Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 40 страница




• предельный индекс четкости(насколько данный текст легок или труден для понимания);

• индексы FOG и Флэша - Кинкейда;

• показатель частотностистрадательных конструкций, позволяющий достаточно точно выявить индивидуальныеособенности автора;

• количество используемыхлексических единиц, которое при вычислении процента соотношения с общимколичеством слов в тексте дает показатель словарного запаса автора;

• процент сложных слов попрефиксам, суффиксам, количеству слогов (в Prostyle - только по последнемуфактору);

• средняя длина предложения,прямо коррелирующая с уровнем образования автора;

• "читательский возраст",представляемый данным текстом;

• количество погрешностейписьменного стиля в тексте (возможные ошибки: неправильное употреблениеабстрактных существительных; неправильное употребление глагольных форми предлогов; опущение глагола; неуместное употребление сленга и жаргона;использование устаревших, высокопарных слов; нарушение пассивных конструкций;грубые и непристойные слова; слабое знание английского языка).

 

 

1 KuenzelH. On the problem of speaker identification by victims and witnesses.// Forensic Linguistics. - 1994. - 1(1). - pp. 45-58.

Дополнительно программа имеетпятиуровневую систему оценок от "отлично" (менее пяти ошибок) до "неудовлетворительно"(более 50 ошибок), что важно для поиска автора текста. Многофакторный психолингвистическийанализ, представленный в Prostyle, имеет несомненное преимущество: вероятныерасхождения могут быть протестированы несколько раз, а погрешности анализасведены к минимуму.

Еще одна из удачных программ- IEA (Intelligent Essay Assessor). Она позволяет выявить стилистическиеошибки и полноту раскрытия темы по заданным семантическим критериям. Первоначальносозданная для оценки студенческих работ - сочинений на заданную тему IEAможет иметь и более широкое применение, в том числе в судебной психологии.

Из отечественных программкомпьютеризованной обработки текстов наиболее интересными, на наш взгляд,являются программы В.И. Батова с коллегами и В.П. Белянина (1996).

Так В.И. Батовым с коллегами1разработан компьютерный метод ЛИНГВА-ЭКСПРЕСС, с помощьюкоторого возможно раскрыть психологическое содержание текста как продуктаречевой деятельности, т.е. определить особенности речевого поведения, глубинныхпсихических свойств или характера человека (автора или авторов текста)и переживаемых им (в момент порождения текста) состояний.

Компьютерная программа В.П.Белянина ВААЛ1 позволяет выявлять акцентуациюавтора текста. Особый блок этой программы - ПАТ (психиатрический анализтекста) - предполагает выявление соотнесенности между лексическими элементамитекста и возможной акцентуацией его автора. ПАТ позволяет определить выраженностьв анализируемом тексте таких акцентуаций, как паранойяльность (в терминахавтора - "светлые" тексты), возбудимость, или эпилептоидность - ("темные"тексты), гипертимность, или маниакальность ("веселые" тексты), депрессивность("печальные" тексты), ис-тероидность, или демонстративность ("красивые"тексты) и т.д. Программа предусматривает не только выявление процентовлексики того ли иного класса, находящейся в тексте, но и построение нормализованногопредставления этих данных по отношению к норме русского языка. Особенностямипрограммы ВААЛ является то, что она позволяет не только находить корреляциимежду любыми категориями, но и вводить новые категории, актуальные длярешения каждой конкретной задачи. Тем самым программа ВААЛ позволяет определитьнаправленность текста, предсказать степень его воздействия и сделать выводыв отношении личности его автора.

 

1 Батов В.И.,Сорокин Ю.А. Атрибуция текста на основе объективных характеристик //Изв. АН СССР. т. XXXIV. (Серия литературы и языка) - 1975. - №1.

2 Белянин В.П.Введение в психиатрическое литературоведение. - Munchen: Veiiag OttoSagner, 1996.

Таким образом, в последнеевремя наметился формализованный подход к решению задачи идентификации личностипо речи с помощью экспертных программ, которые бы делали анализ независимоот эксперта.

В 90-х годах были созданымеждународные организации, работающие над применением психолингвистикив судебной практике. Международная Ассоциация Судебной Фонетики (InternationalAssociation of Forensic Phonetics), созданная в 1991 г. в Колледже СвДжона(St. John's College) в Йорке (Великобритания) объединяет ученых, ведущихисследования в данном направлении.

Международная АссоциацияСудебных Лингвистов (International Association of Forensic Linguists),основанная в 1992 г. на базе Школы английского языка Бирмингемского университетаВеликобритании - основные цели: обеспечение обмена информацией и новымиидеями среди специалистов (конференции, информационные отчеты и т.п.).

Есть специальное печатноеиздание - журнал "Юридическая лингвистика: международное издание в областиисследования речи, языка и права" (Лондон, с 1994 г.).

В России с 1998 г. этимипроблемами занимается секция юридической психолингвистики КЮП (Коллегииюридических психологов). С 1999 г. на базе Алтайского государственногоуниверситета начал издаваться сборник статей "Юрислингвистика". Первыйномер его посвящен предмету и проблематике лингвистической дисциплины,находящейся на стыке языка и права, второй - правам человека в сфере коммуникации(языковой аспект).

 

8.15. Психология разоблачения маскировок,инсценировок и ложного алиби

Психология маскировки и маскировочныхдействий преступника. Под маскировкой часто понимаютсядействия преступника или правонарушителя, имеющие целью сокрыть подлинныенамерения, дезинформировать и ввести в заблуждение работников органов правопорядка.Преступник, желая уклониться от ответственности, стремится тем или инымспособом воспрепятствовать установлению подлинных обстоятельств совершенногоим противоправного деяния.

Например, молодая женщиназаявила в милицию по телефону, что на ее квартиру совершено разбойное нападение.По ее словам, она доверчиво открыла дверь квартиры незнакомому мужчинеи получила сильнейший удар по голове. Полтора часа пролежала без памятии за этот период времени квартиру основательно обворовали. После прибытияследственно-оперативной группы женщина с заплаканными лицом еще раз рассказалао случившемся. Затем описала приметы преступника и подробно рассказалао пропавших вещах. При этом она продемонстрировала синяк от удара преступника,после которого она полтора часа пролежала без сознания. Опыт оперативныхработников подсказал, что от сильного удара такого синяка быть не можети, возможно, женщина причастна к событию преступления. Дополнительная работаоперативников позволила установить информацию, от которой версия нападениянезнакомого мужчины на квартиру и ее хозяйку полностью "рухнула". Заявительницасама распродавала вещи своей сестры, которая работала за границей. Предвидяее скорое возвращение, преступница придумала версию с ограблением и длямаскировки своего участия сама нанесла удар по лицу, вследствие чего появилсянебольшой синяк.

Маскировки связаны с применениемспециальных средств и приемов для сокрытия причастности к преступным деяниям.К числу таких приемов и средств часто относят:

• маскировку личности преступника(изменение почерка, внешности, голоса и т.д.);

• действия на этапе подготовкипреступления, связанные с его сокрытием (изготовление тайников, подготовкуканалов сбыта краденного и т.д.) и маскировкой роли преступника (изготовлениефальшивых документов, приобретение форменной одежды милиционера или военнослужащегои т.д.);

• маскировку связей соучастниковпреступления (применение специального жаргона, условных знаков, секретныхвстреч, тайной переписки и т.п.);

• действия по сокрытию следовпреступления (тщательное протирание стола, ручек двери и других предметовдля уничтожения следов пальцев, применение для обработки следов обуви специальныххимических средств, чтобы сбить со следа служебных собак, имитация чужихследов - обуви, пальцев, следов животных и т.п.);

• разработку способов храненияили уничтожения орудий и средств совершения преступления и предметов, добытыхпреступным путем.

Маскировка может выражатьсяв сокрытии своих переживаний и психических состояний, в совершении действийс какими-либо предметами, в контактах с другими людьми. Кроме того, маскировочныедействия могут быть направлены на сокрытие личных планов, оценок, отношений,т.е. сокрытие истинных психологических переменных в поведении преступника.Часто с целью маскировки участия в преступлении имитируются состояния подавленности,горя, отрицательных переживаний либо, наоборот, состояния оптимизма, радости,удовлетворенности. Причем экспрессия поведения тщательно согласовываетсяс передаваемой преступником дезинформацией о своих реальных действиях иотношением к событию преступления.

При маскировке субъект преступления,передавая дезинформацию работникам органов правопорядка, пытается достичьее правдоподобия, затруднить их работу по выявлению истинной картины противоправногодеяния. Именно недостаточная степень правдоподобности, расхождения в информации,передаваемой преступником, с объективными факторами происшествия частоведут к разоблачению маскировок. Важное значение для разоблачения маскировокиграет профессионально-психологическая (особенно коммуникативная) подготовленностьработников органов правопорядка. Она позволяет им по мельчайшим штрихамв поведении подозреваемых лиц, противоречиях в их высказываниях, невербальныхреакциях определить неискренность и склонность к представлению лживой информации.

Психология разоблаченияинсценировок и ложных алиби. Одной из разновидностей маскировок являетсяинсценировка. Обычно инсценировка включает в себя систему маскировочныхдействий для создания искусственной картины происшествия в целях сокрытияпреступления. Видоизменяя обстановку места происшествия, преступник преследуетцель создать у работников органов правопорядка и других лиц представлениео подлинности инсценируемого события, замаскировать истинное противоправноедеяние и воспрепятствовать расследованию преступления, привлечению виновныхк уголовной ответственности.

С психологической точки зренияинсценировка криминальной ситуации может быть охарактеризована как опосредованноемежличностное взаимодействие, возникающее в процессе расследования преступлениямежду двумя сторонами (противниками): следователем (а также другимиработниками органов правопорядка) и преступником - субъектом инсценировки.Инсценировка реализуется посредством активных воздействий субъекта инсценировкина противника (следователя и других работников органов правопорядка) сиспользованием передачи лживой информации о своих- истинных целях и намерениях,направленных на формирование искаженной картины криминальной ситуации.1

Различают следующие видыинсценировок, созданных с целью:

• "правдоподобного" представленияо мотивах преступной деятельности (мотивационные);

• "правдоподобного" представленияо способе преступной деятельности (операциональные);

• формирования "правдоподобного"образа относительно субъекта преступной деятельности (ролевые);

• формирования "правдоподобного"образа результата преступной деятельности (когнитивные инсценировки).

В качестве примера можнорассмотреть случай использования преступниками воздействия на других лицпутем применения приема ролевого инсценированного контакта.2

В стеклянные двери московскогомагазина верхней одежды - из тех, которые отгораживаются от случайных посетителейвысокими ценами, - вошел широкоплечий полковник в уставном плаще. Маленькое,семенящее сзади существо с перемотанным шарфом горлом явно обременяло егосвоим присутствием. - Кругом! Шагом марш! - скомандовал полковник преследователю.В армии, как известно, принято отдавать приказы таким тоном, чтобы у подчиненногорассеялись всякие сомнения в правоте начальника и возник энтузиазм службы.Лица продавцов приняли выражение, говорящее, что офицер выбрал не самоеудачное место для строевых занятий.

- Ну, пупсик! - ничуть неоробев, прошептало хрупкое создание, видимо, страдающее фолликулярной ангиной.- Ты же черт знает что выберешь! - Так с военачальником могла разговариватьтолько жена.

- Вернись в машину! Не разносиинфекцию!

Женский персонал магазинабросился тушить семейный скандал. Супруга получила заверение, что полковникаобслужат по высшему разряду. Протянув мужу внушительную пачку денег, женщинамолча удалилась. Деньги полковник равнодушно сунул в карман плаща. Послеэтого плащ был снят и небрежно брошен на кресло. Сверху на него упала фуражка.Проделав эти манипуляции, полковник отдал себя в распоряжение экспертоввнешнего вида. Полковник вертелся у зеркал, как барышня, и скоро совершеннопотерял боевой вид. От обилия одежд, ежеминутно натягиваемых на плечи,наэлектризованный китель начал недовольно постреливать. Офицер остановилсвой выбор на боярской шубе, подбитой горностаем.

- Все-таки пойду покажусьжене! - заявил полковник. - Пусть на меня из машины полюбуется. Ей нельзявыходить!

Предложение вызвало у продавцовсекундное замешательство. Шуба, конечно, была шикарная. Но, с дртой стороны,строевого полковника с благородной осанкой сложно было заподозрить в намерениисмыться с неоплаченным товаром. Тем более на кресле лежал плащ с пачкойденег в кармане. - О, да, конечно! - понимающе согласились продавцы.

 

 

1 См.: ШевченкоВ.М. Психология инсценировки как способа сокрытия преступления: Дисс. канд. псих. наук. - М., 1992.

2 Там же.

И шубу, и полковника, имеющегок армии не больше отношения, чем белогрудый пингвин, они видели последнийраз в жизни. После получаса бессмысленных ожиданий персонал магазина решилсяобследовать уставный плащ. Карман оказался распоротым. Сквозь дыру, какнесложно было догадаться, деньги транзитом проследовали в карман галифе.

Основной целью инсценировкиявляется попытка ее субъекта ввести в заблуждение, дезинформировать работниковорганов правопорядка и других лиц относительно истинной картины совершенногопреступления. Преступник пытается таким образом навязать компетентным лицаморганов правопорядка ложное представление о произошедшем событии, направитьход их мыслей в нужном ему направлении и побудить выдвигать версии, соответствующиеинсценировке. Причем действия инсценировщика могут быть направлены длямаскировки: преступного события в целом; отдельных обстоятельств совершенногопреступления (времени, места, способа, субъекта преступления, соучастникови т.д.); самого субъекта преступления и создания ему ложного алиби; преступногоумысла субъекта преступления.

Процесс формирования моделиинсценировки у преступника проходит ряд этапов:

1) определение цели инсценировки;

2) мысленное моделированиеи планирование инсценировки;

3) принятие решения по порядкупроведения инсценировки;

4) выбор и подготовка средствсокрытия, возможных вариантов аргументации своей непричастности к событиюпреступления;

5) реализации инсценировки;

6) оценка субъектом результатовинсценировки;

7) выбор линии поведениясубъекта после инсценировки.

Часто встречающейся разновидностьюинсценировки является ложное алиби. Суть его сводится к попыткампреступника убедить работников органов правопорядка в том, что он не имелфизической возможности совершить преступление, так как в период совершавшегосясобытия находился в другом месте. Ложное алиби создается самим преступником,а также, по договоренности, другими лицами, действующими в его интересах.Возможны два варианта действий преступников для создания ложного алиби:1) сокрытие преступниками времени совершения преступления посредством "размывания"границ его временных параметров (уничтожение следов, которые могут ориентироватьотносительно времени преступления, и т.д.); 2) изменения времени совершенияпреступления путем "смещения" его фактических временных параметров на болеепоздний или более ранний период. В этом случае преступнику обычно приходитсязаранее обдумывать более сложные инсценировки (например, распространениеслуха, что потерпевший в определенный период времени был жив, хотя фактическион был убит) или договариваться и инструктировать лжесвидетелей о своемложном алиби.

Разоблачение инсценировоктребует высокой профессиональной подготовленности работников органов правопорядка,проявления ими рефлексивности мышления, умения рассуждать о рассужденияхсубъекта преступления. Безусловно, позитивно сказывается опыт деятельностив должности сотрудника правоохранительных органов.

Часто разоблачение инсценировоксвязано с анализом личности подозреваемого в преступлении - субъекта инсценировки.Исследования показывают, что ошибки и просчеты в инсценировочных действияхмогут быть связаны с: недостаточностью знаний, в том числе специальных(юридических, медицинских и др.); недостаточностью умений и навыков; нехваткойвремени для подготовки и исполнения инсценировки; ограниченностью в выборетехнических средств; неподходящими условиями окружающей среды; неадекватнымэмоциональным состоянием преступника; недостаточной подготовленностью лжесвидетелейи другими факторами.

Учитывая возможность такихошибок, работникам органов правопорядка следует уделять при диагностикеинсценировки больше внимания противоречиям в представляемой инсценировщикоминформации и реальной обстановке, объективным особенностям людей (например,небольшой синяк на лице и утверждения преступника о нахождении после ударабез сознания в течение полутора часов).

Так, при ролевой инсценировке,связанной с переодеванием в форменную одежду милиции и "перевоплощением"в работника органов внутренних дел, следует обращать внимание на соответствиеодетой форменной одежды официально установленной милицейской форме. Большоезначение здесь приобретает диагностика полноты форменной одежды, правильногорасположения знаков различий, погон, петлиц, шевронов и т.п. Кроме того,диагностические возможности представляет анализ взаимодействия "оборотней".Вместо того чтобы применять стандарты общения, принятые в органах правопорядка(по специальному званию, имени и отчеству), псевдомилиционеры могут обращатьсяпо кличкам, применять слова из уголовного жаргона, неправильно употреблятьюридические термины, проявлять недостаточную культуру общения и т.д.

Разоблачение ложного алибичасто возможно при анализе результатов различных экспертиз (судебно-медицинской,криминалистической, в частности, трассологической и др.), а также данныхдопроса большого числа лиц, знавших предполагаемого преступника. Полезнопроведение различных следственных действий (очных ставок, предъявлениядля опознавания и др.), позволяющих расширить круг объективной информациио событии преступления.

 

8.16. Судебно-психологическая экспертиза

Сущность и значение судебно-психологическойэкспертизы. Разрешение специальных вопросов, возникающих перед следствиеми судом при необходимости оценки явлений, относящихся к психической деятельностилюдей, требует проведения судебно-психологической экспертизы, посколькуэто входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний.1

 

 

1 Одним из первыхк разработке общих проблем применения психологических познаний в уголовномпроцессе обратился М.М. Коченов в монографии "Судебно-психологическаяэкспертиза" (М., 1977). В дальнейшем появился ряд исследований, посвященныхболее углубленному изучению теории и методики отдельных направлений судебно-психологическойэкспертизы (Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.- М., 1983; Конышева Л.П., Коченов М.М. Использование следователемпсихологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних.- М., 1989; Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональныхсостояний. - Тюмень, 1997.; Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическаяэкспертиза. Методическое руководство. - Калуга, 1997; Сафуанов Ф.С.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998;и др.) Ряд новых проблем и направлений судебно-психологической экспертизы,возникших в связи с введением в 1996 г. Уголовного кодекса РФ, рассмотренв монографии Ситковской О.Д. Психология уголовной ответственности(М., 1998).

Изучение следственной и судебнойпрактики показывает, что в результате своевременного и обоснованного примененияспециальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющихобъективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступковлюдей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, их психологическиеособенности, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов,необходимых для справедливого и правильного разрешения уголовных дел.

Основная форма использованияспециальных психологических познаний в современном уголовном процессе -судебно-психологическая экспертиза, развивающаяся в соответствии с закрепленнымив законе (ст. 78,79 УПК РСФСР) общими принципами, регулирующими экспертнуюдеятельность по уголовным делам.

Судебно-психологическая экспертизаспособна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовногопроцесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния,квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д. Поэтомуиспользование специальных психологических познаний по конкретным уголовнымделам представляется важной гарантией от объективного вменения, как и отне менее значимой угрозы несправедливости наказания вследствие игнорированияили неполного учета определенных личностных свойств, влиявших на содержаниедеяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

В новом УК РФ (1996г.) последовательнопроведена идея соответствия уголовно-правовых последствий преступленияхарактеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершенияи личности виновного. Значительно расширено, уточнено по сравнению с предыдущимУК и детализировано использование понятий и терминов, относящихся к сферепсихологии, что вполне понятно, так как преступное поведение - разновидностьпроизвольного (управляемого) поведения.

В УК 1996 г. значительнорасширены предусмотренные законом задачи и пределы исследования по уголовномуделу личности обвиняемых и потерпевших (с выделением особенностей такогоизучения применительно к некоторым категориям личностей - несовершеннолетним,рецидивистам и пр.).

Законодатель достаточно смелоиспользовал данные психологии и для регламентации многих новых дефиниций,норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологическиетермины, воспринятые из психологической науки. Это например, "отставаниев психическом развитии, не связанное с психическим расстройством" (какобстоятельство, устраняющее уголовную ответственность); "уровень психическогоразвития, иные особенности личности несовершеннолетнего" (как обстоятельство,индивидуализирующее наказание); "обоснованный риск" (как обстоятельство,устраняющее преступность деяния); "садизм" (как обстоятельство, отягчающеенаказание) и др. В новом У К использованы базовые для уголовной ответственностии наказания понятия, требующие психологического анализа их содержания сучетом положений общей и юридической психологии. Например, вменяемость,возраст, с которого наступает уголовная ответственность, уголовная ответственностьвменяемых лиц с психическими расстройствами, разграничение неосторожнойвины и казуса, мотив преступления, личность и др. Установление многих изних требует проведения психологической экспертизы по конкретному уголовномуделу.

Сказанное объясняет значительнуюактуализацию проблем использования профессиональных психологических познанийкак при разъяснении, интерпретации, комментировании для следственной, прокурорской,экспертной, судебной практики положений нового закона, так и непосредственнопри производстве судебно-психологических экспертиз, научных консультацийпо конкретным уголовным делам.

Судебно-психологическаяэкспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы,состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологическихпознаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказыванияпо уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет,собственные объекты и методы экспертного исследования.

В предмет СПЭ входитобширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния,наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведениемв уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности,значимые для индивидуализации ответственности и наказания.

Объектами служат источникиинформации о психической деятельности человека - результаты экспериментально-психологическогообследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего,свидетеля), материалы уголовного дела, в том числе протоколы допросов,дневники, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертнойоценке и имеющие уголовно релевантное значение.

Методы СПЭ в большинствеслучаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специальноразрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным являетсяиспользование в рамках конкретной СПЭ комплекса методов, так какбудучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решитьпоставленный перед экс-, пертом вопрос. Именно комплексность, обеспечивающаямногостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, являетсяважнейшей характеристикой методики любого направления СПЭ.

Компетенция судебно-психологическойэкспертизы. Теоретически к компетенции судебно-психологической экспертизымогут быть отнесены любые вопросы психологического содержания (личностныеособенности, психические состояния обвиняемых, потерпевших, свидетелей),значимые для доказывания или имеющие непосредственное уголовно релевантноезначение, для решения которых необходимы специальные профессиональные познанияв области научной психологии. При этом необходимо иметь в виду, что жесткозафиксировать все психологические вопросы, которые могут возникать в связис расследованием конкретного уголовного дела, практически невозможно. Обозначимлишь основные направления судебно-психологической экспертизы, сделав акцентна вопросах, которые целесообразно ставить перед экспертами.

1. Исследование личностиобвиняемого непосредственно вытекает из закона и является обязательным(Ф.С. Сафуанов, О.Д. Ситковская и др.). В соответствии с общими началаминазначения наказания понятие индивидуализации охватывает в комплексе оценкудеяния, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающихответственность. Значимы здесь те личностные особенности, которые влиялина выбор и реализацию противоправного варианта поведения, затрудняли илиоблегчали его, а равно сказывались на отношении к содеянному.

Психологические особенностиличности могут быть по-разному связаны с совершенным преступлением. Однииз них могут играть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворенияпотребностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленностьличности, неуважение к человеческой личности и человеческому достоинству,сексуальная распущенность, агрессивность и пр.). Другие психологическиеособенности чаще только способствуют совершению преступления приналичии внешней неблагоприятной ситуации (слабоволие, подчиняемость, легкомыслие,низкий уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональнаявозбудимость, трусость и пр.). Наконец, многие психологические особенностиобвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления(например, увлечения, интересы лица, совершившего преступление в состоянииаффекта или неосторожное преступление и пр.).

Подлинно личностный подходс позиций справедливости в идеале требует изучения достаточно большогообъема свойств обвиняемого по большинству уголовных дел и включает в себяисследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих воснове поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных чертхарактера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностейинтеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательныхпроцессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучатьсяне все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие значениедля уголовного дела. В большинстве случаев бывает необходимо и достаточноисследовать те свойства личности обвиняемого, которые: а) указывают назакономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении;б) влияют на способность управлять поведением в конкретной ситуации; в)значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционноговоздействия.

Основные вопросы приэтом виде экспертизы:

• Каковы индивидуально-психологическиеособенности личности обвиняемого?

• Могли ли индивидуально-психологическиеособенности обвиняемого повлиять на его поведение в момент совершения противоправныхдействий?

• Имеются ли у обвиняемоготакие индивидуально-психологические особенности личности, как... (в зависимостиот обстоятельств конкретного дела - импульсивность, жестокость, агрессивность,эмоциональная неустойчивость, внушаемость, подчиняемость и др.)?

• Каковы индивидуально-психологическиеособенности личности обвиняемого с точки зрения прогноза опасности рецидиваи программы коррекционного воздействия?

2. Исследование психологическихмотивов конкретною преступного поведения (Ениколопов С.Н., КонышеваЛ.П., Ситковская О.Д. и др). Мотив -это признак субъективной стороны преступления.Его установление необходимо для разграничения составов, имеющих сходныепризнаки, например, хулиганство и причинение легких телесных поврежденийи др. В ряде случаев выяснение мотива имеет значение для доказывания виновности.Мотив преступления может учитываться в качестве отягчающего или смягчающегоответственность обстоятельства, свидетельствовать об отсутствии в действияхвиновного общественной опасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.