. п.);

• результаты психодиагностикииспользуются другими сотрудниками в повседневной работе с обследованным.Например, в исправительных колониях для воспитательной работы с несовершеннолетнимиили руководителями подразделений при индивидуализации воспитательных иуправленческих воздействий на подчиненных;

• диагностические данныеиспользуются самим практическим психологом в процессе консультированиясотрудника, психокоррекционной работы, проведения социально-психологическоготренинга, оказания непосредственно психологической помощи.

Успешная реализация психодиагностическойфункции предполагает теоретическое осмысление ряда вопросов (проблем):

1) четкое понимание той практическойзадачи, которая поставлена перед психологом. Например, отобрать из всегоотряда (200 человек) милиции особого назначения (ОМОНа) группу наиболееподготовленных бойцов (30 человек), способных успешно действовать в экстремальнойситуации при выезде в служебную командировку в другой регион на срок неменее 1 месяца;

 

 

1 ГуревичК.М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1985. - С. 19.

2) научное осмысление техпсихологических параметров (психических свойств), от которых зависит успешноевыполнение практической задачи. В нашем примере можно выдвинуть гипотезу,что в качестве таких параметров (кроме опыта службы, профессионально-боевойподготовленности) будут выступать: эмоциональная надежность, реакция наугрозу, наличие мотивации к служебной командировке, психическое состояниев данный момент (отсутствие посправма-тических признаков), психологическаясовместимость бойцов, авторитет руководителей, возможность проявления лидерстваи его направленность;

3) отобрать (разработать)методы исследования, которые были бы валидны и надежны в плане диагностикипсихологических свойств личности, важных для решения поставленной задачи.В нашем примере в качестве психодиагностических методов были отобраны:личностный опросник Кеттелла (с его помощью изучались: эмоциональная надежностьпо факторам - С, О, Q3, Q4; реакция на угрозу - по фактору Н;коммуникативные свойства, влияющие на взаимоотношения в группе, - по факторамA, L: F I, N, Q2; склонность к лидерству и доминированию наддругими - по факторам Е, QO; опросник травматического стресса И.О. Котенева,специально разработанный для обследования сотрудников органов внутреннихдел, принимавших участие в экстремальных ситуациях; методика диагностикимежличностных отношений Т. Лири; социометрия и специально разработанныйопросник;

4) детально разрабатываетсяпроцедура обследования, последовательность предъявления методик с учетомреальной загруженности испытуемых. В связи с ограниченностью времени, отведенногона психодиагностику, тест Лири использовался на завершающем этапе исследованияи только в группе, которую по предварительным результатам тестированияпредполагалось направить в служебную командировку.

Учитывая организационнуюсложность проведения массовых психодиагностических обследований, соответствующийплан рекомендуется утверждать у руководителя организации (в нашем случае- у командира ОМОНа), что обеспечивает беспрепятственное выполнение задания.Вместе с тем практический психолог не должен полагаться только на формальнуюприказную сторону организации психодиагностического обследования. Ему необходимоубедить испытуемых в важности проводимой работы и их личной заинтересованностив ее результатах. Другими словами, желательно стремиться работать по моделиконсуль*анта, а не эксперта, от "приговора" (заключения) которого зависитсудьба испытуемых;

5) осуществляя обработкурезультатов психодиагностики, важно учесть психометрические требованияи стандартные нормы развития личности, использовать методы статистическойобработки эмпирических материалов;

6) подготавливая заключение(итоговую справку) о результатах психодиагностического обследования, целесообразнопридерживаться следующего алгоритма:

• описание проблемы, жалобиндивида или поставленной перед психологом задачи;

• краткое изложение программыдиагностики (что сделано);

• описание особенностей поведенияиспытуемого (испытуемых) при работе с тестами и другими методиками (ихотношение к психодиагностике);

• изложение результатов тестирования(ответ на вопросы заказчика или обращение клиента);

• резюме (наиболее важныевыводы) и рекомендации для заказчика или клиента. В рассматриваемом примерена основе результатов обследования и научного анализа психологических факторов,влияющих на эффективность функционирования милицейского подразделения особогоназначения, были даны следующие рекомендации:

• отказаться от идеи созданиянового подразделения, а направить в служебную командировку уже функционирующийколлектив (взвод), имеющий наиболее высокие показатели по служебным психологическимпараметрам;

• исключить из состава взводачетырех бойцов, не отвечающих необходимым нормативным требованиям по служебнымпсихологическим параметрам;

• доукомплектовать взводза счет психологически надежных бойцов из других подразделений;

• укрепить руководство взвода(давались конкретные рекомендации);

• повысить эффективностьиндивидуально-воспитательной работы с личным составом ОМОН (давались конкретныерекомендации с учетом социо-метрического статуса бойцов, индивидуально-психологическихособенностей и уровня притязаний).

Таким образом, современнаяпсиходиагностика - это не только практика изучения личности и групп,но и научно-психологическое осмысление решаемой задачи. В специальной литературеотмечается: "Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретическийсмысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решениятой или иной научной или прикладной задачи"1.

Теоретическая обоснованностьвыделения тех или иных личностных черт или мотивов - непременное условиеразработки диагностической процедуры. Недооценка этого требования "приводитк построению "фантомной" психодиагностики: ищутся способы выявления того,чего на самом деле не существует"2.

Основной инструментарий психолога-диагноста- методы исследования. Опыт показал возможность и необходимостьиспользования всего комплекса психологических методик и необходимости ихадаптации с учетом конкретных целей и задач психодиагностирования в правоохранительныхорганах. К используемому психологом инструментарию предъявляются дополнительныетребования - они должны 1) позволять собирать диагностическую информациюв относительно короткие сроки; 2) быть ориентированы не просто на изучениеличности вообще, а на выявление профессионально значимых свойств; 3) даватьвозможность изучать не только качественные особенности индивида, но и количественные- для сравнения; 4) получаемая информация должна быть удобной для использованияв кадровой, воспитательной, психокоррекщюнной работе.

 

 

1 Общая психодиагностика/ Под ред. АЛ. Бодалева и В.В. Стопина. - М.: МГУ, 1987. - С. 8.

2Там же. - С.8.

 

 

7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы

Основные понятия. Практическиепсихологи правоохранительных органов не только изучают личность клиентов(сотрудников, правонарушителей), но и воздействуют на них с целью оказанияпсихологической помощи. Те реалии, которые связаны с функцией психологическоговоздействия на клиента, чаще всего обозначают терминами "психотерапия","психологическая коррекция", "развитие личности". Рассмотрим их более детально.

Психотерапия (отгреч. psyche - душа и therapeia - лечение) дословно переводитсякак "лечение души". В настоящее время термин не имеет однозначного толкования.При всем многообразии толкований прослеживаются два подхода: клиническийи психологический1. При первом подходе психотерапия рассматриваетсякак сфера научных знаний о методах лечения, влияющих на состояние и функционированиеорганизма в сферах психической и соматической деятельности. При второмподходе психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия,при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическимисредствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологическогохарактера. Таким образом, основная цель второго подхода - не излечениеот психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания иличности, при которой психотерапевт предстает спутником клиента, его другоми наставником.

Условиями, необходимыми дляуспешной реализации психологического подхода к психотерапевтической работе,являются наличие прежде всего психологического, а не медицинского образования,стремление ставить не клинический анализ и назначать лечение, а приниматьчеловека таким, каков он есть, проявлять сострадание и сочувствие к нему,искренность и честность, поиск вместе с ним путей преодоления жизненныхи служебных трудностей. Следствием такого понимания психотерапии являетсяраспространение ее методов в педагогике, социальной работе, правоохранительныхорганах. Однако учитывая, что психотерапия начала формироваться в сферемедицины, что специальность психотерапевта предусмотрена прежде всего вразличных клиниках, целесообразно использовать понятие "психотерапия" применительнок работе практических психологов лишь в ситуациях, когда речь идет об устраненииневрозов, фобии и других психосоматических проявлений. Когда возникаетпотребность в устранении менее болезненных отклонений (например, акцентуацийхарактера), то уместно использовать понятие "психологическая коррекция".

Психологическая коррекция- этонаправленное психологическое воздействие на личность с целью обеспеченияее полноценного развития и функционирования.2

Термин "развитие личности"(личностный рост) обозначает формирование социально значимых личностныхкачеств и устранение психологических условий, препятствующих этому.

Таким образом, основаниемдля разграничения категорий "психотерапия", "психокоррекция" и "развитиеличности" является цель воздействия на пациента (клиента) или оказанияпсихологической помощи: лечение психических расстройств; коррекция акцентуацийхарактера и функциональных состояний (т.е. изменение, исправление того,что есть), развитие профессионально значимых личностных свойств (развитиепотенциала).

Особенности психологическоговоздействия на внутренний мир человека (клиента) определяются исходнойтеоретической позицией, которую выбирает практический психолог. Анализнаучной литературы показывает, что в на-

стоящее время в России наиболеераспространены следующие теоретические подходы к психотерапевтической ипсихокоррекционной работе: психоанали-тиче^кий (основанный на глубиннойпсихологии); поведенческий (включает тренинга умений и программы модификацииповедения); гипносуггестия и самовнушение (аутотренинга); нейролингвистическоепрограммирование; гештальттерапия; экзистенционально-гуманистический подходи клиент-центрированная терапия.

 

 

1 Психотерапевтическаяэнциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 1998. -С. 447; Краткий психологический словарь. - М., 1985. - С. 287.

2 Психотерапевтическаяэнциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1998. -С.447; Краткий психологический словарь. - М., 1985. - С. 412.

Не анализируя сущность теоретическихподходов, отметим, что ни один из принятых подходов не имеет существенногопреимущества. Эффективность психокоррекционной работы в большей степенизависит от запущенности психологической проблемы клиента и умения психотерапевта(практического психолога) подобрать к нему адекватные методы психологическоговоздействия.

Индивидуальное консультированиекак форма психокоррекционной работы. Следует разграничивать индивидуальныеи групповые формы психокоррекционной работы. Наиболее типичной формой индивидуальнойпсихокоррекционной работы практического психолога является консультирование.Как отмечается в научной литературе, психологическое консультирование,как молодое направление психологической практики, пока не имеетстрого очерченных границ. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащихи менеджеров США предлагает следующее определение: "Консультирование -это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешениипроблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака,семьи, совершенствования личности и межличностных отношений"1.

Это определение достаточноблизко тем, которые дают и отечественные специалисты. Так, Г.С. Абрамоваотмечает: "Суть психологического консультирования состоит в том, чтобыпсихолог, пользуясь своими специальными, подчеркиваю, специальными знаниями,профессиональными, научными, создал условия для другого человека, в которыхон переживает свои новые возможности в решении его психологических задач"2.Во многих определениях подчеркивается, что сердцевиной консультированияявляется взаимодействие между клиентом и консультантом (психологом). Так,Карл Роджерс, один из наиболее ярких представителей гуманистической концепциив психологии и основоположник "клиент-центрированной" терапии (т.е. терапии,при которой клиенты всегда находятся в центре внимания), выделил три основныхпринципа данного подхода:

• каждая личность уникальна,обладает безусловной ценностью и заслуживает уважительного к себе отношения;

• каждая личность в состояниибыть ответственной за себя и свои поступки;

• каждая личность имеет правосамостоятельно выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.3

Основываясь на данных принципах,следует избегать любого внушения, давления на клиента, ибо это мешает емупринимать ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Психологическое консультированиекак сфера психокоррекционной работы имеет ряд отличий от психотерапии:

 

 

1 См.: КочюнасР. Основы психологического консультирования. - М., 1999. - С. 7.

2 АбрамоваГ.С. Введение в практическую психологию. - М., 1996. - С. 119.

3 Роджерс К.Взгляд на психотерапию, становление человека. - М., 1994. - С. 120.

• консультирование ориентированона клинически здоровую личность это люди, имеющие в повседневной жизнипсихологические трудности и проблемы, а также люди, чувствующие себя хорошо,однако ставящие перед собой цели дальнейшего развития личности (т.е. консультирование-это средство личностного роста);

• консультирование основанона вере в человека, в его возможности измениться к лучшему; |

• консультирование чаще ориентированона настоящее и будущее кАиен-тов (в отличие от психотерапии, ориентированнойна поиск причин пррблем в прошлом);

• консультирование обычноориентируется на краткосрочную помощь (цо 15 встреч); психотерапевтическиесеансы могут продолжаться несколько лет;

• консультирование ориентируетсяна социально-психологические проблемы, возникающие при взаимодействии личностии среды;

• консультирование направленона изменение поведения и развития личности клиента1.

Цель психологическогоконсультирования - культурно-продуктивная личность, обладающаячувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различныестратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения2.В литературе обычно описывают 5-6-шаговую' модель процесса консультирования.

Первая стадия - исследованиепроблем. На этой стадии психолог-консультант устанавливает контакт (рапорт)с клиентом и достигает взаимного доверия. Неслучайно эту стадию иногдамаркируют "Привет". Для установления психологического контакта большоезначение имеет внимание к клиенту (симпатия), выбор лексики, ее доступностьдля восприятия. Напри-j мер, клиентов нередко пугает слово "проблема",поэтому рекомендуется использовать термин "трудность". Как показывает практика,многое решает первое впечатление о человеке (правило "15 секунд"). Этообязывает психо?,' лога-консультанта заботиться о своем внешнем виде. Взаимныйпсихологический контакт обычно удается установить за 4-6 минут.

На первой беседе следуетпоощрять рассказ клиента о том, что его пря-вело к психологу, какиеон испытывает трудности, фиксировать его чувства, невербальное поведение.Особо обращается внимание на необходимость' уменьшения чрезмерной тревоги,страха клиента, обозначить наиболее важные проблемы (трудности), которыепредстоит обсуждать при последующих встречах. Каждая консультация обычнодлится около 50 минут.

Вторая стадия - двумерноеопределение проблем. Эта стадия обычно начинается со сбора информации оконтексте темы, происходит выделение проблемы (хотя в последующих встречахона может уточняться); диагностируются потенциальные возможности клиента.Эту стадию обычно обозначают, "В чем проблема".

 

 

1 См.: КочюнасР. Указ. соч. - С. 13.

2 АбрамоваГ.С. Указ. соч. - С. 119.

Пытаясь найти ответ на поставленныйвопрос, психолог задает уточняющие вопросы, стремится разобраться во внутреннеммире клиента, выявить истоки проблемы, акцентировать внимание клиента наего индивидуальных особенностях, показать логику его поведения. На этойстадии главное - достичь одинакового понимания проблем психологом и клиентом.

Третья стадия - осознаниеидеальной модели будущего (желаемого) результата. Клиент должен ответитьна вопрос: "Чего он хочет добиться?". Психолог помогает клиенту определитьсвой идеал, решить вопрос о том, каким он хочетГбьпъ; что в его жизни произойдет,если проблема будет решена. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендациидолжны быть даны незамедлительно.

Четвертая стадия - обсуждениеальтернативных вариантов решения. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаютсявозможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами,консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тотсчитает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы,однако не высказывает своих решений.

Пятая стадия - планирование.Она предполагает критическую оценку имеющихся альтернатив с точки зренияреальности их реализация для достижения желаемого результата. Составлениеплана реалистического решения проблем должно помочь клиенту понять, чтоне все проблемы разрешимы. Одни требуют слишком много времени, другие независят от клиента и требуют пересмотра взглядов на проблему. В окончательномплане решения проблем следует наметить средства, способы, а также временнойинтервал реализации плана. Особо обращается внимание на ответственностьсамого клиента за принятое решение и его реализацию.

Шестая стадия - деятельностьпо выполнению намеченного плана. Это может быть решение как реальных жизненныхзадач, так и выполнение специальных психологических упражнений, тренингов.У клиента должна быть сформирована готовность к преодолению возможных трудностейи неудач.

Седьмая стадия - обратнаясвязь с клиентом и оценка результатов психокоррекционной деятельности.На этой стадии клиент вместе с консультантом обсуждают достигнутые результаты,а при необходимости вносят коррективы в намеченную программу.

Признанные авторитеты в сферепрактической психологии отмечают, что предложенная модель процесса консультированияпомогает глубже понять механизм психологической коррекции, но реальныйпроцесс консультирования значительно сложнее и не всегда подчиняется данномуалгоритму. При всей важности ориентировки на предложенную модель эффективностьпсихологического консультирования определяется прежде всего профессиональнойкомпетентностью и личностными качествами консультанта.

Процедуры и техникиконсультирования имеют решающее значение для успеха1.Поскольку в правоохранительных органах психологическое консультированиепроводится по инициативе не только клиента, но и штатного психолога, товажную роль в получении личностной информации выполняют вопросы. Какизвестно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросыобычно используются для уточнения конкретной информации и предполагаютответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"), например:"У вас часто бывает такое настроение?"

 

 

1 См.: АбрамоваГ. С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург,1995; Кочюнас Р. Указ, соч.; Меньшиков В.Ю. Введение в психологическоеконсультирование. -М., 1998; Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 1994; Папуш М. Практическая психотехника. - СПб., 1997; ФатФ. Преобразующие диалоги. - Киев, 1997.

Открытые вопросы служат нестолько для получения информации о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждатьчувства клиента. Например: "Что вы сейчас чувствуете?". С помощью вопросовможно1:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.